МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему
Методики диагностирования творческого развития обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_razdel_monitoring_tsvo_2014.rar | 193.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
*************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
к дополнительным общеразвивающим программам
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара»
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методические материалы
по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в
МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара»
Составитель: Юсупова В.В.,
методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Самара 2014
Методики диагностирования творческого развития обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. 2014 г.
«РАССМОТРЕНО» Методическим советом МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара 26 августа 2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара ______________________ Панич П.Б. 26 августа 2014 г. |
Составитель:
Юсупова В.В., методист МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Рецензент:
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики, психологии,
художественного образования и теории музыки
Поволжской государственной
социально-гуманитарной академии
Содержание
Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности | 4 |
Методика «Склонность к творчеству» | 7 |
Методика «Потребность в достижении успеха» | 9 |
Методика «Ваш творческий потенциал» | 12 |
Методика «Твои таланты | 16 |
Методика «Чувство новизны» | 18 |
Методика «Критичность» | 21 |
Методика «Направленность на творчество» | 23 |
Методика «Самооценка творчества» | 26 |
Методика «Креативность личности» Д. Джонсон | 28 |
Вильямс Ф.Е. Тест дивергентного (творческого) мышления | 31 |
Индивидуальная карта отслеживания творческой деятельности учащегося | 42 |
Список используемой литературы | 43 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ[1]
Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе. Для решения задач развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 04.09.2014 г., а также Единой концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, нужны грамотные инициативные специалисты, способные подключиться к решению вопросов формирования необходимых качеств творческой личности.
В данных методических материалах мы приводим основные критерии оценки[2] и показатели уровня творческого развития личности.
Во-первых, мы исходим из того, что ребенок, как развивающаяся личность должна испытывать потребность в творчестве, интерес, склонность к нему, учитывая общепризнанное мнение о том, что такая потребность заложена в самой природе человека.
Во-вторых, для творческой личности весьма важна потребность в достижениях, причем она должна достичь определенного уровня развития.
В-третьих, для творческой личности также важно состояние готовности к постоянному саморазвитию.
В-четвертых, для творчества важны не только интерес, склонность, потребность, готовность к саморазвитию, но и наличие творческого потенциала, который позволит личности успешно создавать, творить, порождать нечто новое, оригинальное, неповторимое в науке, искусстве, технике, общении, учении и т.п.
В-пятых, установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество и самооценка творчества.
В-шестых, творчеству, как и другому виду человеческой деятельности, присущи эмоционально-волевые процессы. Поэтому, одним из критериев оценки уровня творческого развития личности является сформированность эмоционально-волевых качеств: обязательность, решительность, оптимистичность, уравновешенность и т.д.
В-седьмых, невозможно творить в любом виде деятельности, если не развивать интеллектуальную сферу личности. Поэтому важным критерием при оценке уровня творческого развития личности является сформированность интеллектуальных качеств: самостоятельность, наблюдательность, объективность самооценки, заинтересованность в деле, пытливость, предусмотрительность, потребность в качественной работе и т.д., которые выделяются исследователями (А.И. Кочетов и др.).
Уровень развития названных критериев определяют по следующим показателям:
1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности.
2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества.
3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности.
Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности».
Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности
№ п/п | Критерии оценки | Показатели | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | ||
1. | Склонность к творчеству | |||
2. | Потребность в достижении успеха | |||
3. | Творческий потенциал | |||
4. | Готовность к саморазвитию | |||
5. | Творческая активность:
| |||
6. | Развитость творческих (интеллектуальных) качеств:
| |||
7. | Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств:
|
Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21.
На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах.
в – высокий уровень 3.
в/с – выше среднего уровня 2,1 - 2,9.
с – средний уровень 2.
н/с – ниже среднего уровня 1,1 - 1,9.
н – низкий уровень 1.
Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.
По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся.
