Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»
проект

Долматова Наталия Владимировна

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

о результатах опытно-экспериментальной деятельности

преподавателя отделения физической культуры Долматовой  Наталии Владимировны  

Тема опытно-экспериментальной деятельности:

 

«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»

 

 1. Цель опытно-экспериментальной деятельности, гипотеза исследования и основные задачи

Актуальность опытно-экспериментальной деятельности, развернутой в колледже в 2016-2017г.г., состоит в следующем: по мнению эксперта Нестеренко Г.И.( кандидат педагогических наук, доцент), в советский период о здоровье обучающихся заботились гораздо более планомерно, да и факторов, разрушающих их здоровье, было гораздо меньше. Недостаток качественного питания, неправильный режим дня, деформирующее подростковую психику  авторитарное воздействие учителей – все это было и, к сожалению, остается и в настоящее время.  Но в современных демографических условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность студентов, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру  видеофильмов и компьютерным играм и виртуальной жизни в Интернете. Растет число курильщиков.

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни.

Вместе с тем, мероприятия, осуществляемые образовательными учреждениями для укрепления здоровья обучающихся, зачастую остаются формальными, разрозненными, несистемными, что не приводит к получению нужного результата – положительной динамике уровня здоровья студентов, обеспечивающей у них качество образовательных достижений.

Одной из проблем остается проблема оценки физического развития и здоровья студентов, приемлемая (как с точки зрения трудозатрат, так и с точки зрения реальной возможности использования полученных сведений в целях совершенствования образовательной практики) для образовательной системы. Личностно-ориентированный подход потребовал ориентировки на реальные особенности каждого конкретного студента, а образовательная практика оказалась не готовой к выявлению и использованию подобной информации. Все это определило необходимость исследования в  СОПК проблем мониторинга физического развития и здоровья обучающихся в условиях их учебной деятельности как инструмента повышения качества управления образовательным процессом (2016-й год).

Однако, развернутый в колледже эксперимент в указанном направлении потребовал особое внимание сконцентрировать на качестве принимаемых на основе полученной в ходе мониторинга информации управленческих решений. Участниками творческой группы  ( руководитель: Долматова Н.В., студенты: Зотова Н, Златогорская В., Листратова Т.) были внесены изменения в программу эксперимента за счет усиления блока, связанного с необходимостью проработки «образовательной составляющей» здоровьесберегающих процессов.

Итак, цель проведенного исследования – разработать, описать, экспериментально доказать эффективность состава условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровье обучающихся в СОПК.

Объект исследования – управление образовательными процессами в образовательном учреждении.

Предмет исследования – состав условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Гипотеза исследования состоит в следующем: сохранение и укрепление здоровья студентов возможно, если осуществлять системный подход к оценке индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма  обучающегося,  учитывать типологические особенности  в оценке индивидуальных двигательных качеств, а также, если реализовать состав психолого-педагогических, организационных, кадровых, материально-технических условий эффективного внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

 

2. Основные методы исследования

За два года опытно-экспериментальной работы использованы разнообразные методы научного исследования:

- экспертная оценка;

- анкетирование участников образования;

- анализ авторских проектов;

- моделирование образовательных условий, студенческой среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья студентов;

- формирующий эксперимент.

Основные методы 2016-2017 учебного года:

- завершение внедрения в образовательную практику (систему управления образовательными процессами на уровне администрации колледжа, учителя, школьника) условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

- контрольные замеры индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, индивидуальных двигательных, физических качеств, уровня работоспособности, а также уровня академических достижений;

- методы математической статистики (сравнение срезов образовательных достижений студентов, уровня их здоровья  на начало и конец эксперимента).

 

3. Основные аргументированные результаты опытно-экспериментальной работы

Результаты сравнения уровня академических достижений обучающихся, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, индивидуальных двигательных качеств на начало и конец эксперимента могут быть обобщенно представлены следующим образом.

 

 Таблица 1

Сравнение уровня здоровья обучающихся на начало и конец эксперимента

№ п/п

Наименование параметра

Показатель за

2015 – 2016 уч. год.

( %.)

Показатель за

2016 –2017   уч. год.

( % )

1.

Общее число обучающихся в данном общеобразовательном учреждении

2.

Состояние здоровья обучаюшихся:

-                                 практически здоровы

-                                 имеют отклонения в здоровье

75%

25%

79%

21%

3.

Характеристика заболеваемости студентов

-                                 органов зрения

-                                 сердечно-сосудистых заболеваний

-                                 органов дыхания

-                                 опорно-двигательного аппарата

-                                 органов пищеварения

-                                 нервно-психические

12%

1,2%

74,3%

32%

26%

2%

7%

1%

32%

24%

10%

1%

4.

Количество часто болеющих студентов

27%

21%

5.

Данные по группам здоровья:

-                                 основная

-                                 подготовительная

-                                 специальная

-                                 освобождённые

79%

14%

3,9%

2,9%

81%

13,8%

2,8%

2,4%

6.

Охват обучающихся физкультурой и спортом:

-                                 только уроки физкультуры

-                                  спортивные секции (в колледже)

-                                 спортивные секции ( вне колледжа)

-                                 уклоняются от занятий спортом

 

96%

22%

9%

38%

 

98%

24%

12%

30%

7.

