МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12 -13 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
опыты и эксперименты на тему
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ
В ВОЛЕЙБОЛЕ………………………………………………………………… 5
1.1 Волейбол как вид спорта………………………………………………… 5
1.2 Основы техники нападающего удара в волейболе……………………… 8
1.3 Использование специального оборудования при обучении технике
волейбола…………………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………..……………… 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ… 19
2.1 Задачи исследования……………………………………………………… 19
2.2 Методы исследования……………………………………………………… 19
2.3 Организация исследования……………………………………………… 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…… 22
3.1 Результаты исследования уровня владения техникой нападающего
удара волейболистов 12 – 13 лет…………………………………..……………22
3.2 Методика обучения нападающего удара с использованием
нестандартного оборудования волейболистов 12 – 13 лет ……………..…….23
3.3 Экспериментальное обоснование методики обучения технике
нападающего удара с использованием нестандартного оборудования
волейболистов 12 – 13 лет ……………………………………………………. 24
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 29
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_tekhniki_napadayushchego_udara.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12 -13 ЛЕТ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 4
Баранова Татьяна Владимировна
Салехард 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ
В ВОЛЕЙБОЛЕ………………………………………………………………… 5
- Волейбол как вид спорта………………………………………………… 5
- Основы техники нападающего удара в волейболе……………………… 8
- Использование специального оборудования при обучении технике
волейбола…………………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………..……………… 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ… 19
2.1 Задачи исследования……………………………………………………… 19
2.2 Методы исследования……………………………………………………… 19
2.3 Организация исследования……………………………………………… 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…… 22
3.1 Результаты исследования уровня владения техникой нападающего
удара волейболистов 12 – 13 лет…………………………………..……………22
3.2 Методика обучения нападающего удара с использованием
нестандартного оборудования волейболистов 12 – 13 лет ……………..…….23
3.3 Экспериментальное обоснование методики обучения технике
нападающего удара с использованием нестандартного оборудования
волейболистов 12 – 13 лет ……………………………………………………. 24
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных проблем современного волейбола является низкий уровень материально – технического оснащения, процесса подготовки волейболистов 12 – 13 лет. Практика применение тренажёрных устройств позволяет значительно расширить круг средств подготовки волейболистов. Применение тренажёрных устройств показывает, что к числу наиболее эффективных тренажёрных устройств относятся те, которые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности спортсмена, обладают высокой надёжностью и безопасностью в процессе обучения основным техническим приёмам волейболистов (Иванова Л.М. 2007, Гольцов А.П. 1984, Зорина Т.М. 1992).
В теории и практике волейбола широко предлагается ряд тренажёрных устройств, таких как: пружинный держатель мяча, мяч на амортизаторах, мяч на резиновых амортизаторах, мяч – груша, слетающие мячи и т.д. Однако для спортсменов групп начальной подготовки недостаточно разработано методик обучения нападающему удару с использованием тренажёрных устройств (Рыцарев В.В. 2009, Зорина Т.М.1992, Сааков А.А. 1978).
В этой связи возникает противоречие между необходимостью обучения нападающего удара волейболистов 12–13 лет и недостаточной разработанностью тренажёрных устройств в их технической подготовке.
Научная проблема заключается в получении сведений об использовании тренажёрных устройств в методике обучения нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс волейболистов 12-13 лет, занимающихся в ДООФСЦ.
Предмет исследования - методика обучения технике нападающего удара с использованием тренажёрных устройств волейболистов 12- 13 лет.
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка методики обучения техники нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет с использованием тренажёрных устройств.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика обучения технике нападающего удара с использованием тренажёрных устройств позволит повысить качество и сократить сроки освоения технических приёмов волейболистов 12- 13 лет что в свою очередь окажет положительное влияние на результаты соревновательной деятельности.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в разделе «техническая подготовка спортсменов», способствующей ускорению процесса формирования технических умений при выполнении нападающих действий с использованием тренажёрных устройств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика формирования технических умений с использованием тренажёрных устройств может быть использована в практике обучения юных спортсменов.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ
В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1. Волейбол как вид спорта
В 1895 г. Вильям Дж. Морган, преподаватель физической культуры колледжа в г. Холиок (США, штат Массачусетс), предложил занимающимся среднего и старшего возраста новую игру: перебрасывать наполненную камеру от баскетбольного мяча через теннисную сетку, которую он подвесил на высоту 197 см. Игра пришлась по душе и когда в 1896 г. её продемонстрировали в г. Спрингфилде на конференции Союза христианской молодёжи, профессор Альфред Т. Хальстед дал ей название «волейбол», что в переводе с английского означает «летающий мяч». Это название весьма точно соответствовало характеру игры того времени, так как мяч подолгу «держали» в воздухе.
В 1900 г. были приняты первые правила, а сама игра уже проводилась специальным волейбольным мячом. С этого времени волейбол становится известным видом спорта во многих странах Центральной и Южной Америки, в Канаде.
Простота оборудования и доступность игры способствовали тому, что волейбол быстро распространился и на Европейский континент.
В 1947 г. в Париже на первом учредительном конгрессе с участием 14 стран была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Её создание явилось важным шагом для дальнейшей популяризации игры и её международного признания.
В настоящее время волейбол стал одним из самых распространённых видов спорта. ФИВБ объединяет более 160 стран и по числу занимающихся (около 150 мл.) занимает первое место в мире. Волейбол широко представлен на всех крупнейших спортивных форумах.
Массовое развитие волейбола содействовало росту спортивного мастерства, совершенствованию техники и тактики игры, а также правил соревнований.
Техническое мастерство волейболиста предлагает не только высокий уровень владения широким арсеналом технических приёмов, но и большое мастерство в выполнении спортсменом своей игровой функции в команде (связующего или нападающего). Для этого необходима специализация технической подготовки с учётом игровой функции, индивидуализация учебно-тренировочного процесса [ 23, 44].
Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приёмов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судей, и тем самым непосредственно влияет на результат. Нападающий удар делает игру более интересной и привлекательной. Выделяют два способа (прямой и боковой) несколько разновидностей. Техническая подготовка нападающих игроков предполагает, прежде всего, совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. Успех в достижении победы зависит от оснащённости средствами ведения борьбы, глубокого изучения средств, которыми владеет (или предположительно, может владеть) противник. Отсюда изучение техники нападающего удара актуально тем, что более сильной (потенциально) будет та команда, игроки которой в совершенстве владеют широким арсеналом технических приёмов и способами их выполнения в нападении и защите [14, 26, 33].
Волейбол отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной системе. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Подготовка волейболистов представляет собой сложный педагогический процесс. Как и техника, этот процесс постоянно совершенствуются. Спортивную технику можно рассматривать как систему движений, направленную на решение определённой двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностью движений, их устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсменам достичь высоких результатов на соревнованиях [30].
Техника волейбола включает исходные положения, подачи, передачи, нападающие удары и блокирование. Между этими игровыми приёмами существуют определённая зависимость. Так, для блокирования необходим нападающий удар или обман, нападающему удару обычно предшествует передача, а чтобы передать мяч, надо ввести его в игру подачей. Здесь прослеживается не только зависимость, но и последовательность выполнения того или иного игрового приёма. В обособленном положении как игровые приёмы находятся исходные положения (стойки, перемещения), являющиеся основой для выполнения всех игровых действий с мячом [7, 15, 35, 42].
1.2 Основы техники нападающего удара в волейболе
Нападающий удар - основное средство нападения. Он выполняется с целью завершения комбинации для выигрыша очка или подачи. Ряд учёных высказывали, что нападающий удар относится к сложным техническим приёмам, сочетая временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу [2, 6, 13, 23].
Основной и наиболее распространенный способ выполнения нападающего удара - прямой нападающий удар «по ходу» при котором направление полёта мяча после удара совпадает с направлением разбега волейболиста перед прыжком. Существует также боковой нападающий удар.
Различают нападающий удар и по способу тактической реализации - удары с переводом и обманные. Каждый из них имеет определённую тактическую направленность. В зависимости от игровой обстановки, т.е. от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты противника, нападающий игрок старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий преодолеть блок противника или послать мяч обманным ударом в менее защищённую зону.
Если волейболист владеет только одним способом нападающего удара, его легко можно нейтрализовать, так как блокирующие быстро приспосабливаются к манере его игры. Нападающий удар в волейболе наиболее сложен для изучения. Это связанно с тем, что для его выполнения необходимо обладать хорошими физическими данными, а также научиться совмещать ряд сложных двигательных действий, таких, как разбег, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара по летящему мячу в наивысшей точке прыжка.
Нападающий удар состоит из четырёх фаз: разбега, прыжка, собственно нападающего удара и приземления. В свою очередь, эти фазы состоят из микрофаз, отличающихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно - мышечных проявлений. Такое деление нападающего удара на фазы и подфазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет описать особенности отдельных движений. Рядом исследователей установлено, что нападающий удар тесно взаимодействует с партнёром, выполняющим передачу и взаимное понимание условных сигналов [4,16,44] . Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точки взлёта или, как ещё говорят, в «мёртвой точке» на ней он и должен наносить удар по мячу независимо от характера передачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение, приобретает решающее значение при ударах с низких и прострельных передач, помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создаёт для нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки. Ряд учёных подчёркивает, что разбег делится на три подфазы: начало, середину и напрыгивание [1, 22, 38, 50].
В первой стартовой подфазе - волейболист, ещё не определив характера траектории полёта мяча (второй передачи), выполняет один или два называемых ступающие шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой.
Во второй подфазе - игрок определяет траекторию полёта мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда замедляется.
В третьей подфазе – напрыгивания - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с предыдущими движениями. От слитности усилий и их быстроты зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх. При напрыгивании стопу вынесенной вперёд ноги ставят с пятки, другую ногу присоединяют к первой, выпрямленные руки отводят назад для предстоящего махового движения. По данным источников, несмотря на то, что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нём также отчётливо выделяются три микрофазы [18, 36, 41].
Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой. Во второй подфазе толчка стопы полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадке, происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловище - в тазобедренных. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение. В третьей подфазе отталкивании от опоры в результате разгибания ног в коленных, а туловище в тазобедренных суставах - вновь увеличивается давление на опору. В заключительный момент происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору. Гольцов А.П., Пашкова Н.В., Глебко Т.В. показывают, что высота прыжка обусловлена взрывным характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедления движений в конце толчка [10, 28, 42].
Ритм разбега обусловлен особенностями скорости и направлением полёта мяча, посланного второй передачей. Удар по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь движения расчленяют на две подфазы: под фазу взлёта и замаха и собственное ударное движение. Замах правой руки для удара по мячу выполняется в момент окончания отталкивания от опоры. В это время левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводят вниз, а правой продолжают начатое движение. Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном и активном сопротивлении блокирующих.
По высказываниям Клевакина В.А., Фагина Е.В., Суханова А.В. выбор тактики нападающего удара зависит от того, вступает ли нападающий в единоборство с блокирующими или ему приходится выбирать другие средства и способы завершения действий. Успех зависит не только от силы удара, сколько от неожиданности в применении способа удара и его направления [22, 32, 47].
Хапко В.Е., Глепко Т.В. считали, что определяющим в правильном выборе исполнения и решения является разнообразие технического мастерства игрока, его умение видеть и оценивать действия игроков, как своей команды, так и противника, наконец, от его периферического зрения [35, 43].
Выбор места для нанесения удара определяется тремя положениями:
- занятой исходной позиции игрока;
- предварительным смещением или перемещением его;
- выходом на удар.
При выходе на удар игрок должен:
- создать реальную угрозу противнику, отвлекая его блокирующих игроков;
- быть готовым в любое мгновение нанести удар;
- не нарушать целостности действий своей команды.
Ряд учённых отмечают, что существует несколько разновидностей нападающего удара [19, 26, 34]:
1. Прямой нападающий удар. Разбег, 1 - 5 шагов, предпоследний широкий, стопорящий с резкой постановкой стопы с пятки и отведением рук назад. Последний шаг - приставной, в узкую стойку ноги врозь, согнутые в коленях, руки движутся вниз и вперёд. Прыжок, одновременным толчком, разгибанием ног во всех суставах и маховым движением рук вперёд - вверх. Удар, - ударяющая рука движется вверх и за голову, плечо отводится назад, туловище прогибается.
2. Удар наносится в высшей точке прыжка, обратным движением туловища, плеча, предплечья и кисти. Кисть жёсткая, сверху или сверху - сзади мяча, рука при ударе прямая. Приземление, на согнутые ноги с носка, в месте отталкивания. Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные действия (разбег, прыжок, и замах) выполняются как при прямом ударе. Особенности техники составляют: небольшой поворот туловища в сторону. Особенности техники составляют: небольшой поворот туловища в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху – сзади - справа. При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а левое плечо отводят от сетки.
3. Удар с переводом без поворота туловища. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху - справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счёт активного финального движения предплечья и кисти, в то время как силовой (прямой по ходу) – вращательным движением плеча в вертикальной плоскости в направлении последующего полёта мяча.
4. Боковой атакующий удар. Разбег наискось от направления, параллельно сетке. Бьющая рука описывает кривую от полукруга до круга. Удар по мячу и на уровне головы способствует повороту тела в сторону удара. Приземление происходит лицом к сетке.
5. Атакующий удар с задней линии. Для удара характерно поступательное движение вперёд после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперёд - вниз, мячу придают более пологою траекторию.
6. Удар с вращением. Незначительное обегание мяча (30- 50 см) при разбеге, незначительная подача плеч при замахе, более продолжительное сопровождение мяча в сторону кручения.
7. Удар запястьем. Движение полного замаха (ошеломляющий момент). Перед самым касанием мяча задержать бьющую руку и кисть. Благодаря соответствующему введению в действие кисти возможен очень точный удар в любом направлении и в глубину игровой площадки с вращением и без него.
8. Нападающий финт. Обманное движение для замаха и выполнение нападающего удара. Вслед за тем вытягивание руки и лёгкое «сопровождение» мяча пальцами в направлении противника.
Сложно найти физическое упражнение, подобное нападающему удару в волейболе, которое так органично включало бы в себя бег, прыжки и метания. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В безупречной координации движений скрыт значительный резерв повышения мастерства нападающего.
1.3. Использование специального оборудования при обучении
техники волейбола
Специальное оборудование создаёт условия для развития специальных способностей, совершенствования навыков технических приёмов и тактических действий. На начальном этапе обучения специальное оборудование применяется для того, чтобы волейболист быстрее овладел основами техники игры. На этапе совершенствования оно способствует повышению уровня навыков игры. Практически специальное оборудование в той или иной мере применимо во всех периодах учебно-тренировочного процесса. В практику волейбола всё больше внедряется круговая тренировка, на которой специальное оборудование незаменимо. За счёт умело подбора средств можно совершенствовать технику вместе с развитием специальных и физических способностей.
Ряд авторов подчёркивают, что специальное оборудование применяется как в общей, так и в специальной физической подготовке - для развития основных двигательных качеств и отдельных технических приёмов и тактических действий [9, 24, 46].
Для развития быстроты сложных реакций и зрительной ориентировки применяются различные приборы, с помощью которых создаются условия для ускорения реакций на раздражители, по - разному расположенные в пространстве, на различные игровые ситуации, возникающие на экране , на движущиеся объекты.
Для развития зрительной ориентировки и пользования периферическим зрением применяются различные зрительные сигналы (зажигание электроламп, положение спарринг- партнёра). Сигнализацию применяют при вторых передачах связующими, при подачах, нападающих ударов, блокировании. Сааков А.А. считает, что прыжковая тумба и прыжковый экспандер тоже будет служить для развития прыгучести. Прыжковая тумба сделана из секций, чтобы можно было устанавливать различную высоту [40].
Основные виды упражнений - выпрыгивание толчковой одной и двух ног и спрыгивание, спрыгивание с последующим прыжком вверх. Прыжковый экспандер. К поясу и полу крепится 4 резиновых амортизатора. Степень усилий регулируется за счёт длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий даётся задание достать рукой мяч на наклонной раме или головой - подвешенный мяч.
Более простое устройство: амортизатор концами крепится к полу, средняя часть находится на плечах волейболиста, основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах.
Значение специальных приспособлений для обучения и совершенствования тем больше, чем сложнее технический приём, особенно нападающие удары. Ермаков С.С., Носко Н.А. отмечают, что сложность выполнения нападающего удара в том, что волейболист должен точно рассчитать свои действия в соответствии с направлением и скоростью полёта мяча, чтобы выполнить удар в высшей точке взлёта [14, 37].
Начинающему это трудно, так как новички ещё не владеют точной передачей, не имеют навыка точного выхода на мяч. Неоценимую помощь здесь и оказывает специальное оборудование. Иванова Л.М. считает, что экран прыгучести тоже служит для развития прыгучести [17].
Экран прыгучести - на специальном стенде указываются нормативные требования результаты лучших волейболистов страны. Выполняется толчком двух ног с места или с разбега. Устройство должно давать возможность измерять:
а) длину тела, стоя с вытянутой вверх рукой.
б) высшую точку касания во время прыжка вверх.
Отягощение для звеньев тела - служит для развития скоростно - силовых качеств, а также для развития прыгучести, прыжковой выносливости. Прикрепляются на голени у голеностопных суставов и на руках у лучезапястных суставов и на плече. К широкому ремню пришиваются карманы, куда вкладывается груз (свинец, мешочки с дробью). Карманы делаются из заменителей кожи, клеёнки, парусины. Вес отягощений от 0,5 до 2 кг в зависимости от характера упражнений. Для кистей рук отягощения представляют собой велоперчатки с карманами на тыльной стороне, куда вкладываются свинцовые плитки различного веса от 100 гр. До 0,5 кг. В кармашек со стороны кисти вкладывается плотная поролоновая (из губчатой резины) прокладка против болевых ощущений. Отягощения способствуют усиленной работе мышц при техническом приёме (например, нападающий удар).
Ряд авторов выяснили, что тренажёры играют очень большое значение в технике нападающего удара [11, 49]. Тренажёр для развития скоростно - силовых качеств. Тренажёр - это конструкция из труб, в которой движется фиксированная штанга. Разновидность конструкции позволяет с помощью системы блоков и тросов выполнять упражнения для рук и ног с грузом от 5 до 50 кг. Тренажёр незаменим для развития силы и скорости сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара с включением в работу плечевого, локтевого, лучезапястного и других суставов. Всё устройство установлено на гимнастической стенке. На занятиях волейболом на тренажёре отрабатывают также блокирование. Совершенствование нападающего удара проводят по схеме: удар по мячу рукой с места, стоя; с места прыжка; с разбега. Булдакова Л.С., Замота В.М. считают, что для развития техники нападающего удара можно применять на практике мяч на амортизаторах, держатели мяча [7, 15]. Мяч на амортизаторах - к мячу пришиваются петли, к которым крепятся резиновые растяжки, на свободных концах растяжек - карабины, с помощью которых приспособление крепится в углах спортивного зала (к столбам на открытой площадке). От мяча вниз к полу, идёт прочный шнур для установки нужной высоты мяча и снятия колебания после удара. Держатели мяча - с помощью держателей мяч устанавливается у стенки на необходимой высоте. После удара мяч летит в заданном направлении. Ценность тренажёра в том, что с первых попыток у занимающихся формируется правильный навык нападающего удара, вырабатывается необходимая согласованность в движении рук, ног, туловища. Всё обучение происходит быстрее, чем обычно.
Мячемёт - устройство служит для точного посыла мяча в нужном направлении (заданное расстояние, высота). При обучении нападающему удару выполняются средние, высокие, низкие передачи, средние, короткие и длинные, а также различные их сочетания. Мячемёт весьма эффективен при совершенствовании навыков приёма мяча. [9,40]
Мишени для удара - применяются в тренировке нацеленного нападающего удара, ставятся они на волейбольной площадке в разных зонах. Нападающий стремится поразить мишень в заданной зоне [9, 40].
Кронштейн - применяется для отработки и совершенствования нападающего удара. Он состоит в том, что при выполнении нападающего удара занимающийся видит направление движения волейбольного мяча, подвешенного к стальному прутку на резиновом шнуре [9, 40].
Заключение
Развитие волейбола постоянно сопряжено соперничеством двух систем: нападение и защита. В настоящее время уровень подготовки большинства сборных команд, примерно одинаков, потому ведутся попытки повысить технику волейболистов. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приёмов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судей, и тем самым непосредственно влияет на результат. Техническая подготовка нападающих игроков предполагает, прежде всего, совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. Успех в достижении победы зависит от оснащённости средствами ведения борьбы, глубокого изучения средств, которыми владеет противник. Отсюда изучение техники нападающего удара актуально тем, что более сильной будет та команда, игроки которой в совершенстве владеют широким арсеналом технических приёмов и способов их выполнения в нападении и защите.
Специальное оборудование создаёт условия для развития специальных способностей, совершенствования навыков технических приёмов и тактических действий. На начальном этапе обучения специальное оборудование применяется для того, чтобы волейболист быстрее овладел основами техники игры. На этапе совершенствования оно способствует повышению уровня навыков игры. Практически специальное оборудование в той или иной мере применимо во всех периодах учебно – тренировочного процесса. В практику волейбола всё больше внедряются нетрадиционные средства обучения техническим приёмам. За счёт умелого подбора средств можно совершенствовать технику вместе с развитием специальных и физических способностей.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме обучения технике нападающего удара с использованием тренажёрных устройств.
2. Определить эффективность разработанной методики обучения техники нападающего удара с использованием тренажёрных устройств с целью совершенствования технической подготовки за короткий срок обучения .
3. Разработать и экспериментально обосновать методику обучения технике нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет с применением тренажёрных устройств.
- Методы исследования
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Тестирование.
3.Педагогический эксперимент.
4.Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы использовался для изучения волейбола как вида спорта, особенностей техники нападающего удара в волейболе, а также использование тренажёрных устройств при обучении техники нападающего удара в волейболе. Всего в ходе работы проанализировано 50 источников.
Тестирование проводилось с целью повышения качества освоения техники нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет в короткие сроки обучения. Для этого использовались два контрольных упражнения:
- нападающий удар с собственного подбрасывания из зоны 4 в зону 5 на противоположной стороне площадки.
- нападающий удар из зоны 4 в зону 1.
Действия испытуемых оценивались из 3 серий, в каждой серии по 3 попытки:
5 баллов – 4 удара в зону;
4 балла – 3 удара в зону;
3 балла–2 удара в зону;
2 балла - 1 удар в зону;
1 балл - ни одного попадания.
Педагогический эксперимент проводился для определения эффективности разработанной методики обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудования для волейболистов 12 – 13 лет. Предварительный эксперимент позволил определить уровень владения техникой нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет. Основной эксперимент заключался в разработке и внедрении в учебный процесс волейболистов 12 – 13 лет методики обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудования. Итоговый эксперимент был направлен на экспериментальное обоснование методики обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудованием и заключался в повторном проведении педагогического тестирования волейболистов 12 – 13 лет.
Методы математической статистики. Этот метод позволил определить достоверность различной по t – критерию Стьюдента.
2.3.Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮКФП Черлакского района в период с сентября 2008 года по май 2009 года. В эксперименте принимало участие 24 мальчика в возрасте 12 -13 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе осуществлялся выбор темы дипломной работы. Проводился теоретический анализ и обобщение данных научно – методической литературы. Были определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования, сформулированы задачи и подобраны методы исследования.
- второй этап исследовательской работы включал организацию и проведение тестирования волейболистов 12 – 13 лет. Определении эффективности разработанной методики обучения техники нападающего удара с использованием тренажёрных устройств волейболистов 12-13 лет, за короткий срок обучения .
Была разработана и апробирована методика обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудования.
- на третьем этапе было проведено повторное тестирование и полученные результаты тестов были обработаны и интерпретированы, а также сформулированы выводы и практические рекомендации.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты в тестах «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5) и «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1" волейболистов 12 – 13 лет контрольной и экспериментальной групп (сентябрь 2008)
Таблица 1
Контрольные упражнения | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Общее кол-во баллов | Качество освоения | Сроки освоения | |||||||||
«Нападающий удар с собственного подбрасывания из зоны 4 в зону 5» | Серии и ко-во поподаний в зону
| К | Э | К | Э | К | Э | |||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | |||||||
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 9 | 12 | |||||
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | |||||
4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | |||||
5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | |||||
6 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
7 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
8 | 1 | 1 | 1 | 8 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
9 | 2 | 2 | 2 | 9 | 1 | 1 | 1 | 9 | 6 | |||||
10 | 0 | 0 | 0 | 10 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | |||||
11 | 1 | 1 | 1 | 11 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 | |||||
12 | 2 | 2 | 2 | 12 | 0 | 0 | 0 | 9 | 3 | |||||
«Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 6 | ||||
2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 3 | 6 | |||||
3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |||||
4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 | 0 | 3 | 3 | 6 | |||||
5 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
6 | 1 | 1 | 1 | 6 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 | |||||
7 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 1 | 3 | 6 | 9 | |||||
8 | 1 | 1 | 1 | 8 | 1 | 2 | 0 | 6 | 6 | |||||
9 | 2 | 2 | 2 | 9 | 0 | 0 | 0 | 9 | 3 | |||||
10 | 2 | 2 | 2 | 10 | 0 | 0 | 0 | 9 | 3 | |||||
11 | 0 | 0 | 0 | 11 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | |||||
12 | 1 | 1 | 1 | 12 | 0 | 0 | 0 | 6 | 3 |
Результаты тестирования, полученные в начале педагогического эксперимента были следующие: в тесте «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» показатель в контрольной группе составил 6,0 баллов, в экспериментальной – 6,25 балла. Достоверно значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной групп не обнаружено (Р >0,05). В тесте «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» показатель контрольной группы в начале эксперимента был равен 5,5 балла, в экспериментальной группе – 5,75 баллов. Достоверно значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной групп не обнаружено (Р>0,05) (табл. 2).
