РАЗВИТИЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЮСШ)
учебно-методический материал по теме

Ульихина Вера Вячеславовна

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене.

Высокие достижения в любом виде спорта зависят не только от умения технично выполнять упражнение, но и от того, насколько уровень определенных физических качеств соответствует технике выполнения упражнения. Физическая подготовка служит базой, на которой строится техника движения и от которой зависит не только правильное ее становление, но и возможность совершенствования исполнительного мастерства [4].

В результате многочисленных исследований имеются самые обширные данные относительно специфики и особенностей развития физических качеств у лиц разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_razvitie_morfo-funktsionalnyh_sposobnostey.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивная школа»

РАЗВИТИЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЮСШ)

Методическое пособие  (доработанное)

Тамбов

2017

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания ТГТУ

   В.А. Гриднев,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры теоретических основ физического воспитания и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина
А.В. Сычев

Китманов В.А., Кейно А.Ю., Ульихина В.В..

Развитие морфо-функциональных способностей детей групп начальной подготовки занимающихся спортивной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ): Метод. Пособие.

В методическом пособии представлены данные опытно-экспериментальной работы по развитию морфо-функциональных способностей детей групп начальной подготовки занимающихся спортивной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ).

Значительное место в пособии уделяется развитию гибкости детей, как основного физического качества в подготовке гимнастов на раннем этапе тренированности.

Опубликованный материал предназначен тренерам-преподавателям, учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, осуществляющим подготовку юных гимнастов.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене.

Высокие достижения в любом виде спорта зависят не только от умения технично выполнять упражнение, но и от того, насколько уровень определенных физических качеств соответствует технике выполнения упражнения. Физическая подготовка служит базой, на которой строится техника движения и от которой зависит не только правильное ее становление, но и возможность совершенствования исполнительного мастерства [4].

В результате многочисленных исследований имеются самые обширные данные относительно специфики и особенностей развития физических качеств у лиц разного возраста.

Многие разработанные методики совершенствования двигательного потенциала относятся в основном к процессу физической подготовки спортсменов [29, 30].

Между физической и технической подготовкой – основными компонентами тренировочного процесса – имеется неразрывная диалектическая взаимосвязь. Несоответствие физических качеств технике выполняемого упражнения приводит к значительным трудностям в овладении данным двигательным навыком, а порой и к освоению его с грубыми ошибками. Следовательно, от правильного соотношения физической и технической подготовки спортсмена и будет зависеть его мастерство.

На важное значение физической подготовки обращали внимание многие специалисты, при этом подчеркивалась зависимость формирования двигательного навыка от степени развития физических качеств и указывалось, что при отсутствии достаточной физической подготовки упражнение осваивается медленно и добиться высокого мастерства исполнения не удается [6, 28, 33].

Диапазон сложности и разнообразия гимнастических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам разного возраста и подготовленности, а для овладения сложными хватает подчас всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся.

В настоящее время в связи с омоложением спорта и более ранней специализацией тщательнее изучается развитие морфо-функциональных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Одним из важных морфо-функциональных способностей является гибкость. И как выясняется на практике, гибкость следует целенаправленно развивать, начиная с 6-9 лет. Следовательно, развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста является приоритетной задачей физического воспитания.

Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствование морфо-функциональных способностей, т.е. физических качеств у детей 6-9 лет нуждается в экспериментальной разработке.

Исходя из того, что установление возрастных закономерностей развития физических качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста и использование эффективной методики их совершенствования во многом способствовали бы всесторонней физической подготовленности.

Среди различных видов двигательных способностей, казалось бы, незаметную роль играет гибкость. Но по данным последних исследований, гибкость следует относить к качествам, характеризующим здоровье и функциональную молодость человека [4, 13, 18].

Многочисленные методические рекомендации относятся к развитию силовых, скоростно-силовых, скоростных, координационных качеств, выносливости. Наверное, предполагается, что гибкость будет при этом развиваться сама по себе. Однако, это не так. Гибкость, как и прочие двигательные качества, будет развиваться только при соблюдении специальной методики. В связи с выше изложенным тема является актуальной.

Объектом исследования являются дети 7-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.

Предмет исследования – развитие гибкости у детей 7-9 лет в процессе тренировок в ОДЮСШ.

Предполагалось, что использование специально разработанного комплекса упражнений, при условии технически правильного выполнения, выбора объема и интенсивности работы, позволит увеличить гибкость детей 7-9 лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что специально разработанный комплекс упражнений на развитие гибкости в дальнейшем будет использован в качестве дополнительного материала в общеобразовательных школах, детско-юношеских спортивных школах.

Научная новизна заключалась в разработке и экспериментальной проверке методической последовательности развития гибкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ГЛАВА I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Цель и задачи исследования

Целью нашего исследования является совершенствование уровня развития гибкости у детей 6-9-летнего возраста на начальной этапе занятий спортивной гимнастикой.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить литературные данные по исследуемой проблеме;

2. Определить наиболее рациональные тесты для оценки уровня развития гибкости детей 6-9 лет;

3. Разработать и экспериментально проверить комплекс специальных упражнений для развития гибкости.

1.2. Методы исследования

Для решения поставленных исследовательских задач применялись следующие методы:

- анализ литературных данных специальной литературы;

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- метод математической статистики.

Анализ литературных источников

Анализ специальной научно-методической литературы по проблемам развития гибкости у детей 6-9 лет позволил определить условия повышения эффективности этого процесса. Также были систематизированы основные требования и методические указания для развития гибкости у детей этого возраста.

Дальнейшее изучение литературы позволило конкретизировать исследовательские задачи и предложить в качестве эффективного средства и совершенствования развития гибкости у детей 6-9 лет способностей управлять своими движениями.

Педагогические наблюдения

Применение данного метода заключалось в том, что в практической работе на тренировках по гимнастике у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводились систематические наблюдения за выполнением занимающихся упражнений на развитие гибкости.

Это позволило определить условия обучения упражнениям на гибкость, разработать экспериментальную методику занятий, кроме того, педагогические наблюдения были направлены на выявление конкретных сторон содержания и методики проведения тренировок у юных гимнасток.

Метод контрольного тестирования

Применение этого метода заключалось в том, что были определены контрольные упражнения, выполнение которых давало бы показатели развития гибкости.

В качестве таких тестов были выбраны следующие упражнения:

- выкрут скакалки из основной стойки, скакалка внизу. Данное упражнение характеризует гибкость в плечевых суставах. Измеряется расстояние от большого пальца правой руки до большого пальца левой руки; (результат фиксировался в см).

- наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе и позвоночном столбе. Измеряется расстояние от края скамейки до третьего пальца руки; (результат фиксировался в см).

- «мост» из положения лежа на спине. Данное упражнение характеризует гибкость в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночного столба и общий уровень подвижности суставов. Измеряется расстояние от пальцев рук до пяток; (результат фиксировался в см).

- «шпагат» продольный. Данное упражнение характеризует гибкость в тазобедренном суставе. (Результат фиксировался в см).

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент заключался в том, что были отобраны две группы – экспериментальная и контрольная.

В начале эксперимента в обеих группах было проведено предварительное тестирование уровня развития гибкости. Результаты фиксировались и подлежали сравнению.

Контрольная группа занималась по программе предусмотренной для детско-юношеских спортивных школ. В экспериментальной группе проводились занятия по предложенной нами методике.

По истечении срока педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено повторное тестирование уровня развития гибкости. Результаты сравнивались, по ним определялась эффективность методики развития гибкости.

Метод математической статистики

Статистическая обработка проводилась по методике Б.А. Ашмарина.

В полученных результатах выполнения контрольных упражнений рассчитывалась средняя величина для каждой группы по следующей формуле:

,

где V – сумма результатов выполнения упражнения в группе;

n – число детей в группе, в которой проводилось тестирование.

Далее по методу Н.А. Толоконцева производилось определение величины среднеквадратического отклонения по следующей формуле:

,

где Vmax – максимальные результаты в группе;

Vmin – минимальные результаты в группе;

K – коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпетта, K=3,08.

Следующая статистическая величина, которая определялась по формуле:

,

где m – средняя ошибка среднего арифметического;

       σ – среднеквадратическое отклонение;

       n – число участников в группе.

Потом определялось значение средней ошибки разности по следующей формуле:

,

где Mk и Mэ – средние величины в группах эксперимента;

mk и mэ – значение средней ошибки среднего арифметического в группах эксперимента.

Далее по таблице определяли статистическую достоверность различия результатов в группах эксперимента по распределению Стьюдента.

Для этого, помимо значения средней ошибки разности нам необходимо определить значение следующего коэффициента:

C=n1+n2-2, где n1 и n2 – число детей в группах эксперимента.

При этом, если соблюдается условие, что статическая достоверность различия результатов в контрольной и экспериментальной группах меньше заданной величины 0,05 (P<0,05), то можно утверждать, что различия в результатах в группах эксперимента имеют статистическую достоверность.

1.3. Организация исследования

Работа проводилась в три этапа, в период с января  2016 года  по июнь 2017 г. на базе экспериментальной площадки ОДЮСШ и лаборатории функциональной диагностики кафедры теории и методики спортивных дисциплин ИФКиС ТГУ им. Г.Р. Державина.

На первом этапе после согласования темы по хоздоговорным исследованиям проводилось изучение литературных источников, разрабатывался предварительный план работы, определялись основные направления экспериментальных разработок. Это позволило изучить состояние исследований по вопросам развития гибкости.

В результате были определены основные задачи исследования, разработана рабочая гипотеза, намечены пути разрешения основных проблемных моментов.

На втором этапе проводилась проверка предпосылок разработки рабочей гипотезы исследования, тестирование и опробование разработанного комплекса специальных упражнений на развитие подвижности в плечевом, поясничном и тазобедренном суставах.

На третьем этапе исследования происходила обработка и интерпретация полученных экспериментальных данных, выявлялись закономерности в развитии гибкости у детей 6-9 лет.

ГЛАВА II. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Гибкость – как физическое качество

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических и акробатических упражнений требует хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще зависят от уровня развития этого качества [13].

Значение гибкости заключается в том, что при оптимальном уровне ее развития, спортсмен имеет возможность быстрее и лучше овладеть рациональной и спортивной техникой, экономичнее использовать силу, быстроту, выносливость, координационные способности и при прочих равных условиях, достичь наилучших практических результатов [34].

По мнению большинства авторов под гибкостью понимают способность человека полностью использовать потенциальную анатомическую подвижность одного или нескольких сочленений при выполнении различных упражнений. Гибкость относится к морфо-фукциональным свойствам опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Это качество характеризуется способностью выполнять суставные движения с большой амплитудой [13, 19, 34].

Основные задачи по развитию гибкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста заключаются в том, чтобы, во-первых, обеспечить ее совершенствование применительно к требованиям спортивной специализации и, во-вторых, сохранить ее показатели в достигнутом уровне. Оптимальная степень развития гибкости у детей 5-8 лет характеризуется в частности тем, что доступный ему размах движений несколько превышает размер амплитуд в некоторых упражнениях. Это так называемый, «запас гибкости» позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движений свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему упражнение выполняется без излишних напряжений, более экономично. Резервная гибкость служит, кроме того, одной из важных гарантий против травматизма. Также, приобретение определенных двигательных навыков и развитие других физических качеств осваивается быстрее [22, 20, 29].

Как известно, различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – максимально возможная подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя силу своих мышц. Активное движение выполняется за счет мышечных групп, проходящих через данный сустав [13].

Пассивная гибкость – максимально возможная подвижность в каком-либо суставе, которую спортсмен в состоянии продемонстрировать с помощью внешних сил, и создаваемых партнером, снарядом, отягощением [13].