Вредные привычки:

-                                 курение

-                                 употребление алкоголя (пиво)

-                                 употребление наркотиков

 

6%

0,1%

0

 

4%

0%

0

8.

Травматизм в образовательной среде

3 случая

1 случай

 

Таблица 2

Динамика показателей заболеваемости

Период

2015 –2016

2016-2017

Среднее число дней пропущенных по болезни за учебный год (на 1 студента)

11 дней

8 дней

Количество студентов, не болевших ни разу в учебном году

58

136

                                                                                          

 Таблица 3

Сравнение обобщенного показателя  уровня здоровья обучающихся на начало и конец эксперимента

Учебный год

2015  -  2016

2016  -  2017

I  -  полугодие

II  -  полугодие

I  -  полугодие

II  -  полугодие

Индекс здоровья

0,78

0,85

0,94

0,95

Индекс психического благополучия

0,87

0,9

0,96

0,96

Итак, главным результатом деятельности колледжа является наличие положительных изменений в состоянии здоровья студентов, в их способности к выживанию в условиях своего окружения и к поддержанию активных отношений с собой и с окружением.

Проанализированные результаты опытно-экспериментальной работы в СОПК состоят, таким образом, в том, что в образовательном учреждении «выращена» инновационная образовательная программа, которая может быть предъявлена общественности. Представим описание инновации.

Инновация:

Стратегическая цель инновации – создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Объект инновации – здоровьесберегающие процессы в образовании.

Предмет инновации – кадровые, методические, организационные, материально-технические условия охраны и укрепления здоровья студентов.

Запросы государства, полнее удовлетворяемые данными инновациями, связаны с обеспечением социальных гарантий реализации прав граждан на образование через соблюдение образовательным учреждением следующих требований: создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать учебную нагрузку, режим занятий обучающихся  на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения; обеспечивать включение в расписание занятий перерыв достаточной продолжительности для питания; обеспечивать организацию общественного питания; обеспечивать необходимые условия для учебы, труда и отдыха обучающихся (ФЗ «Об образовании»). В 2002 г. конкретные задачи по активизации работы по охране и укреплению здоровья учащихся намечены в приказе Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»:

- разработка и внедрение критериев комплексной оценки состояния здоровья детей;

- внедрение эффективных моделей образовательных учреждений разных типов, содействующих здоровью;

- внедрение эффективных оздоровительных технологий;

- внедрение компьютерных программ для профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Запросы обучающихся, полнее удовлетворяемые данными инновациями – 89% (результаты мониторинга интересов на начало эксперимента, анкетирования  студентов) – заинтересованы в занятиях спортом (настольным теннисом, волейболом, аэробикой, плаваньем.

Запросы родителей обучающихся, полнее удовлетворяемые данными инновациями –  93% (результаты анкетирования родителей на начало эксперимента).

Запросы педагогов школы, удовлетворяемые данными инновациями –  состоят в возможности разрешения противоречия между двумя профессиональными ценностями педагогов – стремлением к повышению качества образования, с одной стороны, и признанием самоценности здоровья студента  как высшей ценности, с другой стороны.

  Стратегическая цель инноваций:  Поиск, описание состава психолого-педагогических, организационных, кадровых, материально-технических условий эффективного внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих условий и технологий.

Изменения в педагогической системе в целом:  изменения в составе образовательных программ, по которым реализуется образовательный процесс; изменение технологической составляющей образовательного процесса; усиление взаимодействия с родителями обучающихся.

Изменения в планировании учебного процесса: составление расписания жизнедеятельности колледжа с учетом психофизических возможностей студентов.  Режим дня  обучающихся строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности и включает  в себя следующие компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в первой и второй половине дня; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и качественное питание (3-х разовое, горячее – 100%); 4) ежедневные занятия физкультурой и спортом.

Изменения в технологии обучения: внедрение технологии снятия мышечной нагрузки студентов в течение всего учебного дня, организация обучения на основе двигательной активности; внедрение гигиенической программы В. Базарного; внедрение технологий самостоятельного управления обучающимися своим здоровьем. Кроме того, на результатах работы по здоровьесбережению сказывается применение разноуровневого обучения, глубокой дифференциации и индивидуализации обучения, применение технологий развивающего обучения; внедрение технологий субъект-субъектного взаимодействия в системе «учитель – ученик»; внедрение технологии «успеха» каждого студента, внедрение методики регуляции учебного материала. 

Используются все формы дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований. Вопрос сохранения и укрепления здоровья студентов решается за  счет применения технологий медицинского сопровождения образовательных процессов (применение термотерапии, музыкотерапии, закаливания по индивидуальным показаниям).

Изменения в системе контроля и оценки учебных достижений обучающихся: включение в систему контроля и оценки учебных достижений обучающихся мониторинга культуры здоровья, мониторинга физической подготовленности,  мониторинга психологического здоровья (автор Д.З. Шибкова). Проектирование образовательного маршрута  студента осуществляется на основе системы динамического наблюдения  за состоянием его здоровья, комплексных медицинских и психофизиологических обследований, в том числе адаптации организма обучающегося к внешним факторам.

