МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему
Методики диагностирования профессиональных интересов обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. 2014 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_razdel_monitoring_tsvo_2014.rar | 170.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
*************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
к дополнительным общеразвивающим программам
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара»
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методические материалы
по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара»
Составитель: Юсупова В.В.,
методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Самара 2014
Методики диагностирования профессиональных интересов обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. 2014 г.
«РАССМОТРЕНО» Методическим советом МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара 26 августа 2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара ______________________ Панич П.Б. 26 августа 2014 г. |
Составитель:
Юсупова В.В., методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Рецензент:
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики, психологии,
художественного образования и теории музыки
Поволжской государственной
социально-гуманитарной академии
Содержание
Критерии оценки и показатели уровня профессиональных интересов обучающихся | 4 |
Методика для изучения профессиональных интересов, намерений детей младшего школьного возраста | 4 |
Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» для детей младшего школьного возраста | 4 |
Лист ответов детей младшего школьного возраста по опроснику «Я предпочту» | 7 |
Методика «Карта интересов» по изучению интересов учащихся 5-7 классов | 8 |
Лист вопросов «Карта интересов» для учащихся 5-7 классов (раздаточный лист) | 11 |
Лист ответов по опроснику «Карта интересов» для учащихся 5-7 классов | 12 |
Методика «Карта интересов» по изучению интересов учащихся 8-9 классов | 13 |
Лист ответов по опроснику «Карта интересов» для учащихся 8-9 классов | 17 |
Методика «Карта интересов» по изучению интересов учащихся 10-11 классов | 18 |
Лист ответов по опроснику «Карта интересов» для учащихся 10-11 классов | 23 |
Анкета «Выявление влияния профиля обучения на выбор профессии» для учащихся старших классов | 24 |
Методика «Родительский совет» | 28 |
Анкета «Родительский совет» (лист вопросов и ответов) | 29 |
Методика «Сочинение на тему «Моя будущая профессия» | 30 |
Методика выявления особенностей проявления одаренности детей «У каждого ребенка свой дар» | 31 |
Тест-анкета «У каждого ребенка свой дар» (лист ответов) | 34 |
Методика «Твои художественно-эстетические потребности» | 35 |
Тест «Твои художественно-эстетические потребности» (раздаточный лист) | 37 |
Список используемой литературы | 39 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ[1]
В данных методических материалах мы приводим некоторые диагностические методики оценки интересов, склонностей, способностей для выявления мотивов выбора будущей профессии нашими обучающимися. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четки и аргументированы мотивы его выбора.
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, НАМЕРЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Выявить интересы ребят к определённым областям деятельности.
Ход проведения. Данная методика проста, занимает немного времени и сводится к следующему: Детям необходимо письменно ответить на 20 вопросов. Перед выполнением задания целесообразно провести следующую беседу: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу, но, если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможных, что бы вы предпочли?
Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз выбирать одну из двух предлагаемых возможностей — «а» или «б»: одну (предпочтительную) отмечать знаком: «+», другую (отвергаемую) отмечать знаком: «-», не пропуская ни одного вопроса. Вам необходимо ответить на 20 вопросов.
Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»
Что бы вы предпочли?
Вопрос 1
а) Ухаживать за животными.
б) Обслуживать машины.
Вопрос 2
а) Помогать больным людям и лечить их.
б) Составлять таблицы, графики, схемы.
Вопрос 3
а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов.
б) Следить за развитием растений.
Вопрос 4
а) Обрабатывать материалы (дерево, железо и т.д.).
б) Продавать и рекламировать товары.
Вопрос 5
а) Обсуждать научно-популярную литературу.
б) Обсуждать художественную литературу.
Вопрос 6
а) Выращивать животных. б) Тренировать товарищей в труде, учёбе или спорте.
Вопрос 7
а) Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б) Управлять каким-либо транспортным средством.
Вопрос 8
а) Сообщать людям нужные сведения (справочное бюро, архив, консультации и др.)
б) Оформлять выставки, витрины и т.д.
Вопрос 9
а) Ремонтировать вещи, изделия.
б) Искать и исправлять ошибки в тексте, рисунках.
Вопрос 10
а) Лечить животных.
б) Выполнять расчёты, вычисления.
Вопрос 11
а) Выводить новые сорта растений.
б) Конструировать новые типы машин, приборов.
Вопрос 12
а) Разбирать споры между людьми.
б) Разбираться в чертежах, схемах.
Вопрос 13
а) Изучать работу кружков самодеятельности.
б) Изучать жизнь микробов.
Вопрос 14
а) Обслуживать медицинские приборы.
б) Оказывать людям медицинскую помощь.
Вопрос 15
а) Составлять отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях.
б) Художественно описывать события.
Вопрос 16
а) Делать лабораторные анализы в больнице.
б) Принимать больных, назначать лечение.
Вопрос 17
а) Красить или расписывать стены помещения.
б) Осуществлять монтаж машин и приборов.
Вопрос 18
а) Организовывать культпоходы и экскурсии.
б) Играть на сцене, принимать участие в концертах.
Вопрос 19
а) Изготавливать по чертежам детали и изделия.
б) Заниматься черчением, копировать чертежи.
Вопрос 20
а) Вести борьбу с болезнями растений.
б) Работать на пишущей машинке, телетайпе и т.д.
Затем каждый учащийся должен отметить свои ответы на приведённой ниже форме лист ответов.
ЛИСТ ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА «Я ПРЕДПОЧТУ»
П | Т | Ч | 3 | Х |
1 а | 1 б | 2 а | 2 б | З а |
3 б | 4 а | 4 б | 5 а | 5 б |
6 а | 6 б | 7 а | ||
7 б | 8 а | 8 б | ||
9 а | 9 б | |||
10 а | 10 б | |||
11 а | 11 б | 12 а | 12 б | 13 а |
13 б | 14 а | 14 б | 15 а | 15 б |
16 а | 16 б | 17 а | ||
17 б | 18 а | 18 б | ||
19 а | 19 б | |||
20 а | 20 б | |||
П = человек — природа | Т = человек — техника | Ч = человек — человек | 3 = человек — знаковая система | Х = человек — художественный образ |
Учащимся нужно объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам обозначения вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс (да) или минус (нет) в той или иной клетке листа ответов. Обработка листа ответов состоит в следующем. Дети сами по вашей просьбе подсчитывают количество плюсов отдельно в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют соответствующие суммы в нижних клетках листа.
Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом:
в первом столбце они относятся к профессии типа «человек — природа» (условно обозначаем его П),
во втором — «человек — техника» — (Т),
в третьем — «человек — человек» — (Ч),
в четвёртом — «человек — знаковая система» — (3),
в пятом — «человек — художественный образ» (X).
Максимальные суммы положительных ответов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности. Вовсе не обязательно надеяться, что наибольшее количество плюсов и минусов будет или должно быть в итогах одного из столбцов. Склонности людей совсем не обязаны быть узко ограниченными. Вполне достаточно, если приведённый опросник поможет детям хотя бы отчасти ограничить область выбора возможной будущей профессии, ориентируясь на предмет труда.
ЛИСТ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ОПРОСНИКУ «Я ПРЕДПОЧТУ»
Ф.И. учащегося_______________________________________________________
Дата диагностирования_____________________________________________________
П | Т | Ч | 3 | Х |
1 а | 1 б | 2 а | 2 б | З а |
3 б | 4 а | 4 б | 5 а | 5 б |
6 а | 6 б | 7 а | ||
7 б | 8 а | 8 б | ||
9 а | 9 б | |||
10 а | 10 б | |||
11 а | 11 б | 12 а | 12 б | 13 а |
13 б | 14 а | 14 б | 15 а | 15 б |
16 а | 16 б | 17 а | ||
17 б | 18 а | 18 б | ||
19 а | 19 б | |||
20 а | 20 б | |||
Выводы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Методика «Карта интересов» по изучению интересов учащихся 5-7 кл.
При изучении интересов школьников 5-7 кл., используем методику «Карта интересов», которая позволяет сравнить интенсивность интересов к разным областям знаний и деятельности и тем самым уточнить основную направленность интересов.
Карта интересов включает лист вопросов и лист ответов. На каждый вопрос дети должны дать точный и обдуманный ответ.
Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов:
- очень нравится (++),
- просто нравится (+),
- не нравится (-).
Ответы на вопросы вносятся в клеточки «Лист ответов».
Каждому вопросу соответствует номер клеточки, в котором следует поставить соответствующий знак.
Ни одна клеточка не должна оставаться незаполненной.
Ответы на все вопросы дадут картину интересов.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Сумма | ||||||||
математическое направление | техника | география | язык и литература | педагогика | история | биология и сельскохозяйственный труд | труд в сфере обслуживания |
Обработка результатов
Подсчитайте сумму плюсов в каждом вертикальном столбце.
Наибольшее количество плюсов будет свидетельствовать о выраженности интереса к определённой области знаний или определенному виду деятельности.
1-й столбец — математическое направление.
2-й столбец — техника.
3-й столбец — география.
4-й столбец — язык и литература.
5-й столбец — педагогика.
6-й столбец — история.
7-й столбец — биология и сельскохозяйственный труд.
8-й столбец — труд в сфере обслуживания.
Дифференциально-диагностический опросник для учащихся 5-7 классов
Нравятся ли вам:
1. Уроки математики и физики?
2. Делать модели самолетов, лайнеров, кораблей и т.п.?
3. Уроки географии?
4. Уроки русского языка и литературы?
5. Помогать товарищам, отстающим в учёбе, объяснять им содержание уроков и домашних заданий?
6. Уроки истории?
7. Наблюдать за живой природой, знакомиться с жизнью растений и животных?
8. Заботится об уюте в помещении?
9. Заниматься в математическом или физическом кружке?
10. Собирать и разбирать различные приборы, механизмы (велосипед, швейную машину, часы и т.д.)?
11. Узнавать о различных странах на уроках географии, по описанию в учебниках и книгах, по географическим картам?
12. Читать художественную литературу?
13. Заботиться о младших детях, читать им книги, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки?
14. Читать книги об истории разных народов?
15. Изучать ботанику и зоологию?
16. Помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно)?
17. Самостоятельно решать задачи и примеры, помимо задания учителем на дом?
18. Ремонтировать различные приборы и механизмы?
19. Участвовать в географических экскурсиях и туристических походах?
20. Писать письма родственникам и друзьям?
21. Играть с товарищами в школу?
22. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины?
23. Заниматься в юннатском кружке?
24. Отвечать за питание товарищей во время походов и экскурсий?
25. Участвовать в математических и физических олимпиадах?
26. Мастерить дома и на уроках труда в мастерской?
27. Работать на географической площадке?
28. Изучать иностранный язык, пытаться пользоваться им в разговоре?
29. Оценивать знания и поведение одноклассников?
30. Знакомится с древней культурой по раскопкам?
31. Ухаживать за растениями, животными, домашней птицей, работать на школьном учебно-опытном участке?
32. Стирать, гладить для малышей, причёсывать их и ухаживать за ними?
33. Искать, где практически применяется математика в окружающей тебя жизни?
34. Наблюдать за работой разных машин, посещать цеха, мастерские, стройки?
35. Выполнять практические задания по географии (работать с контурной картой, решать географические викторины, учиться ориентироваться на местности)?
36. Сочинять стихи, небольшие рассказы, вести дневник и записывать в него свои наблюдения?
37. Отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой?
38. Знакомиться с историческими событиями?
39. Проводить опыты с растениями?
40. Оказывать различные услуги взрослым?
ЛИСТ ВОПРОСОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ (РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ)
Нравятся ли вам:
- Уроки математики и физики?
- Делать модели самолетов, лайнеров, кораблей и т.п.
- Уроки географии?
- Уроки русского языка и литературы?
- Помогать товарищам, отстающим в учёбе, объяснять им содержание уроков и домашних заданий?
- Уроки истории?
- Наблюдать за живой природой, знакомиться с жизнью растений и животных?
- Заботится об уюте в помещении?
- Заниматься в математическом или физическом кружке?
- Собирать и разбирать различные приборы, механизмы (велосипед, швейную машину, часы)?
- Узнавать о различных странах на уроках географии, по описанию в учебниках и книгах, по географическим картам?
- Читать художественную литературу?
- Заботиться о младших детях, читать им книги, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки?
- Читать книги об истории разных народов?
- Изучать ботанику и зоологию?
- Помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно)?
- Самостоятельно решать задачи и примеры, помимо задания учителем на дом?
- Ремонтировать различные приборы и механизмы?
- Участвовать в географических экскурсиях и туристических походах?
- Писать письма родственникам и друзьям?
- Играть с товарищами в школу?
- Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины?
- Заниматься в юннатском кружке?
- Отвечать за питание товарищей во время походов и экскурсий?
- Участвовать в математических и физических олимпиадах?
- Мастерить дома и на уроках труда в мастерской?
- Работать на географической площадке?
- Изучать иностранный язык, пытаться пользоваться им в разговоре?
- Оценивать знания и поведение одноклассников?
- Знакомится с древней культурой по раскопкам?
- Ухаживать за растениями, животными, домашней птицей, работать на школьном учебно-опытном участке?
- Стирать, гладить для малышей, причёсывать их и ухаживать за ними?
- Искать, где практически применяется математика в окружающей тебя жизни?
- Наблюдать за работой разных машин, посещать цеха, мастерские, стройки?
- Выполнять практические задания по географии (работать с контурной картой, решать географические викторины, учиться ориентироваться на местности)?
- Сочинять стихи, небольшие рассказы, вести дневник и записывать в него свои наблюдения?
- Отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой?
- Знакомиться с историческими событиями?
- Проводить опыты с растениями? Оказывать различные услуги взрослым?
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Ф.И.учащегося_________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Сумма |
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Ф.И.учащегося_________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Сумма |
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Ф.И.учащегося_________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
Сумма |
МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
При изучении интересов учащихся 8-9 кл., используем методику «Карту интересов», которая позволяет сравнить интенсивность интересов к разным областям знаний и деятельности и тем самым уточнить основную направленность интересов.
Карта интересов включает лист вопросов и лист ответов. На каждый вопрос обучающиеся должны дать точный и обдуманный ответ.
Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов:
- очень нравится (++),
- просто нравится (+),
- не нравится (-).
Ответы на вопросы вносятся в клеточки «Лист ответов».
Каждому вопросу соответствует номер клеточки, в котором следует поставить соответствующий знак.
Ни одна клеточка не должна оставаться незаполненной.
Ответы на все вопросы дадут картину интересов.
Лист вопросов «Карта интересов» для учащихся 8-9 классов
Нравится ли:
1. Читать книги по «занимательной физике» или «занимательной математике»?
2. Читать об открытиях в химии?
3. Выяснять устройство электро-, радиоприборов?
4. Читать технические журналы («Техника молодёжи», «Юный техник», Моделист-конструктор»)?
5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?
6. Знакомиться с жизнью растений и животных?
7. Читать классиков мировой литературы?
8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?
9. Читать книги о жизни школы?
10. Знакомиться с работой врачей?
11. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки?
13. Читать книги о войнах и сражениях?
14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?
15. Выполнять домашние задания по химии?
16. Исправлять бытовые электроприборы?
17. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?
18. Ходить в походы по родному краю с целью его изучения?
19. Изучать биологию, ботанику и зоологию?
20. Читать критические статьи о литературе?
21. Участвовать в общественной работе?
22. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать?
23.. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?
24. Шить, вышивать, готовить пищу?
25. Читать об искусстве?
26. Знакомиться с военной техникой?
27. Проводить опыты по физике?
28. Проводить опыты по химии?
29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?
30. Собирать и ремонтировать машины, например велосипед?
31. Собирать коллекции минералов?
32. Работать в саду, огороде?
33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?
34. Читать книги по истории?
35. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними?
36. Ухаживать за больными, следить за правильным приёмом лекарств?
37. Помогать по хозяйству дома?
38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности?
39. Участвовать в военных играх, походах?
40. Заниматься в математическом кружке?
41. Готовить растворы?
42. Собирать радиоприёмники?
43. Моделировать, например, изготовлять модели лайнеров и т.п.?
44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?
45. Наблюдать за живой природой?
46. Изучать иностранный язык?
47. Выступать с докладами на исторические темы?
48. Выполнять работу воспитателя?
49. Ухаживать за детьми?
50. Делать разные покупки?
51. Беседовать с товарищами по вопросам искусства?
52. Заниматься в спортивных секциях?
53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах?
54. Решать задачи по химии?
55. Выполнять работу с измерительными приборами?
56. Выполнять работу по механике с простыми расчетами?
57. Знакомиться с географическими (геологическими) картами?
58. Проводить опытную работу по биологии?
59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
60. Изучать политический строй в разных странах?
61. Обсуждать вопросы воспитания?
62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?
63. Убеждать людей в чём-либо?
64. Знакомиться с историей искусства?
65. Быть организатором в походах и играх?
66. Производить математические действия по формулам?
67. Находить химические явления в природе?
68. Разбираться в радиосхемах?
69. Выполнять чертежи?
70. Производить топографическую съёмку местности?
71. Ухаживать за животными?
72. Выступать с докладами по вопросам литературы?
73. Знакомиться с историей культуры?
74. Давать объяснения младшим школьникам?
75. Изучать причины возникновения разных болезней?
76. Знакомиться, общаться с разными людьми?
77. Принимать участие в смотре художественной самодеятельности или выставках изобразительного искусства?
78. Соблюдать режим (распорядок дня)?
Лист ответов «Карта интересов» для воспитанников, учащихся 8-9 классов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |
Сумма |
Обработка полученных результатов
В листе ответов необходимо подсчитать сумму плюсов в каждом из 13 столбцов. Каждый столбец соответствует одному из направлений.
1-й столбец — физико-математическому;
2-й столбец — химии;
3-й столбец — электрорадиотехническому;
4-й столбец — техническому;
5-й столбец — географии и геологии;
6-й столбец — биологии и сельскому хозяйству;
7-й столбец — филологии и журналистике;
8-й столбец — истории и общественной деятельности;
9-й столбец — педагогической и воспитательной работе;
10-й столбец — медицине и врачебной деятельности;
11-й столбец — труд в сфере обслуживания;
12-й столбец — искусству;
13-й столбец — военному делу.
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Ф.И. учащегося________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |
Сумма |
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Ф.И. учащегося ________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |
Сумма |
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Ф.И. учащегося ________________________________________________________________
Дата диагностирования__________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |
Сумма |
МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ахмеджанов А. Психологические тесты. М. Лист, 1996.-324 с. С.225-231)
При изучении интересов учащихся 10-11 кл., используем методику «Карта интересов», более объемную по содержанию вопросов, которая позволяет сравнить интенсивность интересов старшеклассников к разным областям знаний и деятельности и тем самым уточнить основную направленность их профессиональных интересов.
Карта интересов включает лист вопросов и лист ответов. На каждый вопрос воспитанники должны дать точный и обдуманный ответ.
Ответы на вопросы могут быть в пределах трёх вариантов:
- очень нравится (++),
- просто нравится (+),
- не нравится (-).
Ответы на вопросы вносятся в клеточки «Лист ответов». Каждому вопросу соответствует номер клеточки, в котором следует поставить соответствующий знак. Ни одна клеточка не должна оставаться незаполненной. Ответы на все вопросы дадут картину интересов.
Методика может применяться для обследования, как старшеклассников, так и взрослых. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 минут. Возможно, применять опросник как индивидуально, так и в группе детского объединения, (классе). Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается врем ответов.
Вопросы: Любите ли Вы? Нравится ли Вам?
1. Уроки физики.
2. Уроки математики.
3. Уроки химии.
4. Читать книги или статьи по астрономии.
5. Читать об опытах и животных.
6. Читать о жизни и работе врачей.
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения классиков мировой литературы.
10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
13. Читать литературу о геологических экспедициях.
14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
15. Реорганизовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
16. Читать о работе милиции.
17. Читать о моряках, летчиках.
18. Читать о работе воспитателя.
19. Знакомиться с устройством и работой станков.
20. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, работаете, живете.
21. Читать о строительстве.
22. Читать о легкой промышленности.
23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника молодежи», «Юный техник» и т.д.).
