методическая разработка открытого занятия по теме "Изменчивость организма"
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия по теме "Изменчивость организма" показывает роль изменчивость организмов в природе, дает возможность использовать различные методы изучения нового материала, формировать экологическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия по биологии на тему"Изменчивость организма" | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО БИОЛОГИИ
1 курс
«ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ»
Преподаватель биологии высшей категории
Абакумова А.И.
КЕРЧЬ
2011
Тема занятия: Изменчивость организмов.
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: познакомиться со свойством живых организмов –
изменчивостью, изучить виды изменчивости,
выяснить причины изменения и влияния на живые
организмы.
Воспитательная цель: способствовать экологическому воспитанию
студентов, воспитывать чувство ответственности, за
влияние человечества на окружающую среду, бережного
отношения к живым организмам и своему здоровью.
Методы: работа с учебником, беседа, демонстрация, рассказ
Оборудование: учебники Биология 10-11 класс,
компьютер, таблица, слайды,
видеофильм «Модификации и мутации »
фотоснимки, рисунки.
Литература:
- Кучеренко Н.Е., Вернес Ю.Г. Общая биология: учебник для учащихся
10- 11 кл. сред. Общеобразоват. Шк.: Пер. с укр.К.: Генеза, 2001. – 448с.
- Беляев Д.К. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.:
Просвещение, 1991. – 271 с.
- Полянский Ю.И. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп./ Глав.ред М.Аксенова; М.:Аванта, 2004. – 704 с.
- Богданова Т.Л. и др. Справочник по биологии. Издательство «Научная
мысль», 2002
- Биологический энциклопедический словарик. Под радакц. Гилярова М.С. Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
- Бугай О.В. Биология в терминах, таблицах и схемах: Справочно-учебное
пособие. – 3-е издательство, дополн. – Харьков: Веста. Издательство
«Ранок», 2003, - 128 с.
- Карузина И.П. Биология. Издательство 6-е, перераб. и дополн. М.,
«Медицина». 1977, - 328
- Основы общей биологии / Под ред. Элибберта. - М.: Мир, 1982.- 437 с.
- Общая биология: Пособие для учителей. / Под ред. акад. Дубинина Н.П. -
М.: Освіта, 1980. - 335 с.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
- приветствие студентов и преподавателя;
- проверка присутствующих на занятии студентов;
- проверка готовности аудитории и студентов к занятию.
II. Мотивация учебной деятельности.
Беседа со студентами
Преподаватель:
На предыдущих занятиях мы рассматривали свойство живых организмов-
наследственность. Давайте вспомним основные моменты предыдущих занятий.
1. Что за свойство живых организмов «наследственность»?
- Наследственность – способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.
2. Что является единицей наследственности?
- Ген является единицей наследственности всех живых организмов.
3. Что такое «ген»?
- Ген – это участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие какого-то признака организма.
4. Где находятся гены?
- Гены расположены в ядре клетки в хромосомах.
5. Как называется совокупность всех генов организма?
- Генотип.
6. Что такое «фенотип»?
- Фенотип – совокупность всех признаков организма.
7. Как связаны между собой понятия «генотип» и «фенотип»?
- Генотип определяет развитие фенотипа.
III. Восприятие и усвоение нового материала.
Преподаватель:
Мы не просто так повторили с вами все эти понятия. Сегодняшнее наше занятие непосредственно связано со всеми этими терминами и понятиями.
Основное что мы усвоили на предыдущих занятиях:
- организмы имеют свойство наследовать признаки;
- признаки организма зависят от генотипа.
Сегодня на занятии мы узнаем:
- каким свойством еще обладают организмы,
- всегда ли внешние признаки зависят от генотипа.
Сообщение числа, темы и цели занятия.
(запись студентами в конспект)
Задача нашего занятия:
1. Выяснить, каким свойством еще обладают организмы?
2. Определить виды этого свойства.
3. Выявить причины возникновения этого свойства у организмов.
К концу занятия мы должны будем заполнить таблицу на доске.
Мир природы вокруг нас очень разнообразный. И только на первый взгляд кажется, что особи одного вида имеют одинаковый фенотип. Примером может служить стадо зебр или оленей, поляна ромашек или земляники и т.д. Стоит только внимательно рассмотреть особи одной популяции, и мы заметим множество отличий и разнообразия признаков.
Откуда же берутся эти разнообразия?
Рассмотрим такие примеры:
(работа студентов с учебником, стр. 206)
Беседа со студентами
1. Представлено растение стрелолиста:
- произраставшее на суше,
- частично в воде,
- полностью в воде.
Что происходит с растением?
- изменяется форма листа.
Почему растение меняет форму листьев?
- изменяется условие произрастания.
Какой фактор оказал влияние?
- наличие воды.
2. Представлена бабочка пестрокрыльница:
- особи из кокона, развивающегося весной,
- особи из кокона, развивающегося летом.
Чем отличаются данные особи?
- размерами, окраской.
Что в целом произошло с этими организмами?
- Они изменились.
Следовательно, организмы имеют способность изменяться. Это еще одно свойство.
(запись в конспект, заполнение таблицы на доске)
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
Что является причиной изменения организмов?
Рассмотрим следующие примеры.
Просмотр сюжета фильма «Модификации организмов»
(Студенты делают выводы о причинах изменения)
На все эти изменения оказывает влияние окружающая среда. В данных примерах изменения затрагивают только фенотип организма.
- У близнецов генотип идентичный, но проявился - по разному.
- Если мы пересадим растение стрелолиста из воды на сушу, у него начнут расти стреловидные листья.
Следовательно: эти изменения не затрагивают изменения генотипа.
Изменяются только внешние признаки.
Модификация – разнообразие фенотипа, возникающее под действием условий окружающей среды.
Пример: растения, размножающиеся вегетативным путем;
- луковицами, клубнями, усами, черенками и т.д.
Произрастая в разных условиях дочерние организмы, будут иметь разные признаки.
Почему?
(студенты объясняют причины разнообразия признаков)
Факторы окружающей среды действуют по-разному:
- плодородие почвы, влажность, наличие солнечных лучей.
При этом генотип организма не меняется. Но в зависимости от действия условий окружающей среды, изменяется работа ферментов. Ферменты влияют на работу генов и их действие изменяется.
Могут ли модификации передаваться по наследству?
Пример: загар у человека
(дискуссия студентов по вопросу)
Долгое время велись дискуссии о том, могут ли модификации передаваться по наследству. Немецкий ученый Август Вейсман на протяжении многих поколений отрезал крысам хвосты, но у них в потомстве появлялись крысята с хвостами.
Доказал, что модификации не передаются по наследству.
Как показали исследования:
1. Модификации могут исчезать в течении жизни, если действие фактора прекратилось.
Пример: загар у человека
2. Модификации могут сохраняться до конца жизни.
Пример: рахит у детей
Просмотр слайдов.
Выступление студента с сообщением о рахите
Если модификации возникает на раннем стадии индивидуального развития особи, они могут сохраняться в течение всей жизни.
Примером такой модификации является развитие РАХИТА. В результате недостачи витамина Д во время развития зародыша, дети рождаются с нарушениями: искривление нижних конечностей, непропорционально большая голова, бледная кожа. Даже переболев, искривление ног сохранялось до конца жизни. Но у таких людей рождались совершенно здоровые дети при достаточном приеме витамина Д.
Пример: медоносная пчела
Выступление студента с сообщением о медоносной пчеле
Еще одним примером такой модификации является развитие личинок медоносной пчелы. Закладка личинок происходит равномерно, и все они имеют один генотип.
Но если личинка развивается в крупных сотах и питается молочком, из нее развивается царица (новая матка).
Если личинка питается пергой (смесь меда и пыльцы), из нее развивается недоразвитая самка – рабочая пчела, не способная размножаться.
Вывод по 1 вопросу: изменения среды → изменение фенотипа
Преподаватель:
В настоящее время окружающая среда очень сильно изменилась. Сейчас мы уже говорим об экологической проблеме, связанной в первую очередь с деятельностью человека. Как эти изменения сказываются на живых организмах, если окружающая среда выглядит следующим образом:
Просмотр слайдов о загрязнении окружающей среды
В таких условиях изменяется не только внешние признаки. Эти изменения затрагивают и внутренние признаки - генотип. Это приводит к наследственным изменениям.
Наследственная изменчивость – затрагивает изменения наследственного материала.
Что происходит в клетках при таких изменениях?
Просмотр видеофильма
При таком изменении в клетках происходит изменение генотипа организма. А это приводит к возникновению мутаций.
Мутации – это внезапно возникающие стойкие изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма.
Основы учения о мутациях заложил голландский ученый Фуго де Фриз.
(Демонстрация фотографии)
Положения учения о мутациях.
- мутации возникают внезапно,
- мутации не имеют определенной направленности: положительные, отрицательные, нейтральные
- изменения, вызванные мутациями, стойкие и могут передаваться по наследству,
- одни и те же мутации могут повторяться.
В зависимости от того, какую часть генетического материала затронула мутация, выделяют несколько видов.
1. ГЕНОМНЫЕ – связаны с кратным увеличением или уменьшением числа хромосом.
Пример: полиплоидия
Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом в несколько раз.