Далее мы предлагаем методики, которые разработаны исследователями и необходимы в практической деятельности педагогу, ставящего одну из главных целей своей образовательной деятельности – создание условий для творческого развития личности обучающихся.
МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.
Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
Вопросы
- Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
- Задаешь ли ты много вопросов?
- Нравится ли тебе играть в сложные игры?
- Постоянно ли ты что-то мастеришь?
- Есть ли у тебя новые интересные идеи?
- Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
- Всегда ли тебе интересна новая работа?
- Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
- Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
- Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
- Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
- Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?
Обработка результатов
Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.
10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.
5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.
4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.
ТЕСТ «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.
Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»
Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Инструкция
Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Уровни (психологическая шкала) | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Цель: выявить творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Вопросы
- Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
- Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да
б) да, при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени.
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.
- Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да
б) часто думаете, что не сумеете
в) да, часто.
- Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает
б) неизвестное вас не интересует
в) все зависит от характера этого дела.
- Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только, если вам это нравится.
- Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:
а) да
б) нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
- Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна
в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
- По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которые она обеспечит.
- Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да
б) нет, боитесь сбиться с пути
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
- Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда
б) всего вспомнить не можете
в) запоминаете только, что вас интересует.
- Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно.
- В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
- Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны
в) вам еще не все удалось сделать.
- Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
- Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только там, где будет не слишком шумно.
- Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка полученной информации
Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:
За ответ «а» - 3 очка,
За ответ «б» - 1 очка,
За ответ «в» - 2 очка.
Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
ТЕСТ «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» (раздаточный лист)
Цель: выявить Ваш творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Инструкция: отметьте один из предложенных вариантов а, б, в.
Ф.И. воспитанника _____________________________________
Дата ______________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»
Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.
Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».
Вопросы:
- Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняешь ли ты со временем свои наклонности?
- Любишь рисовать абстрактные картины?
- Любишь рисовать воображаемые предметы?
- Любишь фантастические истории?
- Сочиняешь рассказы или стихи?
- Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?
- Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?
- Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?
- Боишься темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без объяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?
- Был ли удачен этот эксперимент?
- Использовал ли свои вещи не по назначению?
- Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?
- В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?
- Есть ли у тебя свой собственный мир?
- Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?
- Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?
- Любишь ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?
- Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?
Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.
15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.
9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.
4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.
До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.
ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)
Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.
Инструкция: Просим при ответах на вопрос
ответить – «да»
или – «нет».
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Цель: выявить степень сформированности у учащихся уровень творческой активности.
Ход выполнения: замеры осуществляются по следующим критериям: чувство новизны, критичность, направленность на творчество, а также самооценка творчества.
Оценивание проводится по каждому критерию отдельно, определяется средний балл, а затем определяется общий уровень творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ»
Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.
Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту – 0
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную - 2
б) трудную - 1
в) простую – 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое – 1
б) точное – 0
в) необычное – 2.
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще – 0
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали – 1
б) было весело – 0
в) было много нового – 2.
7. Для меня самое важное в общении:
а) хорошее отношение к товарищам – 0
б) возможность узнать новое («родство души») – 2
в) взаимопомощь – 1.
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0
б) создавал бы новые блюда – 2
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» - 0
б) «Поле чудес» - 1
в) «Очевидное-невероятное» - 2.
10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут – 0
б) неизведанный маршрут – 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.
ОПРОСНИК «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника _________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»
Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.
Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:
А) полностью согласен – 0.
Б) не согласен – 2.
В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).
- Лицо – зеркало души (М.Горький).
- Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).
- Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).
ОПРОСНИК «КРИТИЧНОСТЬ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы А - полностью согласен, Б - не согласен, В - не готов дать оценку данному высказыванию |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.
Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.
Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?
- а) читать книгу – 0
б) сочинять книгу – 2
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
- а) выступать в роли актера – 2
б) выступать в роли зрителя – 0
в) выступать в роли критика – 1.
- а) рассказывать всем местные новости – 0
б) не пересказывать услышанное – 1
в) прокомментировать то, что услышали – 2.
