Методическая разработка урока по жизни и творчеству Н.В.Гоголя "Духовные искания Н.В.Гоголя"
методическая разработка на тему
Урок по биографии Н.В.Гоголя с использованием видеофрагментов из документального фильма Л.Парфенова "Птица -Гоголь" Одна из главных целей урока- выяснить причины духовного кризиса великого писателя и его представления о путях развития России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._dukhovnye_iskaniya_n.v.gogolya.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий
«Духовные искания Н.В.Гоголя»
(разработка урока по биографии Н.В.Гоголя)
Разработала:
преподаватель
русского языка и литературы
Двуреченская
Елена Алексеевна
2014г.
Методическая разработка 2014 года
(План – конспект урока)
Учитель: Двуреченская Елена Алексеевна
Предмет: литература
Аудитория: студенты среднего профессионального образования
Тема: Духовные искания Н.В.Гоголя
Продолжительность урока – 45 минут.
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели урока:
- Образовательная- углубить и совершенствовать знания учащихся о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, сформировать представление о художественном мире писателя, его духовных и творческих исканиях, ознакомить с основными переломными моментами в его судьбе, показать духовное становление его личности,выяснить причины его духовного кризиса и его представления о путях развития России.
- Развивающая – развитие познавательной активности обучающихся, интеллектуальных способностей, формирование образного мышления и умения связно выстраивать свою речь, совершенствование навыков монологической речи, умения грамотно и аргументировано высказывать свою точку зрения.
- Воспитательная- воспитание духовной сферы личности средствами литературы; развитие чувства любви к своему литературному наследию, сформировать систему нравственных понятий( уважение, любовь,сострадание).
Задачи урока:
Сформировать систему знаний обучающихся по данной теме, развитие речи через обогащение словарного запаса обучающихся, формирование личности с высоко нравственной культурой.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: словесный (рассказ учителя), наглядный, репродуктивный,эвристический, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа ( вопрос- ответ), индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, сообщение обучающегося с занимательными фактами из жизни писателя , мини-эссе, выразительное чтение.
Необходимое техническое оборудование: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к его произведениям, мультимедийный комплекс, видеофрагмент записи документального фильма Леонида Парфенова «Птица Гоголь», книжная выставка с его произведениями( «Вий», «Вечера на Хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Мертвые души», «Невский проспект» и др.), доска с записанной темой и эпиграфом к уроку, компьютер, раздаточные карточки с тестом по биографии писателя, плакаты с репродукцией памятников Н.В.Гоголю.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап | Приветствие, настраивает на учебную деятельность учащихся, перекличка, | Приветствие |
2. Сообщение темы,целей и задач урока | Вступительное слово учителя с постановкой проблемных вопросов: какие пути духовного искания Н.В.Гоголя, в чем причины его творческого кризиса, какой он видел России и русский национальный характер, как обрести духовность в этом бездуховном мире? СЛАЙД С ТЕМОЙ И ЦЕЛЯМИ УРОКА | Учащиеся записывают число,тему.Читают эпиграф |
2. Актуализация опорных знаний | Вступительное слово учителя.Звучит романс, 3 концерт Рахманинова « Русь тройка». Задумывались ли вы когда-нибудь, почему жизнь человека в русском языке называют «дорогой» или «путём»? Какое бы толкование дали вы этому многозначному понятию — «дорога»? Дорога, которая не заканчивается, не имеющая начала и конца, олицетворяет и огромные просторы родины, и жизнь одного человека, и судьбу всего народа. Наша задача сегодня — найти ответ на вопрос «Как начался путь Гоголя-худрожника?» Чтение эпиграфа к уроку «Только смехом порождается порок..» Гоголь пришел в литературу вслед за Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым и сумел заявить о своем мастерстве своим талантом. Демонстрация портретов Н.В.Гоголя, фотографий его дома в Великих Сорончинцах,его родителей. | Записывают эпиграф к уроку «Куда ж несешься ты,Русь-тройка ?..» Н.В.Гоголь,слушают композицию Рахманинова,смотрят портеты |
3.Изучение нового материала.Слово учителя | Рассказ учителя. Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя всегда представляли загадку для исследователей-литературоведов. Его Личность представляет собой тайну, которую отгадывает не одно поколение читателей. Необыкновенный, живой и остроумный талант Гоголя проявляется в столь разных непохожих друг на друга произведениях по-разному: то фантастикой в «Петербургских повестях», то вызывает смех в «Ревизоре», «Мертвых душах». Давайте повнимательнее вглядимся в портрет. -Что вы можете сказать о нем?СЛАЙД,портрет Н.В.Гоголя Но то,что определенно читается в портрете- это желание осуществить свое призвание, вера , что можно быть полезным России, вера в свое собственное предназначение. | Воспринимают информацию,сообщаемую учителем Это молодой человек, с таинственной лукавой улыбкой,смотрит,хитро сощуря глаза… |
Работа по теме.Введение нового материала | Демонстрация презентации «Страницы жизни Н.В.Гоголя» . Рассказ о детстве писателя. Родился в Сорочинцах (Полтавская Губерния) 1 апреля 1809 года. Его отец Василий Афанасьевич, был очень богатым помещиком, у которого было около 400 крепостных крестьян, его мать была очень молодой и активной женщиной. Рассказ о жизни Гоголя,показ слайдов. | Делают конспект в тетради. |
Составление плана «Основные вехи в жизни и творчестве Н.В.Гоголя» | Слово учителя. Н. В. Гоголь сам избрал себе путь вечного странника. Еще в молодости он начал много писать, пробовал себя не только в прозе, но и в поэзии. Столичная жизнь была очень дорогой, богатство в провинции было недостаточным для ведения фривольной жизни в Петербурге. Сначала он решил стать актером, но театры отказывались принимать его. Работа в качестве чиновника нисколько не привлекала его, а потому он обратил внимание на литературу. В 1829 году его идиллия "Ганц Кюхельгартен" была сурово принята критиками и читателями, а потому Гоголь лично уничтожил весь первый тираж. В 1830 он все же поступил на государственную службу и стал работать в департаменте уделов. В этом же году он завел большое количество самых разных полезных знакомств в литературных кругах. Сразу же был опубликован рассказ "Вечер накануне Ивана Купала", а через один год свет увидели "Вечера на хуторе близ Диканьки". В 1833 году Гоголя привлекла перспектива поработать в научной сфере, он стал сотрудничать с Санкт-Петербургским университетом на кафедре общей истории. Второй период творчества Гоголя (1835-1842) открывается своеобразным «прологом» — «петербургскими» повестями «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески» (1835; его название автор пояснял так: «сумбур, смесь, каша» — кроме повестей в книгу включены статьи различной тематики). Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», а завершила цикл повесть «Шинель» (1839-1841, опубликована в 1842 г.). Гоголю покорилась наконец петербургская тема. Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены местом действия — Петербургом. Но для писателя это не просто географическое пространство. Он создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, Гоголь находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей города — на грани правдоподобного и чудесного. Невероятное вдруг становится настолько реальным, что человек не выдерживает и сходит с ума. Гоголь дал свою трактовку петербургской темы. Его Петербург, в отличие от пушкинского («Медный всадник»), живет вне истории, вне России. Петербург Гоголя — город невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий и идеалов. В нем возможны любые метаморфозы. Живое превращается в вещь, марионетку (таковы обитатели аристократического Невского проспекта). Вещь, предмет или часть тела становится «лицом», важной персоной в чине статского советника (нос, пропавший у коллежского асессора Ковалева, называющего себя «майором»). Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Как и Пушкин, порабощение человека Петербургом Гоголь объясняет с социальных позиций: в призрачной жизни города он обнаруживает особый механизм, который приводится в движение «электричеством» чина. Чин, то есть место человека, определенное Табелью о рангах, заменяет человеческую индивидуальность. В этот же период он закончил сборники "Арабески" и "Миргород", которые были опубликованы сразу же после его ухода из университета. Содержание сборников было тепло принято критиками, все оценили и "Тараса Бульбу", и "Вия" и "Старосветских чиновников". Выход "Ревизора" окончательно закрепил за Гоголем звание талантливого писателя и приковал к нему внимание многих литераторов и представителей светского общества. Были и те, кто отчаянно критиковал его творчество. Давление со стороны критиков стало одной из причин, по которой Гоголь решил передохнуть от литературы и отправился в Европу. Он пожил в Швейцарии, Франции и Италии. Именно в это время он закончил первый том "Мертвых душ". В 1841 году он решил, что нужно вернуться в Россию, где его тепло встретил Белинский и содействовал публикации первого тома. Сразу же после выхода в свет этой книги Гоголь принялся за работу над вторым томом, в этот момент писатель переживал творческий кризис. Большим ударом по его литературному самолюбию стал разгромный отзыв Белинского на книгу "Выбранные места из переписки с друзьями". Эта критика была принята очень негативно. В конце 1847 года Гоголь поехал в Неаполь, откуда уехал в Палестину. Возврат в Россию в 1848 году охарактеризовался непостоянством в жизни писателя, он все так же не мог найти себе место. Жил в Москве, Калуге, Одессе, потом опять в Москве. Он все еще работал над вторым томом "Мертвых душ", но чувствовал существенное ухудшение состояния духа. Он стал увлекаться мистикой, его часто преследовали странные мысли. .Он покоится на кладбище Данилова монастыря в Москве. Стихотворение «Новоселье» «Невесел ты!» — «Я весел был, — Так говорю друзьям веселья, — Но радость жизни разлюбил И грусть зазвал на новоселье. Я весел был — и светлый взгляд Был не печален; с тяжкой мукой Не зналось сердце; темный сад И голубое небо скукой Не утомляли — я был рад… Когда же вьюга бушевала И гром гремел и дождь звенел И небо плакало — грустнел Тогда и я: слеза дрожала, Как непогода плакал я… Но небо яснело, гроза бежала — И снова рад и весел я… Теперь, как осень, вянет младость. Угрюм, не веселится мне, И я тоскую в тишине, И дик, и радость мне не в радость. Смеясь, мне говорят друзья: «Зачем расплакался? — Погода И разгулялась и ясна, И не темна, как ты, природа». А я в ответ: — Мне всё равно, Как день, все измененья года! Светло ль, темно ли — всё одно, Когда в сем сердце непогода!» | Примерный план : 1.Рождение в Сорочинцах 1 апреля 1809 - Переезд в Полтаву в 1819 - Начало обучения в Гимназии высших наук в Нежине в 1821 - Начало Петербургского периода в 1828 - Публикация идиллии "Ганц Кюхельгартен" в 1829 - Выход в свет "Вечера накануне Ивана Купала" в 1830 - Печать "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в 1831 - Работа при историческом факультете в Петербургском университете в 1834 - Выход в свет сборников "Арабески" и "Миргород" в 1835 - Начало европейского путешествия в 1836 - Публикация первого тома "Мертвых душ" в 1841 году - Уничтожение второго тома по неизвестным причинам в 1852 году - Смерть Н. В. Гоголя 21 февраля 1852. 2)Сообщение учащегося о двойственном отношении Гоголя к Петебургу, письма к матери из Санкт - Петербурга |
Сообщение обучающегося: | Выступление учащегося. Занимательные факты из жизни и биографии Гоголя: -Н.В.Гоголь был сладкоежкой,испытывал страх к рукоделию и кулинарии, панически боялся грозы, боялся быть похороненным заживо. Не был женат,боялся незнакомых людей и др. | |
Закреплание изученного материала и диагностика усвоенной темы | Просмотр видеофрагмента из документального фильма Леонида Парфенова «Птица Гоголь». Перед просмотром постановка вопросов учащимся. - Какой путь видит Гоголя для развития России?В чем он переживает духовный кризис и какие пути выхода из него?Почему мистическое все время преследовало н.В.Гоголя в жизни и творчестве?
Гоголь всю жизнь трудился на одном поприще: на службе у любимой Богом России, и только искал место, где можно послужить России с наибольшей пользой и для Отчизны, и для себя, ибо он никогда не отделял себя от России. | Ответ на вопрос «Так, какая же она, Россия Гоголя?» Драма Гоголя заключалась не столько в его внутренней неудовлетворённости, сколько в самом факте непонимания, которое он видел даже со стороны ближайших друзей, а также со стороны Церкви, мнением которой он особенно дорожил. И это непонимание он переживал не только как свою личную трагедию, но и как трагедию России, отвергающей своих духовных провидцев и пророков |
Портретная галерея | Просмотр портретной галерии и картин художников,а также иллюстрации к произведениям( портреты Гоголя, написанные худодниками Иванова, Венецианова, Горюнова) | |
Опера Римского Корсакова «Ночь перед Рождеством» ,прослушивание эпизода | Прослушивание оперы Римского Корсакова «Ночь перед Рождеством» | |
Закрепление изученной темы.Диагностика усвоения материала | Учитель: Подводя итог сегодняшней теме, мы проведем тест. | Ответы учащихся на вопросы по биографии Н.В.Гоголя |
Подведение итогов.Рефлексия и самоанализ | Сегодня мы открыли много нового о писателе Н.В.Гоголе. «Угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого …»- характерная черта творчества Гоголя, которая так привлекала читателей и критиков. -Узнали ли вы что то новое из творчества великого писателя? - В чем же состоит духовная драма Гоголя? | Духовная драма Гоголя заключается и в том, что России предназначен свой, соборный, православный путь развития, а неизбежно Россия встала на путь буржуазного развития, что, по мнению Гоголя, в недалеком будущем принесет ей большие, невосполнимые духовные потери |
Заключительное слово учителя | На протяжении всей его жизни в связи с проблемой путей развития России, очень волновала проблема русского национального характера, ибо сам он был русским, православным человеком, а по своим убеждениям – славянофилом. смех Гоголя особый — это смех созидателя, моралиста-проповедника. Пожалуй, ни один из русских сатириков не смеялся над общественными пороками и недостатками людей, вдохновляемый такими ясными нравственными целями, как Гоголь. | |
Выставление оценок за урок | ||
Домашнее задание | Показывается слайд, где написано домашнее задание:
| |
Выяснение мнения об уроке | Вам были даны зеленые и красные листочки, если вам понравился урок, положите в вазу зеленые листочки,а если нет- красные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...
Методическая разработка урока по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"
Урок по изучение петербургской повести Н.В. Гоголя" Невский проспект". Цель урока- раскрыть идейный замысел повести, показать сквозную тему для всех петербургских повестей "тему маленького человека",в...
Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"
Методическая разработка урока по биологии "Неклеточные формы жизни - вирусы и бактериофаги"...
методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»
цель данного урока активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Презентация к уроку,посвящённому жизни и творчеству Л.Н.Толстого
Презентация рассказывает о влиянии впечатлений о Крыме на творчество писателя....
Методическая разработка урока литературы по творчеству Н.Г. Чернышевского
Вариант примерного изучения произведения Н.Г. Чернышевского "Что делать" со студентами СПО при условии, что они предварительно незнакомы с текстом и на изучение романа в...
Методическая разработка урока по литературе на тему: "«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА. ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ».
АннотацияМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...