Специалисты подразделяет гибкость на общую и специальную. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности или отдельном виде спорта [7].

Виды гибкости взаимосвязаны: улучшение пассивной подвижности создает условие для совершенствования подвижности активной, а по уровню развития активной подвижности, непосредственно оценивается состояние гибкости ребенка. Показатель гибкости при пассивных формах ее проявления, обычно превышают ее показатели в активных движениях. Чем больше эта разница, тем больше резервная растяжимость, а, следовательно, и возможность увеличения амплитуды активных движений. Эта разница, как правило, уменьшается в процессе спортивного совершенствования гибкости и силовых способностей спортсмена [17, 29].

Чтобы обеспечить оптимальное состояние гибкости и ведущих двигательных способностей спортсмена, бывает необходимо предупреждать отрицательные воздействия, возможные в процессе их развития. Этому приходится уделять особое внимание, где требуется высокая подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата в условиях предельных статических и динамических силовых напряжений [22].

Подвижность суставов тесно связана с силой мышц. Причем связь эта взаимна. При хорошей подвижности, а значит и растянутости мышц может быть произведено большее по амплитуде  движение в суставе [20].

Состояние пассивной гибкости может оказывать влияние на проявление силовых качеств, чем больше подвижность в суставах, тем более растянутыми оказываются мышцы, и значит, тем большую динамическую и скоростную силу они могут проявлять при прочих равных условиях. Эта закономерность справедлива и для отношения гибкости и статической силы. Однако здесь она проявляется опосредованно, чем больше пассивная подвижность, тем при большем количестве положений углов в суставе может быть проявлена статическая сила.

Между активной гибкостью и силовыми качествами прослеживается прямая и обратная связь:

1. Чем больше активная гибкость, тем при большем количестве положений в суставе может быть проявлена статическая сила, и тем меньше угол в суставе, при котором может быть осуществлено статическое напряжение, но чем больше уровень статической силы, тем больше на суставной амплитуде может быть зафиксировано углов;

2. Чем больше медленная динамическая сила, тем на большее расстояние может быть осуществлено соответствующее медленное движение в суставе.

Активная гибкость также связана со скоростной силой. Силовые способности – это важный компонент, который приходиться учитывать при развитии гибкости. В целом же, гибкость нужно рассматривать, как органическую сумму пассивной подвижности в суставах и силовых качеств осуществляющих в них движения по наибольшей амплитуде или фиксацию определенного угла [24, 37].

В многолетнем плане весь процесс развития гибкости можно разделить на три этапа:

1 этап – «суставной гимнастики» 6-8лет;

2 этап – специального развития подвижности в суставах 9-15лет;

3 этап – поддержание подвижности в суставах на достигнутом уровне.

Задачами первого этапа – развития «суставной гибкости» являются:

- повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах;

-   укрепление самих суставов;

- тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластичных свойств и создание прочности мышц и связок [34].

Прежде, чем приступить к развитию гибкости, нужно учитывать некоторые особенности этого качества.

Гибкость, как известно, зависит от:

- морфо-функциональных свойств суставного и нервно-мышечного аппарата;

- возраста: обычно у детей наибольшая, а с возрастом гибкость снижается, наиболее оптимальным условием ее развития 7-11лет;

- пола: подвижность суставов у девочек больше, чем у мальчиков, мальчики отстают от девочек в развитии этого качества 20-30%;

- времени суток: наименьшая гибкость наблюдается утром, после сна, затем она постепенно увеличивается, достигая предельных величин днем, а к вечеру снова снижается;

- изменяется под влиянием утомления, показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются;

- активные движения повышают эластичность и температуру мышц - гибкость улучшается, пассивный отдых – охлаждает тело, ухудшая гибкость;

- температура и особенности окружающей среды.

Задача второго этапа:

- развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе – улучшение спортивных результатов.

Задачи третьего этапа, который является основным на всех этапах развитие гибкости – предупреждение ее регресса. Он состоит в том, чтобы:

- не допустить ухудшение гибкости, причиной которой может стать прекращение или чрезмерное уменьшение нагрузок, способствующее ее развитию;

- предотвратить уменьшение размаха движений, который может произойти под влиянием гипертрофии мышц, и других специфических морфо-функциональных изменений;

- отдалить возрастной регресс гибкости, сохранив оптимальную подвижность основных звеньев опорно-двигательного аппарата в процессе многолетнего спортивного совершенствования [19, 27, 32].

Важно учитывать, что возрастная эволюция подвижности в суставах при отсутствии противодействующих мер начинается чрезвычайно рано – уже в детском возрасте. Благодаря постоянному развитию гибкости, можно в принципе не только уменьшить степень ее возрастного регресса, но и как бы отодвинуть его начало на многие годы [23].

Таким образом, гибкость и ее развитие зависят от различных факторов и их нужно обязательно учитывать при работе с детьми.

  1. Физиологические и психо-эмоциональные особенности

детей дошкольного и младшего школьного возраста

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны определенные особенности морфо-физиологических показателей организма. Внутренняя структура органов тела в 5-9 лет определяется почти полностью и в дальнейшем большей частью происходит процесс роста и совершенствования функций организма и систем.

Развитие костной ткани еще не закончено и процессы окостенения еще не завершены. Позвоночник соответствует форме взрослого человека, но костная система относительно слаба, суставы очень подвижны, много хрящевой ткани [28].

Интенсивное утолщение стенок костей и повышение их механической прочности идет до 10-ти лет. Костная система, связки суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в различных направлениях. Большое количество костей защищает от ударов и повреждений спинной и головной мозг, а также внутренние органы [33, 31].

В 7-10 лет происходит фиксация в шейном и грудном отделах позвоночника. Позвоночник отличается гибкостью и подвижностью. Следует принимать во внимание и незаконченное сращение тазовых костей, вследствие чего таз еще не способен выдерживать значительных нагрузок [36].

В целом скелет детей этого возраста характеризуется высокой эластичностью, что всегда является угрозой его деформации при нарушении гигиенических норм. Так как костная система еще недостаточно совершенна, то механические воздействия при физической нагрузке могут легко деформировать кости и вызвать их искривление. Неправильное положение тела и постоянные мышечные нагрузки, особенно односторонние в этом возрасте могут привести к искривлению позвоночника. Все это следует учитывать в учебно-тренировочном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста [32, 34].

Мышечная система этого возраста способствует закреплению отдельных частей тела в определенных положениях и изменяет это положение, то есть производит движение, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений, охлаждает костную систему, внутренние органы. Мышцы в этом возрасте развиты относительно слабо и составляют 20-22% массы тела. Они богаче водой и беднее белковыми веществами и жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В 9-10 лет заканчивается созревание мышечных волокон, распределенные в них миофибриллы становятся более плотными. В период с 3 до 7лет за счет продолжающейся фибрилизации возрастает длина и толщина мышечных волокон. В возрасте 6-9 лет имеется хорошо выраженная синхронность работающих мышц. В этот период происходит непрерывное формирование двигательной системы. Необходимо развивать все группы мышц сгибателей, которые слабо развиты, и укреплять всю мышечную систему, сочетать упражнения силового характера с упражнениями на гибкость [24, 36].

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников и младших школьников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма и повышение потребности тканей снабжения кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровообращение у ребенка относительно быстрее, чем у взрослого человека, но путь, скорость кровообращения больше [14].

Деятельность дыхательного аппарата характеризуется рядом особенностей. Верхние дыхательные пути у детей 7-10 лет относительно узкие, и их слизистая оболочка при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежные. Конусообразное расположение грудной клетки, горизонтально расположенные ребра и слабо развитая дыхательная мускулатура обуславливает частое, неглубокое дыхание, меньшую вентиляцию легких в состоянии покоя. Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающей в единицу времени, у детей относительно большая, чем у взрослых. Дыхательный ритм учащенный, характерно высокое эластическое и не эластическое сопротивление дыханию. Поэтому дыхательные мышцы затрачивают на вентиляцию легких относительно много энергии. Важное значение, имеет условно-рефлекторное действие, опережающее усиление системы дыхания и кровообращения до начала выполнения работы. Следует помнить, что дети дошкольного и младшего школьного возраста при совершении мышечных усилий склонны задерживать дыхание. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, то есть 20-24 раза в минуту, а не 16-18 раз, жизненная емкость легких 800-900см [25, 26].

Нервная система детей этого возраста недостаточно развита и не готова к выполнению своих многочисленных функций. Физиологическая деятельность головного мозга имеет свои особенности. У детей 9-10 лет возрастает сила и подвижность нервных процессов. В этот период внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры повышается. Дети могут сосредоточить свое внимание на определенном объекте в течение 30 минут. Уменьшается значение внешнего торможения, то есть внезапно возникший внешний раздражитель не столь сильно влияет на образовавшийся условный рефлекс, как в предыдущие годы.

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание и память. Дети уже достаточно владеют основными движениями, начинается формирование разнообразных способов выполнения многих физических упражнений. Усиливается проявление самостоятельности, возникают творческие идеи, новые способы действия. Они больше обращают внимание на особенности разучивания физических упражнений, которые эмоционально окрашены и воспринимаются лучше [33].

2.3. Анатомо-физиологические обоснования развития гибкости

В специальной литературе выделяют так же такой вид подвижности, как анатомическая или скелетная подвижность, определяемую ориентировочно теоретическими вычислениями. Анатомическая подвижность, определяемая таким образом, относительно постоянна и дает возможную приблизительную амплитуду движения в том или ином суставе.

Степень подвижности в суставах принято определять в первую очередь формой суставов и соответствием сочленяющихся поверхностей. От растяжимости, эластичности суставных связок, сухожилий и мышц, проходящих около того или иного сустава, а также от силы последних зависит, в какой мере занимающийся сможет использовать анатомически сложившийся радиус действий [36].

К основным элементам сустава относится:

- суставные поверхности, соединяющихся костей;

- суставная капсула;

- полость сустава;

- синовиальная жидкость.

Соединяющие в суставе поверхности кости покрыты слоем гиалинового, реже, волокнистого хряща, гладкая поверхность которого обращена в полость сустава, облегчает движение одной кости относительно другой. Благодаря, эластичным  свойствам хряща, его способности деформироваться, увеличивается подвижность в суставах и смазка суставных поверхностей под давлением. Определенную роль играют микроскопические особенности строения суставного хряща [23].

Поверхности хрящей обычно конгруэнтны, то есть по своей форме соответственны друг другу: если на одной кости имеется выпуклость то на другой, сочленяющееся с ней – вогнутость. Суставная капсула имеет два слоя: наружный – фиброзный, внутренний – синовиальный. Добавочным образованием в суставах являются синовиальные складки и ворсинки, внутрисуставные диски, мениски и суставные губы, а так же связки. Синовиальные складки – роль амортизатора, ворсинки – источник образования и резорбции синовиальной жидкости. Мениск улучшает конгруэнтность костей, амортизацию толчков и сотрясений, способствует разнообразию движений. Суставные губы – более равномерное давление одной кости на другую.

В укреплении сустава играют роль следующие факторы:

- натяжение вспомогательных связок. Связки играют роль тормоза, ограничивающего подвижность соединяющих костей. С помощью упражнений увеличивается эластичность связочного аппарата и степень подвижности в суставе;

- тяга мышц, проходящих около того или иного сустава;

- атмосферное давление;

- примыкание одной суставной поверхности к другой (Иваницкий М.Ф.).

Как известно, по своей форме суставы классифицируются на шаровидные (более подвижные), эллипсовидные, седловидные, блоковидные, цилиндрические и плоские [36].

