Превращение веществ. Роль химии в жизни человека
план-конспект урока на тему
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Превращение веществ. Роль химии в жизни человека" с использование мультипликационных фильмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_s_isp_mult_i_hud_fil.docx | 136.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Химия | |||||||||
Группа | 8 класс | |||||||||
Раздел | 1 | |||||||||
Тема изучения | Введение. Предмет химии | |||||||||
Тема урока | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | |||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||||||||
Цель урока | Формирование представлений о превращении веществ и роли химии в жизни человека | |||||||||
Задачи урока | 1. Изучить виды превращения веществ, раскрыть роль химии в жизни человека, выявить достоинства и недостатки химических и физических явлений; 2. Развивать умение работать фронтально, индивидуально и по группам, осуществлять самоконтроль, коррекцию и оценку собственных действий и действий сверстников; оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив; 3. Формировать научное мировоззрение | |||||||||
Основное содержание темы | Химические явления (реакции), отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. Экологические проблемы химии | |||||||||
Термины и понятия | Химические явления или реакции, физические явления | |||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней-шей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. | ||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||
Ресурсы | Химический эксперимент | Расчетные задачи | Межпредметные связи | Формы работы | ||||||
Информационный материал: Габриелян О.С, химия 8 класс; Габриелян О.С., Методическое пособие 8-9 классы. | Демонстрации: презентация, наглядные пособия. Лабораторные опыты:1) Демонстрация нормального и ржавого гвоздя; 2) Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца Pb(NO3)2; 3) Взаимодействие хлорида аммония NH4 Cl и гидроксида натрия NaOH. 4) Взаимодействие железных стружек Fe с серной кислотой H2 SO4 | - | Непосредственная связь с физикой и экологией, литературой | фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П); | ||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |||||||
1. Организация урока /Установка к деятельности / 1 минута | ||||||||||
Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя | - | 1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотива-ции к обучению и познанию. | |||||
2. Актуализация знаний /Мотивация к деятельности, целеполагание// 5 минут | ||||||||||
Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока. Предлагает посмотреть отрывки из мультфильма Приключения Лунтика: «Сбежавшее тесто» и «Лунтик и его друзья». Помогает сформулировать смысл явлений просмотренных в мультфильме: Речь идет о физическом явлении: пузырьки – это есть углекислый газ, выделяющийся при дыхании животных и человека. Химическое явление – поднятие теста. Углекислый газ образуется при брожении и поднимает тесто. | Самоопределяются, просматривают отрывки из мультфильма, пытаются сформулировать смысл происходящих явлений, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; | 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 4) извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6) подведение под понятие, выведение следствий; 7) выдвижение гипотез и их обоснование. | 1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | 1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 2) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 4) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 4) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. | |||||
3. Изучение нового материала /Структурирование, исходя из содержания и построения/ 15 минут | ||||||||||
Помогает выявить суть определения химических явлений. Демонстрирует ряд химических опытов (помогает зафиксировать в тетрадь наблюдаемые явления): 1) Демонстрация классу нормального и ржавого гвоздя; 2) Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца Pb(NO3)2; 3) Взаимодействие хлорида аммония NH4 Cl и гидроксида натрия NaOH. 4) Взаимодействие железных стружек Fe с серной кислотой H2 SO4 Помогает сформулировать признаки химических реакций; Помогает выявить суть определения физических явлений. Предлагает просмотр выборочных видеосюжетов мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление». Помогает сформулировать признаки физических явлений; Предлагает рассмотреть роль химии по рисункам в учебнике стр. 18. Рис. 11-12. Помогает разобраться с источниками загрязнения окружающей среды. | Предполагают сущность определения физических и химических явлений; Анализируют демонстрационные химические опыты, фиксируют в тетрадь наблюдаемые явления; При просмотре видеофрагментов называют физические явления происходящие в нем; Высказывают признаки химических и физических явлений; Рассматривают рисунки в учебники, анализируют,обобщают источники загрязнения окружающей среды. Получают жетоны за правильно предположенные ответы.