24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
25. Читать научно-популярную литературу об открытиях и физике.
26. Читать научно-популярную литературу о математике.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).
28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
29. Изучать биологию
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно-критические статьи.
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
41. Путешествовать по стране.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно
написать предложение и др.
43. Знакомиться с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдения за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61. Собирать материалы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобили.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
69. Бывать на стройках.
70. Шить одежду.
71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов.
73. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
73.Заниматься в физическом кружке.
74. Заниматься в математическом кружке.
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
75. Посещать планетарий.
77. Посещать кружок биологии.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79. Сажать деревья и ухаживать за ними.
80. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
83. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать ре дереву.
84. Выступать с докладами на исторические темы.
85. Составлять описание минералов.
8б. Участвовать в географических экспедициях.
87. Знакомиться с сообщениями о международном положении.
88. Помогать работникам милиции.
89. Посещать кружок юных моряков. 90.Выполнять работу воспитателя.
91. Уроки труда.
92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
93. Наблюдать за работой строителя.
94. Знакомиться со швейным производством.
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
97. Участвовать в олимпиадах по физике.
98. Участвовать в математических олимпиадах.
99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
104. Быть членом общества охраны природы.
106. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
107. Интересоваться прошлым нашей страны.
108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111. Изучать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных космонавтов.
114. Работа учителя.
115. Бывать на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
121. Проводить опыты по физике.
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
124. Собирать сведения о других планетах.
125. Читать о деятельности известных биологов.
126. Быть активным членом санитарных дружин.
127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
130. Вести дневник, писать заметки.
131. Изучать историческое прошлое других стран.
132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
133.Читать о жизни и деятельности известных геологов.
134. Изучать географию нашей страны.
135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя.
137. Читать книги о средствах передвижения.
138. Обучать и воспитывать детей.
139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140. Постоянно общаться со многими людьми.
141. Проектировать строительные объекты.
142. Посещать выставки легкой промышленности.
143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
144. Разбираться в радиосхемах.
Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.
Обработка результатов. В каждой строке бланка для ответов сводится количество знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычисляется вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаком «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».
Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставя» только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке ответов, В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.
Ключ | |
1. физика 2. математика, 3. химия 4. астрономия 5. биология 6. медицина 7. сельское хозяйство 8. лесное хозяйство 9. филология 10. журналистика 11. история 12. искусство | 13. геология 14. география 15. общественная работа 16. право 17. транспорт 18. педагогика 19. рабочие специальности 20. сфера обслуживания 21. строительство 22. легкая промышленность 23. техника 24. электротехника |
ЛИСТ ОТВЕТОВ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Ф.И. учащегося___________________________________________________________
Дата диагностирования_____________________________________________________
«+» | «-» | |||||||||||
1 | 25 | 49 | 73 | 97 | 121 | |||||||
2 | 26 | 50 | 74 | 98 | 122 | |||||||
3 | 27 | 51 | 75 | 99 | 123 | |||||||
4 | 28 | 52 | 76 | 100 | 124 | |||||||
5 | 29 | 53 | 77 | 101 | 125 | |||||||
б | 30 | 54 | 78 | 102 | 126 | |||||||
7 | 31 | 55 | 79 | 103 | 127 | |||||||
8 | 32 | 55 | 80 | 104 | 128 | |||||||
9 | 33 | 57 | 81 | 105 | 139 | |||||||
10 | 34 | 58 | 82 | 106 | 130 | |||||||
11 | 35 | 59 | 83 | 107 | 131 | |||||||
12 | 36 | 60 | 84 | 108 | 132 | |||||||
13 | 37 | 61 | 85 | 109 | 133 | |||||||
14 | 38 | 62 | 86 | 110 | 134 | |||||||
15 | 39 | 63 | 87 | 111 | 135 | |||||||
16 | 40 | 54 | 88 | 112 | 136 | |||||||
17 | 41 | 65 | 89 | 113 | 137 | |||||||
18 | 42 | 66 | 90 | 114 | 138 | |||||||
19 | 43 | 67 | 91 | 115 | 139 | |||||||
20 | 44 | 68 | 92 | 116 | 140 | |||||||
21 | 45 | 69 | 93 | 117 | 141 | |||||||
22 | 46 | 70 | 94 | 118 | 142 | |||||||
23 | 47 | 71 | 95 | 119 | 143 | |||||||
24 | 48 | 72 | 96 | 120 | 144 | |||||||
МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ» Цель: выявить профессиональные намерения старшеклассников, определить, как влияет профиль обучения в учреждении дополнительного образования детей на выбор ими профессии. | ||||||||||||
Ход выполнения задания. Необходимо предложить учащимся ответить на вопросы анкеты. | ||||||||||||
Вопросы анкеты: | ||||||||||||
Выбрали ли вы свою будущую профессию? Да, нет (нужное подчеркнуть). | ||||||||||||
Если да, назовите выбранную вами профессию | ||||||||||||
Если вы ещё не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся? | ||||||||||||
Ваши намерения после окончания школы: а) буду работать; б) попробую поступить СУЗ: колледж (техникум), ПТУ, ВУЗ (нужное подчеркнуть); в) затрудняюсь ответить. | ||||||||||||
Назовите источники ваших знаний о профессии. | ||||||||||||
Почему вы выбрали именно этот профиль обучения в учреждении дополнительного образования? | ||||||||||||
Как вы связываете профиль обучения в учреждении дополнительного образования со своей будущей работой? а) буду работать по этой специальности (направленности); б) постараюсь приобрести похожую специальность; в) буду учиться по родственной специальности; г) буду учиться по этой специальности; д) выберу другую специальность; е) затрудняюсь ответить; ж) другое... | ||||||||||||
Нравится ли вам профиль обучения в учреждении дополнительного образования: а) очень нравится; б) скорее нравится, чем не нравится; в) отношусь безразлично; г) скорее не нравится; д) совершено не нравится; е) не могу сказать. | ||||||||||||
Хотели бы вы изменить профиль обучения в учреждении дополнительного образования? а) да; б) нет; в) не знаю. | ||||||||||||
Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль обучения в учреждении дополнительного образования? а) да; б) нет; в) не знаю. | ||||||||||||
Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии? а) не вижу в этом необходимости; б) хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать; в) частично готовлюсь; г) да, готовлюсь к будущей профессии. | ||||||||||||
Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете? | ||||||||||||
Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать? | ||||||||||||
Какими из этих качеств вы обладаете? | ||||||||||||
Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии? | ||||||||||||
Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать? |
Обработка полученных данных. Качественный и количественный анализ ответов учащихся позволит определить, влияет ли профиль обучения в учреждении дополнительного образования на выбор будущей профессии, соответствует ли выбранный профиль обучения в учреждении дополнительного образования запросам, интересам ребенка, готовится ли он к приобретению будущей профессии?
При подборе диагностических методик очень важно учитывать возраст учащихся, что позволит получить достоверные данные и не вызовет у них затруднений в ответах.
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Ф.И. учащегося___________________________________________________________
Название детского объединения______________________________________________
Дата диагностирования_____________________________________________________
№ | Вопросы | Ответы |
Выбрали ли вы свою будущую профессию? Да, нет (нужное подчеркнуть). | ||
Если да, назовите выбранную вами профессию | ||
Если вы ещё не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся? | ||
Ваши намерения после окончания школы: а) буду работать; б) попробую поступить СУЗ: колледж (техникум), ПТУ, ВУЗ (нужное подчеркнуть); в) затрудняюсь ответить. | ||
Назовите источники ваших знаний о профессии. | ||
Почему вы выбрали именно этот профиль обучение в учреждении дополнительного образования? | ||
Как вы связываете профиль обучения в учреждении дополнительного образования со своей будущей работой? а) буду работать по этой специальности; б) постараюсь приобрести похожую специальность; в) буду учиться по родственной специальности; г) буду учиться по этой специальности; д) выберу другую специальность; е) затрудняюсь ответить; ж) другое... | ||
Нравится ли вам профиль обучения в учреждении дополнительного образования: а) очень нравится; б) скорее нравится, чем не нравится; в) отношусь безразлично; г) скорее не нравится; д) совершено не нравится; е) не могу сказать. |
Хотели бы вы изменить профиль обучения в учреждении дополнительного образования? а) да; б) нет; в) не знаю. | ||
Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль обучения в учреждении дополнительного образования? а) да; б) нет; в) не знаю. | ||
Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии? а) не вижу в этом необходимости; б) хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать; в) частично готовлюсь; г) да, готовлюсь к будущей профессии. | ||
Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете? | ||
Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать? | ||
Какими из этих качеств вы обладаете? | ||
Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии? | ||
Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать? |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ»
Цель: описать внутрисемейные установки родителей на трудовое воспитание детей, выбор ими профессии.
Ход анкетирования.
На одном из родительских собраний педагог обращается к родителям: «Уважаемые родители! Нас интересует вопрос о будущей профессии вашего ребенка. В связи с этим просим ответить на приведённые ниже вопросы. Постарайтесь откровенно ответить на каждый из них и высказать своё мнение».
Анкета (лист вопросов и ответов), размноженная в необходимом количестве экземпляров, раздаётся родителям, и их просят её заполнить (здесь же или дома).
Анкета «Родительский совет»
- Какую профессию хочет выбрать ваш ребёнок?
- Когда (в каком классе) появилось у него это желание?
- Если после школы ему не удастся сразу осуществить своё намерение, то чем он будет заниматься?
- Какую профессию советуют выбрать ребёнку мать? Отец?
- Что нравится матери в этой профессии?
- Что нравится отцу в этой профессии?
- Подчеркните, с каким утверждением вы согласны:
а) считаю, что у моего ребёнка есть способности к рекомендуемой мной профессии;
б) надеюсь, что эти способности у него со временем появятся.
- Назовите любимое занятие вашего ребенка в свободное от школы и домашних заданий время.
- О каких профессиях вы хотели бы прочитать или услышать по радио, телевидению?
- Какую помощь вы оказываете ребенку в подготовке к будущей профессии?
АНКЕТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ» (ЛИСТ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ)
Ф.И.О. родителя учащегося__________________________________________________
Название детского объединения______________________________________________
Дата диагностирования_____________________________________________________
№ | Вопросы | Ответы |
Какую профессию хочет выбрать ваш ребёнок? | ||
Когда (в каком классе) появилось у него это желание? | ||
Если после школы ему не удастся сразу осуществить своё намерение, то чем он будет заниматься? | ||
Какую профессию советуют выбрать ребёнку мать? Отец? | ||
Что нравится матери в этой профессии? | ||
Что нравится отцу в этой профессии? | ||
Подчеркните, с каким утверждением вы согласны: а) считаю, что у моего ребёнка есть способности к рекомендуемой мной профессии; б) надеюсь, что эти способности у него со временем появятся. | ||
Назовите любимое занятие вашего ребенка в свободное от школы и домашних заданий время. | ||
О каких профессиях вы хотели бы прочитать или услышать по радио, телевидению? | ||
Какую помощь вы оказываете ребенку в подготовке к будущей профессии? |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Цель: Получить информацию о выборе старшеклассниками будущей профессии. Определить мотивы её выбора, выявить влияние успешности в учебной деятельности на выбор профессии.
Ход выполнения: Предложите старшеклассникам написать сочинение на тему «Моя будущая профессия» по следующему плану:
1. Какую вы выбрали профессию?
2. Каковы мотивы выбора данной профессии?
3. В чём общественный смысл избранной вами профессии?
4. Соответствуют ли ваши знания выбранной профессии?
Обработка результатов:
Качественный анализ сочинения позволит определить мотивы выбора будущей профессии, представление учащегося о будущей профессии.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ «У КАЖДОГО РЕБЕНКА СВОЙ ДАР»
(Чудасова Л.А.. Технология работы с одаренными детьми. Изд-во СамГПУ, 2000. 80с.)
Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет анкета-тест, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. Де Хааном и г. Кафом.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла, и так далее (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. По лученную сумму поделите на число признаков таких талан тов. Например: сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
I. Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он (6 характеристик признаков):
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы:
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы;
- интересуется специальной даже взрослой технической литературой.
II. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он (5 характерных признаков):
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Ш. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности (5 характерных признаков), если он:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников; причем, отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян;
IV. Артистический талант (7 характерных признаков) проявляется у вашего ребенка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями:
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
V. У вашего ребенка незаурядный интеллект (9 характерных признаков), если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задает много продуманных и оправданных ситуаций вопросов;
- интересуется книгами, причем по своей собственной программе;
- обгоняет своих сверстников по знаниям;
- гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни;
VI. Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант (8 характерных признаков):
- он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;
- он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-либо, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает;
VII. У вашего ребенка литературные дарования, если он (5 характерных признаков):
- рассказывает о чем-то, умеет придерживаться вы бранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придать событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно, о собственной жизни
VIII. И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он (6 характерных признаков).
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает разнообразие предметов людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидно прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
ТЕСТ-АНКЕТА «У КАЖДОГО РЕБЕНКА СВОЙ ДАР» (ЛИСТ ОТВЕТОВ)
Ф.И.О. родителя _________________________________________________
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Дата анкетирования_______________________________________________
1 | 2 | 3 |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | |
6 | ||
Итого | ||
Всего |
4 | 5 | 6 |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 |
8 | 8 | |
9 | ||
Итого | ||
Всего |
7 | 8 | |
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 | 3 | |
4 | 4 | |
5 | 5 | |
6 | ||
Итого | ||
Всего |
Выводы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «ТВОИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ»Цель: выявить степень выраженности художественно-эстетической потребности (ХЭП) у старшеклассников.
Ход выполнения: учащихся просят высказать свое отношение к предлагаемым утверждениям в форме «верно» или «неверно». А затем сверить количество совпадений ваших ответов с «ключом».
Утверждения и «ключ» приводятся ниже в таблице.
№ п/п | Утверждение | Ключ |
1. | Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства | Неверно |
2. | Я не люблю стихов | Неверно |
3. | Я коллекционирую записи классической музыки | Верно |
4. | Считаю участие в кружках художественной самодеятельности пустой тратой времени | Неверно |
5. | В театр я не пойду без приятной компании, даже если спектакль меня привлекает | Неверно |
6. | Классической музыке я предпочитаю джаз | Неверно |
7. | Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка | Неверно |
8. | Высказывание «Архитектура – застывшая музыка» кажется мне необдуманным | Неверно |
9. | Немой кинофильм смотреть скучно | Неверно |
10. | Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор | Неверно |
11. | Если бы я был журналистом, предпочел бы больше писать о происшествиях, чем об искусстве | Неверно |
12. | Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, предпочитаю первую | Неверно |
13. | Наука учит человека больше, чем искусство | Неверно |
14. | Я больше люблю экранизацию литературных произведений, чем сами литературные первоисточники | Неверно |
15. | Прослушивание классической музыки снимает мои неприятности | Верно |
16. | Считаю, что опера изживает себя | Неверно |
17. | Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства | Неверно |
18. | Я собираю художественные альбомы и репродукции | Верно |
19. | Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве | Неверно |
20. | Любовь ученого к искусству способствует его научной деятельности | Верно |
21. | Мне нравятся старинные романсы | Верно |
22. | Мне больше нравятся люди рассудительные, чем эмоциональные | Неверно |
23. | В наше время бальные танцы просто смешны | Неверно |
24. | Я очень люблю слушать и смотреть радио- и телепередачи о композиторах, актерах, режиссерах, художниках | Верно |
25. | В свободное время я постоянно занимаюсь чем-нибудь из следующих видов деятельности: живописью, лепкой, выпиливанием, игрой на музыкальных инструментах, сочинением стихов, художественной вышивкой, конструированием одежды и т. д. | Верно |
26. | Я занялся бы искусством, если бы у меня было побольше свободного времени | Верно |
27. | Я постоянно бываю в театрах | Верно |
28. | Я постоянно участвую в художественной самодеятельности | Верно |
29. | Мне не нравится классический балет | Верно |
30. | Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот же спектакль, который транслировался по телевидению | Неверно |
31. | Я читаю книги по искусству | Верно |
32. | Я хотел бы работать в профессиональном искусстве | Верно |
Обработка полученных результатов
Необходимо подсчитать количество совпадений с «ключом».
Если ответы опрашиваемого совпадают с «ключом» в 32 – 28 случаях, то ХЭП у ребенка ярко выражена.
Если ответы совпадают в 27-25 случаях, то ХЭП выражена среднем уровне.
Если совпадения ответов 24 и ниже, то ХЭП выражена слабо.
ТЕСТ «ТВОИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ» (РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ)
Цель тестирования: выявить степень выраженности художественно-эстетической потребности у старшеклассников.
Ход выполнения: просим Вас высказать свое отношение к предлагаемым утверждениям в форме «верно» или «неверно».
№ | Утверждение | Ответы |
1. | Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства | |
2. | Я не люблю стихов | |
3. | Я коллекционирую записи классической музыки | |
4. | Считаю участие в кружках художественной самодеятельности пустой тратой времени | |
5. | В театр я не пойду без приятной компании, даже если спектакль меня привлекает | |
6. | Классической музыке я предпочитаю джаз | |
7. | Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка | |
8. | Высказывание «Архитектура – застывшая музыка» кажется мне необдуманным | |
9. | Немой кинофильм смотреть скучно | |
10. | Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор | |
11. | Если бы я был журналистом, предпочел бы больше писать о происшествиях, чем об искусстве | |
12. | Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, предпочитаю первую | |
13. | Наука учит человека больше, чем искусство | |
14. | Я больше люблю экранизацию литературных произведений, чем сами литературные первоисточники | |
15. | Прослушивание классической музыки снимает мои неприятности | |
16. | Считаю, что опера изживает себя | |
17. | Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства | |
18. | Я собираю художественные альбомы и репродукции | |
19. | Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве | |
20. | Любовь ученого к искусству способствует его научной деятельности | |
21. | Мне нравятся старинные романсы | |
22. | Мне больше нравятся люди рассудительные, чем эмоциональные | |
23. | В наше время бальные танцы просто смешны | |
24. | Я очень люблю слушать и смотреть радио- и телепередачи о композиторах, актерах, режиссерах, художниках | |
25. | В свободное время я постоянно занимаюсь чем-нибудь из следующих видов деятельности: живописью, лепкой, выпиливанием, игрой на музыкальных инструментах, сочинением стихов, художественной вышивкой, конструированием одежды и т. д. | |
26. | Я занялся бы искусством, если бы у меня было побольше свободного времени | |
27. | Я постоянно бываю в театрах | |
28. | Я постоянно участвую в художественной самодеятельности | |
29. | Мне не нравится классический балет | |
30. | Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот же спектакль, который транслировался по телевидению | |
31. | Я читаю книги по искусству | |
32. | Я хотел бы работать в профессиональном искусстве |
Выводы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
Список используемой литературы
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения ( Изв. АПН РСФСР. 1995. № 73.)
- Газарян С.С. Ты выбираешь профессию М., 1985.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л., 1959.
- Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991. С.112-113.)
- Калугин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1977.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1990. С. 144-148.
- Крутецкий В.А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М.: Просвещение, 1986,- 336с., С. 16.)
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
- Профессиональная диагностика школьников: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Т.Е.Макарова. Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. 36с.
- Психолого-педагогические методы в работе с учащимися 3-4-х классов: Руководство / Сост. Д.В. Лубовский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 80 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 .
- Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
- Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей / Составитель: Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -84 с.
- Технология работы с одаренными детьми: программа и методическое обеспечение учебного курса для педагогических вузов / Сост. Л.А.Чудасова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 80 с.
- Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.- 144 с. (Руководство практического психолога).
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998. С. 98-100.
[1] Составлено по материалам методических рекомендаций для студентов и учителей к.п.н. Макаровой Т.Е. Профессиональная диагностика школьников, Самара 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБУЧЕННОСТИ, МОТИВОВ УЧЕНИЯ
Методики диагностирования обученности, мотивов учения. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. ...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования творческого развития обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Сам...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования профессиональных интересов обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г....
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...
"Основные пути формирования профессиональных интересов обучающихся в учебной и воспитательной работе"
В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, т.к. появляется множество разнообразных профессий, да и требования к существующим кардинально изменились. Учащимся с...