Сравнительные результаты в тестах «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» и «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» волейболистов 12 – 13 лет (сентябрь 2008)
Таблица 2
Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | |
Группы | n | σ | m | t | P | |||||||
Контрольная | 12 | 12 | 6,0 | 5,5 | 2,8 | 2,8 | 0,8 | 0,8 | 0,25 | 0,25 | > 0,05 | > 0,05 |
Экспериментальная | 12 | 12 | 6,25 | 5,75 | 1,8 | 1,8 | 0,5 | 0,5 |
3.2. Методика обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудования волейболистов 12 – 13 лет.
Решая третью задачу исследования была разработана методика обучения технике нападающего удара в волейболе с использованием тренажёрных устройств волейболистов 12 – 13 лет.
Для реализации разработанной методики необходимо наличие наклонной рамы для обучения технике нападающего удара, а также наклонная сетка, с помощью которой удаётся в короткий срок обучить новичков ударному движению по мячу на сетке, без боязни задеть её. Все упражнения выполнялись по 3 раза.
Упражнения с использованием наклонной рамы:
1.Достать рукой до отметки толчком двух ног с места.
2. Достать рукой до отметки толчком одной ноги.
3. Достать рукой до отметки толчком двух ног.
4. Достать рукой до отметки, прыжком из приседа.
5. Достать рукой до отметки, после выполнения 30 приседаний.
6. Достать рукой до отметки, после 30 прыжков с выносом колен
вперёд.
7. Достать рукой до отметки после 3 минутного бега на месте.
Упражнения с использованием наклонной сетки:
1.Ударное движение нападающих ударов прямой правой рукой через сетку стоя на полу по мячу.
2.Ударное движение нападающих ударов прямой левой рукой через сетку стоя на полу по мячу.
3.Ударное движение нападающих ударов по мячу, который держит тренер у сетки (стоя, в прыжке, с места, с разбега).
4.Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча.
5.Нападающий удар с набрасывания партнёра, тренера.
Использование наклонной сетки способствует:
а) созданию простых модельных условий и преодолению боязни
занимающихся при выполнении удара;
б) обучению с применением расчленённого метода;
в) выполнению упражнений всеми занимающимися независимо от
их роста.
3.3 Экспериментальное обоснование методики обучения технике нападающего удара с использованием тренажёрных устройств
волейболистов 12 – 13 лет
В конце эксперимента было проведено повторное тестирование волейболистов контрольной и экспериментальной групп.
Контрольные упражнения | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Общее кол-во баллов | Качество освоения | Сроки освоения | |||||||||
«Нападающий удар с собственного подбрасывания из зоны 4 в зону 5» | Серии и ко-во поподаний в зону
| К | Э | К | Э | К | Э | |||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | |||||||
1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 12 | 12 | |||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | |||||
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | |||||
4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
5 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
7 | 2 | 2 | 2 | 7 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
8 | 2 | 2 | 2 | 8 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
9 | 2 | 2 | 2 | 9 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
10 | 1 | 1 | 1 | 10 | 0 | 0 | 0 | 3 | 6 | |||||
11 | 2 | 2 | 2 | 11 | 0 | 0 | 0 | 3 | 9 | |||||
12 | 2 | 2 | 2 | 12 | 0 | 0 | 0 | 3 | 9 | |||||
«Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | ||||
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 6 | |||||
4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | |||||
5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
7 | 2 | 2 | 2 | 7 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | |||||
8 | 2 | 2 | 2 | 8 | 1 | 1 | 1 | 6 | 9 | |||||
9 | 2 | 2 | 2 | 9 | 0 | 0 | 0 | 3 | 9 | |||||
10 | 2 | 2 | 2 | 10 | 0 | 0 | 0 | 3 | 9 | |||||
11 | 1 | 1 | 1 | 11 | 0 | 0 | 0 | 3 | 6 | |||||
12 | 2 | 2 | 2 | 12 | 0 | 0 | 0 | 3 | 9 |
Результаты в тестах «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» и «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» волейболистов 12 – 13 лет экспериментальной и контрольной группах
(май 2009)
Таблица 3
В тесте «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» показатель в контрольной группе составил 6,25 баллов, что на 0,25 балла лучше, чем в начале эксперимента, в экспериментальной группе показатель улучшился на 2,25 балла и стал равен 8,5 балла, что на 2,25 балла больше показателя контрольной группы (P<0,05). В тесте «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» показатель в контрольной группе составил 6,0 баллов, что на 0,5 балла лучше, чем в начале эксперимента, в экспериментальной группе показатель улучшился на 2,25 балла и стал равен 8,0 баллам, что на 2,0 балла больше показателя контрольной группы (P<0,05) (Табл. 4).
Таблица 4
Сравнительные результаты в тестах «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» и «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» волейболистов 12 – 13 лет
(май 2009)
Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | Из зоны 4 взону 5 | Из зоны 4 в зону 1 | |
Группы | n | σ | m | t | P | |||||||
Контрольная | 12 | 12 | 6,25 | 6,0 | 2,8 | 2,8 | 0,8 | 0,8 | 2,25 | 2,2 | 0,05 | 0,05 |
Экспериментальная | 12 | 12 | 8,5 | 8,0 | 1,8 | 1,0 | 0,5 | 0,3 |
Определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента (Таблица 3,4) свидетельствует о том, что различия между полученными в ходе эксперимента средними арифметическими значениями достоверны, а, следовательно, и об эффективности разработанной методики обучения технике нападающего удара с использованием тренажёрных устройств волейболистов 12 – 13 лет.
