ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОУЧИНГА И РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья на тему
использование метода коучинга и рейтинговой технологии на уркоах психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching_na_urokah_psihologii.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КОУЧИНГА И РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Семёнова Н.Г., методист
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский социально-педагогический колледж г.Самара
Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем при необходимости - самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций специалиста.
Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия. В связи с этим в процессе подготовки специалистов на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования современного специалиста.
Целью инновационной деятельности в образовании является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в процесс профессионального обучения неизвестных практике дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие студентов за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Для создания оптимальных условий мотивации самостоятельной деятельности обучающихся можно воспользоваться методом коучинга. Коучинг используется как направление психологического консультирования, но мы рассмотрим возможности использования коучинга при профессиональном обучении студентов в условиях колледжа.
Коучинг (сoaching (англ.) — тренировка, репетиторство, подготовка. Один из основоположников коучинга Тимоти Гэлвэй так определил его сущность: «Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться». Эта возможность коучинга и будет нами использована при профессиональном обучении студентов.
Смысл коучинга - движение к цели. Коучинг - это искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. Используя коучинг в профессиональном обучении, можно научить студентов добиваться желаемых целей намного эффективнее и быстрее, чем при традиционном обучении. Метод коучинга возможно использовать для повышения мотивации обучающегося к самостоятельному получению знаний, с его помощью можно создать условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Работа с использованием метода коучинга начинается с постановки обучающимся индивидуальных целей обучения «Чего ты хочешь получить при изучении данной дисциплины?»
Далее преподаватель помогает обучающемуся сделать анализ текущей ситуации «Что происходит в данное время, что мы изучаем, какие темы наиболее интересны?».
После этого, определив с каждым обучающимся проблему – что он хотел бы изучать, на каком уровне познакомиться с материалом, в какие сроки должно быть осуществлено изучение материала – предлагается обучающемуся продумать варианты своей дальнейшей деятельности «Что нужно сделать для изучения проблемы?, Как изучить материал в установленные сроки?»
Далее обучающемуся предлагается приступить самостоятельно к реализации намеченного пути, при этом осуществляя промежуточный контроль результатов его деятельности.
Коучинг – это непрерывное сотрудничество обучающегося и преподавателя, которое обеспечивает их совместную систематическую максимально мотивированную работу. Основная задача преподавателя при использовании данного метода – направлять студента, учить анализировать промежуточные полученные результаты, помогать осуществлять контроль. Для этого преподаватель может использовать следующие вопросы к студентам:
- что ты еще можешь узнать по данной теме;
- что ты посоветовал бы другим при изучении данной темы;
- что было для тебя самое трудное при изучении данной темы;
- я не знаю, что изучать, что делать дальше, а ты;
- где ты еще можешь найти информацию;
- что для тебя еще осталось неизвестным;
- кому может быть интересна полученная тобой информация.
Постоянно направляя обучающегося возможными вопросами, преподаватель тем самым постепенно создает ситуацию успеха, когда обучающийся сам намечает дальнейший путь изучения темы, когда он сам ставит перед собой вопросы «а что еще можно узнать по этой теме?». То есть происходит внутренняя работа над собой, осуществляется саморазвитие обучающегося.
В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Это метод, позволяющий добиваться самых высоких результатов обучения, в ходе которого обучающийся должен сам научиться самым эффективным образом управлять своей самостоятельной работой. Наиболее успешно данный метод работы реализуется при написании обучающимися курсовых работ, рефератов. Например, при изучении дисциплины «Психология» обучающегося заинтересовала проблема проявления страхов в дошкольном возрасте. Преподаватель предлагает на первом этапе просмотреть в источниках (Интернет, статьи в журналах, учебная литература) материалы по данной проблеме. Далее преподаватель уточняет, на каком уровне обучающийся познакомиться с материалом: ограничиться лишь одной-двумя статьями; подготовит выступление для других обучающихся и выступит с ним на уроке; проведет практическое исследование по проблеме; подготовит материалы на конференцию… После того, как основная часть работы выполнена, обучающемуся предлагается оценить, что было самым трудным при работе над выбранной проблемой, остались ли еще какие-то вопросы не изучены.
Для оценки деятельности обучающегося на уроках преподаватель может использовать рейтинговую систему. Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Так же, как и при использовании метода коучинга, в основе рейтинговой системы обучения лежит мотивация самостоятельности обучающегося. В основе мотивации самостоятельности при использовании рейтинга находится своевременная и систематическая оценка результатов работы в соответствии с реальными достижениями обучающегося, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.
Например, при изучении дисциплины «Психология» можно предложить следующие варианты рейтинговой системы контроля:
Виды работы | Количество баллов |
Посещение уроков | 0,5 балла за урок |
Ведение тетради (наличие всех материалов) | 10 баллов за семестр |
Работа на уроке | До 10 баллов |
Выполнение практических работ | До 10 баллов |
Сообщение | 5-10 баллов |
Исследовательская работа в группе | До 10 баллов |
Самостоятельная исследовательская работа | 30-50 баллов |
Контрольная работа 1 | До 100 баллов |
Выполнение самостоятельных работ | 5-10 баллов |
Контрольная работа 2 | До 50 баллов |
Участие в конкурсах, конференциях | 50-70 баллов |
Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения обучающегося к дисциплине:
Пропуск урока по неуважительной причине | -20 баллов |
Опоздание на урок по неуважительной причине | -10 баллов |
Нарушение дисциплины на уроке | -10 баллов |
При умелом руководстве со стороны педагога обучающиеся начинают получать радость от своих успехов и достижений, и получают уверенность, что выбранное ими направление изучения темы - это действительно именно то, что им нужно, обучаются добиваться поставленных целей оптимальными путями в кратчайшие сроки.
Таким образом, использование метода коучинга и рейтинговой системы оценки позволит осуществлять влияние на личность обучающегося, обеспечивая баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и запустить механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования) обучающегося, а также обеспечить готовность личности к реализации собственной индивидуальности в условиях постоянно меняющегося общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система оценки знаний учащихся.
Способы повышения интереса учащихся к уроку и предмету в целом с помощью нетрадиционной системы оценки знаний....
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования
В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания русского языка в начальных классах".В рамках ФГОС СПО...
Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...
Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО
Статья: "Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО"...
Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"
Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...
Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)
Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....