Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
план-конспект урока на тему
Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_eop.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества.
Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
Цель: формирование знаний о растительных ресурсах, проблемах их использования и возобновления
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о лесных ресурсах и проблемах, связанных с их использованием
- рассмотреть роль растений в природе и жизни человека
- познакомить обучающихся с антропогенным влиянием человека на природу и его последствиями
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности обучающихся при подготовке сообщений и работе с интернет-ресурсами
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать чувство бережного отношения к природе
- воспитание экологической культуры
Технологии обучения: информационно-коммуникационные
Методы: словесный, наглядный, практический
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, инструктивная карточка для практической работы.
Ход урока:
- Орг. момент
- Изучение нового материала
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
- Что такое природные ресурсы?
- Какие группы природных ресурсов вы знаете?
- Какие виды ресурсов мы изучили?
Сегодня мы познакомимся с другим видом ресурсов – растительными.
Необходимо ли сохранять растительные ресурсы нашей планеты?
- Численность растений на Земле.
Сотрудники Королевского ботанического сада в Эдинбурге представили доклад, в котором подсчитали точное количество видов растений, обнаруженных на Земле на текущий момент. Была запрошена информация из заповедников и лесных хозяйств мира и добавлены 2034 новых вида растений, открытых в 2015 году. Получилось, что на текущий момент на Земле растет 390 900 растений различных видов.
- Роль растений в природе.
(слайд 2)
В процессе фотосинтеза ежегодно растения ассимилируют 20-30 млрд. т. углерода и образуют 177 млрд. т. органических веществ: 122 млрд. т. – растения суши и 55 млрд. т. растительность мирового океана. Выделяющийся кислород необходим всем живым организмам
(слайд 3)
За миллиарды лет растения синтезировали огромное количество органических веществ, часть которых сохранилась до настоящего времени в виде залежей: угля, сланцев, торфа, нефти и газа.
(слайд 4)
В состав молекул органических веществ входят помимо С,Н,О и другие: N, P, S, Cu, Fe, Co и др. Они извлекаются растениями из почвы в виде растворов. Частично они попадают в организмы животных. После смерти живых организмов минеральные вещества возвращаются в почву и вновь потребляются растениями. Т.о. растения поддерживают присутствие в почве минеральных веществ.
(слайд 5)
Благодаря процессу транспирации в атмосферу поставляется 90% испаряемой сушей воды. Они смягчают климат. Растения участники круговорота воды в природе
3. Роль растений в жизни человека (слайды 6-14)
За время существования человечества окультурено св. 2,5 тыс. видов высших растений. Почти все они возделываются с глубокой древности и лишь немногие – в течение нескольких веков. Дикорастущие предки большинства культурных растений сохранились до настоящего времени. Русский академик Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.
Как же растения расселились по Земле? (путешественники)
По значению культурных растений выделяют следующие группы: масличные, декоративные, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые, зерновые, овощные, прядильные.
- Отрицательная роль растений: Появление сорняков на полях, зарастание водоёмов, аллергические заболевания у людей, отравления ядовитыми растениями.
- Лесные ресурсы: понятие и классификации
Все растения на планете являются природными растительными ресурсами. Главная роль принадлежит лесам.
Лес — составная часть природы, в которой главной жизненной формой являются деревья. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн. км. Из них 7 %, посажены человеком. 51% лесной зоны принадлежит тропическим лесам, тайга и лесотундра – 32%, смешанные и лиственные леса умеренного пояса -17%. (слайд 15)
Выделяют группы лесов: (слайд 16)
- широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз.
- мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы. Благодаря более глубокому проникновению света, жизнь на нижних ярусах более активна.
- Хвойные леса — леса, занимают большую площадь России. Делятся на темнохвойные (еловые, пихтовые, кедровые) и светлохвойные (сосновые, лиственничные).
- Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья.
Леса в России занимают 45 % территории страны, площадь леса в России составляет 8,5 млн км² (17 125 191 км) (слайд 17)
Площади основных лесообразующих пород (в процентах): 78% - хвойные леса, 3% - твёрдолиственные и 19% - мягколиственные
Новый Лесной кодекс, вступивший в действие в 2007 г., вводит новую классификацию лесов: (слайд 18)
- защитные - леса, которые выполняют средообразующую, водоохранную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную и иные полезные функции с одновременным добыванием там древесины.
- эксплуатационные - леса, в которых получают высококачественную древесину и другие лесные ресурсы, продукты её переработки с сохранением полезных функций лесов.
- резервные - леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
- Роль лесов в природе и жизни человека (слайд 19- 28)
- Лес как экосистема
Лес — это не просто совокупность деревьев и кустарников, а сложное сообществом из тесно связанных между собой элементов: биоты (растительность, животные, грибы, лишайники и микроорганизмы) и неживая, абиотическая составляющая — воздух, почва и вода. Потоки энергии и веществ циркулируют в экосистеме, образуя круговорот и связывая в одно целое все элементы живой и неживой природы.
- Лес — хранитель углерода
В процессе фотосинтеза леса потребляют оксид углерода (углекислый газа), который выделяется в атмосферу Земли в результате дыхания, горения и гниения. Лес является одним из основных резервуаров углерода на Земле. В атмосфере Земли в виде углекислого газа содержится около 800 Гт углерода. В наземных растениях содержат в себе около 650 Гт углерода который, если попадёт в атмосферу, усилит парниковый эффект и глобальное потепление. Кроме того, 45 % углерода аккумулировано в почвах, в отмершей древесине и мусоре.
- Лес - среда обитания живых организмов
С лесами связано существование на нашей планете живых организмов и экосистем. В лесах обитают 3/4 всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение диких лесов при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.
- Лес — источник грибов, ягод, дичи, орехов, мёда).
