Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №28
Чахоян О.В.
Методическая разработка
открытого урока по биологии
Москва
2012
План – конспект урока.
Тема: «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: повторить, систематизировать и углубить знания учащихся о клеточной и неклеточной формах жизни, актуализировать знания учащихся о вирусах и их роли в жизни человека, животных и растительных организмов, кратко охарактеризовать заболевания, вызываемые вирусами (грипп, бешенство, краснуха, ветряная оспа, СПИД).
Задачи урока:
1.Образовательные: познакомить студентов с неклеточными формами жизни, сформировать у студентов представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вируса на клетку хозяина, грамотно выполнить тестовые задания по пройденной теме.
2.Развивающие: продолжить формирование мировоззрения, умения сравнивать, делать выводы, чтобы уметь предупреждать вирусные болезни и знать меры профилактики и борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных человека.
3.Воспитательные: актуализировать знания о русском ботанике Д.И.Ивановском, выработать сознание о половом воспитании, которое должно проявляться в ответственном отношении к жизни.
Основные понятия: вирус, бактериофаг, капсид, гепатит, СПИД.
Методы , используемые на уроке:
репродуктивные, частично-поисковые.
Средства обучения:
интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофильм «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги», таблица «Типы вирусной инфекции», периодические издания журнала «Биология в школе», детская энциклопедия по биологии, презентация «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги», плакат «Строение клетки».
План урока:
- Вирусы, история открытия вирусов, их строение.
- Бактериофаги, их строение.
- Вирусные болезни, их профилактика.
- Видеофрагменты « Бактерии и вирусы».
- Тестовые задания по закреплению новой темы.
Ход урока. | ||
Действия преподавателя | Действия студента | |
| ||
Преподаватель здоровается с группой | Студенты приветствуют педагога | |
Преподаватель отмечает отсутствующих | Староста (дежурный) говорит, кто отсутствует. | |
2. Организация повторения пройденного. | ||
Преподаватель озвучивает тему, задачи урока. | Студенты слушают. | |
Преподаватель проводит беседу по вопросам:
| Студенты повторяют, отвечают. | |
3.Изучение нового материала. | ||
Рассказ учителя | Работа в тетради | |
Есть живые организмы, которые не имеют клеточного строения – это вирусы. Часто у вирусов годами нельзя обнаружить никаких признаков жизни. Они возникают тогда, когда вирус попадает в достаточно восприимчивую клетку и заражает её. Сегодня мы изучаем тему: (запись темы) | Студенты записывают тему урока: «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги». Выступление заранее подготовленного студента об истории открытия вирусов. | |
Учитель задаёт вопрос: «Когда и кем был открыт вирус?» | . Студенты отвечают | |
Беседа о неклеточных формах жизни – вирусах и фагах. Вирусы – неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно - или многоклеточных организмов. Их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры. Проходят через бактериофильтры. Капсид – белковая оболочка вируса. Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключённый в белковую оболочку капсид. Демонстрируется таблица «Типы вирусной инфекции». | ||
На мультимедийной доске демонстрируется презентация «Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги». | Презентацию сопровождают выступления студентов о следующих вирусных заболеваниях – краснуха, ветрянка, бешенство, СПИД. | |
На мультимедийной доске демонстрируется фильм «Бактерии и вирусы». | Внимание студентов переключается на видеофильм «Бактерии и вирусы». | |
4. Тестирование. | ||
Для закрепления изученного материала, преподаватель раздает тестовые задания, объясняет критерии оценок. | Студенты получают тестовые задания и приступают к выполнению теста. | |
Преподаватель наблюдает за ходом выполнения теста | Студенты отвечают на вопросы теста. | |
Тестовые задания собираются для проверки. | ||
5. Заключительная часть. | ||
Преподаватель предлагает каждой группе высказаться о том, что нового они сегодня узнавали. | Студенты обсуждают пройденный материал. | |
Преподаватель слушает варианты ответов студентов. | Студенты высказываются, дополняют ответы. | |
Выставляются отценки выступающим студентам. Преподаватель дает студентам домашнее задание. | Студенты слушают, записывают. |
Домашнее задание:
- Изучить § 1.2.4 стр. 27 - 29 учебника В.М.Константинова «Общая биология».
- Ответить на контрольные вопросы стр.29.
Неклеточные формы жизни – вирусы и бактериофаги.
Методическая разработка
открытого урока по биологии
____________________________________________________________
Чахоян Ольга Витальевна – преподаватель химии и биологии ГАОУ СПО ТК№ 28
Сдано в печать 16.05.2012.
Формат бумаги 60х90/16
Тираж 4 экз.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Технологический колледж № 28
109382, Москва, ул. Верхние поля, 27
Тел./факс 8(495)359-65-29
E-mail: 28-2@prof.educom.ru
Отпечатано в типографии ГАОУ ТК № 28
Москва, ул. 2-ая Кабельная, 2
Тел. 8(495)673-54-22
E-mail: 78@prof.educom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...
Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"
Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока- выяснить причины духовного кризиса великого...
Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»
Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Методическая разработка урока биологии по теме «Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни»
Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения....
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...