Модернизация воспитательного процесса СДЮСШОР в современных условиях.
учебно-методический материал на тему
Спорт в современном обществе является одним из ярких, значимых социальных феноменов. Он тесно переплетается со всей инфраструктурой общества. В системе ценностных ориентаций подростков спорт занимает значительное место. Вовлечённость в занятия спортом – серьёзная социальная задача.
Для её решения в декабре 2001 года была открыта специализированная детско – юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Цель учреждения – развитие мотивации к физическому совершенствованию и формированию здорового образа жизни. С первых дней в школу принимаются все дети, которые желают заниматься спортом. Во время учебно – тренировочного процесса идёт отбор перспективных детей для подготовки спортсменов высокого класса. Конечно, невозможно вырастить из всех учащихся СДЮСШОР высококвалифицированных спортсменов. Да и цели такой школа перед собой не ставит. Её цель иная: найти таланты, облегчить их поиски, а остальных ребят сделать физически развитыми и закалёнными. Спортивные качества, приобретённые учащимися за годы учёбы в школе, способность вести здоровый образ жизни, дают им возможность успешно адаптироваться в современном обществе.
Вовлекать как можно большее количество детей в спортивно – оздоровительную деятельность и одновременно готовить спортсменов высокого класса – таковы основные направления педагогической деятельности школы в новых условиях социально – экономического и культурного развития нашей страны. Эти условия диктуют определённые требования к человеку системой рыночных социально – экономических отношений, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряжённость труда, повышенная ответственность специалиста, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности.
В новых социокультурных условиях педагогический коллектив школы постоянно находится в режиме поиска новых форм, средств и методов социально – педагогической деятельности. Стратегическими задачами СДЮСШОР являются:
1. Развитие физических и интеллектуальных способностей юных спортсменов.
2. Укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание морально – волевых качеств и потребности в здоровом образе жизни.
Детальная разработка механизма реализации данных задач определяет способ достижения положительных результатов – ведение воспитательной работы в единстве с учебно – тренировочным процессом. Физическое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся всегда успешно в том случае, если:
* воспитательные воздействия основаны на знании индивидуальных особенностей юных спортсменов и уровне их воспитанности;
* изучение психологической атмосферы в группах, на отделениях;
* единое планирование воспитательных и тренировочных воздействий на занятиях, соревнованиях, спортивных праздниках;
* повышение мотивации достижения успеха;
* профилактика вредных привычек;
* тесное взаимодействие с родителями, классными руководителями учащихся;
* развитие духовно – ценностной ориентации воспитанников на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
* помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Осуществлением воспитательного и учебно – тренировочного процесса занимаются профессионалы – мастера высокого класса, люди творческие, сами постоянно занимающиеся самопознанием и саморазвитием. Они умеют увлекать и «заражать» воспитанников своим личным примером.
Планирование воспитательной работы школы основывается на принципах развития, индивидуальности, ответственности, поддержки и доверия, творчества и успеха.
Формы организации воспитательной работы включают: тренировки, соревнования, в том числе выездные, беседы, просмотр видео и фотоматериалов, оформление информационных стендов и витрин, посещение музея, экскурсии, «круглый стол» - обсуждение статей из журналов и газет, анкетирование учащихся и родителей, спортивные праздники, интеллектуальные турниры, конкурсы сочинений и рисунков, выпуск школьных стенгазет, участие в телепередачах и прямых эфирах, публикация в средствах массовой информации, встреча с выдающимися спортсменами России, «мастер – класс» и пресс – конференции с участием знаменитых спортсменов и тренеров страны, родительские собрания, участие в городских спортивно – оздоровительных мероприятиях, посвященных знаменательным и памятным датам (марафон, легкоатлетический кросс, показательные выступления спортсменов, трудовые десанты). Данные формы воспитательной работы являются традиционными, но педагогический коллектив в последнее время создаёт инновационные наглядно - информационные методы воспитательного воздействия на детей и взрослых. Учреждение является школой олимпийского резерва , поэтому воспитательный и учебно – тренировочный процесс строится на принципах олимпизма, сформулированных Пьером де Кубертеном. Сохранятся или изменятся принципы олимпизма в соответствии с современными условиями развития общества неизвестно. Не за горами тот день, когда воспитанники школы будут выступать в составе сборной России на Олимпийских играх. Олимпизм сейчас выступает тем идеалом, к которому необходимо стремиться. Воспитанники школы должны знать практически всё об олимпизме от истоков его возрождения и последних событиях в олимпийском движении. И чем ярче, интереснее, доступнее будет представлена информация, тем большее количество детей захотят заниматься спортом, и выберут для себя здоровый образ жизни. С этой целью:
- разрабатываются и выпускаются красочные буклеты о школе;
- в конце календарного года выпускаются карманные календари по отделениям;
- школа имеет свою символику, флаг, вымпел, гимн тяжёлой атлетики;
- победителям и призёрам спортивных мероприятий вручаются призы со школьной символикой;
- ежегодно школа проводит интеллектуальные турниры, включающие материал из истории школы, специальные термины видов спорта, культивируемых в школе.
- Инструкторы – методисты проводят на отделениях познавательные беседы согласно тематики по возрастным категориям.
Воспитательная работа школы строится по пяти основным направлениям, тесно связанным между собой: тренер – преподаватель, медицинская служба, методическая служба, семья, социум.
Самое основное в подготовке юных спортсменов – это воспитание моральных и волевых качеств, формирование специальной психологической подготовленности. Здесь главная роль принадлежит тренеру – преподавателю. Только он может конкретно содействовать личностному и профессиональному самоопределению подростка, его адаптации к жизни в динамичном обществе.
Моральные или нравственные качества многообразны и проявляются в обществе, среди людей в самых различных формах. Главные среди них – это доброта, душевность, любовь к своим близким, к своему коллективу, к Родине. Тренер – преподаватель является живым примером для своих учеников и не удивительно, что многие воспитанники школы хотят быть похожими на него. Никто не в состоянии воспитать личность, если сам ею не является. Воспитание через пример – общий принцип, соблюдение которого содействует личностному росту. Такое воспитание может происходить совершенно бессознательно и потому является самой старой и, пожалуй, самой действенной формой воспитания вообще. Высокие моральные принципы, укрепляющие стремление спортсменов достигнуть высоких спортивных результатов, одновременно формируют их характер и волю.
Безусловно, высокие моральные качества служат основой волевых качеств: сила воли, трудолюбие, терпимость, выдержка, самообладание, решительность, смелость, мужество, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, самообладание, воля к победе, выносливость, уверенность в своих силах. Волевые качества рождаются в практической борьбе с трудностями внешней среды, в борьбе с самим собой. Именно в развитии самосознания, активного самовоспитания значительную помощь оказывает тренер, организуя и направляя процесс воспитания.
Семье юного спортсмена здесь тоже отводится ведущая роль. И теперь уже тренер в тесном союзе с медицинской и методической службой способствует повышению педагогической культуры семьи на основе индивидуального подхода к семье, разнообразных форм и методов взаимодействия. Школа активно и целенаправленно ведёт работу по привлечению родителей к участию в совместных делах с детьми. Ярким примером творческого сотрудничества является спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!». Ребята гордятся своими родителями, это способствует сближению взрослых и детей, и, естественно, уважение к школе только усиливается.
Родители с желанием приходят на родительские собрания, потому что каждому из них приятно слышать о спортивных достижениях своих детей, пусть даже незначительных. Каждое собрание – это новые знания в области профилактики заболеваний, гигиены, питания, режима дня. Особое внимание уделяется - выездным соревнованиям. Ведущим спортсменам школы приходится часто выезжать на УТС и соревнования различного уровня. Единые требования, напутствия, строгий контроль успеваемости спортсменов в школе, играют немаловажную роль в формировании самостоятельной личности.
В каждой учебной группе есть активные родители, которые составляют костяк родительского комитета. Они заслуживают особую благодарность. В условиях дефицита свободного времени, производственной загруженности , родители всегда готовы оказать содействие администрации школы в решении той или иной проблемы. Им не безразлична судьба и здоровье каждого воспитанника, особенно в современных условиях, когда наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни детей: незрелость сознания и узость представлений, заниженная либо завышенная самооценка, развитие культа экстремального удовольствия, тотальное одиночество, неадекватное поведение в обществе. Только в тесном сотрудничестве с родителями, школе удаётся решать проблемы воспитания юных спортсменов, постепенно и настойчиво формировать их потребность в здоровом образе жизни, повышать уровень гражданственности и патриотизма.
В настоящее время методической службе необходимо укреплять взаимодействия семьи и спортивной школы. Для этого ведётся работа по созданию системы регулярного изучения мнений родителей по вопросам спортивного воспитания с целью улучшения качества воспитательного и учебно – тренировочного процесса. Мы убеждаемся в том, что социологические опросы вызывают интерес, привлекая большее количество родителей к сотрудничеству. Одной из продуктивных форм сотрудничества являются традиционные спортивные мероприятия. Среди них особое место занимают спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Новогодние старты» и общешкольные праздники, посвящённые окончанию учебного года, дню учителя, дню рождения СДЮСШОР. На эти мероприятия всегда приходит большое количество родителей и почётных гостей, потому что это своего рода творческий отчёт совместной деятельности педагогического и ученического коллектива школы.
Выставка спортивных наград, яркие фото – страницы состязаний, видео – клипы соревнований, музыкальные и танцевальные номера, стихи о школе, показательные выступления юных спортсменов, награждение лучших учащихся и работников, красочно оформленный спортивный зал и, конечно же, в заключительной части праздника – «Весёлые старты», волейбольные или баскетбольные игры.
Для достижения воспитательной цели мероприятия, требуется серьёзная и тщательная подготовка, которая всецело ложится на плечи методической службы. Помимо праздников инструктора – методисты и медицинские работники проводят лектории для учащихся, родителей и тренеров – преподавателей.
Их цель – повысить уровень знаний о здоровье, правильном питании, режиме дня, правилах внутреннего распорядка, физических нагрузках, отдыхе. Особое значение придаётся профилактике различных заболеваний и вредных привычек. В данном случае положительный результат достигается путём наглядно – агитационной деятельности.
Все эти мероприятия носят огромный воспитательный характер и способствуют в первую очередь формированию и у взрослых, и у детей:
* дружного школьного коллектива;
* нравственных смыслов;
* духовных ориентиров;
* мотивации самообразования и спортивного совершенствования;
* навыков самовоспитания;
* потребности здорового образа жизни.
Педагогический коллектив школы прекрасно понимает, что для её развития в современных социально – экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Ведь спортивная школа для них - это не просто место, где подростки проводят свободное время а, прежде всего центр развития интеллектуальных и физических способностей детей, укрепления здоровья, профессионального становления и успешной адаптации в обществе. Школа создала модель взаимодействия с родителями и сейчас ищет эффективные способы его укрепления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модернизация воспитательного процесса
СДЮСШОР в современных условиях, основанная на принципах олимпизма, сформулированных Пьером де Кубертеном и закреплённых в Олимпийской хартии.
Спорт в современном обществе является одним из ярких, значимых социальных феноменов. Он тесно переплетается со всей инфраструктурой общества. В системе ценностных ориентаций подростков спорт занимает значительное место. Вовлечённость в занятия спортом – серьёзная социальная задача.
Для её решения в декабре 2001 года была открыта специализированная детско – юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Цель учреждения – развитие мотивации к физическому совершенствованию и формированию здорового образа жизни. С первых дней в школу принимаются все дети, которые желают заниматься спортом. Во время учебно – тренировочного процесса идёт отбор перспективных детей для подготовки спортсменов высокого класса. Конечно, невозможно вырастить из всех учащихся СДЮСШОР высококвалифицированных спортсменов. Да и цели такой школа перед собой не ставит. Её цель иная: найти таланты, облегчить их поиски, а остальных ребят сделать физически развитыми и закалёнными. Спортивные качества, приобретённые учащимися за годы учёбы в школе, способность вести здоровый образ жизни, дают им возможность успешно адаптироваться в современном обществе.
Вовлекать как можно большее количество детей в спортивно – оздоровительную деятельность и одновременно готовить спортсменов высокого класса – таковы основные направления педагогической деятельности школы в новых условиях социально – экономического и культурного развития нашей страны. Эти условия диктуют определённые требования к человеку системой рыночных социально – экономических отношений, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряжённость труда, повышенная ответственность специалиста, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности.
В новых социокультурных условиях педагогический коллектив школы постоянно находится в режиме поиска новых форм, средств и методов социально – педагогической деятельности. Стратегическими задачами СДЮСШОР являются:
1. Развитие физических и интеллектуальных способностей юных спортсменов.
2. Укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание морально – волевых качеств и потребности в здоровом образе жизни.
