ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДfРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДfРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При организации внеурочной деятельности необходимо опираться на следующие документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Приказ Минобрнауки от 09.01.2014г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207с. – (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5.
Согласно ФГОС ООО общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность в образовательной организации может осуществляться через:
- часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности);
- дополнительные образовательные программы самой общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы организации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Направления и виды внеурочной деятельности.
В ФГОС ООО общеобразовательных организаций Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Направления и виды внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательной организации.
Таблица
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровни воспитательных результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
1. Познавательная | -познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т. п.); -познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии и др.), организуемые педагогом для детей; -детские исследовательские проекты. | ||
-познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т. п.); -познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективно-творческих дел (КТД); -интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», научные общества учащихся (НОУ) и т.п.); -детские исследовательские проекты социальной направленности. | |||
-познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. -детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования. | |||
2. Игровая | -развлекательные игры, организуемые педагогом; -интеллектуальные игры, организуемые педагогом; -ролевые игры, организуемые педагогом. | ||
-деловые игры, организуемые педагогом; -развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
-социально моделирующие игры, организуемые педагогом; -развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; -развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума. | |||
3.Трудовая (производственная) деятельность | -кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п. | ||
-трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом; -трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД; -сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.); -детская производственная бригада под руководством взрослого. | |||
-трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; -трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; -детско-взрослое образовательное производство. | |||
4.Досугово- развлекательная деятельность | -культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.; -досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом. | ||
-досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
-досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; -досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. | |||
5.Спортивно- оздоровительная деятельность | -беседы о ЗОЖ; -оздоровительные процедуры; -физкультурные и спортивные занятия; -спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом. | ||
-спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
-спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; -спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. | |||
6.Туристско- краеведческая деятельность | -кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; -краеведческие экскурсии; -туристические поездки. | ||
- походы выходного дня; - туристские многодневные походы; - спортивные туристские походы. | |||
- туристско-краеведческие экспедиции; - поисково-краеведческие экспедиции; - природоохранные и природовосстановительные экспедиции. | |||
7.Художественное творчество | -кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений; -художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом. | ||
-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
-художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. | |||
8.Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) | -социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми). | ||
-социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД. | |||
-социальные проекты; -волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом). | |||
9.Проблемно- ценностное общение | -индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.; -тренинги формирования социальных навыков. | ||
-тренинги личностного роста; -дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей; -свободные дискуссиипо проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии). | |||
-проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; -беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения. |
Типы образовательных программ внеурочной деятельности.
С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ (ОП) внеурочной деятельности:
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);
- образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для подростков).
Рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников.
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут разрабатываться образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими образцов программ, рекомендованных Министерством образования.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа состоит из:
- введения, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
- перечня основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
- описания разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;
- характеристики основных результатов, на которые она ориентирована.
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то содержание должно быть разбито по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть разбит на смысловые части.
6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50%.
7. Программы могут реализоваться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса в отдельности – см., например, представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса. Во втором случае школа разрабатывает модульные программы (объемом, значительно превышающим 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает всем школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать – см., например, представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать одной трети от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Программа является модульной и состоит из 14-и автономных модулей (общим объемом 850 часов), содержание которых предлагается старшим подросткам для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете – 10 часов в неделю на ребенка), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности старших подростков и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Основные модули программы:
№ | Название модуля | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся | 34 | 34 | |
1.1 | Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность | 8 | 8 | |
1.2 | Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов). | 18 | 18 | |
1.3 | Конференция научного общества учащихся | 8 | 8 | |
2 | Познавательная деятельность: занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» | 34 | 34 | |
2.1 | Введение в игру | 2 | 2 | |
2.2 | Техника мозгового штурма | 4 | 4 | |
2.3 | Составление вопросов к играм | 8 | 8 | |
2.4 | Игры и турниры | 20 | 20 | |
3 | Познавательная деятельность: практикум «Эстетика повседневности» | 34 | 34 | |
3.1 | Вводное занятие. Знакомство | 4 | 4 | |
3.2 | Эстетика встреч | 4 | 4 | |
3.3 | Эстетика на каждый день | 26 | 26 | |
4 | Художественная деятельность: занятия в школьной театральной студии | 68 | 8 | 60 |
4.1 | Вводные театральные занятия | 10 | 10 | |
4.2 | Капустники | 14 | 4 | 10 |
4.3 | Выбор спектакля | 4 | 4 | |
4.4 | Подготовка спектакля | 20 | 20 | |
4.5 | Показ | 20 | 20 | |
5 | Художественная деятельность: выпуск общешкольной газеты | 34 | 34 | |
5.1 | Как делается газета | 2 | 2 | |
5.2 | Пробы | 10 | 10 | |
5.3 | Выпуск классной газеты | 22 | 22 | |
6 | Проблемно-ценностное общение: школьный коммунарский сбор | 68 | 18 | 50 |
6.1 | Подготовка сбора | 6 | 6 | |
6.2 | Самоподготовка отрядов | 18 | 4 | 14 |
6.3 | Проведение сбора. День № 1 | 6 | 6 | |
6.4 | Проведение сбора. День № 2 | 8 | 8 | |
6.5 | Проведение сбора. День № 3 | 8 | 8 | |
6.6 | Проведение сбора. День № 4 | 8 | 8 | |
6.7 | Анализ сбора | 4 | 4 | |
6.8 | Подготовка и организация школьниками однодневного сбора для младших подростков | 10 | 4 | 6 |
7 | Проблемно-ценностное общение: просмотр и обсуждение кинофильмов в школьном киноклубе | 34 | 34 | |
7.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
7.2 | Просмотр и обсуждение кинофильмов | 32 | 32 | |
8 | Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение общешкольных праздников | 68 | 12 | 56 |
8.1 | Общий сбор группы. Введение в КТД | 12 | 12 | |
8.2 | Подготовка и проведение осенних праздников | 16 | 16 | |
8.3 | Подготовка и проведение зимних праздников | 20 | 20 | |
8.4 | Подготовка и проведение весенних праздников | 20 | 20 | |
9 | Социальное творчество: строительство снежного городка для малышей | 34 | 8 | 26 |
9.1 | Подготовка социального проекта | 12 | 4 | 8 |
9.2 | Реализация проекта | 22 | 4 | 18 |
10 | Социальное творчество: участие в экологических акциях «Марша парков» | 34 | 8 | 26 |
10.1 | Планирование акции | 10 | 4 | 6 |
10.2 | Подготовка акции | 6 | 2 | 4 |
10.3 | Проведение акции | 12 | 12 | |
10.4 | Подведение итогов | 6 | 2 | 4 |
11 | Туристско-краеведческая деятельность | 204 | 8 | 196 |
11.1 | Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста | 2 | 2 | |
11.2 | Элементарные туристские навыки | 12 | 12 | |
11.3 | Карты и ориентирование на местности | 30 | 6 | 24 |
11.4 | Техника пешеходного туризма | 30 | 30 | |
11.5 | Походы, экспедиции, слеты | 130 | 130 | |
12. | Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры на свежем воздухе | 68 | 68 | |
12.1 | Футбол | 44 | 44 | |
12.2 | Хоккей | 24 | 24 | |
13 | Спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры в зале | 68 | 68 | |
13.1 | Минифутбол | 17 | 17 | |
13.2 | Баскетбол | 17 | 17 | |
13.3 | Волейбол | 17 | 17 | |
13.4 | Гандбол | 17 | 17 | |
14 | Спортивно-оздоровительная деятельность: народные игры | 68 | 68 | |
14.1 | Лапта | 17 | 17 | |
14.2 | Казаки-разбойники | 17 | 17 | |
14.3 | Взятие снежного городка | 17 | 17 | |
14.4 | Городки | 17 | 17 | |
Всего: | 850 | 232 | 618 |
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о фашизме и механизмах влияния фашистской идеологии на массовое сознание; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Рекомендуемая литература
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение». 2011.
2. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение». 2011.
3. Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Москва «Просвещение». 2012
4. А.В.Иванов. Потрфолио в основной школе. Москва «Просвещение». 2013.
5. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Москва «Просвещение». 2011.
6. Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. Москва «Просвещение». 2012.
7. Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс. Москва «Просвещение». 2012.
8.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Москва «Просвещение». 2011.
9.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. Москва «Просвещение». 2011.
10.П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.С.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Москва «Просвещение». 2011.
11.С.В.Третьякова. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Соц2иальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. Москва «Просвещение». 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарт основного общего образования по литературе
Стандарт основного общего образования по литературе Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: · воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою при...
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена реализации ФГОС СОО в ПОО...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...
Рабочая программа по английскому языку на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень)(Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компоне...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...