ВЫВОДЫ
1.На основе изучения научно-методической литературы разработана методика обучения нападающему удару в волейболе с использованием тренажёрных устройств для волейболистов 12 – 13 лет, которая предполагает использование наклонной рамы и наклонной сетки.
2. В ходе педагогического эксперимента был изучен уровень качества владения техникой нападающего удара волейболистов 12 – 13 лет.
3.Экспериментально обоснована эффективность методики обучения технике нападающего удара с использованием нестандартного оборудования. В тесте «Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча (из зоны 4 в зону 5)» показатель в контрольной группе составил 6,25 баллов, что на 0,25 балла лучше, чем в начале эксперимента, в экспериментальной группе показатель улучшился на 2,25 балла и стал равен 8,5 балла, что на 2,25 балла больше показателя контрольной группы (P<0,05). В тесте «Нападающий удар из зоны 4 в зону 1» показатель в контрольной группе составил 6,0 баллов, что на 0,5 балла лучше, чем в начале эксперимента, в экспериментальной группе показатель улучшился на 2,25 балла и стал равен 8,0 баллам, что на 2,0 балла больше показателя контрольной группы (P<0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании проведённых исследований и полученных результатов разработан и предлагается ряд рекомендаций по организации и проведению учебно-тренировочного процесса в ДООФСЦ, реализация которых способствует повышению технического мастерства занимающихся, сокращает сроки обучения и улучшает эффективность соревновательной деятельности:
При разработке содержания учебных занятий необходимо использовать средства оперативного контроля за качеством усвоения пройденного материала.
Шире использовать в учебном процессе технические средства обучения и тренажёрные устройства, предназначенные как для волейбола, так и для других видов спорта. Занятия с использованием тренажёрных устройств способствуют усвоению большего объема и лучшему восприятию учебного материала, повышают моторную плотность занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. – Минск: Полымя, 1985, - 79 с.
- Ахмеров, Э.К. Волейбол в школе / Э.К. Ахмеров, Э.Г. Канзас. – Минск: Народная Асвета, 1981. – 72 с.
- Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность технических приёмов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта и методики их совершенствования: автореф. дис. . д-ра пед. наук / В.И.Андреев. – Омск, 2001. – 42 с.
- Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх / В.З. Бабушкин. – Киев, 1991. – 18 с.
- Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры / А.В. Беляев. – 2-е изд., стер. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 143 с.
- Беляев, А.В. Волейбол / А.В. Беляев, М.В. Савина. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 124 с.
- Булдакова, Л.С. Шесть в защите – шесть в нападении: Волейбол на олимпиадах / Л.С. Булдакова. – М.: Сов. Россия, 1979ю – 112 с.
- Булыкина, Л.В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л.В. Булыкина.- М.,1999.- 23 с.
- Волейбол: учеб. для студ. вузов физ. культ./ под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина.- М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 368 с.
10. Волейбол: практ. руководство для начинающих: пер. с англ. / Б.Л. Фергюсон. – М. : АСТ [и др.], 200. – 159 с. – (Шаги к успеху : ).
- Волейбол: Техника игры. Советы опыт. спортсменов. Пляж. Волейбол / Авт. – сост. А.Б. Донченко. – М. : Вече, 2002. – 383. – (Игра и спорт).
- Гераськин, А.А. Подготовка начинающих волейболистов к игре в нападении: метод. указ. для студ. / А.А. Гераськин, И.А. Рогов. – Омск: б.и., 1987. – 36 с.
- Гераськин, А.А. Совершенствование начинающих волейболистов к игре в нападении: метод. указ. для студ. / А.А. Гераськин, И.А. Рогов. – Омск: б.и., 1987. -36 с.
- Глебко Т.В. Методика технической подготовки юных волейболистов на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т.В.Глебко.-Челябинск, 2008.- 21 с.
- Гольцов, А.П. Техническая подготовка на основе использования системы новых тренажёрных устройств: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.П. Гольцов. – Омск, 1984. – 19 с.
- Гуревич, И.А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. /И.А. Гуревич. – 2-е изд., стер. – Минск, Высш. шк., 1994. – 352 с.
- Гынку, Г.К. Совершенствование технической подготовленности волейболистов путём применения нетрадиционных средств тренеровки: автореф. дис…. д-ра пед. наук / Гынку. – Киев, 1988. – 25 с.
- Донченко, А.Б. Волейбол: Техника игры. Советы опыт. спортсменов. Пляж. волейбол / А.Б. Донченко. – М.: Вече, 2002. – 383 с.
- Ермаков, С.С. Структура основных технических приёмов игры в волейболе как система ударных действий / С.С. Ермаков. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 23 с.
- Железняк, Ю.Д. Спортивные игры-совершенствование спортивного мастерства/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портной.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
- Замота, В.М. Техника игры в волейбол: учеб.- метод. пособие. / В.М. Замота. – Волгоград: б.и., 2000. – 20 с.
- Зорина, Т.М. Индивидуализация технической подготовки юных волейболистов с использованием тренажёрных устройств: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т.М. Зорина. – М.: 1992. – 1992. – 22 с.
- Иванова, Л.М. Формирование технических умений в нападении волейболистов – новичков с использованием тренажёрных устройств: автореф. дис…. канд. пед. наук / Л.М. Иванова. – Омск, 2007. – 22 с.
- Информационно-методический сборник/Всерос. Федерация волейбола; Ассоц. Регион. Федераций волейбола Урал.- Магнитогорск: [б.и.]. №1 (13).- 2007.-23 с.: ил.
- Косьмина, И.П. Спорт в школе: организационно – методические основы преподавания физической культуры. В 2-х т. Т. 1 / И.П. Косьмина, А.П. Паршикова, Ю.П. Пузырь. – М.: Советский спорт, 2003. – 256 с.
- Корнеевская, Г.П. Волейбол в школе: учеб. пособие для студ. акад. и ин-ов физ. культ., учителей физ. культ. общеобразоват. шк. / Г.П. Корнеевская.- 2-е изд., перераб. и до.- Смоленск: Б.и., 2002.- 87 с.
- Клещёв, Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещёв. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 399 с.
- Клещёв, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещёв. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.
- Клещёв, Ю.Н. Эволюция техники и тактики волейбола / Ю.Н. Клещёв. 1997. – 61 с.
30. Клевакин, В.А. Методика изучения раздела «Волейбол в школе» / В.А. Клевакин. – Омск, 2003. – 49 с.
31. Квеницкий, С.А. Командные действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования / С.А. Квеницкий.: Физкультура и спорт, 1993. – 58 с.
32. Кириллов Е.Н. Методика обучения техническим приёмам в волейболе: учеб. пособие для студ. вузов, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 521900 – физ. культ. и спец. 022300 – физ. культ. и спорт / Е.Н. Кириллов. – Чайковский: Б.и., 2003. – 56 с.
33. Левчук, В.А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования прямого нападающего удара в волейболе на основе применения информационно-тренажёрных устройств: автореф. дис. .канд. пед. наук/ В.А. Левчук.- Л., 1975.- 19 с.
34. Мейксон, Г.Б. Физическая культура: учеб. для учащихся 5 – 7 кл. общеобразоват. учреждений. / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. Кофман. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
35. Методика обучения игре в волейбол: метод. пособие для студ. фак. физ. культ./ разраб. В.Ю.Шнейдер.- М.: Олимпия. Человек, 2007.- 55 с.-/ (Б-чка тренера).
36. Мондозолевский, Г.Г. Щедрость игрока / Мондозолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 65 с.
37. Насимов, Р.С. Комплексная оценка технико – тактической и физической подготовленности юных волейболистов 10 – 17 лет: автореф. дис…. д-ра пед. наук / Р.С. Насимов. – М., 1990. – 23 с.
38. Носко, Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Н.А. Носко. – Киев, 1986. – 22 с.
39. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование: метод. пособие/ разраб. А.В. Беляевым.- М.: Олимпия. Человек, 2007.- 54 с. (Б-чка тренера).
40. Пашкова, Н.В. Совершенствование методики обучения детей 9 – 11 лет двигательным действиям в волейболе: автореф. дис. ... д- ра канд. пед. наук / Н.В. Пашкова. – Красноярск, 2009 – 23 с.
41. Правдин, В.А. Волейбол- игра для всех / В.А. Правдин, В.П. Тюрин. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 56 с.
42. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов/ В.В.Рыцарев.- 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Физкультура и Спорт, 2009.- 400 с.
44. Родин, А.В. Формирование навыка разбега и прыжка при выполнении прямого нападающего удара на основе динамической и кинематической структуры двигательного действия юных волейболистов 11-13 лет: автореф. дис. .канд. пед. наук/ А.В.Родин.- М., 2006.- 24 с.
45. Сааков, А.А. Тренажёры и приспособления для волейбола / А.А. Саков. – Ашхабад: Туркменистан, 1978. – 145 с.
46. Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. дис. .канд. пед. наук/ А.В. Суханов. М., 2007.- 23 с.
47. Титова, Т.М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных действий в игре. Т.М. Титова, Т.В. Степанова. – М.: Чистые пруды, 2006.- 32 с.
48. Фагин, Е.В. Структура специальной физической подготовки волейболистов: метод, разраб. для студентов ин – ов физ. культ / Е.В. Фагин. – М.: [б.и.], 1981.- 24 с.
49. Фурманов, А.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 144 с.
50.Фурманов, А.Г. Начальное обучение волейболистов: учеб. пособие / А.Г. Фурманов. – Минск, 1976. – 148 с.
51. Хасан, Аль. Г. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика её совершенствования: автореф. дис…. д-ра пед. наук / Аль. Г. Хасан. – М.: 1996. – 24 с.
52. Хапко, В.Е. Волейбол – юным / В.Е. Хапко. – Киев: Здоровье, 1987.- 118 с.
37. Хаупшев, М.Х. Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов/ М.Х. Хаупшев.- М., 1995.- 29 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучение техники барьерного бега для девушек.
Обучение технике 100м. с барьерами девушки....
Методика обучение техники низкого старта.
Методика обучение техники низкого старта....
Методика обучение техники низкого старта.
Методика обучение техники низкого старта....
«Методика обучения тактике и технике передач мяча двумя руками cверху и снизу в волейболе"
Обучение передачи мяча двумя сверху.Подбор упражнений....
Методика обучения тактике и технике передач мяча двумя руками сверху и снизу в волейболе
подбор упражнений...
Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...
Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"
В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...