Оценка компетенций студентов колледжа
статья на тему
Профессиональная компетентность- обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта, а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания опыт в новых условиях, а также умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Компетентность – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно профессиональной деятельности за счет внепрофессиональной и надпрофессиональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_kompetentsiy_studentov_pedagogicheskogo_kolledzha.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка компетенций студентов колледжа
Профессиональная компетентность- обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта, а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания опыт в новых условиях, а также умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Компетентность – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно профессиональной деятельности за счет внепрофессиональной и надпрофессиональной.
Профессиональная деятельность компетентного специалиста определяется: мобильностью его знаний и способностью к их постоянному обновлению; владением широкой информацией и ориентацией в различных ситуациях; гибкостью методов деятельности; умением выбирать оптимальные варианты деятельности.
Внепрофессиональная деятельность компетентного специалиста выражается в его личностных качествах: высокой нравственности, порядочности, критичности мышления, способности рисковать и принимать ответственные решения, творческом подходе к делу, диалогичности, общительности, умении доводить дело до конца.
Надпрофессиональная деятельность компетентного специалиста включает в себя его умения пользоваться компьютером и оргтехникой, владеть разными языками, пользоваться базами данных и вырабатывать трансфертные технологии, защищать интеллектуальную собственность, презентовать результаты своего труда.
В настоящее время в России обучение строится на основе компетентностного подхода, предполагающего формирование у выпускника помимо знаний и умений, опыта
практической деятельности уже в период обучения в учебном заведении. В Законе «Об
образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готов-
ность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач
общих для многих видов деятельности».
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на
основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной професси-
ональной деятельности.
Отличительная особенность современного среднего профессионального образования – личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование конкурентоспособных, высокопрофессиональных специалистов, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, способностью предпринимать конструктивные и компетентностные действия в профессиональной деятельности. Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов. Особенность касается трех сторон оценки:
1.Объект оценивания – компетенции - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
2.Субъект оценивания. Способность студента к самооценке – необходимое условие и признак компетентности в данной области. Студент, не способный оценить свои знания и умения или оценивающий их необъективно, не может считаться компетентным. Немаловажной становится оценка представителя работодателя – наставника базы практики.
3.Критерии оценивания. Оценка не может сводиться к подсчету количества оши-
бок. Необходимы единые качественные критерии.
Качественность должна быть обеспечена следующими признаками разработанных критериев:
- обоснованность.
Все лица, проводящие оценку, должны руководствоваться одинаковыми критериями.
- доступность.
Оценивающий себя студент должен иметь доступ к информационным источникам, описывающим критерии оценки, а значит, владеть инструментом оценки, быть убежденным в ее объективности;
- применимость.
Методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам;
- гибкость.
Индивидуальный подход к оценке. Оценка не только результата, но и
процесса учения;
- самопрезентация
Студент сам должен уметь себя представить;
При наделении критериев оценки этими признаками оценка становится фактором
мотивации и поощрения студента за достигнутые результаты.
Для того, чтобы принять решение об уровне компетентности выпускника колледжа, необходимо обозначить средства оценивания, которые должны
выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности
выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в кон-кретной ситуации:
1.Теоретические задания для самостоятельной работы студентов: подготовка сообщений, докладов, рефератов, статей.
2.Проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность.
3.Учебная и производственная практика.
4.Экзамен. Итоговый государственный экзамен необходимо проводить на основе интегрированных задач профессиональной направленности.
5.Модульно-рейтинговая система.
6.Деловые игры.
7.Кейс-метод.
8..Портфолио личных достижений.
Основная цель формирования портфолио – представить собственные достижения студента в процессе обучения. Только на основе комплексной оценки, осуществленной с помощью различных средств измерения, можно сделать вывод о сформированности компетентности выпускников колледжа.
Для формирования общих и профессиональных компетенций необходимо повысить учебную мотивацию студентов, уровень познавательных и профессиональных
ценностей и интересов. При высоком уровне перечисленных компонентов должен по-выситься и уровень компетентности студента, а их формирование должно осуществ-ляться в рамках каждого учебного предмета.
Компетенции являются центральным звеном всей работы с человеческими ресурсами организации. Интерес к построению моделей компетенций только возрастает.
Качество образования рассматривается в контексте соответствия уровня получаемых образовательных услуг мировым стандартам и нормам. На сегодняшний день приоритетным является достижение такого качества подготовки специалистов, которое даст им возможность конкурировать на международном рынке труда. В условиях рыночных отношений и все усложняющихся требований к содержанию образования, способам организации учебного процесса необходимы поиски новых резервов повышения качества и эффективности подготовки будущих специалистов. Изменения в социальной сфере общества, информатизация социальных процессов, технологизация социальных сфер сделали нецелесообразной знаниевую парадигму образования, которая сменилась на компетентностный подход к образованию. Цель компетентности- повышения качества подготовки профессионально-компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, самостоятельно и творчески решающего профессиональные задачи, осознающего личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, умеющего нести ответственность за ее результаты.
Современные аспекты и исследования, связанные с профессиональной компетентностью, отражаются в работах профессиональных специалистов в системе высшего образования. В связи с этим, проблеме формирования и развития профессиональной компетентности специалистов уделяется достаточное внимание, хотя задача поиска новых научно-педагогических подходов к ее решению остается до сих пор очень актуальной. Одной из таких проблем является формирование профессиональной компетентности во внеаудиторной деятельности, в том числе, и во время прохождения производственной практики. Производственная практика на сегодняшний день должна рассматриваться не только как средство формирования профессиональной адаптации и навыков, развития познавательной и творческой активности будущих специалистов, диагностирования их уровня профессиональной направленности и подготовки, но и как средство формирования профессиональных компетенций. Ныне сформированная система практики не полностью соответствует развитию у студентов творческой активности и самостоятельности при освоении профессиональной деятельности. Студенты не всегда осознают связь теоретических знаний с конкретными задачами, которые они сами выполняли во время практики, что значительно затрудняет процесс формирования профессиональной компетентности специалиста.
По этой причине становится актуальной разработка определенных подходов к организации и проведению производственной практики с целью формирования профессиональной компетентности специалистов, в частности, для формирования у студентов умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач как учебных, так и практических. Поэтому одной из приоритетных задача является обеспечение методическими разработками по производственной практике, направленными на выявление оптимальных условий для трансформирования учебной деятельности в профессиональную. Несмотря на определенное число работ, все вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности названной проблемы.
Проблема формирования профессиональной компетентности особенно остро стоит во время социальных преобразований и реформ. В этих условиях вопрос о количественных и качественных показателях человеческой деятельности становится делом первостепенной важности. Включенность человека в профессиональную деятельность зависит от личности субъекта деятельности, профессиональной подготовленности, наличия опыта и профессионально важных качеств. С другой стороны, это зависит также от особенностей объекта и сферы деятельности, особенностей данной профессии и конкретного вида профессиональной деятельности, которые обуславливают содержание, направленность и сроки обучения, а также средства и методы профессиональной подготовки.
Таким образом, профессиональная компетентность – это система интеллектуальных, психологических, моральных и деятельных (функциональных) компетенций специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Формирование структуры профессиональной деятельности должно быть обеспечено в рамках учебной и внеучебной деятельности вуза. Поиск условий этого обеспечения естественным образом приводит нас к выводу, что поскольку учебная деятельность существенно отличается от профессиональной по мотивам, целям, предмету, действиям, средствам, результатам, то необходимо искать пути и средства трансформации учебной деятельности в профессиональную. Мы считаем, что одними из таких средств можно рассматривать производственную практику, которая как часть учебного процесса, может решить эту задачу. Образовательный процесс в рамках практик должен осуществляться в корректных, в педагогическом смысле, и эффективных условиях, протекать в подсистеме обучения, воспитания и развития студента, обеспечивающей целостное и гармоническое формирование компетентного специалиста.
Среди различных средств социализации личности особое место занимает производственная практика, поскольку в силу своей специфики она наиболее тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью. Производственная практика создает условия для обогащения жизненным опытом, расширения социальных контактов студента, формирования навыков самоуправления. Общаясь в коллективе с разными людьми, участвуя в решении возникающих производственных проблем, студент проявляет, развивает и укрепляет специальные умения и ценные нравственные качества. Именно в процессе практики студенты непосредственно усваивают определенную систему норм, правил, социальных ролей и ценностей, которые в дальнейшем помогут им реализоваться в качестве компетентных специалистов в своей области знаний.
Производственная практика выступает в качестве особой социально-образовательной среды, которая выполняет социокультурные функции: ускоряет процесс развития и становления студента как личности, субъекта и индивидуальности, обеспечивает формирование духовности, ценностных ориентаций и моральных принципов. Это постоянно расширяющаяся сфера профессиональной деятельности специалиста, включающая в себя все большее богатство опосредованных культурой связей с окружающим миром. Практика учит извлекать опыт из собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях, а также создает необходимую социальную среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности, что особенно актуально в условиях радикально меняющегося социума с учетом перспектив его развития.
Список литературы:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-
петентностного подхода в образовании. - М.: 2004.
2.Митрошин П.А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем ди-
станционного обучения. // Информатика и образование. – М.: Образование и информа-
тика. – 2012 - №2. – С. 24-28.
3.У.Стив «Руководство по компетентностям». Издательство Гиппо.2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа
Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...
Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.
Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....
Оценка показателей сформированности компетенций
Общие и профессиональные компетенции рассматриваются – как результат образовательного процесса. Их сформированность определяет качество образовательных технологий применяемых при обучении.Заинте...
Оценка показателей сформированности компетенций
Общие и профессиональные компетенции рассматриваются – как результат образовательного процесса. Их сформированность определяет качество образовательных технологий применяемых при обучении.Заинте...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Сервисная деятельность
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Сервисная деятельность составлено Позняк М.С. для прохождения аккредитации по специальности гостиничное дело....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Требования к зданиям и инженерным системам гостиничного предприятия
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Требования к зданиям и инженерным системам гостиничного предприятия...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Индустрия гостеприимства
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ оценки компетенций обучающихся: Индустрия гостеприимства...