Статья "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"(опубликована в Международной заочной онлайн-конференции)URL: http://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=8232
статья по теме

Гаврева Наталья Леонидовна

В статье рассматривается деятельность предметных (цикловых) комиссий, проводящих значительную методическую работу, направленную на создание учебно-методических материалов, позволяющих преподавателям применять более эффективные, оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении. Например, студентам-эффективно выполнять учебную деятельность, учебному заведению- обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврева Наталья Леонидовна

Преподаватель специальных дисциплин
ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

г. Москва, Российская Федерация

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Аннотация: Предметные (цикловые) комиссии проводят значительную методическую работу, направленную на создание учебно-методических материалов, позволяющих:

  • Преподавателю применять более эффективные, оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;
  • Студентам эффективно выполнять учебную деятельность (изучить «трудный» вопрос или тему, быстрее провести расчеты, готовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.);
  • Учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: Учебно-методическое обеспечение (УМО), учебно-методический комплекс (УМК)

Учебно-методическое обеспечение(УМО) образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что УМО специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения, содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения, представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность, максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

При оценке качества УМК нужно рассматривать два аспекта.

Первый – это степень адекватности отображения области профессиональной деятельности и специальности в УМК специальности или предметной области – в УМК дисциплины.

Второй – успешность решения поставленных задач обучения.

По второму аспекту можно выделить несколько формальных признаков, определяющих эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость и другие. Качество УМК и эффективность их применения зависят от таких факторов, как  уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом, уровня обученности и обучаемости студентов, организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса.

Цель УМК - обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Задачами УМК, его элементов (или составляющих) являются:

  1. Создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;
  2. Оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;
  3. Активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности студентов через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;
  4. Обеспечение единства требований к студентам;
  5. Организация и регулирование методической работы преподавателей, мастеров производственного обучения, предметных (цикловых) комиссий, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;
  6. Обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий и учебной и внеаудиторной деятельности;
  7. Оказание методической помощи студентам в учебно-практической, научно-исследовательской и прочих видах деятельности;
  8. Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

Структуру УМК можно представить в виде трех блоков: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы.

Содержание каждого блока является примерным, выявленным на основе анализа действующих нормативно-правовых документов в системе среднего профессионального образования. Дополнительный перечень материалов должно определять учебное заведение с учетом содержания реализуемых образовательных программ, особенностей и условий образовательной деятельности.

На основании анализа опыта работы мною разработаны следующие блоки:

I блок – нормативно-методические материалы, определяющие основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами. Также в их перечень включаются материалы, разрабатываемые научно-методическими центрами, отраслевыми методическими кабинетами, методическими службами.

II блок – учебно-информационные материалы, определяющие различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты, довольно обширны. Список источников информации (основной и дополнительной) должен быть известен студентам заранее.

III блок – учебно-методические материалы. Это наиболее емкая и значимая для преподавателей и студентов часть УМК. Здесь можно рекомендовать создание специальных подборок (кейсов, папок и пр.), которыми студенты должны своевременно обеспечиваться при организации самостоятельной работы.

Создавая учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов, целесообразно учитывать предельный объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение, типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их усвоению, вариативность практических работ, по подготовке к контрольным работам, защитам, зачетам и экзаменам;

Необходимо достаточно полно представлять УМК лабораторных работ и курсового (или дипломного) проектирования, предлагая четкий алгоритм работы. 

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.

Список литературы

  1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.
  2. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, №3.
  3. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 гг.//СПО, 2000, №4.
  4. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Задания для СРС составлены  в соответствии с рабочей программой по указанному профессиональному модулю...

Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение  образовательного процесса разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02...

Программное обеспечение образовательного процесса

Фрагменты рабочих программ учебных дисциплин, программ практик...

Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...

Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)

Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА  им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...