| 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) структурирование знаний; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 4) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 5) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 9) подведение под понятие, выведение следствий; 10) построение логической цепи рассуждений; 11) доказательство; 12) выдвижение гипотез и их обоснование. 13) формулирование проблемы; 14) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3) коррекция — внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 4) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 4) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. | |||||
4. Обобщение и закрепление /Систематизация и выявление пробелов/ 12 минут | ||||||||||
Организует работу по закреплению физических и химических явлений, заполнением таблицы (Привести примеры из пройденных художественных фильмов, а также просмотренных мультфильмов. Предлагает проанализировать рисунки и назвать процесс Предлагает задание «вычеркните «лишнее»: Замерзание воды, испарение воды, кипение воды, разложение воды на водород и кислород, фильтрование воды. | Заполняют таблицу, приводя примеры физических и химических явлений из художественных фильмов и мультфильмов, 1 пример – 1 жетон. Выполняют 2 и 3 задание, каждый в дальнейшем проверяет работу соседа по парте, сверяет ее с ответами, назначает количество жетонов. | 1) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,; 2)структурирование знаний; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; 4) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 6) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; 7) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. 8) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 9) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 10)выбор оснований и критериев для сравнения; 11)самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 2) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3) коррекция - внесение не-обходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 4)оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 5) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; 5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; | 1) самоотношение и самооценка. 2) формирование идентичности личности. 3) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 5) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. 6) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора; | |||||
5. Рефлексия деятельности /Подведение итогов, оценка и самооценка/ 5 минут | ||||||||||
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, используя прием «Знаю – Хочу знать – Узнал». Предлагает учащимся подсчитать количество набранных жетонов на уроке и перевести их в оценку. 15-20 жетонов – оценка 5 14-9 жетонов – оценка 4 8-5 жетонов – оценка 3 Менее 5 жетонов – плохо усвоил материал урока. Подводит итоги урока, соотносит полученные результаты с целевыми установками, намечает дальнейшие цели. | Высказывают свое мнение; Подсчитывают количество жетонов, переводят их в оценки; Участвуют в подведении итогов урока. | 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2)структурирование знаний; 4) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 5) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 6) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 7) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 8) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 9) построение логической цепи рассуждений; 10) доказательство. | 1) оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 2) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий | 1) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 2) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) самоотношение и самооценка. 2) формирование идентичности личности. 3) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. 4) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; 5) установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 6) выделение морально-этического содержания событий и действий и их оценивание. 7) построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора; | |||||
6. Домашнее задание /Инструктаж по выполнению/ 2 минуты | ||||||||||
§3. Предлагает привести по 5 примеров роли химии в жизни человека, которые приводились в фильмах, которые ребята смотрели за последний год. Благодарит за урок учеников | Записывают домашнее задание. Благодарят за урок учителя. | 1)поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 4) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 5) моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); самостоятельное 6)создание способов решения проблем творческого и поискового характера | 1) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 2) оценка — выделение и осо-знание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; 3) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий. | 1) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; | 1) самоотношение и самооценка. 2) личностное, профессиональное, жизненное само-определение. 3) установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема конспекта по английскому языку по теме "Роль кино в жизни человека"
Конспект урока английского языка...
Роль позвоночника в жизни человека
Роль позвоночника в теле человека ни переоценить, ни приуменьшить нельзя. Позвоночник — основной стрежень, залог прямохождения, подвижности, равновесия, отсюда его ключевое значение в нашем здоровье. ...
Классный час « Роль семьи в жизни человека»
- сформировать представление о семье как малой социальной группе, привести к пониманию функций семьи, ее видов, познакомить с политикой государства по отношению к семье;- развивать речь, коммуник...
Роль микроорганизмов в жизни человека и общества
Опорная презентация-план по теме "Роль микроорганизмов в жизни человека и общества"...
Воспитательский час на тему: «Роль книги в жизни человека»
Цели: показать, что книга играет важную роль в жизни людей;раскрыть историю создания книги; Задачи:развивать познавательные способности учащихся, интерес кпознанию окружающего мира; корректироват...
Проект на тему «Роль рекламы в жизни человека»
В настоящее время, пожалуй, нет ни одного человека, которого так или иначе не касалась бы реклама. Невозможно себе представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофил...
Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».
Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...