«Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста на уроках гуманитарно - эстетического цикла»
статья
Предварительный просмотр:
Тема доклада:
«Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста на уроках гуманитарно - эстетического цикла»
Выполнила: Сулимова О. В.
Хабаровск 2017 г.
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…» (В.А.Сухомлнский)
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, выполнение проектов и другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.
Как сделать урок чтения, наполненный мыслью, чувствами? Как повести ребенка 6-9 лет в мир сопереживанию герою? Ведь только - то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки чтения способствуют этому.
По словам К.Д.Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное развитие, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход, из, казалось бы, тупиковых ситуаций. И у реки чтения в этом плане дают богатую возможность для формирования нравственных качеств и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за пределом слов.
В основу работы над текстом берется деталь произведения, иначе говоря – авторское слово. Это помогает постановке проблемного вопроса, чтобы ярче и полнее выделить идею произведения.
В течение всего курса обучения ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
Определение понятий раскрываются на уроках по- разному:
- формируется учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;
- в ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит учеников на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя терминов;
- учитель уточняет значение уже известных учащимся слов.
Персонажи художественного текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом он сам выбирает образец поведения. В качестве основного средства обучения используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организационный центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту, в зависимости от темы занятия. Работа по произведению или предложенной детям жизненной ситуации строится на выяснении причин возникновения конфликта и возможных путей его разрешения, мотивов поведения персонажей, оценке поведения или поступка и определение каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации.
Структура урока определяется поставленной целью и отобранным материалом, однако выделяются обязательные этапы:
- введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома);
- основная часть урока (с беседой по произведению);
- итог урока.
Итог предлагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний.
Обязательным элементом урока считаем обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.
На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
В своей педагогической практике используют такие этические ситуации:
- проблемная – когда идет поток новых знаний для решения проблемы;
- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
- прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
- оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;
- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;
- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Я считаю, что благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а так же ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.
В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.
Педагогический опыт убеждает в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой.
Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальное произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы.
На уроках литературного чтения проводятся заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть – вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребенок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
Приобщение детей к искусству – это и знакомство с истоками народной культуры. Ведь «Во все времена именно молодое поколение продолжает культуру всего народа. Национальная культура – это и уклад жизни, и образ чувствований, и язык». Участие детей в праздниках Рождества, Масленицы, экскурсии в музей и на выставки, новогодние праздники с участием героев народных сказок западают им в душу и, несомненно, духовно обогатят.
Один из важных вопросов детской психологии – это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто озарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в каждом ребенке в большей или меньшей степени. Мы находим у детей творческие процессы в самом раннем их возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
Ребенок считает.
Рассказал, какую то неслыханную сказку, выдумал историю, «написал» стихотворение – это не такое уж редкое явление в современной жизни. Но что стоит за этим? И как, нам, взрослым, относится к этим сочинениям?
На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.А.Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую хочется разгадать.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – соавтор. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтам Уитменом: «Ну у кого нет таких дарований, которых не было бы у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя!»
Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и обогатить их красотой слов, которые, по словам К.Паустовского, «…то шелестят как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».
Чтобы глубже понять главную мысль произведения дети на уроке иллюстрируют его. Перед иллюстрированием они рисуют словесную картину по каждой части.
Работа над произведением (анализ, выразительное чтение, иллюстрирование) способствует не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию ребенка.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким образом, мы подошли к выводу, что для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках необходимо учитывать следующие условия:
- Формирование нравственных качеств младших школьников осуществлять с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др., которая позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.
- Подбирать содержание изучаемого материала, которое помогает раскрывать нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.
- Формировать нравственные качеств детей на уроках, которые способствуют повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивать нравственное развитие личности в учебной деятельности.
- Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания “Духовное и нравственное воспитание в семье”, изучить опыт семей в этом вопросе.
Приложение №1
Фрагмент урока литературного чтения по устному народному творчеству
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", русская народная сказка.3 класс
Цель урока: Продолжение знакомства детей с устным народным творчеством.
Задачи:
- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- формировать навыки беглого, осознанного чтения.
Оборудование: Карточки с отрывками из сказок, репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка".
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
А) Первичное чтение.
(Дети читают сказку цепочкой по два предложения).
Б) Первичная проверка понимания.
- Понравилась ли сказка?
- Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
- Что ему говорила сестра?
- Что предложил ей купец?
- Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
- Что же произошло, пока купца не было дома?
- Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?
- Удалось ли ей сделать задуманное? Кто ей помешал?
- Стал ли козленок снова мальчиком? Как?
- Как поступили с ведьмой?
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
(Беседа по картине и иллюстрации).
- Мы с вами прочитали сказку и из нее узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
- А какой она вам представляется?
- Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
- А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?
- Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
- Посмотрите, какое настроение у Аленушки?
- Как вы думаете, почему она грустит?
- А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота)
- На ней старая одежда, она босиком.
- Как отразил он свое отношение к ней?
- Лицо у нее печальное, но красивое и доброе.
(Выборочное чтение).
- Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи?
- Как ведьма утопила Аленушку?
- Как козленок звал свою сестру?
- Что отвечала ему сестра?
- Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка?
- Прочитайте, как спасли Аленушку?
7. Рефлексия урока.
- С какой сказкой познакомились сегодня?
- К какому виду сказок относится эта сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
8. Д/з
Пересказ сказки.
Нарисовать иллюстрацию и сделать подпись из текста сказки.
Приложение №2
Фрагмент урока литературного чтения по устному народному творчеству "Каша из топора" (русская народная сказка).2 класс
Цель: Знакомство детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки "Каша из топора".
Задачи:
- познакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся, учить работать с текстом;
- развивать мышление, внимание, память.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала.
1).Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словарная работа:
Служивый - солдат, военнослужащий;
Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
Изба - деревянный, крестьянский дом;
Вдоволь - достаточно.
2). Первичная проверка понимания:
- Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
- Как показана старуха в сказке? Каким - солдат?
- Почему он так поступил?
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний.
А) Работа над пословицами.
- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке:
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Б) Повторное чтение.
(Читают дети по цепочке)
В) Работа над текстом.
- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
- Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
7. Рефлексия урока.
- С какой новой сказкой познакомились на уроке?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
8. Д/з
Пересказ сказки.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Приложение №3
Метод незаконченных рассказов
Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения моральных норм
- Если бы ты гулял во дворе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
- Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная… Что бы ты сделал?
- Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватило кубиков. Что ты бы сделал? При ответе дал бы свой, задается дополнительный вопрос: «А если тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?» Что бы ты сделал?
Приложение № 4
Беседа по вопросам.
Цель: выявление представлений о понятии таких нравственных качеств как доброта, дружба, забота, помощь.
- Какого человека называют добрым?
- Какого человека называют другом?
- Что значит, помочь кому – то?
- Что значит, заботится о ком – то?
Оценка результатов группировалась по принципу:
Неполный ответ;
Предлагает, но не верно;
Правильный и полный ответ.
Правильными считались ответы:
Добрый – делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.
Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.
Помогать – делать за кого – то что – то, когда кому – то тяжело, когда много дел, когда попросят.
Заботится – помогать кому – то, кто меньше, когда кому-то плохо.
Беседа с использованием морального выбора.
- «Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности ребенка"
Проект для курсов: сущность духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, духовно-нравственное развитие на уроках и во внеурочное время, взаимодействие с семьей по вопросу духовно-нравственного...
Целенаправленная работа по формированию духовно-нравственной личности студента.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной обра...
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...
статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ
статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...
Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"
Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Методическая разработка « Эффективность начального обучения игры в гандбол, для воспитания в детях младшего возраста физических качеств.»
Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо ...