Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
рабочая программа
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствии
с направлением подготовки 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного профессионального образования
повышения квалификации
Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Объем программы: 40 часов
Белгород, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Наименование документа | стр. |
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Содержание программы | 9 |
2.1 | Учебный план программы | 9 |
2.2 | Учебно-тематический план программы | 10 |
2.3 | Календарный график | 12 |
2.4 | Рабочая программа | 13 |
3. | Формы аттестации | 15 |
3.1 | Оценочные материалы | 16 |
4. | Организационно-педагогические условия | 17 |
4.1 | Материально-техническое обеспечение программы | 17 |
4.2 | Учебно-информационное обеспечение программы | 17 |
4.3 | Кадровое обеспечение программы | 18 |
- Пояснительная записка
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» (40 часов) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.32 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, утверждённый приказом Министерством образования и науки российской федерации от 9 декабря 2016 г. № 1555.
- Профессиональным стандартом «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2020 г. № 680н);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствии
с направлением подготовки 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением».
Реализация Программы предусмотрена на базе ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум» на основе Устава.
Организация - разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум».
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Цели программы:
- повышение профессионального уровня преподавателей (мастеров производственного обучения) и работодателей по профессиям среднего профессионального образования, связанным с обработкой металла, и по профессии 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением», на основе лучших отечественных и международных практик и методик подготовки рабочих кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»;
- формирование (совершенствование) компетенции преподавателей (мастеров производственного обучения) и работодателей по подготовке студентов к сдаче демонстрационного экзамена по профессиям, связанным с обработкой металла (в рамках государственной итоговой аттестации), и профессии 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением» (в рамках промежуточной аттестации) по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».
Категория слушателей, на обучение которых рассчитана программа дополнительного профессионального образования (далее – программа): преподаватели (мастера производственного обучения) профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Полученные в ходе повышения квалификации профессиональные компетенции, умения и знания предназначены для применения при планировании реализации основных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, решающих задачи подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.
Обучение по программе ведется на русском языке.
Трудоемкость обучения: нормативная трудоемкость обучения по данной программе составляет 40 академических часов.
Форма обучения: очная
- Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения дополнительной профессиональной программы у слушателя должны быть сформированы компетенции, в соответствии с разделом 2.1. программы. В результате освоения программы слушатель должен:
Техника безопасности
знать:
- область действия и пределы используемых рабочих площадок и рабочего пространства;
- стандарты по защите окружающей среды, по безопасности, гигиене и предотвращению несчастных случаев;
- оборудование для обеспечения техники безопасности (как применять, когда и т. д.);
- разные виды энергии, подаваемой на станок с ЧПУ (электрическая, гидравлическая, пневматическая);
- дополнительные приспособления станков, патроны, упоры, прижимы и т. д.;
- простое техобслуживание станка с ЧПУ для обеспечения эксплуатационной надежности;
- использование и обслуживание систем, работающих с использованием компьютера;
уметь:
- организовать рабочее пространство для обеспечения оптимальной производительности;
- проверить состояние и функциональные возможности рабочего пространства, оборудования, инструментов и материалов;
- толковать и применять стандарты и нормы качества;
- продвигать и применять технику безопасности, нормы охраны здоровья и лучшую практику;
- настраивать и безопасно эксплуатировать станок с ЧПУ;
Чтение чертежей
знать:
- стандарты выполнения конструкторской документации ЕСКД.
- типы изображений на чертеже (виды, разрезы, сечения) и их обозначение;
- стандарты, стандартные символы и таблицы;
- технические требования на чертеже; уметь:
- читать и использовать чертежи и технические требования;
- находить и отличать основные и второстепенные размеры;
- находить и отличать требования (ЕСКД) к шероховатости поверхностей;
- находить и отличать требования (ЕСКД) к отклонениям форм и позиционные допуски;
- представлять трехмерный образ детали в уме;
Метрология:
знать:
- процесс удаления стружки от предоставленных материалов и инструментов;
- температурные характеристики предоставленных материалов, инструментов и вспомогательных приспособлений;
- воздействие режущей силы на материал, инструменты и вспомогательные приспособления;
- набор инструментов, в том числе калибровочных, и способы их применения;
- понимать, что температура может влиять на измерения;
уметь:
- правильно выбирать измерительные или калибровочные инструменты;
- калибровать измерительные инструменты;
- использовать выбранные инструменты для измерения всех компонентов на чертеже;
- знать свойства, способы применение и обращения с материалом;
Программирование со стойки с ЧПУ:
знать:
- программирование станка с ЧПУ как создание плана логического технологического процесса;
- разные методы и способы генерирования программы (со стойки, CAM и т. д.);
- воздействие процесса резания (температура, изгиб, сила и т. д.);
- рабочие фиксирующие устройства,;
- устройства фиксации инструмента;
- станочные приспособления;
- правильно выбрать режущие инструменты для обработки требуемого материала и для требуемой операции;
- математику (особенно тригонометрию);
- скорости и сырье для разных материалов и устройства фиксации инструментов и детали;
- ведение диалога с станком с ЧПУ;
- как использовать групповые циклы для программирования таких характеристик обрабатываемой детали, как диаметр, ступени передачи, резьбу, отверстия и канавки (наружные и внутренние).