- а) придумывать новые способы выполнения работы – 2
б) работать, используя испытанные приемы – 0
в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.
- а) исполнять указания – 0
б) организовывать людей – 2
в) быть помощником руководителя – 1.
- а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2
б) играть в игры, где можно проявить себя – 1
в) играть в команде – 0
- а) смотреть интересные фильмы дома – 1
б) читать книгу – 2
в) проводить время в компании друзей – 0.
- а) размышлять, как улучшить мир – 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.
- а) петь в хоре – 0
б) петь песню соло или дуэтом – 1
в) петь свою песню – 2.
- а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0
б) отправиться в путешествие на корабле – 1
в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.
Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.
Можно выделить 3 уровня творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ____________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»
Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.
Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.
Высказывания.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА
Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).
Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.
Инструкция
Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:
1 = никогда,
2 = редко,
3 = иногда,
4 = часто,
5 = постоянно.
Контрольный список характеристик креативности
Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________
Вопрос: «Творческая личность способна» | Ответ в баллах |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка полученной информации
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.
Уровни креативности
Очень высокий | 40-34 балла |
Высокий | 33-27 баллов |
Нормальный, средний | 26-20 баллов |
Низкий | 19-15 баллов |
Очень низкий | 14-0 баллов |
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(раздаточный лист)
Ф.И. учащегося ____________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(Общий лист ответов)
ФИО респондента (педагога, заполняющего анкету)
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны выше.
Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени каждый ученик вашего детского объединения обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы:
5 — постоянно; 4 —- часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда
№ | ФИ учащихся | Творческие характеристики | Сумма баллов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
МЕТОДИКА «ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и образность речи).
Время проведения: для детей 5 – 10 лет - 25 минут; 11 – 17 лет – 20 минут.
Возраст респондентов: 5 - 17 лет.
Цель: выявление способности к творческому самовыражению.
Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.
Инструкция
Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».
Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.
Обработка полученных данных
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
— беглость (Б)
— гибкость (Г)
— оригинальность (О)
— разработанность {?)
— название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
(см. иллюстрации на следующей странице).
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).
3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)
1 балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).
2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).
3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов — название не дано.
1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).
2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).
3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления
(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).
БЕГЛОСТЬ | Общее количество выполненных рисунков. Возможно тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок). |
ГИБКОСТЬ | Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории). |
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ | Где выполняется рисунок: — вне стимульной фигуры — 1 балл — внутри стимульной фигуры — 2 балла — внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов. |
РАЗРАБОТАННОСТЬ | Где дополняющие детали создают асимметрию изображения: — симметрично повсюду — 0 баллов — асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл — асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла — асимметрично внутри и снаружи — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
НАЗВАНИЕ | Словарный запас и образное, творческое использование языка: — название не дано — 0 баллов. — название из одного слова — 1 балл. — название из нескольких слов — 2 балла. — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла. (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
Примеры заполненной и обработанной тестовой тетради
Пример 1
Баллы по пяти факторам, оценивающим креативность, приводятся слева от рисунка, рядом с соответствующей буквой (первая буква названия фактора).
Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления
Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.
Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.
Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.
Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.
Краткое объяснение обработки данного примера 1.
Беглость — Максимально возможное число рисунков — 12. По одному баллу за рисунок. В наличии 12 рисунков. Оценка — 12 баллов.
Гибкость — Максимально возможное число изменений — 11, считая от первого изменения категории — по одному баллу за каждое изменение. Категория первой картинки — живое (Ж) сохраняется во второй картинке без изменений. На третьей картинке — механическое (М), изменение 1, на четвертой картинке — вид (В), изменение 2. Изменения отсутствуют до шестой картинки, на которой — символ (С) — это изменение 3. Затем изменение на восьмой картинке — вид (В), изменение 4. Снова изменение на символ (С) в картинке девять — изменение 5. Последнее изменение в картинке десять на категорию живое (Ж) дает изменение 6. Эта категория сохраняется и на 11-12 картинках. Суммарная оценка по гибкости — шесть баллов.
Оригинальность — где рисует учащийся. Наибольшее количество баллов (три балла) за рисунок внутри и снаружи стимульной фигуры. Девять рисунков, имеющих изображения внутри и снаружи стимульной линии (№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11) получают по три балла. Рисунки три и семь получают только по одному баллу — рисунок только вне стимульной фигуры. Рисунок 12 получает два балла — рисунок только внутри замкнутого контура. Суммарная оценка по оригинальности — 31 балл.
Разработанность — где размещаются детали для получения асимметричного изображения (асимметрия — отсутствие зеркальности относительно любых воображаемых осей). Наибольшее количество баллов (три) начисляется за асимметрию рисунка и внутри и снаружи стимульной линии или формы. Только один рисунок 8 является асимметричным и внутри и снаружи 1 и получает три балла. Рисунки 3, 9, 11, 12 симметричны внутри и снаружи и получают ноль баллов за разработанность. Рисунки 1, 2 и 5 асимметричны внутри замкнутого контура и дают по два балла. Рисунки 4,6,7 и 10 имеют асимметрию снаружи замкнутого контура и получают по одному баллу за разработанность. Суммарная оценка за разработанность — 13 баллов.
Название — Здесь оценивается словарный запас: количество употребляемых слов, сложность и образность названия. Наибольшее количество баллов (три) за образное название, выражающее нечто неочевидное в рисунке. Рисунки 1, 3, 6 и 7 имеют образное название и получают по три балла каждый. Рисунки 2, 4, 8, 10 и 12 имеют название, состоящее из одного слова, и получают по одному баллу каждый. Названия всех остальных рисунков (5, 9 и 11) представляют собой словосочетания описательного характера и получают по два балла. Суммарная оценка названий по всем рисункам — 23 балла.
Общий суммарный сырой результат 85 получился при суммировании баллов по всем факторам Б+Г+О+Р+Н = 12+6+31+13+23 = 85.
ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ
«Тест дивергентного (творческого) мышления»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
ФИО___________________________________________________________
Дата______________________________________Возраст_______________
1 __________________________ 2__________________________
3__________________________ 4_________________________
5_________________________ 6_________________________
7___________________________ 8________________________
9_________________________ 10________________________
11________________________ 12________________________
Выводы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог ДО
Индивидуальная карта отслеживания творческой деятельности учащегося
в 20___ - 20___ учебном году
__________________________________________________________________________________________
(Фамилия и имя воспитанника)
Детское объединение ___________________________________________
(наименование детского объединения)
Педагог _______________________________________________________
(ФИО педагога дополнительного образования)
№ п/п | Наименование деятельности учащегося (участие в соревнованиях, выставках, творческих сборах, социальных и творческих проектах, спектаклях, концертах; разработка рефератов, докладов, экскурсий) | Совместный анализ деятельности | Отзывы (родителей, рецензентов, жюри, участников экскурсии) | |
Что получилось? Почему? | Что не получилось? Почему? | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Список используемой литературы
- Аванесов В.С. Социологические тесты. М., 1982 г
- Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991. С.112-113.)
- Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 .
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты С.- Пб. 2002.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. – Пб. 2002.
- Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.- 144 с.- (Руководство практического психолога).
- Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М.: Просвещение, 1986,- 336с., С. 16.)
[1] Составлено по материалам учебно-методического пособия к.п.н. Макаровой Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.
[2] критерий (от греч. Kriterion – «средство для суждения») – признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. 1973. с. 450)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.
Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБУЧЕННОСТИ, МОТИВОВ УЧЕНИЯ
Методики диагностирования обученности, мотивов учения. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара. ...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования профессиональных интересов обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г....
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования профессиональных интересов обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г....
Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...