Все понять и простить.
план-конспект занятия на тему

Куликова Татьяна Георгиевна

Этическая беседа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта:

Этический диалог на тему «Все понять - все простить…»

Актуальность: Очень часто в жизни всем нам не хватает человеческого внимания, понимания, сердечности. Мы не умеем просить прощения и не умеем прощать. На мой взгляд, говорить с детьми, о самых простых, но важных, для людей качествах, просто необходимо.  Час общения  «Все понять- все простить…» планируется в марте, перед днём прощёного воскресенья. Принципы отбора материала для классного часа – доступность, эстетичность, соответствие теме. Принципы проведения  классного часа -  доверие и сотрудничество, активность детей, диалогичность, эмоциональность

Прощение – это развязывание узлов

                                                                                                  досады и обиды на нитях судьбы.

                                                                                                  В.Г.Кротов.

.

Цель - формирование понимания индивидуальных особенностей других людей и их поведения, развитие умения строить конструктивные отношения с соседями по общежитию, развитие умения толерантно относиться к соседям по комнате, по общежитию. расширение представления о разных культурах, национальных особенностях.

Задачи:

1. Подвести к осознанию необходимости прощения обид в жизненных ситуациях.

2. Способствовать воспитанию нравственных чувств.

3. Способствовать развитию положительных эмоций, эмпатии, стремления делать добро себе и другим людям.

4. Дать первоначальное представление о семейных конфликтах и о способах выхода из них.

5. Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений между студентами общежития.

6. Способствовать развитию умения вести диалог в конфликтной ситуации.

Возраст: 14-15 лет

Форма занятия: Классный час.

Оборудование: -на доске эпиграф «Прощение – это развязывание узлов  досады и обиды на нитях судьбы. В.Г.Кротов.»

                            -стихотворение Асадовой «Цветы прощения»  (приложение 1)

                            - карточки  с пословицами (приложение 2)

                            -карточки разного цвета со сценками  (красные, желтые, зеленые)  прил. 3.

                             -текст «Приветливый щенок» Б. Ганаго (приложение 4)

                          -презентация

                     

                            -2 сердца (черное и красное)

                           

Ход занятия.

Этапы

Действия педагога

Деятельность детей

Что воспитывается

1 Завязка. Выход на проблему.

Чтение стихотворения  Э. Асадова «Цветы прощения» Приложение 1.

 -          Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

-           Что такое «милосердие» ?

-           Какие акты милосердия вы знаете?

-           Приведите примеры дел милосердия ,которые вы видели в жизни.

  -          Говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении.

-      Тема сегодняшнего классного часа «Все понять - все простить…»

(слайд 1)

- Прочитайте эпиграф к занятию.

- Объясните его смысл и представьте результат.

 Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь,  не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?  Давайте сегодня задумаемся, как человек может преодолевать свои обиды.

О доброте, милосердии, прощении обид.

-это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили.

Помощь бездомным животным,

помощь бедным,

престарелым

Чтение эпиграфа

Досада и обида-это узелки в жизни человека,

прощение-это развязывания этих узелков.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли.

Формулирование проблемы.

Анализ объекта с целью определения признаков.

2.Процесс активного совместного логического размышления над проблемой

3.Кульминационный момент.

Работа с пословицами

4. Нравственный выбор.

Чтение и анализ рассказа.

5. Развязка.

Памятка

6. Финал.    Рефлексия. (слайд 8)

-     А что означает слово «прощение» ? (слайд 2)

-     Что означает «простить»?

-     Простить и быть прощенным! Разве это не поворот от вражды к любви, от зла к добру. Ощутив ужас отсутствия в жизни – любви и мира между людьми, мы можем почувствовать нужду в прощении. Прощение – это примирение, возвращающее радость.

Простить – это не означает махнуть рукой и перестать обращать внимание на других, в частности на обидчиков. Это не равнодушие и не презрение. Прощение- условие обновления и оздоровления нашей жизни.

Театрализованные ситуации.

- Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные мной жизненные ситуации, а для этого вам необходимо разделиться на три семьи по цвету ваших ярких карточек. Итак, у нас образовались семьи .

(раздать карточки разного цвета со сценками по группам)

 Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи, которых вам необходимо инсценировать. Вживаться в роль особенно некогда, но всё же, постарайтесь сыграть её как можно убедительнее! После небольшой театрализованной постановки  мы попробуем разобраться в создавшейся ситуации и проанализировать её по плану:

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

4. Часто ли встречаются такие ситуации?

(слайд 3 )

Ситуации в приложении 3.

- Ребята, а вас обижали когда-нибудь?

-   Как вы поступали в такой ситуации?

-   Всегда ли легко бывает простить человека, который чем-то обидел нас?

Очень важным для нас оказывается умение прощать, не отвечать злом на чужое зло, или шалость, или просто неосторожность, оплошность. Человек, причинивший нам зло, просит прощения, то есть он раскаивается в том, что он совершил, пытается исправить то зло, которое он сделал. Прощая людей, которые обидели нас, мы даем им возможность исправиться и вернуться к добру. Надо научится прощать друг друга. Не ждите, когда к вам подойдут просить прощения, -делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды :они ранят душу. Старайтесь скорее помириться.

-   Вспомните, что вы чувствуете, когда обижены? А когда помиритесь?

После примирения на душе становиться спокойно и радостно. Вот почему надо научиться

прощать друг друга, причем прощать от всего сердца. Нужно, чтобы сердце внутри загорелось любовью; чтобы внутри, в глубине души нашей, не осталось никакой озлобленности и обиды.

-  Задумайтесь, а  вы кого-нибудь обижали? Каждый человек в жизни когда-нибудь, кого-нибудь обижал. Очень важно также уметь просить прощения у человека, которого мы обидели нечаянно или сознательно. Когда мы просим прощения, тем самым мы даем другому человеку возможность простить обиду и избавиться от осуждения и озлобления, если они поразили его сердце. Знаете ли вы, почему мы говорим слово «Прощай» при расставании друг с другом?

По христианскому обычаю русские люди всегда просили друг у друга прощения, даже если немного общались между собой. Ведь при общении, при разговоре, при общем деле можно ненароком обидеть или огорчить друг друга.  А русские люди всегда любили и умели хранить мир. Поэтому при расставании они и просили друг у друга прощения.

Все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.  Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы из левой части  с её продолжением из правой.  (слайд 4) (дети работают по группам на карточках и представляют результаты)

Хорошо, а теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.

Обсуждение пословиц.

-  Ребята, как можно попросить у человека прощения?

-   Вот, что труднее: прощать или просить прощения? На мой взгляд, для каждого человека по-разному: для кого-то труднее прощать обиды, а кому-то труднее просить прощения

-   В каких случаях вам хочется попросить прощение?

-   Что такое «совесть»?

Совесть твоя есть голос твоей души. Чем сознательней воспринимаешь ты его, тем осознанней будешь творить свою судьбу.

Совесть твоя дарит тебе ориентиры, которые ты безрезультатно пытаешься отыскать во внешнем мире. Никогда не останавливайся на пути исследования души своей.

-      А что нам мешает просить прощения? (гордыня, себялюбие, жестокосердие, черствость, равнодушие).

 «Два сердца».

 - Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на экране, слайд 5 ).  Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих  карточках. А теперь давайте впишем  их в это черное сердце (досада, агрессия, раздражение, обида, зависть, ненависть). Вот, ребята, посмотрите это сердце человека, несущего в себе обиду…

-   А теперь напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Давайте их запишем в другое сердечко (Добро в сердце, уважение, сердечность , взаимопонимание

Любовь )

Видите, это сердце расцвело от любви и понимания, оно духовно здорово.

 

Чувства:

Досада

Агрессия

Добро в сердце

Любовь

Раздражение

Уважение

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Прощение восстанавливает добрые отношения человека с друзьями, семьей, обществом.

А сейчас я прочитаю вам рассказ, в котором говорится о том, что злоба и мстительность разобщают людей, отнимая у них радость повседневного общения . Слушая рассказ, подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный случай описан в рассказе?» (чтение «Приветливый щенок» Б. Ганаго.)

-   Какой жизненный случай описан в рассказе?

-   Не было ли с вами подобного случая?

-   Что мешало мальчикам помириться?

-   Что нужно сделать для того, чтобы простить человека? (Помириться с богом и душой)

-   Какой нравственный вывод должен сделать каждый из вас?

Нужно уметь прощать любые обиды, не осуждать других (ведь мы тоже совершаем плохие поступки- так разве мы лучше? ), быть добрым сердцем. Тогда вы сами заметите, как будут меняться ваши отношения с людьми. Помните золотое правило: как вы хотите , чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.

- Послушайте еще одно стихотворение.

 Чтение стихотворения.(слайд 6)

Научитесь прощать… 
Это может не каждый. 
Не таите обид… 
Этот грех не для вас. 

Отпустите, простите 
И увидите скоро, 
Мир прекрасен и нежен, 
Как и каждый из нас. 

Лучше в сердце любовь, 
Чем проклятье и злоба… 
Ведь однажды простив, 
Станешь в сто крат добрей. 

Это в жизни так важно, 
Это в жизни поможет, 
Не терять — ни любимых, 
Ни добрых друзей…


 Животные часто погибают от элементарных ран, потому что кусают руки врача, разлизывают швы и срывают наложенные повязки. Тоже самое происходит с людьми, которые начинают расковыривать прежние обиды, вместо того, чтобы простить их и позволить им изгладиться.

Йозеф Эметс

-Ребята, в завершении нашего занятия, давайте составим  памятку на тему «прощения»

- Посмотрите, что получилось у меня (показ слайда 7)

Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать  добрее, лучше, порядочнее.

- Если у кого-то появилось желание попросить прощения или простить кого-то, можете сделать это сейчас…В любом случае, мы сегодня задумались, что означает для человека умение прощать…

Забывать обиды,

не злиться

Освободиться от груза

Нет, не всегда

(ответы детей)

Когда обижены- угнетение, расстроены, дискомфорт, обида, злость. А когда помиритесь – счастье, облегчение, радость.

Подойти и просто попросить прощения, принести цветы или подарок в качестве компенсации

Просить прощения.

Подсказывает внутренний голос, тяжело на душе, становится совестно.

Это внутренний голос, голос души.

Гордыня, себялюбие, жестокосердие, черствость, равнодушие.

Ссора между лучшими друзьями.

(рассказы детей) гордыня, страх быть как все, неумение просить прощение…

Надо уметь прощать.

(ребята работают по группам и представляют свои варианты памяток)

Дети просят у друг друга прощение.

Анализ объекта с целью определения признаков. Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждения.

Разрешение конфликтов- выявление, идентификация,   поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов.

Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя, у него возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью.

Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя» (может не высказываться педагогу)

Самоосмысление,

 которое и ведет к нравственному развитию детей

Ожидаемые результаты.

Хочется верить, что дети после этого мероприятия задумаются о себе, станут немного добрее, терпимее, научатся прощать и просить прощения, будут более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.

Приложение 1.

Стихотворение Э. Асадова.

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

                                                                           

В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.

Приложение 2.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

           

                                                                                                       

Приложение 3.

1.

От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к  куртке, что подарили бабушка с дедушкой.

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

2.

1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

2 дочка: Опять работа!

1 дочка: Всегда работа!

2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается!

Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

2 дочка: А в следующий  мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!

1 дочка: Пока!

3.

Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!

Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.

Брат: Мне не надо вместе. Реши сама - и всё, а я в это время другие уроки делать буду!

Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!

Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!

Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!

Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!

Приложение 4.

Приветливый  щенок.

Витя и Юра жили в одном дворе и всегда играли вместе. Но однажды они поссорились и стали при встрече делать вид, будто не видят друг друга. Мальчики и вспомнить уже не могли, из-за чего вышла ссора, но мириться первому? Ни за что!