уметь:
- выбирать лучшие методы в зависимости от типа изготовления технологических данных на обработку детали;
- эффективно использовать относящиеся к этой компетенции программное обеспечение и аппаратное оборудование;
- создать управляющую программу ЧПУ, используя предоставленные чертежи и предоставленную программу.
Наладка и обслуживание токарного станка с ЧПУ
знать:
- различные этапы настройки станка;
- различные режимы работы станка;
- последовательность включения питания;
- запуск станка с ЧПУ;
- операции на станке с ЧПУ;
- установку инструментов, установку параметров инструментов;
- как изменять такие зажимное приспособление, как трёхкулачковый патрон и др.;
- как загрузить программу ЧПУ в станок с ЧПУ, с использованием предоставленного программного обеспечения, кабеля, устройства памяти или беспроводной технологии;
- как тестировать программу, моделирование, пробный прогон и т. д.;
- как зажать деталь — правильно и безопасно;
- как отрегулировать рабочий вал и систему смещения;
- как обеспечить безопасное выполнение программы; • остановки и повторный запуск цикла;
- аварийную остановку;
уметь:
- следовать выбранной технологической стратегии;
- загрузить сгенерированную программу ЧПУ в станок с ЧПУ и выполнить пробный пуск;
- определить и назначить различные процессы механической обработки на станке с ЧПУ;
- смонтировать и отцентрировать выбранные инструменты;
- смонтировать и отцентрировать выбранные устройства для фиксации детали;
- смонтировать и отцентрировать выбранные вспомогательные приспособления (задняя бабка, приёмник обработанных деталей и др.);
- предотвращать вибрацию при выполнении последовательностей механической обработки;
- применять технику снятия заусенцев на обрабатываемой детали;
- оптимизировать стратегию обработки.
- быстро отреагировать на отклонения в работе оборудования;
- получать размеры, геометрические параметры, чистоту поверхности, взаимодействуя с ЧПУ и станком;
- получить окончательную деталь, соответствующую рабочему чертежу;
- сообщать соответствующему персоналу о любых проблемах, связанных с техникой безопасности, охраной здоровья и охраной окружающей среды.
- Содержание программы
2.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Категория слушателей – педагоги, мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций
Срок обучения – 40 часов
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование дисциплин, модулей | Всего, ак.час. | В том числе: | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоя тельная работа | Форма контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Модуль 1. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Разделы спецификации | 2 | 2 | |||
2 | Модуль 2. Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере | 4 (1*) | 3 | 1* | ||
3 | Модуль 3. Требования охраны труда и техники безопасности | 1 | 1 |
| ||
4 | Модуль 4. Чтение чертежей | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Модуль 5. Метрология | 4 | 3 | 1* | ||
6 | Модуль 6. Программирование технологического процесса | 4 (2*) | 2 | 2* | ||
7 | Модуль 7. Программирование со стойки с ЧПУ | 4 | 2 | 1 | 1* | |
8 | Модуль 8. Наладка и обслуживание токарного станка с ЧПУ | 3 | 2 | 1 | ||
9 | Модуль 9. Производственное обучение | 12 | 2 | 10 | ||
10 | Модуль 10. Итоговый | 2 (2*) | 2* | |||
Итоговая аттестация | 2 | 2 | ||||
Итого | 40 | 18 | 15 | 7 |
2.2. Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Категория слушателей – педагоги, мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций
Срок обучения – 40 часов
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование дисциплин, модулей | Всего, ак.час. | В том числе: | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоя тельная работа | Форма контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Модуль 1. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Разделы спецификации | 2 | 2 | |||
1.1 | Актуальное техническое описание по компетенции. Спецификация стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» | 2 | 2 | |||
2 | Модуль 2. Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере | 4 (1*) | 3 | 1* | ||
2.1 | Региональные меры содействия занятости в том числе поиска работы, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, работы в качестве самозанятого | 1 | 1 | |||
2.2 | Актуальная ситуация на региональном рынке труда | 1 | 1 | |||
2.3 | Современные технологии в профессиональной сфере, соответствующей компетенции | 2 | 1 | 1* | ||
3 | Модуль 3. Требования охраны труда и техники безопасности | 1 | 1 | |||
3.1 | Общие требования безопасности | 1 | 1 | |||
4 | Модуль 4. Чтение чертежей | 2 | 1 | 1 | ||
4.1 | Техническая графика. Стандарты конструкторской документации (ЕСДК) | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Модуль 5. Метрология | 4 (1*) | 3 | 1* | ||
5.1 | Допуски и посадки валов и отверстий | 2 | 2 | |||
5.2 | Измерительные приборы и способы их применения для измеряемых поверхностей | 2 | 1 | 1* | ||
6 | Модуль 6. Программирование технологического процесса | 4 (2*) | 2 | 2* | ||
6.1 | Структура программы. Система координат | 4 | 2 | 2* | ||
7 | Модуль 7. Программирование со стойки СЧПУ | 4 (1*) | 2 | 1 | 1* | |
7.1 | Программирование перемещений и технологические команды | 1 | 1 | |||
7.2 | Программирование контуров | 2 | 1 | 1* | ||
7.3 | Практическая работа по программированию | 1 | 1 | |||
8 | Модуль 8. Наладка и обслуживание токарного станка с ЧПУ | 3 | 2 | 1 | ||
8.1 | Основные узлы и органы управления токарного станка с ЧПУ | 1 | 1 | |||
8.2 | Инструмент и оснастка, применяемые на токарных станках с ЧПУ, способы измерения инструмента | 1 | 1 | |||
8.3 | Практические работы по наладке и обслуживанию станка. | 1 | 1 | |||
9 | Модуль 9. Производственное обучение | 12 | 2 | 10 | ||
10 | Модуль 10. Итоговый | 2 (2*) | 2* | |||
Итоговая аттестация | 2 | 2 | ||||
Итого | 40 |
2.3. Календарный учебный график
График обучения Форма обучения | Ауд. часов в день | Дней в неделю | Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель) |
очная | 8 | 5 | 40 часов, 5 дней, 1 неделя |
- Рабочая программа дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
№ п/п | Наименование темы | Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы |
1. | 2. | 3. |
Модуль 1. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Разделы спецификации | ||
1.1 | Актуальное техническое описание по компетенции. Спецификация стандарта Ворлдскиллс по компетенции | Лекция |
Модуль 2. Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере | ||
2.1 | Региональные меры содействия занятости в том числе поиска работы, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, работы в качестве самозанятого | Лекция |
2.2 | Актуальная ситуация на региональном рынке труда | Лекция |
2.3 | Современные технологии в профессиональной сфере, соответствующей компетенции | Лекция |
Самостоятельная работа | ||
Модуль 3. Требования охраны труда и техники безопасности | ||
3.1 | Общие требования безопасности | Лекция |
Модуль 4. Чтение чертежей | ||
4.1 | Техническая графика. Стандарты конструкторской документации (ЕСДК) | Лекция |
Практическая работа | ||
Модуль 5. Метрология | ||
5.1 | Допуски и посадки валов и отверстий | Лекция |
5.2 | Измерительные приборы и способы их применения для измеряемых поверхностей | Лекция |
Самостоятельная работа | ||
Модуль 6. Программирование технологического процесса | ||
6.1 | Структура программы. Система координат | Лекция |
Самостоятельная работа | ||
Модуль 7. Программирование со стойки с ЧПУ | ||
7.1 | Программирование перемещений и технологические команды | Лекция |
7.2 | Программирование контуров | Лекция |
Самостоятельная работа | ||
7.3 | Практическая работа по программированию | Практическая работа |
Модуль 8. Наладка и обслуживание токарного станка с ЧПУ | ||
8.1 | Основные узлы и органы управления токарного станка с ЧПУ | Лекция |
8.2 | Инструмент и оснастка, применяемые на токарных станках с ЧПУ, способы измерения инструмента | Лекция |
8.3 | Практические работы по наладке и обслуживанию станка. | Практическая работа |
9 | Модуль 9. Производственное обучение | Производственное обучение |
Модуль 10. Итоговый | Итоговое тестирование | |
Итоговая аттестация |
3. Формы итоговой аттестации
По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» проводится контроль знаний слушателей: входной, текущей, итоговый контроль.
Текущий контроль проводится по каждой теме практического занятия с целью определения уровня самостоятельной работы слушателей по учебным материалам. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении дисциплин являются: посещение лекций; подготовка и качество выполнения практических работ.
Промежуточная аттестация слушателей данного курса повышения квалификации осуществляется в форме собеседования.
Промежуточная аттестация оценивается положительно оценками: «зачтено», либо отрицательно – «не зачтено».
Итоговая аттестация проводится в форме онлайн-тестирования. Оценивается положительно оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», либо отрицательно – «неудовлетворительно». Пересдача неудовлетворительной оценки допускается не более двух раз. Требования к уровню освоения программы владение знаниями учебных дисциплин в объеме не менее 75%.
3.1. Оценочные материалы
Итоговая аттестация слушателей
Для итоговой аттестации используется метод онлайн-тестирования. Тест включает в себя 20 вопросов: 15 вопросов - закрытого плана (с односложным ответом), 5 - вопросы выбора с возможностью нескольких правильных вариантов ответа. Материалы тестирования разработаны с учетом квалификации педагогических работников образовательных организаций и нормативно-правовой базы. По результатам освоения программы дополнительного профессионального обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
4. Организационно-педагогические условия
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы предполагает наличие материально-технической базы, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающим проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом. Материально-техническое обеспечение учебного процесса соответствует требования к современной организации образовательного процесса, включает наличие учебных аудиторий, мультимедийных проекторов, компьютеров, аптечной программы.
Оборудование учебного кабинета:
- Компьютерный класс и мультимедиа.
- Мастерская операторов станков с программным управлением.
- Доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Программное обеспечение:
- Операционная система Windows (версия XP и выше);
- Интернет-браузеры MS Internet Explorer, Opera и др;
4.2. Учебно-информационное обеспечение программы
Основная литература:
- Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф. образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
- Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
- Багдасарова Т.А. Технология токарных работ: рабочая тетрадь для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
- Багдасарова Т. А., Основы резания металлов: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 80с.
- Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007-368 с.
- Вереина Л.И. Устройство металлорежущих станков: учебник для нач. проф. образования.. - М.: Издательский центр «Академия», 2008-236 с.
- Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 2005.
- Шеметов М.Г. и др. Справочник токаря-универсала. М.: Машиностроение, 2007.
- Вереина Л.И. Справочник токаря: учеб. пособие для проф. образования. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 448с
Дополнительная литература:
- Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация: учебник. Рекомендовано ФГУ «ФИРО». - 3-е изд., стер., 2010. - 192с.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений. - 7-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2005. - 219с.
- Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учебник для нач. проф. образования. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240с.
- Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др. Лабораторный практикум по материаловедению (металлообработка): учебное пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО», 2010. - 192с.
4.3. Кадровое обеспечение программы
Реализация программы должна обеспечиваться высококвалифицированными преподавателями, привлеченными специалистами, экспертами ведущих образовательных организаций и учреждений дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций и иных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы дополнительного профессионального образования
Фрагмент программы повышения квалификации для руководителей, методистов и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по теме "Организация и технологии образовательного проце...
Программы дополнительного профессионального образования
Программы дополнительного профессионального образования разработаны в соавторстве с коллегами кафедры Дошкольное образование...
Программа дополнительного профессионального образования "Основы инженерной графики"
Программа ДПО "Основы инженерной графики" предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине "Инженерная графика"....
Диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС
Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС...
Программа дополнительного профессионального образования
Программа повышения квалификации «Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС по русскому и иностранному языку»...
Образовательная программа дополнительного профессионального образования – повышение квалификации «Прецизионное скоростное нанесение текстовых и графических изображений на поверхность изделий методом лазерной маркировки и гравировки»
В данном материале описывается процесс работы на лазерном оборудовании и подготовки файлов для лазерной маркировки...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Сварочные технологии»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...