статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ
статья по теме

Леготкина Светлана Владимировна

статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ

Статья студентки ГАПОУ КК ЛСПК

Курбала Любви, 3 курс, специальность

Дошкольное образование

Курирующий преподаватель: Леготкина С.В

Сегодня наряду с профессиональными компетенциями педагога не менее важными выступают личностные качества. Особенно если вопрос касается работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мы знаем, что на современном этапе развития обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и увеличилось число детей с ОВЗ. Проблема обучения и воспитания детей с особенностями в физическом и психическом развитии стала ещё более актуальной. Идеи о возможности и даже необходимости образования детей с особым развитием долго пробивали себе дорогу в общественном мнении и государственных укладах. Сегодня обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся является одним из перспективных и важных направлений работы.

На практике мы наблюдаем, что в детских садах появляются дети с особыми образовательными потребностями. Сегодня воспитателю и даже специалисту детского сада сложно работать с такими детьми. Проблематичными остаются изучение потребностей таких семей, возникает комплекс проблем с созданием специальной безбарьерной и предметно-развивающей среды, постановкой задач и планирования содержания работы, контроля над эффективностью качества образования.

В принятом новом документе «Стандарт педагога» прописаны новые компетенции, необходимые для работы с детьми:

-Работа с одаренными детьми.

-Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

-Работа с учащимися, воспитанниками, имеющими проблемы в развитии.

-Работа с детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении…

В нашем колледже уже введены в основную программу обучения студентов новые учебные дисциплины по сопровождению и обучению детей с особенностями в развитии.

Мы знаем, что категория детей с ОВЗ очень широка, дети имеют множество основных и сопутствующих нарушений психофизического развития, для них реализуются программы инклюзивного образования. Нужно:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у него систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных отношений;

— опираясь на возрастные и психологические особенности ребенка, относиться к нему как к субъекту самопознания и саморазвития;

— разрабатывать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, могут оказать максимальное влияние на положительное развитие его личности.

Преподаватели нас учат понимать особенности таких детей, прогнозировать основные направления их развития, но у некоторых студентов возникает проблема – не каждый готов психологически принять особенного ребенка и работать с ним.

Нравственная составляющая – вот профессионально-ценностная ориентация современного педагога. Духовно-нравственная культура является доминирующей профессиональной характеристикой и рассматривается как степень освоения социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, понимания себя и других.

Система развития духовно-нравственных качеств у студентов, включают внутренние факторы развития: потребность личности студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к личностному своеобразию, опыту, знаниям. И внешние факторы развития: психолого-педагогическпе условия развития духовно-нравственных отношений.

В Центре развития ребенка нам приходилось взаимодействовать с детьми, которые имеют диагнозы – задержка психического развития, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, церебральный детский паралич. Такие дети требуют особого внимания и подхода, который осуществляют специалисты центра. Только лишь помогая им, понимаем, что не достаточно иметь базовые знания и теорию, необходимо развивать профессионально-личностные качества.

Милосердие – готовность помочь нуждающимся и осуществление помощи.

Эмпатия как важное профессиональное качество педагога, заключается в понимании ребенка, сочувствии ему, умении увидеть ситуацию его глазами, «принять» его.

Толерантность – включает терпимость, устойчивость к стрессу, конфликтам, поведенческим отклонениям. Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, в профессиональной деятельности часто приходится проявлять спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, или её отсутствию.

Педагогический оптимизм предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал.

Высокий  уровень регуляции своей деятельности и контроля в стрессовых ситуациях предполагает быстрое и уверенное реагирование на изменение обстоятельств, принятие решений. Эмоциональная устойчивость позволит предупредить конфликт.

Деликатность и тактичность, в том числе умение соблюдать конфиденциальность информации и личных тайн воспитанника и его семьи - педагог несет ответственность  за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога предполагает формирование целого комплекса духовно-нравственных качеств. Этому будет способствовать:

– введение студентов в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какое значение имеет в жизни человека и какую пользу приносит, какую роль играет нравственность в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств, которые обязательно должны присутствовать в личности будущего профессионала; расширение кругозора студентов, углубление знаний, так как в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, важно научить будущих специалистов технологиям самоорганизации, этическим нормам и правилам поведения, определяемыми нравственными качествами;

– овладение не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружение студентов приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправления и саморазвития и их подготовка к духовно-нравственной жизни, для профессиональной работы в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности ребенка"

Проект для курсов: сущность духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, духовно-нравственное развитие на уроках и во внеурочное время, взаимодействие с семьей по вопросу духовно-нравственного...

Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...

статья Технологии духовно-нравственного воспитания студентов

Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов Из опыта работы преподавателя колледжа - на примере Центра развития ребенка...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Статья "Предпосылки формирования духовно-нравственной личности, как одной из общекультурных компетенций, в условиях культурной среды города Санкт – Петербурга"

В наше сложное время, когда множаться искушения и беззакония, душа подростка особенно ранима и восприимчива к разного рода информации. Чтобы правильно сформировать духовно- нравственные ориентиры необ...