Детальная разработка механизма реализации данных задач определяет способ достижения положительных результатов – ведение воспитательной работы в единстве с учебно – тренировочным процессом. Физическое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся всегда успешно в том случае, если:
* воспитательные воздействия основаны на знании индивидуальных особенностей юных спортсменов и уровне их воспитанности;
* изучение психологической атмосферы в группах, на отделениях;
* единое планирование воспитательных и тренировочных воздействий на занятиях, соревнованиях, спортивных праздниках;
* повышение мотивации достижения успеха;
* профилактика вредных привычек;
* тесное взаимодействие с родителями, классными руководителями учащихся;
* развитие духовно – ценностной ориентации воспитанников на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
* помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Осуществлением воспитательного и учебно – тренировочного процесса занимаются профессионалы – мастера высокого класса, люди творческие, сами постоянно занимающиеся самопознанием и саморазвитием. Они умеют увлекать и «заражать» воспитанников своим личным примером.
Планирование воспитательной работы школы основывается на принципах развития, индивидуальности, ответственности, поддержки и доверия, творчества и успеха.
Формы организации воспитательной работы включают: тренировки, соревнования, в том числе выездные, беседы, просмотр видео и фотоматериалов, оформление информационных стендов и витрин, посещение музея, экскурсии, «круглый стол» - обсуждение статей из журналов и газет, анкетирование учащихся и родителей, спортивные праздники, интеллектуальные турниры, конкурсы сочинений и рисунков, выпуск школьных стенгазет, участие в телепередачах и прямых эфирах, публикация в средствах массовой информации, встреча с выдающимися спортсменами России, «мастер – класс» и пресс – конференции с участием знаменитых спортсменов и тренеров страны, родительские собрания, участие в городских спортивно – оздоровительных мероприятиях, посвященных знаменательным и памятным датам (марафон, легкоатлетический кросс, показательные выступления спортсменов, трудовые десанты). Данные формы воспитательной работы являются традиционными, но педагогический коллектив в последнее время создаёт инновационные наглядно - информационные методы воспитательного воздействия на детей и взрослых. Учреждение является школой олимпийского резерва , поэтому воспитательный и учебно – тренировочный процесс строится на принципах олимпизма, сформулированных Пьером де Кубертеном. Сохранятся или изменятся принципы олимпизма в соответствии с современными условиями развития общества неизвестно. Не за горами тот день, когда воспитанники школы будут выступать в составе сборной России на Олимпийских играх. Олимпизм сейчас выступает тем идеалом, к которому необходимо стремиться. Воспитанники школы должны знать практически всё об олимпизме от истоков его возрождения и последних событиях в олимпийском движении. И чем ярче, интереснее, доступнее будет представлена информация, тем большее количество детей захотят заниматься спортом, и выберут для себя здоровый образ жизни. С этой целью:
- разрабатываются и выпускаются красочные буклеты о школе;
- в конце календарного года выпускаются карманные календари по отделениям;
- школа имеет свою символику, флаг, вымпел, гимн тяжёлой атлетики;
- победителям и призёрам спортивных мероприятий вручаются призы со школьной символикой;
- ежегодно школа проводит интеллектуальные турниры, включающие материал из истории школы, специальные термины видов спорта, культивируемых в школе.
- Инструкторы – методисты проводят на отделениях познавательные беседы согласно тематики по возрастным категориям.
Воспитательная работа школы строится по пяти основным направлениям, тесно связанным между собой: тренер – преподаватель, медицинская служба, методическая служба, семья, социум.
Самое основное в подготовке юных спортсменов – это воспитание моральных и волевых качеств, формирование специальной психологической подготовленности. Здесь главная роль принадлежит тренеру – преподавателю. Только он может конкретно содействовать личностному и профессиональному самоопределению подростка, его адаптации к жизни в динамичном обществе.
Моральные или нравственные качества многообразны и проявляются в обществе, среди людей в самых различных формах. Главные среди них – это доброта, душевность, любовь к своим близким, к своему коллективу, к Родине. Тренер – преподаватель является живым примером для своих учеников и не удивительно, что многие воспитанники школы хотят быть похожими на него. Никто не в состоянии воспитать личность, если сам ею не является. Воспитание через пример – общий принцип, соблюдение которого содействует личностному росту. Такое воспитание может происходить совершенно бессознательно и потому является самой старой и, пожалуй, самой действенной формой воспитания вообще. Высокие моральные принципы, укрепляющие стремление спортсменов достигнуть высоких спортивных результатов, одновременно формируют их характер и волю.
Безусловно, высокие моральные качества служат основой волевых качеств: сила воли, трудолюбие, терпимость, выдержка, самообладание, решительность, смелость, мужество, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, самообладание, воля к победе, выносливость, уверенность в своих силах. Волевые качества рождаются в практической борьбе с трудностями внешней среды, в борьбе с самим собой. Именно в развитии самосознания, активного самовоспитания значительную помощь оказывает тренер, организуя и направляя процесс воспитания.
