методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"
учебно-методический материал на тему
в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_po_finansam_word_2.docx | 21.06 КБ |
prezentatsiya_k_metod_razrabotke_po_finansam.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Политехнический техникум МО | |
Рассмотрено на заседании методической комиссии Протокол № ______ от __________ Председатель МК ______________ /_______________/ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УПР ______________________ В.Ф.Мытницкая «______» ______________ СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УМР ______________________ Н.Е. Колесник «______» ______________ |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого мероприятия
по предмету Финансы и кредит
Тема: Деньги и их функции
Преподаватель Лукьянова А.В.
Дата проведения 20__г.
План методической разработки открытого урока по дисциплине «Финансы и кредит» для групп специальностей 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
- Тема занятия: Деньги и их функции
- Цель занятия:
- Учебная . Усвоение сформированных понятий: деньги, их функции, инфляция, наличный и безналичный оборот;
- Развивающая. Умение анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
- Воспитательная. Способность работать в команде, честность, дисциплинированность.
Материально-техническое оснащение:
кабинет спец.дисциплин, мультимедийная установка
- Ожидаемый результат: пополнение знаний студентов по данной дисциплине. Знание сущности денег и их функций расширит знания будущего специалиста и даст возможность принимать самостоятельные решения по финансовым вопросам. После изучения данной темы студент должен обладать знаниями и умениями в области понятий наличного и безналичного денежного оборота; инфляции, сущности и функций денег.
У студентов появится интерес к изучению вопросов экономики и бизнеса.
Будут формироваться коммуникативные умения, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения, а также компетенции:
:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- Тип занятия: Урок изучения новых знаний, в ходе которого использованы следующие технологии:
- Разноуровневое обучение;
- Личностно-ориентирванная технология;
- Групповая технология;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Вид урока: комбинированный (лекция, демонстрация которой проводится с помощью информационно-коммуникативных технологий. Оценка и коррекция знаний- в конце урока).
- Учебная деятельность. Учебные задачи: а. обеспечить мотивацию обучающихся на этапе восприятия и усвоения новых знаний; б. управлять деятельностью учащихся, поддерживать постоянную обратную связь. в. обеспечение комфортных психофизиологических условий. все эти задачи решать в процессе изучения, а затем закреплении темы занятия.
Ход урока:
- Введение в учебную деятельность ( организационный момент, создание учебной мотивации, постановка учебных задач).
- Передача готовой информации с помощью мультимедийной установки.
Деньги возникли в глубокой древности. В киевской Руси золотые деньги использовались уже в 9-10 веках в виде монет-злотников. Бумажные деньги появились в России в 1769 году
Деньги по своему происхождению – это товар, выделившийся из общей товарной массы.
Сущность денег проявляется в их непосредственной обмениваемости. Классифицируют деньги по форме их существования на наличные и безналичные.
Наличные подразделяются на реальные (истинные деньги) – это монеты, кредитные деньги (банкноты).
Безналичные деньги – «банковские деньги», когда расчётно-платёжные операции осуществляются через банковские счета, а информация хранится на электронных носителях.
Виды денег:
Металлические деньги
Кредитные и бумажные деньги.
Функции денег:
Как мера стоимости; как средство обращения; как средство платежа; как средство накопления; мировые деньги.
Опыт работы бухгалтеров в малых предпринимательских организациях показывает, что из-за ограниченности кадров им приходится принимать самостоятельно решения по ряду финансовых вопросов, вопросам кредитования. Значит, чем шире и глубже полученные теоретические знания, тем больше гарантий, что будущий специалист-бухгалтер сможет активно и плодотворно участвовать в решении практических и экономических задач. Соответственно , он должен уметь рассчитывать не только доходы и затраты, но и финансовые результаты, показатели экономической эффективности основного и оборотного капиталов, капитальных вложений.
- Выявление степени понимания изучаемого материала.
Ответить на вопросы, заданные в аудиторию для всех. Отвечать можно всем.
- Что послужило причиной возникновения денег?
- Каково назначение безналичного денежного оборота?
- Укажите характерные черты наличного денежного обращения.
- Какое влияние на экономику, финансы страны оказало появление электронных денег.
- Подумайте и объясните выгоду использования электронных денег. ( возможна дискуссия)
- Оценка действий, знаний не только учащихся, но и преподавателя со стороны учащихся.
- Задание на дом. (можно не задавать, если материал усвоен всей группой полностью)
Всем спасибо.
Пояснительная записка
При проведении данного занятия должны быть использованы следующие технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование доступ в Интернет. Использование презентационных технологий, мультимедийных образовательных программ.
- Разноуровневое обучение. У преподавателя появляется возможность использовать учебный материал разного уровня, чтобы участвовать в мероприятии могли учащиеся, обладающие разным уровнем знаний; реализуется желание сильных обучаться быстрее и эффективнее продвигаться в образовании. Сильные утверждаются в способностях, а слабые повышают уровень мотивации обучения.
- Групповая технология Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) Развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания,самореализации. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями
Дополнительно преподаватель может внести коррективы в данную разработку, согласно своей методике работы и дополнить данную методическую разработку в виде открытого мероприятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как деньги стали деньгами? Первоначально денег не было. Люди обменивались товаром на товар. Это называется бартер .
Первые монеты изготавливались: Деньги возникли потому, что этого требовали условия обмена ; эта роль в конечном счете закрепилась за драгоценными металлами: не изнашиваются, портативны, редко встречаются, но имеют стабильное предложение (существуют 7 тыс . лет );
Функции денег В современной экономике к товарным деньгам относятся золото и серебро 1) облегчить хозяйственную жизнь общества 2) средства обмена 3) средство измерения (учета) 4) средство сбережения (консервированное потребление, т.е. деньги абсолютно ликвидны)
Безналичные расчеты Безналичные расчеты – такой оборот денег, который производится при изменении записей в банковских счетах Чековые книжки:
Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо. Услуга = товар (предлагается рынку с целью приобретения, использования, потребления – транспорт, связь, реклама ) Денежная масса подразделяется на две совокупности: Безналичные денежные средства (суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей в банках) Наличные денежные средства= бумажные деньги и монеты. Стоимость денег определяется в первую очередь количеством товаров и услуг, которое произведено в стране, а во вторую очередь драгоценными металлами, которыми они обеспечены
Платежные карточки Наибольшую часть денежного оборота нашей страны составляют ...банкноты Центрального банка РФ (рубли)
Деньги как средство сбережения позволяют накопить доходы в наиболее ликвидной форме. Ликвидность – способность обращаться в деньги. Наибольшей ликвидностью обладает купюра в 500 рублей, а наименьшей ликвидностью обладает рояль;
денег выпущено больше, чем произведено товаров и произошла эмиссия – выпуск государством в обращение дополнительного количества денежных знаков, не обеспеченных реальными ценностями. Государство тратит денег больше, чем можно (расходы превышают доходы, наличие дефицита бюджета ). Инфляцию подталкивает вздувание цен крупными фирмами, требования работников повысить заработную плату независимо от эффективности труда. Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. Она возникает?
Таким образом, инфляция – это обесценивание денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Обесценивание денег, проявляющееся в: а) избыточности денежной массы при отсутствии увеличения товарной массы б) росте цен на товары и услуги в) ухудшении экономического положения населения К внешним факторам, вызывающим инфляцию, относятся: Чрезмерные бюджетные расходы Эмиссия денег в наличной и безналичной формах
Покупательная способность денег в период инфляции уменьшается. От внезапной инфляции выиграют, прежде всего: давшие деньги в долг, а проиграют: вкладчики банков; пенсионеры; заемщики Если Ваш годовой денежный доход вырастет на 50%, а цены в то же время, вырастут на 100%, то: ваш реальный доход упадет; При прочих равных условиях повышение общего уровня цен в экономике приведет к тому, что уменьшится реальная заработная плата
Виды инфляции? По темпам Ползучая (малозаметная) Галопирующая Скрытая (подавленная) По характеру Инфляция спроса (много денег, мало товаров); Инфляция затрат (удорожание ресурсов для производства); Гиперинфляция (рост общего уровня цен в месяц на 50%, а за год на 1000%)
Способы борьбы: 1. Погашение займов и кредитов, взятых у иностранных государств; 2. Прекращение эмиссии; 3. Выпуск бумажных денег по мере роста объема торговли и учете скорости оборота денежных знаков; 4. Усиленный контроль над необоснованным ростом цен (повышение процента за денежный кредит, регулирование доходов с помощью налогов); 5. Проведение денежной реформы (замена денежных знаков другими или всей денежной системы) ради сокращения денежной массы. 6. Индексация доходов (формирование условий адаптации населения к инфляции)
А сократить расходы гос. бюджета и стимулировать деловую активность больше относится к способам борьбы с экономическим спадом. В качестве показателя инфляции в стране обычно используется индекс потребительских цен измеряет средние изменения в ценах фиксированной корзины товаров и услуг, т.е. инфляцию цен потребительских товаров по определенной "корзине", и является главным индикатором уровня инфляции в стране. Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением.
