Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Технологический колледж №28
Рабочая учебная программа
дисциплины «Биология интегративно с ОБЖ»
для группы 9-2
Разработала преподаватель биологии Чахоян О.В.
Москва, 2012 год
Тема 2.4. Обмен веществ – основа существования клетки.
Учащийся должен знать:
Обмен веществ и превращение энергии в клетке- основа её жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен. Этапы.
Тема 2.5. Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Учащийся должен знать:
Авто -и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Тема 3.1. Формы размножения организмов.
Учащийся должен знать:
этапы митотического цикла и митоза; основные положения клеточной теории Шванна и Шлейдена, строение вирусов и бактерий;
строение клетки; терминологию темы.
Тема 3.2. Образование половых клеток. Мейоз.
Учащийся должен знать:
формы и способы бесполого и полового размножения; строение и функции половых клеток, биологическое значение кроссинговера, оплодотворение у животных и растений;
наследственную однородность потомства при бесполом размножении.
Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование. Образование половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых клеток. Двойное оплодотворение у растений.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Тема 4.1. Основные понятия генетики.
Учащийся должен знать:
учение о генах как элементах наследственной информации; основные положения теории наследственности;
Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомо- и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип и фенотип.
Тема 4.2. Дигибридное скрещивание.
Учащийся должен знать:
гибридологический метод: законы Г.Менделя, ТМоргана; генетику пола;.
Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. 1-й закон Менделя- закон доминирования. 2-й закон Менделя-закон расщепления. Закон чистых гамет и его цитологическое обоснование. 3-й закон Менделя- закон независимого комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана.
Тема 4.3. Генетика пола.
Учащийся должен знать:
Сцепленное наследование. Генетика пола.
Тема 4.4. Наследственные и другие типы изменчивости.
Учащийся должен знать:
основные закономерности изменчивости; взаимодействие гена, белка, признака; взаимодействие генотипа, среды, фенотипа;
уметь: построить вариационную кривую, использовать навыки генетической терминологии.
Генотипическая изменчивость- мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в. создании
генотипического разнообразия особей в пределах вида.Мутации, причины возникновения, классификация, ст. частоты возникновения. Влияние внешней среды и производных условий на частоту мутации у человека.
Практическая работа №1.
Тема 4.5. Наследственные болезни, сцепленные с полом.
Учащийся должен знать:
Наследственные болезни, сцепленные с полом.
уметь:
решение генетических задач и составление родословных.
Практическая работа №2.
Раздел 5. Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.
Тема 5.1. Генетические основы селекции организмов.
Учащийся должен знать:
основные методы селекции; значение гетерозиса и полиплоидии; понятия сорт, порода; области использования, методов селекции; влияние внешних факторов на проявление признака. Задачи современной селекции, достижения медицины, микробиологии, с/хозяйства.
Тема 5.2 Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.
Учащийся должен знать:
центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора. Гетерозис. Полиплоидия и отдалённая гибридизация.
Тема 5.3. Особенности селекции животных.
Учащийся должен знать:
особенности селекции животных.
Раздел 6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 6.1. Сохранение и укрепление здоровья. Классификация
инфекционных болезней.
Учащийся должен знать:
что сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика
Тема 6.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы.
Учащийся должен знать:
Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Тема 6.3. Значение физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Учащийся должен знать:
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел 7.Происхождение жизни и развитие органического мира.
Тема 7.1. Представления о возникновении жизни на Земле.
Учащийся должен знать:
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Тема 7.2. Значение биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Учащийся должен знать:
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Этапы развития на Земле.
Раздел 8. Учение об эволюции.
Тема 8.1. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции.
Учащийся должен знать:
Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира, формы борьбы за существование; формы естественного отбора; виды приспособленности организмов к окружающей среде;
Тема 8.2. Современные представления об эволюции органического мира.
Учащийся должен знать:
Современные представления об эволюции органического мира.
Вид, его критерии и структура.
Тема 8.3. Макроэволюция – результат микроэволюций.
Учащийся должен знать:
суть процесса дивергенции, конвергенции, параллелизма; главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию, биологический прогресс и биологический регресс;
Причину относительного характера целесообразности и изменения генетики популяции как предпосылку эволюционного процесса.
Тема 8.4. Изучение изменчивости у организмов.
Учащийся должен знать:
Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идеоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.Н.Северцев). Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции.
уметь: На основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окруж.среды( на сортах культурных растений, как результат искусств отбора).
Лабораторная работа №2.
Раздел 9. Происхождение человека (антропогенез)
Тема 9.1. Доказательства эволюционного происхождения человека.
Учащийся должен знать:
Эволюция приматов.
Доказательства эволюционного происхождения человека.
Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества.
Тема 9.2. Ранние и поздние этапы эволюции человека.
Учащийся должен знать:
Положение человека в системе животного мира. 3 Ранние этапы эволюции человека.
Поздние этапы эволюции человека.
Тема 9.3. Человеческие расы, их родство и происхождение.
Учащийся должен знать:
положение человека в системе животного мира; единство человеческих рас. Человеческие расы, их родство и происхождение.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Раздел 10. Основы экологии.
Тема 10.1. Условия жизни на земле. Среды жизни и экологические факторы. Учащийся должен знать:
абиотические, биотические и антропогенные факторы; биоценозы и их св-ва, их смену и восстановление;
результаты воздействия человека на биоценозы и предвидеть их последствия.
Экология наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы и биотические. Цепи питания. Взаимодействия в экосистемах.
Тема 10.2. Приспособленность организмов к среде обитания.
Учащийся должен знать:
приспособленность организмов к среде обитания. Биотические связи в природе.
уметь:
анализировать видовой состав биогеоценозов.
Лабораторная работа №3.
Тема 10.3. Популяции.
Учащийся должен знать:
Популяции.
Функционирование популяции во времени.
Тема 10.4. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
Учащийся должен знать:
природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды;
Труды В.И. Вернадского. Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды.
Тема 10.5. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Учащийся должен знать:
последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды., рациональность конструкции машин и механизмов, используя
их сходства с живыми организмами.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы;
учение о биосфере, её структура и функции;
признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах. Биосфера и её границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере.
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов | Задания для учащихся |
Введение в основы общей биологии. | 4 | И.Н.Поно- марева. «Биология» | |
1 | Введение. Основные понятия общей биологии. Живое вещество и его признаки. | 1 1 | Стр. 3-8 |
2 | Многообразие форм живых организмов. Краткая характеристика вирусов и их биологическая роль | 1 1 | 8-12 |
Основы учения о клетке. | 10 | ||
3 | Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток Химический состав клетки. | 1 1 | Оформление отчёта 13-20 |
4 | Неорганические вещества и их биологическая роль. Органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, жиры. Их биологическая роль. | 1 1 | 20-24 |
5 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. | 1 1 | 24-28 |
6 | Обмен веществ–основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. | 1 1 | 30-35 |
7 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Контрольная работа. | 1 1 | 35-39 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 4 | ||
8 | Размножение живых организмов. Деление клетки. Митоз. | 1 1 | 44-50 |
9 | Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов -онтогенез. | 1 1 | 52-58 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. | 10 | ||
10 | Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 1 1 | 60-66 |
11 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 1 | 71-77 |
12 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 1 | 77-80 |
13 | Наследственная и другие типы изменчивости. Практическая работа №1. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов. | 1 1 | 84-92 Оформление отчёта |
14 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. Практическая работа №2. Решение генетических задач. | 1 1 | 92-98 Оформление отчёта |
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 6 | ||
15 | Генетические основы селекции организмов Контрольная работа | 1 1 | 99-103 |
16 | Особенности селекции растений Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 1 | 105-109 109 |
17 | Особенности селекции животных Основные направления селекции микроорганизмов | 1 1 | 113-115 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | СмирновА.Т ОБЖ | |
18 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | 1 1 | 56-57 57-62 |
19 | Здоровый образ жизни и его составляющие Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 1 | 62-67 67-70 |
20 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек | 1 1 | 70-73 73-79 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 | И.Н.Поно- марева. «Биология» | |
21 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 1 | 118-121 121-124 |
22 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития на Земле. | 1 1 | 124-128 128-133 |
Учение об эволюции. | 8 | ||
23 | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира. | 1 1 | 133-136 136-140 |
24 | Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. | 1 1 | 140-143 143-146 |
25 | Прогрессы видообразования. Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 1 | 146-149 149-151 |
26 | Лабораторная работа №2. Изучение изменчивости у организмов. Контрольная работа. | 1 1 | Оформление отчёта |
Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
27 | Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 1 | 162-166 166-170 |
28 | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. | 1 1 | 170-173 173-176 |
29 | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 1 | 176-180 180-185 |
Основы экологии. | 10 | ||
30 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. | 1 1 | 185-189 189-193 |
31 | Лабораторная работа №3. Приспособленность организмов к среде обитания. Биотические связи в природе. | 1 1 | Оформление отчёта 196-199 |
32 | Популяции. Функционирование популяции во времени. | 1 1 | 199-203 203-207 |
33 | Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 1 | 207-210 210-216 |
34 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Контрольная работа. | 1 1 | 222-227 |
Всего: | 68 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...