Изменения в содержании методической работы учителя: освоение содержания новых УМК в соответствии с измененным составом образовательных программ, освоение методов реализации здоровьесберегающих технологий и методов педагогической деятельности; накопление в методической системе колледжа видеотеки и мультимедийных презентаций для учителя и родителей по здоровьесберегающим технологиям, внеклассным мероприятиям, а также видео-уроков.

 Методическая работа содержательно выглядит так: 1) осознание проблемы негативного воздействия  образовательного процесса на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного разрешения; 2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья студентов; 3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций); 4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими студентами , их родителями.

Характеристика инновационной образовательной программы:

1)     особенности построения учебного плана – включение в режим учебной нагрузки студентов динамических пауз; введение 3-го часа физической культуры; введение профильного обучения физической культуре.

2)     особенности реализуемых основных образовательных программ - внедрение программы профильного обучения физической культуре; элективных курса по биологии «Окружающая среда и здоровье человека»;

3)     особенности реализации дополнительных образовательных программ –  обеспечение интеграции программ основного общего и дополнительного образования по физической культуре; социально-педагогической направленности «Мое здоровье»; внедрение дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной направленности ;

4)     особенности образовательных программ традиционных акций – включение всех студентов в  систему традиционных акций общеколледжного характера: конкурс «Самая здоровая  группа»; «День здоровья» «Выходной день»;  «День первокурсника», «Один день в армии».      В систему традиционных акций активно привлекаются родители обучающихся: внедрена специальная программа повышения валеологической грамотности родителей, родители привлечены к совместным занятиям спортом, судейству соревнований и конкурсов, прогулкам.

Особенности управления образовательными процессами – государственно-общественный характер управления организацией:

-санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиНов;

- режима двигательной активности обучающихся;

- организацией и анализа учебного процесса с позиций здоровьесбережения;

- физической активности;

- питания студентов;

- формирования культуры здоровья обучающихся  и педагогов.

Особенности материально-технического оснащения образовательного процесса – обусловлены технологией обучения и воспитания  студентов в активной сенсорно-развивающей среде (технология В. Базарного):

-  проведение занятий в режиме смены динамических поз (парты – конторки); - использование схем зрительных траекторий, офтальмотренажеров, сенсорно-дидактических крестов;

-обеспечение двигательной активности (спортивные уголки),

Организация работы:

- кабинета эмоциональной разгрузки;

- собственного спортивного зала.

Таким образом, в колледже внедрена совокупность приемов, форм и методов организации и обучения студентов без ущерба для их здоровья. В СОПК с  2015 по 2017 годы был развернут систематический процесс создания новых образовательных продуктов (программ, технологий, методик, услуг, систем, методов), основанный на новых теоретических или практических знаниях, полученных в результате научных исследований (то есть экспериментальная деятельность). Этот процесс привел к созданию принципиально нового знания об эффективных средствах и способах поиска, апробации, реализации, внедрения новых результатов научно-педагогических, научно-психологических исследований в области здоровьесберегающего образования, а также к созданию нового образовательного продукта (рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий, описание принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательной деятельности педагогов ;  принципов организации индивидуального подхода к студенту (в зависимости от состояния  здоровья, уровня учебных возможностей и социально-психологической адаптированности); научно-методические рекомендации для осуществления интеграции развивающей, оздоровительной, образовательной деятельности; описание с позиций здоровьесбережения интерьера колледжа), здоровьесберегающих услуг (занятия в спортивных секциях и кружках в условиях общеобразовательного учреждения), которые далее могут быть предложены на рынке образовательных услуг в образовательной системе.

 

4. Внедрение результатов опытно-экспериментальной работы в практику

Опыт работы колледжа предъявлялся общественности. Так, участники творческой группы представили свои наработки на Областной студенческой  научно-практической конференции «Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе» (2017г.). На базе колледжа  были проведены областные научно-практические конференции, совещания и методические объединения для руководителей физического воспитания и преподавателей физической культуры по вопросам здоровьесбережения студентов:

-30 ноября 2016г. «Теория и практика проектирования здровьесберегающей образовательной среды»;

-20 апреля 2017г. «Формирование активного отношения студентов к спорту и здоровому образу жизни»;

-25 октября 2017г. «Использование внеурочной деятельности в практике спортивно-оздоровительной работы со студентами».

 Результаты опытно-экспериментальной работы отражены в  электронных СМИ работников образования следующих публикациях: «Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик, приёмов»» (2015 г.)  ; отчёт  об опытно-экспериментальной деятельности «Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях Государственного автономного образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж» (2017г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

Условия успешной социальной адаптации подростка в учебно-образовательном учреждении.

                                   СПб ГБПОУ « Колледж кулинарного мастерства»  ...

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям

Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...

Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения

Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...

Индивидуальный подход на уроках физической культуры с учетом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тест...

Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональном образовательном учреждении.

ВведениеОбразование является основополагающим элементом развития любого общества, и оно должно быть доступным для всех, независимо от физических возможностей. Особую важность приобретает социально-пед...