В тестировании использовались плечевой, поясничный и тазобедренный суставы, по своей форме являющиеся шаровидными. Эти суставы имеют три оси вращения:

а) поперечную – возможно сгибание и разгибание;

б) передне-заднюю – отведение и приведение;

в) вертикальную – пронация и супинация.

Также в этих суставах возможны другие движения [28].

Степень подвижности в суставе зависит от соответствия сочленяющихся поверхностей. Чем это соотношение больше, тем подвижность в суставе меньше и наоборот. Степень подвижности в соединении костей зависит от особенностей строения этих соединений. Она неодинакова и у людей различного возраста, пола, индивидуальных особенностей и степени тренированности.

У девочек подвижность больше, чем у мальчиков, и у лиц молодого возраста больше, чем у лиц пожилого возраста. На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью [28].

На величину подвижности оказывает влияние степень растяжимости тех мышц, которые находятся на стороне противоположной движению, а также сила мышц, производящих данное движение. Чем эластичнее первое и сильнее второе, тем амплитуда движений в данном суставе больше и наоборот. Фактически же размах движений ограничивается, прежде всего, напряжением мышц – антагонистов. В силу этого, показатели гибкости зависят от способности сочетать расслабление растягиваемых мышц, с напряжением мышц, производящих движение. Но развитие гибкости не сводится к совершенствованию межмышечной координации, а включает ряд специфических морфо-функциональных изменений на основе улучшения эластических свойств мышц и связок [12, 20, 33].

От суставов позвоночника зависит гибкость всего нашего тела. Позвоночный столб составлен из скрепленных между собой отдельных костных частей позвонков. Их способность смещаться относительно друг друга позволяет наклоняться вперед, в сторону, прогибаться назад. Между позвонками находятся упругие диски, состоящие из студенистого ядра и окружающего его волокнистого хрящевого кольца. Студенистое ядро – особенно упругая часть диска – как бы стремится раздвинуть окружающие его позвонки и достигает этого, когда нагрузка на позвонки непродолжительна [37].

Чем толще, пластичнее межпозвоночные диски, тем гибче позвоночник и его отделы. Наиболее подвижен поясничный  отдел: здесь расположены самые толстые межпозвоночные диски. А самые тонкие из них находятся в средней части грудного отдела – здесь подвижность позвонков меньше всего. В шейном отделе позвоночные диски тоже довольно тонкие, но высота позвонков здесь гораздо меньше, поэтому и гибкость шеи почти такая же, как и поясничного отдела [36].

Показатели гибкости позвоночника и его отделов могут заметно отличаться у разных людей. При малой гибкости угловые смещения позвоночника регулируются в основном связками, идущими вдоль позвоночника. У тех, кто обладает значительной гибкостью, в работу вступают мышцы туловища, которые более растяжимы. Связки обеспечивают определенное положение костей относительно друг друга, но в то же время это своеобразная мягкая «арматура», за счет своей эластичности позволяет суставу двигаться достаточно свободно [14].

Известно, что в состав ткани, связок и сухожилий входит коллогеновые и эластичные волокна. Первые из них обеспечивают прочность связок, а вторые – эластичность. Причем кологеновых волокон в сухожилиях и связках больше, чем эластичных. Но у разных людей содержание коллогена и эластина в связочной ткани может заметно отличаться в зависимости от особенности конструкции и возраста. Этим, в частности, обусловлена большая или меньшая «исходная» гибкость каждого человека [33, 38].

Рассматривая основные факторы, определяющие подвижность в суставах, вряд ли возможно развитие этого качества без вмешательства в деятельность центральной нервной системы. Можно полагать, что в основе этого качества лежит генетическая сбалансированность, координирующих функций продолговатого и среднего мозга, предопределяющих уровень пластического тонуса и, в конечном счете, эластичность мышц [31].

Работой мышц управляет нервная система, посылая определенные сигналы. И от того, насколько точно она осуществляется, во многом зависит способность мышц удлиняться под действием растягивающих сил. А это один из основных показателей гибкости. Для выполнения движения с большой амплитудой нужно, чтобы мышцы антогонисты находились в противоположном состоянии. Именно способность центральной нервной системы четко координировать друг с другом процессы возбуждения и торможения, напряжения и расслабления позволяет добиться развития гибкости [5].

С другой стороны, тренировки на растягивание как бы «приучают» нервно-мышечную систему к увеличенному размаху движений. В результате возбуждения мышц, сокращающие ее, и тем самым ограничивающие размах движений, наступает значительно позже. Гибкость способна увеличиваться под влиянием эмоционального подъема, стресса, сильного возбуждения и также в этом большая роль принадлежит центральной нервной системе [27, 29].

Таким образом, при развитии гибкости нужно учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося, определять доступные нагрузки, чтобы не травмировать детский организм.

2.4. Методика развития гибкости

Развивая подвижность в суставах, следует работать над растянутостью и эластичностью мышц. Развивая подвижность с помощью специальных упражнений, совершенствуется не только система кровообращения в них, но и косвенно изменяется система их питания и установления специфических регуляторных отношений с центральной нервной системой, с вегетативной системой, вызывая общефункциональное совершенствование [8].

Общая подвижность в суставах приобретается в процессе выполнения многочисленных разнохарактерных упражнений, направленных на всестороннее физическое развитие. Среди общеразвивающих упражнений, много развивающих подвижность в суставах. Это различные наклоны, вращения, взмахи и тому подобное, выполняемые с наиболее максимально возможной амплитудой [34].

Динамические упражнения в растягивании выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. При этом избегают в начале резких движений. Только заключительные повторения можно повторять резко [18].

Статические упражнения «в растягивании» выполняются с постепенным увеличением времени «выдержек» - от нескольких до десятков секунд. Диапазон этих дозировок меняется в зависимости от задач воспитания гибкости, индивидуальных особенностей ее развития, уровня предварительной подготовки, возраста и особенностей применяемых упражнений. Упражнения «в растягивании» могут включаться во все части тренировочного занятия при условии, если они целесообразно сочетаются с другими его элементами и дозированы согласно общим правилам нормирования нагрузки [16].