Семье юного спортсмена здесь тоже отводится ведущая роль. И теперь уже тренер в тесном союзе с медицинской и методической службой способствует повышению педагогической культуры семьи на основе индивидуального подхода к семье, разнообразных форм и методов взаимодействия. Школа активно и целенаправленно ведёт работу по привлечению родителей к участию в совместных делах с детьми. Ярким примером творческого сотрудничества является спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!». Ребята гордятся своими родителями, это способствует сближению взрослых и детей, и, естественно, уважение к школе только усиливается.
Родители с желанием приходят на родительские собрания, потому что каждому из них приятно слышать о спортивных достижениях своих детей, пусть даже незначительных. Каждое собрание – это новые знания в области профилактики заболеваний, гигиены, питания, режима дня. Особое внимание уделяется - выездным соревнованиям. Ведущим спортсменам школы приходится часто выезжать на УТС и соревнования различного уровня. Единые требования, напутствия, строгий контроль успеваемости спортсменов в школе, играют немаловажную роль в формировании самостоятельной личности.
В каждой учебной группе есть активные родители, которые составляют костяк родительского комитета. Они заслуживают особую благодарность. В условиях дефицита свободного времени, производственной загруженности , родители всегда готовы оказать содействие администрации школы в решении той или иной проблемы. Им не безразлична судьба и здоровье каждого воспитанника, особенно в современных условиях, когда наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни детей: незрелость сознания и узость представлений, заниженная либо завышенная самооценка, развитие культа экстремального удовольствия, тотальное одиночество, неадекватное поведение в обществе. Только в тесном сотрудничестве с родителями, школе удаётся решать проблемы воспитания юных спортсменов, постепенно и настойчиво формировать их потребность в здоровом образе жизни, повышать уровень гражданственности и патриотизма.
В настоящее время методической службе необходимо укреплять взаимодействия семьи и спортивной школы. Для этого ведётся работа по созданию системы регулярного изучения мнений родителей по вопросам спортивного воспитания с целью улучшения качества воспитательного и учебно – тренировочного процесса. Мы убеждаемся в том, что социологические опросы вызывают интерес, привлекая большее количество родителей к сотрудничеству. Одной из продуктивных форм сотрудничества являются традиционные спортивные мероприятия. Среди них особое место занимают спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Новогодние старты» и общешкольные праздники, посвящённые окончанию учебного года, дню учителя, дню рождения СДЮСШОР. На эти мероприятия всегда приходит большое количество родителей и почётных гостей, потому что это своего рода творческий отчёт совместной деятельности педагогического и ученического коллектива школы.
Выставка спортивных наград, яркие фото – страницы состязаний, видео – клипы соревнований, музыкальные и танцевальные номера, стихи о школе, показательные выступления юных спортсменов, награждение лучших учащихся и работников, красочно оформленный спортивный зал и, конечно же, в заключительной части праздника – «Весёлые старты», волейбольные или баскетбольные игры.
Для достижения воспитательной цели мероприятия, требуется серьёзная и тщательная подготовка, которая всецело ложится на плечи методической службы. Помимо праздников инструктора – методисты и медицинские работники проводят лектории для учащихся, родителей и тренеров – преподавателей.
Их цель – повысить уровень знаний о здоровье, правильном питании, режиме дня, правилах внутреннего распорядка, физических нагрузках, отдыхе. Особое значение придаётся профилактике различных заболеваний и вредных привычек. В данном случае положительный результат достигается путём наглядно – агитационной деятельности.
Все эти мероприятия носят огромный воспитательный характер и способствуют в первую очередь формированию и у взрослых, и у детей:
* дружного школьного коллектива;
* нравственных смыслов;
* духовных ориентиров;
* мотивации самообразования и спортивного совершенствования;
* навыков самовоспитания;
* потребности здорового образа жизни.
Педагогический коллектив школы прекрасно понимает, что для её развития в современных социально – экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Ведь спортивная школа для них - это не просто место, где подростки проводят свободное время а, прежде всего центр развития интеллектуальных и физических способностей детей, укрепления здоровья, профессионального становления и успешной адаптации в обществе. Школа создала модель взаимодействия с родителями и сейчас ищет эффективные способы его укрепления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы
Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях....
статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях
статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОУЧИНГА И РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
использование метода коучинга и рейтинговой технологии на уркоах психологии...
Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении
Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...
Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении
Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...
Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении
Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...