Погода стояла великолепная, солнышко так и звало на улицу порезвиться. Но не играть же одному. Вот и сидели бывшие друзья по домам, словно заключенные. Гордость их будто цепью сковала, особенно Витю. Ему казалось, что если он первым подойдет мириться, то у него слетит с головы корона. Правда, настоящей короны у него не было, но он всегда боялся показаться таким же, как другие дети, вот и задирал нос повыше. Пусть все думают, что он принц заморский. Конечно, и Витя жалел разбитую дружбу, но корона была дороже.

А Юра очень переживал и при каждой случайной встрече с Витей держал руку готовой для рукопожатия. Но, увидев задранный нос, он тоже отворачивался и делал вид, что застегивает пуговицу.

Дни каникул прошли безрадостно, с камнем гордыни за пазухой.  Вскоре небо заволокло тучами, пошли дожди и наступили холода. Холодно было и на душе у ребят. Однажды Юра даже пробовал помолиться, но у него ничего не получилось. Да и не могло получиться: Бог не принимает обиду тех, у кого нет мира в душе. Встревожились родители Вити, что сын на улице не бывает, и завели собаку. Решили, что, гуляя с ней, мальчик не только свежим воздухом дышать будет, но и познакомиться с кем-нибудь, раз уж с Юрой у них ссора вышла. Но пес оказался злым- никого к Вите не подпускал.

Увидели Юрины родители, что Витя собаку выгуливает, и тоже купили сыну щенка. Тот оказался ласковым и всем хвостиком вилял, хотел подружиться.  И вот однажды Витя со своим злым псом встретил Юру с радостным щенком. Как ни тянули ребята собак в разные стороны, ничего у них не получалось. Здоровенный Витин пес решил с Юриным щенком познакомиться. А тот только этому и рад- аж повизгивает от удовольствия. Стали они играть. Поводочки у собак переплелись, и мальчики оказались рядом. Тут уж и Вите пришлось заметить своего бывшего друга, тем более, что тот первый сказал ему: - Привет!

В этот момент, Витя почувствовал, что корона слетела с его величественной головы, и он чуть слышно произнес:

- И тебе привет.

Помолчав, ребята заговорили о своих любимцах. Мир робко восстанавливался. А собаки мгновенно подружились и не хотели расставаться. Вот и сговорились мальчики выводить их на прогулку одновременно. А прощаясь, даже пожали друг другу руки. На душе было светло и радостно.

Пришел Юра домой , стал молиться и почувствовал, что Бог слышит его. Б.Ганаго.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все понять- все простить…

Слайд 2

Прощение – это развязывание узлов досады и обиды на нитях судьбы. В.Г.Кротов.

Слайд 3

Проанализируй представленную ситуацию по плану. 1. Между кем произошла ссора? 2. Кто прав, кто виноват? 3. Какой вы видите выход? 4. Часто ли встречаются такие ситуации?

Слайд 4

Найди продолжение пословицы Есть слёзы – Упавшего не считай Кайся, да опять Тому тяжело, Злой человек, как уголь: за пропавшего кто помнит зло. если не жжёт, то чернит. есть и совесть за старое не принимайся.

Слайд 5

ЧУВСТВА: Досада Агрессия Добро в сердце Любовь Раздражение Уважение Обида Зависть Сердечность Ненависть Любовь Взаимопонимание

Слайд 7

Ребята, запомните ! 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3.Прости, и будешь прощён. 4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее.

Слайд 8

ПУСТЬ В ВАШЕЙ ДУШЕ БУДЕТ ТЕПЛО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Рифма помогает понять и запомнить.

Сценарий занятия по проверке изученного материала по предмету "Декоративно-прикладное искусство"....

Простые формы: простая двухчастная и простая трехчастная формы.

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Анализ музыкальных произведений" на тему "Простые формы: простая двухчастная и простая трехчастная формы", где дается дифференциация простой двухчастной...

Он.Она. Как понять друг друга

Вступая во взаимоотношения с противоположным полом, каждый человек надеется оправдать свои ожидания. Кого- то устроят ничего не обязывающие отношения, кому-то такой подход претит и хочется романтики и...

Помочь понять себя

Статья из опыта работы классного руководителя...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...