В процессе выполнения упражнений на гибкость стремятся довести размах движений во всех основных звеньях и направлениях до рационального максимума, который определен, в конечном счете, закономерностями гармонического совершенствования опорно-двигательного аппарата и зависит вместе с тем от принятых критериев спортивного мастерства, в том числе эстетических (выразительность движений). При этом также учитывается зрелищный эффект [19].

В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:

-быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой и давать целевую установку: «ниже», «достать предмет», «выше»;

- быть доступными для занимающихся.

К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности,

относятся:

- пассивные движения, выполняемые с помощью партнера;

- пассивные движения, выполняемые отягощением;

- пассивные движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора;

- пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы;

- пассивные движения, выполняемые на снарядах (вес собственного тела);

- активные движения (различные махи, рывки, наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами;

- статистические упражнения (удержание конечности в отведенном до предела положении в течение 3-5 секунд).

Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости связочно-мышечного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность [32].

Добиться увеличения активной подвижности, в каком-либо движении,

можно двумя путями:

- за счет увеличения пассивной подвижности;

- за счет увеличения максимальной силы.

Для развития активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.

Для развития активной подвижности применяют упражнения с внешним сопротивлением:

- вес предметов;

- противодействие партнера;

- сопротивление упругих предметов;

- статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3-4 секунды [30].

Развивая  активную подвижность в суставах, большое место, надо отдавать силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности [15].

Специалистами установлено, что использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышают эффект тренировки до 10%. Причем эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах. В связи с этим в комплексы упражнений для развития гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению и, следовательно, к растягиванию [24].

Заключение по обзору

В научно-методической литературе достаточно четко раскрыты особенности развитие гибкости, выделены средства и методы развития подвижности в суставах.

Выяснив, существенную специфику условий двигательной деятельности, была построена система, обеспечивающая соответствующую физическую подготовку детей 6-9 лет к особым формам движений, особым характерам двигательной деятельности, к целой сумме тех особенностей, которые преобладают в спортивной акробатике [3].

Специалистами рекомендовано, что к выбору специальных упражнений в тренировках по развитию гибкости с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо подходить избирательно, учитывая при этом функциональные возможности занимающихся и выявлением эффективных специальных упражнений [1].

Однако отсутствие методических рекомендаций и практического опыта не позволили нам выявить оптимальные объемы средств развития гибкости для поддержания подвижности в суставах у детей 6-9 лет в режиме основных тренировочных нагрузок.

Только после этого можно решать и общие принципиальные вопросы планирования тренировочного процесса по периодам и этапам подготовки, и частные вопросы обеспечения готовности к овладению каким-либо гимнастическим элементом [16].

Отсутствие полного объема научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств развития гибкости в занятиях с детьми 6-9 лет дают основание проводить исследование в этом направлении.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Обоснование экспериментальной методики,

направленной на развитие гибкости

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Значительное уменьшение ее, отмечается у людей старше 50-ти лет и резкое – после 60-ти лет. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связовочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе воспитания гибкости. Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма [17, 24].

Однако, большой эффект в развитии гибкости достигается в том случае, когда целенаправленно его начинают осуществлять уже в возрасте 6-11 лет. В 14 лет и позже, если естественные возрастные предпосылки своевременно не были использованы, подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

В возрасте 6-9 лет подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей этого возраста.

Необходимо отметить, что приближение уровня подвижности в суставах к анатомически возможному пределу связано с насильственным растягиванием мышечно-связочного аппарата, при котором преодолеваются сильные болевые ощущения. Этот метод стал неотъемлемой составной частью совершенствования гибкости. Использование насильственного растягивания имеет несомненное преимущество перед другими режимами работы для развития пассивной подвижности в суставах, однако в развитии активной формы по всем показателям значительно уступает эффективности активного и смешанного режимов тренировки [6].

В то же время явное улучшение гибкости происходит в случае, когда наряду с этими активными режимами используется насильственное растягивание, которое обеспечивает большую (анатомически возможную) подвижность в суставах.

Развивая активную гибкость, большое место отводилось силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Упражнения с преимущественным воздействием на растягивание выполнялись постепенно, увеличивая амплитуду. Комплексное использование этих упражнений способствовало не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности. В процессе развития гибкости применялись также пассивные упражнения, в которых движения осуществлялись с помощью партнера.

Таким образом, применение разных режимов в отдельности не дает должного результата, важно их соотношение.

Обоснование эффективности экспериментальной методики проводилось путем сравнения полученных данных педагогических исследований двух опытных групп.

В ходе педагогического эксперимента были разработаны упражнения для улучшения подвижности в суставах, которые выполнялись с детьми 6-9 лет на тренировках по спортивной гимнастике.

3.2. Влияние экспериментальной методики

на развитие гибкости у детей 6-9 лет

На первом этапе педагогического эксперимента было проведено массовое обследование детей 6-9 лет начальной подготовки. Из числа обследуемых были созданы две группы – контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. Тесты на гибкость проверялись в обеих группах, по следующим контрольным упражнениям: выкрут скакалки; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке; «мост» из положения лежа на спине; «шпагат» продольный. Результаты фиксировались в см.

В каждой группе занимающиеся показали приблизительно одинаковые результаты в тестовых испытаниях.

Дети контрольной группы тренировались в соответствии с методическими рекомендациями для этого возраста по обычному плану типовой программы, предусмотренному для детской спортивной школы.

Занимающиеся экспериментальной группы тренировались 3 раза в неделю по два академических часа, выполняли на тренировках специальные упражнения на гибкость, необходимых для эффективного и более качественного выполнения.

