Гиперактивные дети
консультация на тему
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Что такое гиперактивность ?
" Гипер ..." - составная часть сложных слов, указывающих на превышение нормы. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-неврапотолог после проведения специальной диагностики.
Перенаселенность больших городов, заточивших детей в пространстве тесных двориков, где им просто негде выплеснуть свою активность и резкое ухудшение экологии заставляет все чаще говорить о резко участившихся случаях синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ). К внешним проявлениям гиперактивности и дефицита внимания относятся:
- повышенная двигательная активность, непрекращающаяся суетливость;
- импульсивность, порывистость движений;
- постоянная болтливость (даже если его не слушают, ребенок продолжает разговаривать сам с собой "бубнить себе под нос"), задает очень много вопросов;
- агрессивность, ребенок часто злиться на взрослых и детей;
- ученик постоянно создает конфликтные ситуации;
- отсутствие эмпатии (способности понять чувства и переживания другого человека);
- частые перемены в настроении, вызванные незначительными событиями (от бурного восторга, до отчаяния);
- высокая раздражительность;
- отказ от совместных коллективных игр, совместных действий;
- заниженная самооценка, пессимистичный настрой;
- ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться, сконцентрироваться.
Даже бегло ознакомившись с двумя-тремя характеристиками проявления гиперактивности, легко догадаться, что эти дети постоянно навлекают на себя учительский гнев и раздражение. "У него совершенно отсутствует внимание, ему тяжело даже просто переписать с доски, не говоря уже о том, чтобы написать текст без ошибок! - жалуются педагоги друг другу.- Все время крутится-вертится, перебивает, выкрикивает с места, спокойно и минутки посидеть не может! И куда только смотрят родители? Кто занимается его воспитанием? Просто наказание!" Педагогу в классе которого есть гиперактивные дети приходится тяжело. Но все же большинство специалистов указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гиперактивный ребенок в семье | 56.52 КБ |
Рекомендации родителям гиперактивных детей | 14.28 КБ |
Памятка для родителей | 7.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок в семье
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии со своими детьми. От стремления жесткими мерами бороться с непослушанием ребенка до предоставления ребенку полной свободы действий, махнув на все рукой.
Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду слишком примитивна для них. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учебы вовсе.
Бывает, что родители, уверовав в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.
Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду. В связи с этим страдает самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональной, чтобы не перевозбудить ребенка.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способностей, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребёнок – помогите ему: все в ваших руках.
Гиперактивные дети и проблемы их обучения
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.
Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растёт. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребёнка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребёнка.
Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная.
Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребёнок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.
Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребёнок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет функцию не столько регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.
Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребёнка.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи, подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие.М, Издательский центр «Академия», 1999.
Бадалян Л.О. Детская неврология. М, Медиц
.Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Учебное пособие. М.Издательский центр «Аадемия»,1996.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М, «Совершенство»,1998.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. Или Все о гиперактивных детях. М, «Психотерапия»,2008.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М,АПН РМФСР, 1960.
Гарбузов В.И. Нервные дети.Л, Медицина,1990.
Кошелева А.Д.,алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.М.НИИ семьи.1997.
Политика О.И.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.С- П, Речь, 2008.
Интернет ресурсы (по содержанию проблемы)
http://psy.1september.ru/2000/04/3.htm Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дифицита внимания у детей
http://adalin.mospsy.ru/r_02_05.shtml Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психологический центр АДАЛИН
http://adhd-kids.narod.ru/ Сайт для родителей детей с СДВГ
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Памятки, рекомендации родителям
Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей
- В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
- Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовим гиперактивного ребенка к школе.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. Для родителей гипера...
11 советов родителям гиперактивных детей
Простые, но важные советы, котрые помогут в общении с гиперактивным ребенком....
Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) "Ребёнок с моторчиком"
Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...
Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»
Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»...
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей...
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания б...