Открытый урок по теме "Применение производной к исследованию функций"
план-конспект урока на тему

Олейникова Людмила Александровна

Уро - повторение темы "Производная". задания взяты из реальных КИМов ЕГЭ разных лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_11.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

29.11.2013

План – конспект урока алгебры  и начала анализа

«Применение производной к исследованию функций ».

Тема урока.

Применения производной.

Цели урока

  Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»

Развивающая цель.

- Развитие творческого мышления,

- развитие монологической речи,

-  развитие навыков  работы в группе.

Воспитательная цель.

Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы.

Задачи.

  • Закрепить применять производную для решения различных задач.
  • Научить защищать выполненную работу.
  • Научить работать в группе.

Оборудование.

 Карточки с заданиями .

Компьютер и проектор

 

План урока.

  1. Рефлексия настроения.
  2. Устная работа
  3. Актуализация знаний, умений, навыков.
  4. Самостоятельная работа в группах
  5. Защита выполненных работ.
  6. Самостоятельная работа
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия результативности, настроения.

Ход урока.

  1. Рефлексия настроения.
  • Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

  1. Обсуждение темы занятия.

Цель нашего урока – повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления, а так же подготовиться к сдаче ЕГЭ, так как задания на применение производной включены в номера В8 и В 14.

  1. Актуализация знаний, умений, навыков.

Прежде чем приступить к повторению основных направлений применения производной, проверим нашу готовность к вычислению производных.

У доски выполнить ДЗ №16(1)

Сегодня на нашем уроке работают 4 творческие лаборатории, у каждой из них есть своя тема.

1-я группа исследует применение производной в физике и технике;

2-я группа – геометрические приложения производной;

3-я группа – применение производной к исследованию функции

и 4-я группа – применение производной на поиск наибольшего и наименьшего значения функции.

ИТАК НАЧНЕМ СВОЮ РАБОТУ С ПОВТОРЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ.

За доску идут 2 человека ,остальные работают на месте

Теперь повторим свойства функций и свойства производных

а)

1)назовите мне колличество промежутков, в которых функция возрастает - 3

2)убывает — 3

3)назовите мне точки минимума : х= - 6,

                                                              х= 2

                                                              х=9

4)кол-во точек, в которых производная =0  (5)

б)

1)колличество промежутков, на которых производная больше 0  (2)

2) колличество промежутков, на которых производная меньше 0 (3)

3) кол-во точек, в которых производная равна нулю (4)

  1. Самостоятельная работа в группах.

А теперь наши исследователи работают над решением новых задач по своим (проблемам, направлениям)темам. (Карточки-задания на столах).

(Звучит  спокойная музыка, ребята работают).

1-я и 2-я группы оформляют решение на доске, 3,4- на листочках

  1. Защита выполненных заданий.
  2. Самостоятельная работа

2) Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка "Чем дальше в лес, тем больше дров".

Ответ: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция – монотонно возрастающая.

  1. Домашняя работа : стр.126, №53 (1), 54(1), 55(1), 56(1), 59(1)
  2. Итог урока.

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

“Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

а математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!

УСТНАЯ РАБОТА

  1. Найти производную функции :

x

2.

На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−11; 11).

2...На рисунке изображен график функции , определенной на интервале (−6; 8).

 

«Физический смысл производной и

физический смысл второй производной»

1 Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.

  1. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 3 м/с?

  1. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 38 м/с?

4. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее ускорение (в м/с²) в момент времени t = 2 с.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ

  1. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.

2. Прямая является касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.

3. На рисунке изображён график функции и касательная к нему

в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции

в точке .

 

4. На рисунке изображён график функции и касательная к нему

в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции

в точке .

 

5 На рисунке изображён график функции и шесть точек на оси абсцисс: , , , , . В скольких из этих точек производная функции положительна?

 

 

Применение производной к исследованию функции

1. На рисунке изображен график производной функции ,

определенной на интервале .

В какой точке отрезка

принимает наибольшее значение?

 

2. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x) на отрезке [−6; 9].

 

3. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−11; 11). Найдите количество точек экстремума функции f(x) на отрезке [−10; 10].

4. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−7; 4). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.

 

5. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−5; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x−11 или совпадает с ней.

 

НАИМЕНЬШЕЕ И НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИИ

                             1.Найдите наименьшее значение функции

                                    на отрезке

  1. Найдите точку максимума функции .

  1. Найдите точку максимума функции .

  1. Найдите наибольшее значение функции

  1. Найдите наименьшее значение функции .

Самостоятельная работа

1 ВАРИАНТ.

1. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x —расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 3 с.


2.Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.

3. На рисунке изображён график функции и касательная к нему

в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции

в точке .

 

4. На рисунке изображен график функции ,

определенной на интервале .

Определите количество целых точек,

в которых производная функции

положительна.

 

  1. На рисунке изображен график функции y=f(x), определенной на интервале (−5; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней.

  1. Найдите точку максимума функции

.

2 ВАРИАНТ

  1. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 4 м/с?

  1. Прямая параллельна касательной к графику функции . Найдите абсциссу точки касания.

 

  1. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

  1. На рисунке изображен график производной функции ,

определенной на интервале .

Найдите количество точек

максимума функции на отрезке

.

 

  1. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−11; 3). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.

 

  1. Найдите точку минимума функции .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Производная сложной функции"

Урок предназначен для 10 класса. В папке: разработка урока и презинтации к этому уроку....

Методические рекомендации к самостоятельной работе тема: «Исследование функции с помощью производной (по графику производной)».

Предлагается график функции, необходимо  заполнить таблицу по схеме исследования свойств функции. Предлагается выполнить тернажер по теме....

Урок по алгебре и началам анализа 11 класс по теме "Применение производной к исследованию функций"

Урок по алгебре и началам анализа 11 класс по теме "Применение производной к исследованию функций"  является одним изх завершаюших уроков по даной теме, урок обобщения и систематизации знаний....

Методическая разработка по предмету ЕН.01 Математика по теме: "Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность".

Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.План урока.Тема. Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.Цели. Рассмотре...

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» путем применения раз...

Открытый урок на тему "Производная от элементарных функций"

Урок разработан для  студентов 1 курсов НПО И СПО с использованием интерактивной доски....

Производная функции. Приложение производной к исследованию графиков.

Лекция по математике для 1 курса"Производная функции. Приложение производной к исследованию графиков."...