Анализ полученных результатов занимающихся перед началом эксперимента, в которых использовались контрольные упражнения, показывает, что по всем четырем показателям, испытуемые контрольной и экспериментальной группы не являются статистически достоверными (P>0,05). Это позволяет говорить об однородности контрольной и экспериментальной групп (табл. 1).

Таблица 1

Результаты предварительного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)

п/п

Контрольные упражнения

Группы

(n=20)

Статистические показатели

Достоверность различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут скакалки

контрольная

60,1

5,24

1,84

0,8

>0,84

экспериментальная

60,6

5,39

1,64

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

10,7

3,08

0,97

0,07

>1,0

экспериментальная

10,9

3,08

0,97

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

50,9

4,87

1,54

0,04

>1,0

экспериментальная

52,0

4,87

1,54

4.

«шпагат» продольный

контрольная

11,2

2,98

1,2

1,1

>1,0

экспериментальная

11,7

2,98

1,2

В экспериментальной группе для развития гибкости были использованы три специально разработанных комплекса. Первый комплекс, включал в себя 10 упражнений на развитие гибкости в плечевом суставе, второй комплекс – 11 упражнений на развитие гибкости в поясничном отделе, третий комплекс – 10 упражнений на развитие подвижности в тазобедренном суставе. Упражнения выполнялись с постепенным увеличением амплитуды, темпа и количества повторений.

Методика развития гибкости на занятиях в спортивной школе заключалась в чередовании максимальных напряжений с последующим расслаблением отдельных частей тела, постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других. При этом мы соблюдали основное методическое требование – выполнять упражнение до появления легко терпимой боли.

Повторное тестирование было проведено через год на втором этапе педагогического эксперимента. В результате чего нами были  получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Результаты повторного тестирования

детей 6-9 лет (средние данные)

п/п

Контрольные

упражнения

Группы

(n=20)

Статистические

показатели

Достоверность

различий

M

±σ

±m

t

P(t)

1.

Выкрут

скакалки

контрольная

57,1

5,89

1,94

1,1

>0,05

экспериментальная

52,2

8,34

2,66

2,20

<0,05

2.

Наклон вперед, стоя на гимн. скамейке

контрольная

7,0

2,66

0,92

2,1

<0,05

экспериментальная

5,6

2,92

0,92

2,8

<0,05

3.

«мост» из положения лежа на спине

контрольная

47,8

4,85

1,53

0,9

>0,05

экспериментальная

40,2

3,88

1,22

1,4

>0,05

4.

«шпагат»

продольный

контрольная

7,2

2,97

0,99

2,0

<0,05

экспериментальная

5,4

3,11

1,0

3,15

<0,05

Статистический анализ результатов повторного тестирования показал, что в обеих группах происходили положительные изменения в уровне развития гибкости детей, однако темпы их прироста были разными. Так, в контрольной группе – «выкрут скакалки» – упражнение для развития подвижности в плечевых суставах, результат улучшился на 4,9%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 34,5%; в положении «мост» – на 6,1%; в продольном «шпагате» – на 17,8%. Отмечены достоверные различия в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке и в продольном «шпагате» (P<0,05).

В экспериментальной группе произошли следующие изменения: в упражнении «выкрут скакалки» результат улучшился на 15,5%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 48,6%; в положении «мост» – на 22,7% (P>0,05); в продольном «шпагате» результат вырос на 53,8%. Сдвиги большинства результатов изучаемых показателей статистически достоверны (P<0,05).

Это позволяет говорить о том, что влияние экспериментальной методики оказало более значительное влияние на развитие гибкости детей 6-9 лет, занимающихся гимнастикой в спортивной школе.

Как показывает анализ научно-методической литературы и проведенный педагогический эксперимент, что актуальной задачей, стоящей перед системой физического воспитания является развитие у детей двигательных качеств, среди которых не последнее место занимает гибкость. Ее значимость определяется не только тем, что данное качество относится к важной характеристике здоровья и функциональной молодости человеческого организма, но и тем, что высокий уровень развития гибкости служит предпосылкой для успешного овладения различным арсеналом двигательных действий и спортивных упражнений [31].

Специалистами установлено, что сама по себе гибкость представляется, как способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Различное проявление гибкости позволяет выделять две ее составляющие: активную гибкость – проявляется за счет силы сокращения мышц, участвующих в конкретном движении, и пассивную гибкость – определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил.

Развитие гибкости определяется эластичными свойствами мышц, строением суставов, связок, равно как и особенностями центрально-нервной регуляции тонуса мышц [18].

В нашей работе общие задачи, решаемые при направленном воздействии на гибкость, сводились к обеспечению развития подвижности в суставах в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата и для предотвращения, насколько это возможно, утраты достигнутого оптимального уровня ее развития. Мы не стремились к максимальному развитию гибкости, так как в этом случае имеется возможность получения ребенком травм. Проводя процесс совершенствования гибкости, мы руководствовались общедидактическими методами: дозирования нагрузки, систематичности тренировочного процесса.

Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что экспериментальная группа превзошла контрольную в системе изучаемых показателей в среднем на 19,3%.

Такие эффективные изменения в экспериментальной группе произошли  вследствие применения специальных упражнений для развития гибкости детей 6-9 лет в спортивной гимнастике.

Дальнейшее использование данной методики в обеих группах на тренировочном этапе позволило повысить качество учебно-тренировочной работы, повысился уровень выполнения разрядов обучающимися.

Так, на начало эксперимента в экспериментальной группе 50% - имели первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда. В контрольной группе 40% - имели первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда.

По окончании эксперимента  в экспериментальной группе 60% выполнили 3 взрослый разряд, 20% - первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд.

По окончании эксперимента  в контрольной  группе 40% выполнили 3 взрослый разряд, 30% - первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд.

Сравнительный анализ данных показывает, что в результате применяемой методики развития гибкости в экспериментальной группе на 20% больше обучающихся выполнили третий  взрослый разряд, что говорит о результативности применяемой методики, повышении качества тренировочного процесса.

ВЫВОДЫ

1. По исследуемой проблеме было изучено более 37 литературных источников. Отсутствие полного объема научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств развития гибкости  в занятиях с детьми 6-9 лет дали основание проводить исследование в этом направлении.

Для оценки уровня развития гибкости детей 6-9 лет были использованы следующие тесты: выкрут скакалки, наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке, «мост» из положения, лежа на спине, «шпагат» продольный.

2. В тесте выкрут скакалки в контрольной группе расстояние уменьшилось на 3,0 см, что составило 4,9% (P>0,05), а в экспериментальной – на 9,4 см, что составило 15,5% (P<0,05); в тесте наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке в контрольной группе расстояние до пола уменьшилось на 3,7 см, что составило 34,5% (P<0,05), а в экспериментальной – на 5,3 см, что составило 48,6% (P<0,05); в тесте «мост» из положения, лежа на спине в контрольной группе расстояние от пяток до кистей рук уменьшилось на 3,1 см, что составило 6,1% (P>0,05), а в экспериментальной – на 11,8 см, что составило 22,7% (P>0,05); в тесте «шпагат» продольный в контрольной группе расстояние уменьшилось на 2 см, что составило 17,8% (P<0,05), а в экспериментальной – на 6,3 см, что составило 53,8% (P<0,05).

 3. Данными, полученными при исследовании и прошедшими дальнейшую обработку математическими методами, можно обосновать предлагаемую методику специальных упражнений, как положительную, целесообразную и необходимую для применения развития гибкости детей 6-9 лет в спортивной гимнастике. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.
  2. Анцыперов В.Б. Методика развития гибкости: Метод. рекомендации для студентов ин-тов физической культуры и тренеров детско-юношеских школ/ В.Б. Анцыперов. – Волгоград: 1991. – 18 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие/ Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.
  5. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: Метод. пособие/ А.Д. Викулов, И.М. Бутин– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во,1996. – 123 с.
  6. Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для студентов ин-тов физической культуры/ под ред. Н.К. Меньшикова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.
  7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Adema, 2000. – 288 с.
  8. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 2.: Пособие/ М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
  9. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3: Пособие/ М.В. Гамезо.. – М.: Просвещение, 1982. – 153 с.
  10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Учеб. пособие/ В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 124 с.
  11. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для специалистов ДОУ/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271с.
  12. Куликов Л.М. К развитию теории общей спортивной подготовки:/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. //Теория и практика физической культуры. –  1998. №8 – С. 20-22.
  13. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учеб. пособие/ Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 447 с.
  14. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312с.
  15. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Пособие/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 226 с.
  16. Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов:/ Ю.В. Менхин// Теория и практика физической культуры. 1997. №6 – С. 26, 39, 40.
  17. Менхин Ю.В. Начала гимнастики: Учеб. пособие для специалистов по гимнастике/ Ю.В. Менхин. – Киев. Здоровье, – 1980. – 272с.
  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. для ф-тов физического воспитания/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 321с.
  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для специалистов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991. – 450 с.
  20. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н.Г. Озолин– М.: Физкультура и спорт, 1970. – 480 с.
  21. Попов В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития: Метд. пособие/ В.Б. Попов. – М.: АСТ Астрель, 2002. – 208 с.
  22. Петров В.К. Грация и сила: Метод рекомендации/ В.Б. Попов. – М.: Советский спорт, 1989. – 64 с.
  23. Пузик В.И. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека: Метод. пособие для специалистов/ В.И. Пузик. – М.; Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 224 с.
  24. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов: Учеб. для специалистов физич. культуры/ В.Н. Платонов. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 286с.
  25. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для специалистов/ А.В. Петровский. – М.; Просвещение, 1979. – 288 с.
  26. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности:/ М.А. Рунова.// 2000. №6 – С. 30.
  27. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.
  28. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.; Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.
  29. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. – М.; Физкультура и спорт, 1970. – 60 с.
  30. Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учеб. для высш. учеб. заведений физич. культуры/ А.С. Солодков Е.Б Сологуб. – М.; Терра-спорт, Олимпия пресс, 2001. – 520 с.
  31. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ACADEMA, 2001. – 365 с.
  32. Укран Л.М. Методика тренировки гимнастов: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Л. М. Укран, И.В. Шефер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг. –  М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171с.
  33. Теория и методика гимнастики: Учеб. для фак-тов физ. воспитания/ Под ред.В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 448с.
  34. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с.
  35. Филин В.М. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: Учеб. пособие для студентов физ. культуры/ В.М. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 63.
  36. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ACADEMA, 2002. – 480 с.
  37. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учеб. пособие для специалистов физич. культуры/ И.А. Шипилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

18

ГЛАВА I.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

20

1.1

Цель и задачи исследования

20

1.2.

Методы исследования

20

1.3.

Организация исследования

23

ГЛАВА II.

ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

24

2.1.

Гибкость - как физическое качество

24

2.2.

Физиологические и психо-эмоциональные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

27

2.3.

Анатомо-физиологические обоснования развития гибкости

29

2.4.

Методика развития гибкости

32

Заключение по обзору

34

ГЛАВА III.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

35

3.1.

Обоснование экспериментальной методики, направленной на развитие гибкости

35

3.2.

Влияние экспериментальной методики на развития гибкости у детей 6-9 лет

36

ВЫВОДЫ

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области{C}{C}{C}...

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Педагогическая поддержка одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

В статье речь идет о психолого-педагогической составляющей одарённости  ребёнка. Работая с незаурядными детьми, можно заметить, что дети в высоким умственным уровнем нередко вдвойне нуждаются в о...

Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...

Тестовые задания для проведения мониторинговых работ в объединениях эстрадного вокала учреждений дополнительного образования детей

Данная методическая разработка имеет целью систематизацию методов оценки образовательных результатов обучающихся в объединении эстрадного вокала. В методической разработке представлен комплекс специал...