- увеличивается размер,
- повышаются качества и продуктивность,
- но снижается репродукция
Демонстрация слайдов: культурные растения, полученные путем полиплоидии
У животных и человека полиплоидия встречается очень редко, приводит к формированию признаков не совместимых с жизнью
Демонстрация слайдов
Уменьшение числа хромосом приводит к процессам противоположным.
2. ХРОМОСОМНЫЕ – изменение числа или структуры хромосом в отдельных парах.
Оказывают значительное влияние на организм.
Пример: синдром Дауна
Демонстрация слайдов
Выступление студента с сообщением о синдроме Дауна
Синдром Дауна – одна из форм нарушения числа хромосом в паре.
При данной мутации возникает третья хромосома в 21 паре и тогда генотип человека не 46 а 47 хромосом.
Такая мутация сопровождается нарушением:
- в умственном развитии,
- меньшей продолжительностью жизни (до 30 лет),
- уменьшением размера головы, плоское лицо,
- косой разрез глаз, согнутые уши.
Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые его описавшего в 1866 году.
Пример: трисомия в 13 и 18 паре хромосом
Демонстрация фотографий
Пример: трисомия в 15 паре – развитие шестипалости
Демонстрация фотографий
Пример: синдром кошачьего крика
Демонстрация фотографий
Выступление студента с сообщением о синдроме кошачьего крика
Синдром КОШАЧЬЕГО КРИКА объясняется выпадением участка хромосомы в 5 паре. При этом синдроме наблюдается:
- общее отставание в развитии,
- низкая масса при рождении,
- лунообразное лицо, маленькая голова,
- характерный плачь ребенка, напоминающий кошачье мяуканье.
причиной такого явления является недоразвитость гортани. Такие дети как правило умирают в раннем возрасте.
3. ГЕННЫЕ – изменения отдельных генов, нарушают последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК.
Просмотр видеофильма «Возникновение точечных мутаций»
При генных мутациях изменяются признаки организмов и надолго сохраняются в потомстве.
Пример: альбинизм
Демонстрация слайдов
Выступление студента с сообщением об альбиносах
АЛЬБИНИЗМ – относится к генным мутациям.
Это результат мутации аминокислотного метаболизма.
У альбиносов отсутствует пигмент кожи, волос, радужной оболочки глаз.
Причиной такого явления является отсутствие фермента ТИРОЗИНОЗА, который необходим для нормального синтеза меланина (вещества, отвечающего за окраску тканей). Альбиносы имеют повышенную чувствительность к солнечному свету, который вызывает воспалительные заболевания кожи.
Пример: гемофилия
Выступление студента с сообщением о гемофилии
ГЕМОФИЛИЯ – нарушение процессов свертываемости крови.
Связана с мутацией аминокислот в хромосоме Х.
При этом заболевании возникает кровоизлияние в суставах, мышцах, внутренних органах, спонтанное или в результате травм, хирургических вмешательств.
При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровопотерь или кровоизлиянии в мозг.
Передаются такие мутации по женской линии, но болеют мужчины. Женщины – гемофилики умирают в начале полового созревания.
Пример гемофилии – цесаревич Алексей, который унаследовал эту болезнь от английской королевы Виктории.
Демонстрация схемы родословной цесаревича
В природе мутации ранее встречались очень редко: на 100 000 особей – 1 мутация.
Но в последнее время частота мутаций резко возросла.
Выясним причины возрастания мутаций.
Просмотр видеофильма
Что же является причиной мутаций в современное время?
(студенты делают выводы на основе фильма)
- радиация,
- химическое загрязнение,
- загрязнение тяжелыми металлами,
- физическое загрязнение излучениями сотовой связи,
- ультофеолетовое и рентгеновское излучение,
- вирусное заражение.
Все эти вещества называются мутагенами.
Поскольку мы являемся частью природы, эта проблема уже давно затронула здоровье и жизнь человека. Загрязняя окружающую среду мы подвергаем себя опасности, которая называется – мутация.
Вывод по 2 вопросу: изменения среды → изменение генотипа
IV. Обобщение знаний.
Мы рассмотрели еще одно свойство живых организмов. Выяснили, какие типы оно имеет. И самое главное – определили причины.
Посмотрим на нашу таблицу.
Работа с таблицей, закрепление изученного материала.
(рассматриваем заполненную таблицу с низу вверх)
1. С чем связана современная экологическая проблема?
2. К чему приводит изменения окружающей среды?
3. Что такое мутации?
4. Что такое модификации?
5. К возникновению какого свойства приводят модификации и мутации?
V. Подведение итогов.
Преподаватель благодарит студентов за подготовку сообщений, участие в работе на занятии.
Выставляются оценки за сообщения, активную работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе
Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»
Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»
В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...
Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия
В предложенном материале приводится примернst рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...