ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
статья по теме

Гришанова Наталия Валерьевна

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishanova_statya_v_pechat.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Н.В.Гришанова, мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Томский Техникум Социальных Технологий», г. Томск.

Внеурочная деятельность является одной из важных составляющих воспитательного процесса в образовательном учреждении, это одна из особых форм организации свободного времени учащихся.

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность обучающихся к разным видам творчества. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий обучающихся, как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

Внеурочная деятельность играет важную роль в инклюзивных образовательных учреждениях, так как именно благоприятная дружеская атмосфера кружка по интересам, психологическая комфортность образования способствует социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Без позитивной эмоциональной атмосферы учеба вряд ли пойдет хорошо. В связи с этим следует подчеркнуть актуальность такого рода деятельности в системе инклюзивного образования.

Вопросы инклюзивного образования – актуальная тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть много нерешенных проблем и трудностей, которые ещё предстоит преодолеть. Сегодня возрастает роль учреждений  дополнительного образования, которые дают возможность расширить образовательное поле для детей с ОВЗ.

Столкнувшись с проблемой в нехватке дополнительного образования для лиц с ОВЗ  на базе нашего техникума был организован кружок «Цветочная фантазия» .

Целью этой работы была организовать внеурочной деятельности с учетом интересов и запросов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  как условие их эффективной адаптации и социализации.

На достижения цели направлено решение следующих задач:

  • Активировать сенсорно-моторную функцию, необходимую для  успешного взаимодействия с окружающим миром.
  • Способствовать формированию художественного вкуса, трудолюбия и ответственности за выполненную работу
  • Способствовать формированию социально-коммуникативной компетенции.
  • Способствовать максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.  

На основании организации кружка была разработана программа подходящая как к лицам ОВЗ так и к обучающимся с сохранным интеллектом. Данная программа включает в себя теоретический и практический курс занятий. Программа рассчитана на 200 час в год. Занятия проводятся два  раз в неделю по 3 часа.

Изучение учащимися  такого вида декоративно-прикладного творчества, как изготовления цветов из ткани приобщает их к художественному творчеству, позволяет повысить общий культурный уровень, способствует их эстетическому развитию. Работа с красочными, многоцветными  тканями позволяет ввести учащихся в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные виды изделий различными техниками изготовления цветов из различных видов ткани.

Изготовление цветов  с использованием различных техник  помогает проявиться творческой индивидуальности учащихся.

Большое внимание уделяется технологии выполнения работ. Без овладения технологией работ невозможно добиться высокого качества изготовления изделий.

Изучение различных способов изготовления цветов из ткани помогает учащимся работать творчески, свободно, индивидуально.

Эффективность работы кружка «Цветочная фантазия» доказывает достигнутыми результатами:

  • Участие обучающихся в общественно-значимой  деятельности;
  • Увеличение занятости подростков

Основные направления работы кружка «Цветочная фантазия»:

Презентации, тренинги, мастер классы, выставки.

Для реализации программы кружка «Цветочная фантазия» были разработаны ряд мероприятий:

Консультация с психологом. Презентация кружка «Цветочная фантазия». Мастер – класс «Цветочная фантазия». Работа кружка «Цветочная фантазия». Контрольный срез активности обучающихся во внеурочной деятельности. Итог  работы кружка «Цветочная фантазия»

Показатели работы кружка  после 1 года обучения:

  • Уменьшение количества пропусков занятий обучающимися без уважительной причины;
  • Презентация программы «Внеурочная  деятельность подростков» на курсах повышения квалификации социальных педагогов, психологов в ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО», выступление по итогам реализации задач программы 1 года обучения на методическом объединении преподавателей в ОУ;
  • Участие в межрегиональных, областных и районных выставках и конференциях:
  • Межрегиональная выставка-ярмарка «Качество – XXI век»;
  • Областная научно-практическая конференция «Смотрим в будущее»;
  • XIV фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ «Созвездие».

Основываясь на опыте работы кружка «Цветочная фантазия», который посещают учащиеся с особыми образовательными потребностями, можно отметить, что групповые занятия рукоделием способствуют максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Кроме того, используя индивидуальные возможности каждого ученика, видится перспектива организовывать на базе образовательного учреждения выставки, конкурсы, выдвигать учащихся на различные городские, областные и региональные конкурсы, что в свою очередь даст дополнительную эмоциональную мотивацию. Следует также отметить, что кружковая работа в малой группе позволяет осуществлять ситуативно-ориентированный подход в развитии речи. Во время работы с отдельными детьми, испытывающими трудности, например, в овладении языковыми средствами повторяются названия цветов, геометрической формы предмета с уточнением названия материала, его качества. Педагог помогает обучающемуся выразить свои мысли, подсказывает отдельные слова, предложения, облегченный вариант фразы.

Работа в малой группе в процессе  ручной деятельности способствует снятию эмоциональной напряженности, активному взаимодействию с другими учащимися, помогает адекватно проявлять чувства: сопереживать неудачам, радоваться успехам, то есть способствует формированию социально-коммуникативной компетенции.

Кроме того, благодаря ручной деятельности мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для  успешного взаимодействия с окружающим миром.

Так же занятия рукоделием в кружке «Цветочная фантазия» позволяют расширить кругозор учащихся, способствуют развитию креативного мышления, оказывают положительное влияние на формирование мировоззрения учащихся. Таким образом, создание цветов из ткани в кружке развивает творческие способности и помогает преодолеть трудности в социальной адаптации учеников с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

Грабенко Т.Н. , . Зинкевич-Евстигнеева Т.Д  "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры"  Санкт-Петербург, изд. "Детство-Пресс", 2002

Мёдова Н.А. "Инклюзивное образование: обзор проблемы", Томск, 2011

Череда Н. С.  -  «цветы из ткани»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДfРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При...

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности

Статья об организации внеурочной  туристско-краеведческой  деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...

«Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Выступление на Республиканской конференции с докладом «Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования» по обобщению своей внеурочной деятельнос...