- Лес регулирует гидрологический режим рек
Не менее важна роль леса в сохранении чистой пресной воды - главного природного ресурса XIX века Её нехватка все больше ощущается в разных частях Земли, в том числе и некоторых регионах России. Лес задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Леса улучшают водный баланс водоемов, находящихся вблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.
- Лес предохраняет почву от ветровой и водной эрозии
Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов. Леса, лесополосы и даже отдельные деревья защищают и сохраняют плодородие сельскохозяйственных земель от вредного воздействия сильных ветров, поздних заморозков, иссушения, эрозии и других неблагоприятных воздействий.
- Лес снижает уровень шума и пыли
Деревья также играют роль звуковых барьеров. Они защищают от шума, производимого транспортными средствами и различными отраслями промышленности на 11 децибел. Лесные массивы служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ и пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли.
- Лес и здоровье человека
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. Современная медицина вполне официально признает ценность нахождения в природной среде для восстановления и поддержания здоровья человека
В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают некоторые атмосферные загрязнения. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные. Они выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Сосновый лес выделяет в воздух примерно 5 кг фитонцидов в сутки, можжевёловый — примерно 30 кг. В хвойных лесах воздух почти стерилен.
Пребывание в лесу благотворно влияет на нервную систему, тонус, способствует улучшению обмена веществ, стимулирует сердечную деятельность и повышает иммунитет. Экотуризм, прогулки по лесу и отдых в лесу способствуют снятию стрессов и восстановлению психического и эмоционального здоровья человека.
- Лес – топливо и сырьё для промышленности
Лес издревле является основой существования целой отрасли - лесная промышленность. Лес является источником древесины и продуктов ее переработки. Из них можно получить свыше 20 тысяч наименований.
Перечень изделий и продуктов, получаемых из древесины: красители, шпалы, книги, ручки зонтиков, морские и речные суда музыкальные инструменты, и многое другое...
- Влияние человека на лесные ресурсы (слайд 29)
Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству: (слайд 30)
«…Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу - организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!...»
За последние 8000 лет, человеком уничтожено около 50 % лесов, существовавших на планете, Эти территории заняты посевами, пастбищами, поселениями, пустошами и другими антропогенными ландшафтами, из оставшихся лесов лишь 22 % состоят из естественных экосистем. Причём более 75 % уничтоженных лесов приходится на XX век.
Сообщения студентов:
«Положительное влияние человека на лесные ресурсы»
«Отрицательное влияние человека на лесные ресурсы»
- Состояние лесных ресурсов на планете. (слайд 30)
На основе спутниковых съемок, сделанных за последние 12 лет, учёные создали интерактивную карту изменений лесного покрова Земли. Выяснилось, что за этот период наша планета лишилась около 1,5 миллиона квадратных километров лесов (около 50 % площадей лесов, ранее существовавших на планете). На карте выделены территории:
- зелёным отмечены залесенные,
- красным отмечены исчезнувшие,
- синим — вновь возникающие,
- на участках розового цвета лес одновременно и уничтожается, и возрождается.
В связи с этим возникла необходимость охраны растительных ресурсов не только на планете, но и в отдельных регионах. Так была создана Красная книга.
- Красная книга Краснодарского края (слайд 31)
Красная книга Краснодарского края — официальный документ, содержащий свод сведений о распространении, состоянии и необходимых мерах охраны находящихся под угрозой исчезновения редких таксонов, объектов растительного мира, произрастающих временно или постоянно на территории Краснодарского края.
В составе флоры Краснодарского края насчитывается около 3000 видов высших сосудистых растений. Во флоре Краснодарского края насчитывается большое количество полезных растений: 250 лекарственных видов, свыше 140 видов эфиромасличных, сотни видов медоносов.
Список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям составляет 157 видов.
- Практическая работа № 8 по инструктивной карточке
Тема: «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
- Закрепление
- Можно ли считать лесные ресурсы возобновимыми?
- Какие меры нужно предпринять для этого?
-Распределение лесосечного фонда и нормирование рубок
-Борьба с потерями древесины
-Воспроизводство лесов
-Борьба с лесными пожарами
-Защита лесов от вредителей и болезней
-Защита лесов от химических загрязнений
- С какими растениями из Красной книги вы познакомились?
- Какие факторы привели к сокращению численности данного вида?
- Выводы по уроку
- Растения создают условия для жизни всех живых организмов на планете.
- Играют большое значение в природе и жизни человека.
- Растения необходимо охранять для последующих поколений.
- Домашнее задание
- Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.; ОИЦ «Академия», 2013. с.140-144
- Опорный конспект «Лесные ресурсы и их значение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)
Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...
Значение растений в природе и жизни человека
Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: "Значение растени в природе и жизни человека"....
Статья на тему "Роль семьи и школы в жизни ребенка"
Семья и школа играет важную роль в становлении ребёнка как личности. В семье начинается воспитание ребёнка с рождения. Затем развитием ребёнка занимаются не только родители, а и воспитатели детского с...
РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Статья. РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...
Лабораторно-практическое занятие №16 Способы вегетативного размножения растений. Размножение прививкой.
Лабораторно-практическое занятие №16 Способы вегетативного размножения растений. Размножение прививкой.Использование при дистанте....
Методические рекомендации к практическому занятию "Органолептическое исследование разных видов образцов декоративных средств"
Способствовать формированию знаний и уменений по использованию декоративной косметики. Научиться делать сравнительный анализ тональных средств. Провести сравнительный анализ тональных средств по...
ТЭД-выступление " Роль истории в образовании и жизни человека
laquo; Из переписка фельдмаршала Паулюса со своей мамой в 1943 году в окружённом Сталинграде: «Сынок, мне совершенно не нравятся люди, которые окружают тебя в последнее время…&raqu...