Банк – финансовый посредник, осуществляющий деятельность по Банк 1) приему вкладов (депозитов) 2)предоставлению ссуд 3)организации расчетов 4) купля-продажа ценных бумаг Функции: 1) коллективная копилка; 2) предоставление сбережений граждан во временное платное пользование. Процент за кредит делится на две части: процент владельцу сбережений и доход банков; 3) безналичные платежи; 4) создание новых форм денег;
Типы банков: 1) эмиссионные (обладают правами на выпуск национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения, ведут дела с государством и коммерческими банками, пример: Центробанк России); 2) коммерческие (обслуживают частных лиц и фирмы) Сбербанк – частный акционерный коммерческий банк с участием российского государства. Акбарс – частный акционерный коммерческий банк. Среди коммерческих выделяются: трастовые (управляют свободными денежными средствами); биржевые (обслуживают биржевые операции); страховые (обслуживают страховые компании); ипотечные (обслуживают покупку недвижимости ) земельные (купля-продажа земли ); инновационные (новые технологии ); торговые; залоговые (кредитуют под залог) конверсионные (поддерживают проекты конверсии);
Тип банка, осуществляющего операции: а) финансирование предприятий, организаций б) вовлечение вкладов граждан в) предоставление ссуд гражданам и организациям г) осуществление операций на рынке ценных бумаг - называется коммерческим Ставка рефинансирования – инструмент, позволяющий регулировать проценты за кредиты. Цель: «не убивая» банки, допиться максимальной эффективности.
Биржа учреждение , в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг ( фондовая) сложный функционально-информационный организм, предназначенный для всесторонней организации рынка; основная форма, регулярно функционирующего оптового рынка; посредник в процессе организации горизонтальных хозяйственных связей (механизм организации самоформирующегося спроса и организации самореализации предложения.
Наиболее важный в современной рыночной экономике механизм – фондовая биржа (организация, осуществляющая торговлю ценными бумагами и обеспечивающая за счет этого переход средств из одной отрасли в другую). Рынок ценных бумаг позволяет изготовителям получить деньги, требующиеся для расширения выпуска товаров.
облигация акция Ценная бумага, удостоверяющая факт получения денег в долг. Содержит обязательства вернуть эти деньги в установленный срок и заплатить владельцу облигаций некоторую сумму за использование одолженных денег. Ценная бумага, удостоверяющая право собственности на долю в уставном капитале АО, по мере развития производства стоимость ранее выпущенных акций растет.
Биржа снабжает информацией об изменениях на рынках , о возникновении новых условий обмена , о появлении новых товаров и услуг. Биржи поддерживают экономическую борьбу за лучшие условия функционирования. Биржа не имеет права производить сделки купли-продажи от своего имени, продавцы и покупатели действуют через брокерские компании.
Брокер (биржевой посредник) Обращается с заявкой к маклеру, выступает на бирже от лица клиентов и заключает контракты. На бирже обмениваются информацией и определяют ценовые условия сделок. Маклер (дилер) Принимает непосредственное участие в торгах и совершает операции за свой счет (иногда одно и то же лицо, что и брокер). Котировка – участие фондовых ценностей в определении курса, по которому можно удовлетворить большинство заявок и разницу между спросом и предложением Джоббер (спекулянт) Проводят сделки за свой счет, они в условиях колебания цен играют на повышение или понижение . Идет игра в угадывание будущего: «Быки» играют на повышение, стремятся «поднять на рога», игра на повышение = скупка биржевых контрактов с целью последующей перепродажи по более высокой цене. «медведи» на понижение, они подминают под себя. Игра на понижение = продажа биржевых контрактов с целью последующего откупа по более низким ценам.
Дело рискованное, но выгодное. Если фирма «нашла свой рынок», курс акций растет в шесть-восемь раз за десять лет. Честно ли идет игра? Это строго регулируется учредителями биржи и государством (защита от паники и потолок колебаний). Менеджер – социальная прослойка современного общества, наемные профессиональные управляющие. Имеют значительную самостоятельность в сфере руководства, не имеют собственности не всегда следуют воле собственника особенно, если собственность распылена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Методическая разработка деловая игра «В мире финансов» затрагивает теоретический и практический аспект по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит». Дано подробное опис...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....