Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий
материал на тему
В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкурентноспособность. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе соответствует этим условиям, а также способствует развитию индивидуальных возможностей каждого ученика с учетом его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.
Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неэффективным использованием средств ИКТ в обучении.
Кроме того, очевидны противоречия между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами школьников в получении информации и реальной педагогической деятельностью, направленной на использование традиционных источников информации, а также между необходимостью подготовки учащихся, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества, и недостаточным уровнем их информационной культуры.
Решение данных проблем, на мой взгляд, возможно в процессе педагогически целесообразного использования ИКТ в обучении школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Черлакская средняя общеобразовательная школа»
Тема педагогического опыта
«Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий»
Автор:
учитель информатики,
математики
Кошля Лидия Николаевна
Актуальность опыта. В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкурентноспособность. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе соответствует этим условиям, а также способствует развитию индивидуальных возможностей каждого ученика с учетом его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни.
Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неэффективным использованием средств ИКТ в обучении.
Кроме того, очевидны противоречия между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами школьников в получении информации и реальной педагогической деятельностью, направленной на использование традиционных источников информации, а также между необходимостью подготовки учащихся, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества, и недостаточным уровнем их информационной культуры.
Решение данных проблем, на мой взгляд, возможно в процессе педагогически целесообразного использования ИКТ в обучении школьников.
Ведущая педагогическая идея. Использование ИКТ на уроках в последнее время получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и новыми возможностями Интернета. Современные образовательные технологии предоставляют огромные возможности для эффективной организации самообразования учащихся. Это шанс для учителя сформировать у обучающихся навык самоорганизации, развить их способность к самостоятельному поиску и накоплению информации, ее осмыслению, обработке и практическому применению.
Цель педагогической деятельности – создание условий для формирования у обучающихся навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний в процессе использования ими средств ИКТ в обучении.
Достижение цели предусматривает решение следующего круга задач:
- Систематизировать накопленные средства ИКТ.
- Определить в учебных программах место для применения средств ИКТ.
- Выявить влияние ИКТ на формирование навыков самоорганизации учащихся.
- Определить критерии информационной компетентности и показатели сформированности навыков самоорганизации учащихся.
- Научить использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной жизненной ситуации.
Теоретическое обоснование опыта и его практическое применение
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
- По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
- По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (каталоги, поисковые системы).
- По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
- По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные;
- внеурочные
- По форме взаимодействия с обучаемыми:
- технология асинхронного режима связи – «offline»;
- технология синхронного режима связи – «online».
Основными преимуществами использования ИКТ являются индивидуализация обучении, интенсификация самостоятельной работы учащихся, рост объема выполненных на уроке заданий, расширение информационных потоков при использовании Интернет, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, интегрирование обычного урока с компьютером, освоение учащимися современных информационных технологий.
Актуальной остается проблема формирования навыка самоорганизации учащихся. Вопросы самоорганизации в современной педагогике рассматривали многие ученые с разных точек зрения. Дидактический аспект выделен В.Г. Будановым, Л.Ф. Комоловой, А.К. Осиным. Об использования идей синергетики (науки о самоорганизации и саморазвитии систем) для формулирования принципов учебно-воспитательного процесса писали В.А. Журавлев, С.В. Кульневич и другие. Возможность управления процессом самоорганизации в обучении раскрыта В.А. Игнатовой, Н.Н. Рыбаковой, А.Т. Цветковой.
В 20-е годы ХХ века появились первые работы по самоорганизации учебной деятельности (Журавский А.Ф., Келлер Б.А., Ребельский И.В. и др.) в виде методических указаний по самоорганизации учебного труда. В конце ХХ века появились учебники, пособия, посвященные данному вопросу. Это связано с всплеском интереса к познавательной деятельности, в рамках которой и рассматривался вопрос самоорганизации. Засорина Л.Н. и Петунов В.Д. самоорганизацию учебной деятельности рассматривают как компонент в структуре личности. Самоорганизация, как эффективная самостоятельность, – умение без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать на уроке, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению.
Эффективность формирования навыка самостоятельной организации учебной деятельности учащихся обеспечивают нетрадиционные формы организации обучения с использованием ИКТ, однако классно-урочная система, созданная Я. А. Коменским, и сейчас остаётся востребованной формой организации учебной деятельности. Наличие цифровых средств и веб-инструментов уже не “намекает”, а открыто “указывает” на необходимость изменения сложившейся веками учебной ситуации.
Исходя из этих позиций, я решила апробировать модель «Перевернутый класс», идея которого возникла несколько десятилетий назад в США (создатель модели английский преподаватель Брайан Беннет). Данную модель попробовала применить на уроках информатики, физики и математики в 7-9 классах.
Вижу эффективность использования этой модели в:
- максимальном внимание к каждому ученику;
- развитии в детях самостоятельности, творчества, инициативы, изобретательности, независимости;
- эффективном использовании времени, учебной программы;
- обучении детей умению оценивать свою работу;
- получении детьми прочных, качественных знаний, приобретенных в результате самостоятельной работы;
- осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей.
Такая форма работы дает каждому ребенку возможность саморазвития и самосовершенствования.
“Перевернутый класс” это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видео-лекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, связанных с домашним заданием. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов…
Отличительные особенности модели «Перевернутый класс»;
- вовлеченность учащихся в процесс обучения;
- учебные материалы (видео, аудио, «интерактивы») в свободном доступе;
- учитель становится фасилитатором;
- ученик – активный участник образовательного процесса.
Каждый раз мною учитываются положительные и отрицательные стороны данной формы работы. При таком подходе к обучению очень важна роль учителя, его профессионализм, умение точно определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо очень продуманно, загодя готовить учебные материалы, планы, составлять программы, чутко реагируя на индивидуальные особенности ребят.
Работая по разным программам – традиционной, Бунеева (Школа-2100) - я убедилась, что данная система работы действенна и имеет положительные результаты, но опять надо оговориться, что использовать такую модель работы необходимо с учетом степени сложности учебного материала и с периодичностью.
Безусловно, использование методики «Перевернутый класс» требует коррекции, дополнения, постоянного обновления, обогащения материалами. Но вместе с тем она отвечает основным требованиям личностно-ориентированного обучения и эффективно помогает формировать самостоятельность в организации учебной деятельности учащихся.
Результативность опыта
Главным показателем успешности моей педагогической деятельности является сформированность информационной компетентности и навыков самоорганизации обучающихся.
Критериями сформированности информационной компетентности являются способности выпускника:
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации,
- самостоятельно интерпретировать информацию,
- систематизировать и структурировать информацию,
- критически оценивать информацию,
- анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи,
- делать аргументированные выводы,
- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
- представлять информацию в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Уровни сформированности навыков самоорганизации учащихся
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV |
осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности | осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет | планирует информационный поиск | определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения |
применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника | применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов) | владеет способами систематизации информации | выбирает информационные источники, адекватные цели проекта |
демонстрирует понимание полученной информации | интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности | критически относится к полученной информации | разрешает противоречия |
демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу | приводит аргументы | делает выводы | делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности |
В процессе педагогически целесообразного использования ИКТ в обучении реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся на высоком уровне осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
В перспективе вижу продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в обучении и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели – формированию навыка самоорганизации учащихся, который пригодится им в будущей профессиональной деятельности и поможет стать грамотными специалистами.
Использованная литература:
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Информатика и образование. - 1998. - №5-7
- Повышение качества образовательного процесса в школе/авт.-сост. Т.Н. Каркошкина, Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2009г.
- Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании чувашского языка.
Сегодня невозможно представить школу без хорошо оснащенного кабинета информатики и без учителей предметников, знающих компьютерные технологии. Используя компьютерные программы, мы делаем процесс...
Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной информационно - коммуникативной технологи...
Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования - это инт...
Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."
Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассматриваются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, а именно газет, на уроках английского языка. Рассматриваются определенные взгляд...
Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...
Система классных часов, направленных на формирование навыков самоорганизации обучающихся 2 класса
В данной статье представленна теоретическая информация о том, что такое самоорганизация. Описывается такая форма организации внеурочной деятельности как классный час. Продемонстрированы формы, методы,...