«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)
статья по теме

 

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Эти взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт взаимодействия детей с родителями и родителей с детьми, к сожалению, зачастую полный ошибок и просчетов в воспитании и формировании подростка. Влияние семьи на подростка затрагивает все сферы его личности (аффективная, когнитивная, поведенческая) и продолжается непрерывно с самого раннего детства, даже тогда, когда подросток находится вне дома. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они, особенно в подростковом возрасте, чувствительны к оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также, как дети «с комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье …

На сегодняшний день в каждой школе на учете стоят дети, которые воспитываются в  семьях «группы риска». У многих семей остро стоит вопрос о материальном обеспечении. Многие родители заняты  своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. Много неполных, многодетных семей, семей, где воспитанием занимается один родитель, например, мать-одиночка. Естественно, что такая среда оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной сферы подростка становление его как личности.

Родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.

Эмоционально неблагополучные семьи характеризуются тем, что:

  • подростки не испытывают удовольствия от общения с близкими людьми;
  • нет ощущения свободы, автономности при общении с родителями;
  • подростки не уверенны в своих силах и самодостаточности;
  • подростки не видят свои недостатки и не способны просить помощь у окружающих;
  • не способны разграничить ошибку и свою личность.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

 

И такие дети из семей «группы риска»  часто поступают к нам, в детский приют.

А с каким багажом поступают  к нам дети?  Это дети, пережившие неоднократно стресс, в связи с разводами родителей, постоянными конфликтами в семье, неблагополучием как материальным, так и эмоциональным, отсутствия родительской любви в период младенчества. К чему все это приводит? Это приводит к отсутствию общего доверия к людям. У таких детей обнаруживается антисоциальное расстройство личности, которые реагируют на подобный ранний опыт эмоциональной отчужденностью и пытаются устанавливать контакты с окружающими только силовым и деструктивным путем.

В поведении подростка это проявляется в следующем: бессердечное равнодушие к чувствам других;  грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; а также низкий порог разряда агрессии; неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта; выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему подростка к конфликту с обществом. Самодовольство, твердая уверенность в своей правоте сочетаются у них с отсутствием критической оценки своих поступков. Любое взыскание или замечание расценивается как проявление несправедливости. Ими руководят не только корыстные интересы, но и желание досадить, оскорбить окружающих. Обычно они умело добиваются собственной выгоды за счет других людей. Они лишены чувства сострадания, стыда, чести, раскаяния, совести. Их основной особенностью, является бессердечность.

А потом взрослые спрашивают с недоумением: «Почему так жестоки сейчас подростки? Почему молодежь такая пошла?» А кто в этом виноват?

Для того чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие, психологи детского приюта   оказывает помощь детям и семьям, попавшим в затруднительное состояние.

Как помочь подростку? Рекомендации родителям.

 

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

 - Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

 -  Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

 -  Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки

 - Попытаться превратить свои требования в его желания

 -  Культивировать значимость образования

 -  Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

 -  Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

 - Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

 - Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения

 - Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

 - Живите во имя своего ребенка

- Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

 - Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

-  Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

 

Успехов Вам, дорогие родители!

Давайте будем добрее и терпимее относиться к своим детям, любить их, вкладывать в них все силы, чтобы потом с гордостью заявить – это моя дочь или сын!!! Ведь все наши усилия возвращаются к нам бумерангом! Наши дети это наша старость!

 

 

Педагог – психолог: Григорьева И.Н.

МКУ «Соц.приют для детей и подростков»

Осинниковского городского округа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Он.Она. Как понять друг друга

Вступая во взаимоотношения с противоположным полом, каждый человек надеется оправдать свои ожидания. Кого- то устроят ничего не обязывающие отношения, кому-то такой подход претит и хочется романтики и...

детско-родительские игры в начальной школе

Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эт...

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"

Познавательно - творческий краткосрочный проект...

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников...

© Епифанова И.А. Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей

Статья опубликована в рамках Второй научно-практической Интернет-конференции "Психология и семья" под девичей фамилией (http://www.psy-family.narod.ru/konf2.htm)...

Детско - родительские отношения. Тест - опросник "Подростки о родителях"

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных ...