Методика обучение техники барьерного бега для девушек.
методическая разработка по теме
Обучение технике 100м. с барьерами девушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obuchenie_bar.bega_.docx | 766.49 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 1 Оренбургской области п.Тюльган Методика обучения технике барьерного бега для девушек.
Учитель физической культуры Щербакова Алёна Викторовна
Так здравствуй, скорость! Вечно здравствуй, скорость! Будь счастлив человек ,тебя узнавший! Движения возвышенная гордость, испытывай сердца и души наши!
! Чтобы травинки под ноги бросались, чтобы дорога длинно распласталась ,чтобы вперед стремиться всем на зависть. И уставать. И побеждать усталость! И снова рваться зло и вдохновенно ,вдыхать настоянный на травах ветер !
СОДЕРЖАНИЕ: Задача: 1. Немного из истории. 2. Какой должна быть барьеристика . 3 . Ознакомить с техникой барьерного бега 3.1 общие основы бега 4 .Обучить техники барьерного бега. 1старт и стартовый разгон . 2. разбег трёхшажный ритм 3. фаза отталкивания 4.фаза преодоление барьера 5.Фаза преодоления , маховой ногой . 6.Фаза преодоления ,толчковой ногой . 7.Фаза приземления 5.Обучение последовательности барьерного бега. 1 шаг -ритмичный бег. 2 шаг- ритмичный бег между барьерами. 3 шаг – бег вдоль барьера. 4 шаг- упражнения для толчковой ноги.5 шаг-взаимодействие ,толчковой и маховой ног.6 шаг –вся последовательность.6.Подвижные игры.
1.ИСТОРИЯ БАРЬЕРНОГО БЕГА. Барьерный бег для женщин принадлежит к наиболее молодым видам лёгкой атлетики .Однако он претерпел уже ряд существенных изменений .С 1921 по 1926 г. Во многих странах спортсменки пробегали различные барьерные дистанции с разной расстановкой .В Париже 1926 г.Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) приняла решение считать единственной барьерной дистанцией у женщин 80-метров,с высотой барьера 76,2 см.Первой рекорд мира на этой дистанции был установлен в 1927 г.Евой фон Бредов (Германия) -12,8 сек .,а последний –в 1968 г.советской спортсменкой В.Карсаковой-10,7 сек.Впервые барьерный бег включен в программу X Олимпийских игр, которые проходили в Лос-Анжелисе (США) в 1932 г. Первой чемпионкой в этом виде стала американка М .Дидриксон с результатом 11.7 сек. После XlX Олимпийских игр 1968 г. Технический комитет ИААФ принял решение о замене 80- метров на 100-метров с барьерами. 1962 г. В СССР была введена стометровая барьерная дистанция для женщин. На 100-мет.дистанции расстояния от старта до первого барьера составляло 13 метров ,между барьерами-8м 50 см.На дистанции располагалось 10 барьеров высотой 76,2 см. В1967 высота барьера была поднята до 83,8см. Появились новые достижения .У нас в стране в 1968 г.100-мет.дистанциию пробежала Г.Кузнецова-13,7сек. В 1970 г. рекордсменкой страны стала Т.Кондрашова с рез.13,3 сек. Освоение новой барьерной успешно велось во многих странах ,и достаточно весомых результатов добились барьеристки ГДР, Польши , СССР и Румынии .Рекорд мира сейчас принадлежит польской спортсменке Гражине Рабштынь 12.36 сек. Вовремя Олимпиады Московской ленинградка В.Комисова , выиграла Олимпийские игры показала результат 12.56 сек.-это новый олимпийский рекорд и рекорд Советского Союза.
2.КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ БАРЬЕРИСТИК: Высокий уровень современной лёгкой атлетики обязывает учитывать биологические и антропометрические показателей желающих заниматься тем или иным видом спортом. Возраст 20-24 года, рост -165-174 см вес-56-61 кг, тренировочный стаж 6-7 лет .Сильнейшие барьеристки отличаются высокой степенью гибкости и координацией движений ,а также смелостью и решительностью. Барьеристка должна быть сильной ,выносливой и быстрой. Ведущими является скорость и сила .Направленность подготовки ,применяемые методы и средства, уровень нагрузки обеспечиваются , восстановлением, гигиеной занятий ,отдыхом ,врачебным контролем. Результаты и весо - ростовые показатели выдающихся барьер .современности.
Эрхард.А ( ГДР) 1950 год .рож. рост-160см ,вес-58 кг, результат 100с/б 12.3 сек. Год 1973
Анисимова Т.(СССР)1944 год .рож. рост-174см, вес-66,5 кг результат 100с/б 12,66сек. Год1980
Рабштынь Г.(Польша) 1952 год рож. Рост-173 см,вес-62 кг, результат 100с/б 12,36 сек, Год 1980
3. ОЗНАКОМИТСЯ С ТЕХНИКОЙ БАРЬЕРНОГО БЕГА.. –общие основы техники бега. В нашей стране соревнования в барьерном беге проводятся для женщин на дистанциях 60 м с/б (в закрытых помещениях),100 м.С/б и 400 м.С/б на стадионе.
-60 метров с/б кол .барьер 6 высота барьеров 76,2 см от старта до 1-го барьера 12 мет.между барьерами 7,5 мет. От последнего бар .до финиша 11,5мет.-для девочек младшего возраста.
60 метров с/б кол .барьер 5 высота барьеров 84 см от старта до 1-го барьера 13 мет.между барьерами 8,5 мет. От последнего бар .до финиша 13мет.-Женщины и девушки старшего возраста .100 метров с/б кол.барьер 10 высота барьеров 76,2 см от старта до 1-го барьера 13 мет.между барьерами 8,25 мет. От последнего бар.до финиша 12,75мет.-для девочек среднего возраста.
100 метров с/б кол.барьер 10 высота барьеров 84 см от старта до 1-го барьера 13 мет.между барьерами 8,50 мет. От последнего бар.до финиша 10,5мет.-Женщины и девушки старшего возраста.
Барьерный бег как спортивное упражнение представляет собой прежде всего спринтерскую дистанцию, требующую у барьеристки высокую скорость бега. Ни один из видов женской лёгкой атлетики не концентрирует в таком органичном единстве скорость ,силу ,ловкость, точный расчет, высокую координацию и ритмичность ,как барьерный бег.
Дистанция барьерного бега условно делится на три части :СТАРТ и СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ,БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ с ПРЕОДАЛЕНИЕМ БАРЬЕРОВ и ФИНИШИРОВАНИЕ. Большое значение в барьерном беге имеет преодоление самого барьера ,или, «перебегание» барьера, которое делится на три фазы: АТАКА (вход на барьер),ПЕРЕХОД БАРЬЕРА и СХОД с БАРЬЕРА. Скорость бега барьеристки зависит от многих факторов.
ВРЕМЯ ОПОРНЫХ И ПОЛЁТНЫХ ФАЗ В МЕЖБАРЬЕРНОМ БЕГЕ.
Фаза опоры и полёта Время ,сек. Параметры бега Время, сек.
Фаза опоры 0,10 сход с барьера 0,11
Фаза полёта 0,08 1-й шаг 0,09
Фаза опоры 0,10 0,11
Фаза полёта 0,10 0,13
Фаза опоры 0,10 2-й шаг 0,12
Фаза полёта 0,070 0,085
Фаза опоры 0,115 3-й шаг 0,145
Полёт через барьер до касания
за барьером маховой ногой. 0,33 - 0,34
Результат, показанный барь.в беге 12,8 - 13,8
Таким образом, одним из основных условий повышения скорости барьерного бега является сокращение времени опорных фаз как в беге между барьерами, так и при преодолении.
4. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ БАРЬЕРНОГО БЕГА. СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ.
Барьерный бег начинается со старта. Длина стартового отрезка в барьерном беге на 100 м равна 13 мет. Как правело ,этот участок барьеристка преодолевает за 8 шагов .В ритме беговых шагов стартового разбега ,а особенно трех последних ,есть много общего с ритмом беговых шагов по дистанции. Прирост длины шагов в стартовом разбеге от стартовой линии до места отталкивания при входе на барьер у спортсменки. Пробегающей стартовый отрезок в 8 беговых шагов, выглядит приблизительно следующим образом:60+100+120+135+150+175+180+170=11мет. И до первого барьера 200 см.
Положение низкого старта в барьерном беге в принципе такой же как и в спринтерском беге .Бегунья устанавливает стартовые колодки так, чтобы толчковая нога была впереди при условии пробегания стартового отрезка за 8 беговых шагов .Расположение колодок зависит от длины ног барьеристки и варианта применяемого старта.( Смотреть на рисунок.) По команде «НА СТАРТ!» барьеристка находится впереди стартовых колодок и, опускаясь на руки ,ставит сначала одну ногу в заднюю колодку , затем другую в переднюю. Опускаясь на колено стоящей сзади ноги , барьеристка ставит руки за стартовую линию на ширине или чуть шире плеч ,которые находятся над кистями руки или выдвинуты немного вперед. По команде «ВНИМАНИЕ!» спортсменка поднимает таз несколько выше уровня плеч .Взгляд барьеристки направлен вниз или чуть вперед ,но не более чем на 2-3 м После стартового выстрела одновременно разгибание сзади стоящей ноги начинается движение рук. Которые активно отталкиваясь от грунта, сгибаясь в локтевых суставах. Первые 4-5 шагов делаются характерным для стартового ускорения в обычном беге наклоном туловища ,( смотреть на рисунок № 2) ,а последующие 3 шага выполняются уже с несколько выпрямленным туловищем, что- бы было удобно атаковать барьер. (Смотреть на рисунок )
РАЗБЕГ / ТРЕХШАЖНЫЙ ШАГ.
Цель: Развивать максимальное ускорение перед первым барьером и увеличивать скорость между барьерами.
Технические характеристики:
- Восемь шагов перед первым барьером (толчковая нога впереди в колодках)
-Вертикальное положение туловища достигается раньше ,чем во время старта в спринте.
-Три шага между барьерами(короткие -длинный - короткий ).
-Высокое положение туловища между барьерами.
Спортсменка должна:
-Определить количество беговых шагов до первого барьера.
-Следить за положением головы ,сохраняя естественное беговое положение.
-Держаться в беге и при переходе барьера жестко , но расслабленно, взгляд направлен вперед.
-Добиваться стабильности и уверенности при разбеге к первому барьеру .
- чувствовать ритм между барьерами .(Смотрим на рисунок)
ФАЗА ОТТАЛКИВАНИЯ.
Цель: Создать траекторию , которая сводит к минимуму высоту пребывания над барьером.
Технические характеристики.
- Высокое положение туловища для «атаки» барьера.
-Движение скорее вперед, вверх.(« Набегайте на барьер не прыгайте»)Смотреть на рис.№6
-Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы толчковой ноги полностью выпрямлены.
-Бедро маховой ноги совершает быстрый горизонтальный мах.
Методические указания:
-Вести наблюдение впереди и с боку .
-Убеждаться ,что взгляд спортсмена направлен вперед.
-Вести наблюдение за скоростью и углами в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах толковой ноги .
-Вести наблюдение за положением и движением маховой ноги.
Спортсменка должна:
-Бежать быстро и высоко атаковать барьер.
- Быстро атаковать барьер маховой ногой и за ее быстрым опусканием за барьер.
-Смотреть вниз на дорожку ,не на барьер.
ФАЗА ПРЕОДАЛЕНИЯ БАРЬЕРА. Общие положения.
Цель: Свести к минимуму потери скорости и время нахождения в воздухе.
Технические характеристики.
-Отталкивание происходит перед подушечками стопы (две три всего барьерного шага)
-Маховая нога активно опускается как можно быстрее после преодоления барьера.
-Приземление активное, на подушечки стопы( без контакта пятки с поверхностью)
Методические указания:
-Наблюдать за движениями конечностей и положением туловища над барьером.
-Убеждаться ,что спортсмен оптимизирует переход от спринта.
-Наблюдать точки отталкивания и приземления.(Смотреть рисунок)
ФАЗА ПРЕОДАЛЕНИЯ (маховая нога)
Цель: Довести до максимума наклон вперед и свести к минимуму время нахождения над барьером . Технические характеристики.
-Нижняя часть маховой ноги активно выпрямляется вперед в направлении бега.
-Стопа маховой ноги согнута.( Смотреть рисунок )
-Туловище сильно согнуто для преодоления более высоких барьеров, наклон менее выражен при преодолении более низких барьеров.
-Плечи остаются параллельными барьеру.
Методические указания:
-Вести наблюдение за оптимальным соотношением скорости и ускорения.
-Вести наблюдение за ритмом целостного действия.
-Убедиться, что нет « подседания » за барьером
ФАЗА ПРЕОДАЛЕНИЯ (.Толчковая нога).
Цель: Минимизировать высоту над барьерами и подготовится к активному приземлению.
Техническая характеристика.
- Толчковая нога вытянута вдоль туловища.
-Бедро толчковой ноги практически параллельно поверхности в момент преодоления .Угол между барьером и ногой, расположенной ниже, составляет около 90 гр.
-Голень толчковой ноги сильно согнута.Пальцы ног подняты вверх.(Смотреть рисунок)
-Колено толчковой ноги поднято высоко, так как оно совершает движение в перёд.
Спортсменка должна:
-Развивать гибкость при выполнение движения.
-Вести себя над барьером активно ,не «зависать»
- Удерживать маховую ногу в направление бега.
- Удерживать пятку толчковой ноги ближе к ягодице, затем перевести колено вверх, полностью к направление бега.
ФАЗА ПРИЗИМЛЕНИЯ.
Цель: Осуществить быстрый переход к барьеру.
Технические характеристики.
-Нога приземляется жестко на подушечки стопы.(Смотреть рисунок)
-Туловище на должно отклонятся назад при приземление
-Толчковая нога согнута до контакта с поверхностью, затем совершает быстрый и активный мах вперед. – Контакт с поверхностью коротких ,первый шаг резких.
Методические указания:
- вести наблюдение отдельно за положением плеч и опускающейся ноги.
-Изменять высоту барьеров и использовать оптимальную высоту при обучении.
-Вести наблюдение за положением толчковой ноги и переходом к спринту между барьерами.
Спортсменка должна:
-Ускоряться «от» барьера.
-«Щелкать» толчковой ногой, чтобы облегчить переход к спринту и ускорить следующий шаг.
- Развивать силовую выносливость для достижения ритмичного спринта между 10 барьерами.
ОБУЧЕНИЕ ПОСЛЕДАВАТЕЛЬНОСТИ БАРЬЕРНОГО БЕГА.
Спринтерский барьерный бег состоит из двух элементов :СПРИНТОРСКИЙ БЕГ между барьерами и ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ (которое можно разбить на фазы отталкивания ,преодоления и приземления).
-Во время выполнения спринтерского элемента барьеристка обращает особое внимание на повторяющееся трёхшажное ускорение.
-Во время выполнения элемента преодоления барьера барьеристка сводит к максимуму время нахождения в воздухе и готовится к следующему беговому шагу
1 шаг. РИТМИЧНЫЙ БЕГ.
Цель: Ознакомить с ритмом спринтерского барьерного бега.
- Отметить отрезки по 1.5 м на расстоянии 6-7 м друг от друга.
- Бегите через палки ,используя 3 шага между палками.
-Не прыгайте.
Замечания :(Смотрим рисунок )
-Естественный бег через отметки (а не прыжки)
-Соблюдать трехшажный ритм.
-Изменять, в случае необходимости ,расстояние между отметками.
Приспосабливать отметки под спортсмена ,а не наоборот.
2 шаг .РИТМИЧНЫЙ БЕГ МЕЖДУ БАРЬЕРАМИ.
Цель: Преодоления препятствия с использованием ритма спринтерского барьерного бега.
-Отметите отрезки 1.5 м на расстоянии 6-7 м друг от друга.
-Пробегите эти отрезки, дела 3 шага.
Замечания :Смотреть рисунок )
- Естественный спринт ,смотреть в перед ,а не на зад.
-Соблюдать трехшажный ритм.
-Изменять, в случае необходимости, расстояние между барьерами.
3 шаг . БЕГ ВДОЛЬ БАРЬЕРА.
Цель: Ознакомить с преодолением барьеров маховой и толчковой ногой.
- Используйте барьеры средней высоты на расстояние 7-8 м друг от друга.
-Бегите вдоль барьеров, используя 3- шаговый ритм.
-Преодолевайте барьер маховой или толчковой ногой.
-Замечание (Смотреть рисунок )
-Обращать внимание больше на ритм, чем на технику.
-Высота барьеров должна быть подходящей.
-Маховая нога должна ставиться на землю «заряженной» и активной, а не расслабленной или согнутой.
4 шаг. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТОЛЧКРВОЙ НОГИ.
Цель: Совершенствовать движение толчковой ноги.
-Начните с упражнений с места ,туловище вертикально (Смотреть рис. )
-Добавить барьеры ,чтобы получить нужную высоту.( Смотреть рис.)
- Перейдите на ходьбу и легкий бег( Смотреть рис.)
Замечание :
-При упражнениях для толчковой ноги убедитесь ,что стопа ставиться за барьер.
-Увеличивайте скорость ,по мере роста уверенности.
-Не очень сильно опирайтесь на барьер
5 шаг. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОЛЧКОВОЙ И МАХОВОЙ НОГОЙ.
Цель: Совершенствовать взаимодействие обеих ног.
-Расположите барьеры или препятствия на расстояние s 7-8.5 m
-Используйте различную высоту барьеров для толчковой и маховой ноги.
-Преодолевайте барьеры с толчковой и маховой ноги.(смотрим рисунок)
Замечание:
-Не торопитесь в начале упражнения.
-Толковая нога проносится в перёд.
-Развивайте естественные движения
6 шаг: ВСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: Обьединить всю последовательность спринтерского барьерного бега.
-Поставьте 3-5 барьеров на расстоянии 7-8.5 м друг от друга .Постепенно увеличивайте расстояние между барьерами.
-Начните с барьеров умеренной высоты.
-Преодолевайте барьеры ,используя 3- шаговый ритм.(Смотрите рисунок)
Замечание:
-Ритмичный бег ,а не прыжки
-Смотреть вперед, а не на барьер.
-Ускоряться после схода с барьера.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПРИНТОРСКОГО БЕГА.
«ИГРА В СПРИНТ»
У удалённого конца дистанции каждой команды кладут шину или обруч .Спортсмены бегут к шине, пролезают через неё и дают сигнал хлопком руками тем, кто стартует следующий.
АЛЬТЕРНАТИВА: все бегуны стартуют одновременно и пролезают через шину перед тем, как бежать обратно к месту старта. Рис.№1
Рис.№1
Рис№3
«ИГРА В БАРЬЕРНЫЙ БЕГ»
Каждой команде дают картонные коробки.
Делаются разминки, указывающие ,куда нужно их
нести. Первый бегун несет свою коробку к первой
разметке ,возвращается и отправляет следующего
бегуна ,хлопну его рукой .Второй бегун несет свою
коробку ко второй разметке и т.д.Первый круг заканчивается
когда все коробки расставлены .В последующих кругах
коробки используются в качестве барьеров. Возможны
«челночный» эстафеты и эстафеты с поворотом .В пос-
леднем круге коробки собираются одна за другой и возв-
ращаются месту старта .ПРИМЕЧАНИЕ: разметки должны быть
сделаны таким образом ,чтобы между коробками
можно было бегать в определённом ритме (одношажным,
двухшажным). АЛЬТЕРНАТИВА: Вместо разметок разметок
можно поставить призмы. В первом круге бегуны надевают
кольца на призмы. В последующих кругах бегуны переп-
рыгивают через призмы с кольцами . Рис № 2
«ИГРА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ»
Бегуны должны преодолевать определённое количество
Кругов на трассе по пересеченной местности 200-400мет.
В каждом круге есть место для метания. Спортсменам
Разрешается продолжать бег, только если они попадают
В цель. Спортсмены, которые не поражают цель после трёх
Попыток, должны пробежать штрафной круг.
АЛЬТЕРНАТИВА Командный бег. Команда может
Продолжать бег только тогда .когда все ее члены
Попали в цель или пробежали штрафной круг. Рис №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучение техники низкого старта.
Методика обучение техники низкого старта....
Методика обучение техники низкого старта.
Методика обучение техники низкого старта....
Мето Методика обучения технике приема подачи в волейболе
Анализ подачиПодача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру...
Техника эстафетного бега. Обучение техники прыжка в длину с разбега.
Данная разработка включает в себя рекомендации по изучению и совершенствованию техники эстафетного бега, а также обучение техники прыжка с разбега.Общие рекомендации включают в себя: образователь...
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. Наибольших успехов в этом виде легкоатлетических прыжков достигают спортсмены высокого роста с относительно небольшим весом и хорошо развитыми скор...
Методика обучения технике и тактике блокирования в волейболе на уроках физической культуры
Изложена методика и тактика применения различных упражнений при обучении и совершенствовании индивидуального блокирования в волейболе в колледже.Данные методические рекомендации рассчитаны на ши...
Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе
Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю....