Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся
материал на тему
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_ashabova.pptx | 454.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один из главных факторов модернизации образования Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся Использование ИКТ Развитие личностного потенциала учащихся Создание на их основе новой информационно-образовательной среды
Новый образ педагога Учитель нового поколения Личность которая постоянно совершенствуется профессионально и адекватно отвечает на вызовы времени “ Коллективный учитель ” Консультант Руководитель проектов Организатор
Создание условий которые инициировали бы учащихся к Основная задача учителя новой учебной внеучебной деятельности результаты которой отвечали бы новым запросом общества
Образованный человек в современном обществе делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности Это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации приобретать
Образовательный проект Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся имеющая : Общую цель Согласованные методы Способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности
Организация учебной деятельности Учебные проекты продолжительностью в одно учебное занятие Учебные проекты на весь учебный год Учебные проекты по теме индивидуальные общеучилищные окружные групповые
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учащимся универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека Актуальность
Понятийный аппарат Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении Проектно-исследовательская деятельность – это метод обучения, который может применяться на уроках, факультативах, кружках. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся… . Он формирует большое количество умений и навыков… . Он формирует опыт деятельности… (И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность, - М.,2008.) Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её … Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения (В. В. Гузеев . Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996.)
Противоречия : между современными требованиями к преподаванию биологии и химии традиционным обучениям стремление личности к творческому самовыражению низким уровнем развития у них коммуникативной культуры ухудшение состояния здоровья уровень качества обучения между большим количеством времени на обучение между освоением учебных программ обучающихся между преобладающим репродуктивным характером преподавания потребностями общества в компетентных личностях
Существует необходимость использования проектно-исследовательской технологии для осуществления связи теории с практикой Проблема исследования
использования информационно - коммуникационных и других современных образовательных технологий ; применение проектно- исследовательской деятельности учащихся ; чередование различных видов мероприятия, развивающих ключевые компетенции учащихся в процессе обучения биологии и химии. Пути решения проблемы
Ключевые компетенции, формируемые на уроках биологии и химии Учебно-познавательная Здоровье сберегающая Исследовательская коммуникативная Ценностно - смысловая Информационная Технологическая Социальная
Гипотеза Система формирования основ проектно-исследовательской деятельности будет эффективной если; она включает изучение и анализ оценки обученности проектно-исследовательской деятельности; направлена на формирование мотивации к занятием проектно-исследовательской деятельности; характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Цель проекта: создать условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность на уроке биологии, химии и во внеурочное время и сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задачи. Задачи: на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта построить педагогическую модель учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе; апробировать систему педагогической деятельности по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях; отслеживать эффективность исследовательской деятельности через диагностику уровня сформированности проектных умений и навыков; формирование устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха; навыков решения проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; формирование ключевых компетенций;
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Научность
Исследовательская деятельность - это вид самостоятельной активной аналитической деятельности учащихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса. Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей. Проектно-исследовательская технология отвечает всем современным тенденциям в образовании. Новизна
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. Основные требования проектно-исследовательской деятельности
Длительность работы над проектом. Сроки реализации проекта: 2010-2015г.г . Диапазон проекта. Педагогический проект охватывает учебную деятельность на уроках биологии, химии, экологии, внеклассную работу, работу в элективных курсах Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно-исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся
- расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний; - умение находить источники информации, извлекать информацию; - умение планировать работу над проектом; - умение сотрудничать при выполнении проектов. Предполагаемый результат
Содержание предмета расширяю за счёт: 1. Формирования у учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач 2. Включения учащихся в проектную деятельность на уроке 3. Развития познавательного интереса учащихся 4. Формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении 5. Реализации опыта учащихся на уроках 6. Использования межпредметных связей 7. Использования электронных учебников
Общеучебные умения и навыки, которые формирую в проектно-исследовательской деятельности у учащихся : - Рефлексивные умения (осмыслить цель и задачи) Исследовательские (умение выдвигать гипотезы, находить информацию, находить варианты решения проблем) Работа в сотрудничестве (работа в паре, группе) Навык самостоятельной работы Навык анализа собственной деятельности Умение публичного выступления Умение и навык составлять презентации
Этапы Планирование работы Оценива ние Презента ция Оформле ние результа тов Разработка проекта Подготовительный Алгоритм деятельности в технологии проектно-исследовательского обучения
сообщение доклад отчёт Представления результатов проектной деятельности учебное пособие реферат отчёт Письменные презентация плакат, стенгазета - выставка Наглядные Устные
Диагностика эффективности проекта Анкетирование учащихся Результаты диагностических методик для определения уровня сформированности проектно-исследовательской деятельности Экспертная оценка коллег Групповая и индивидуальная самооценка Тестирование учащихся
Внеурочная деятельность, повышающая интерес к обучению, творческий потенциал Интеллектуальные марафоны по предметам Элективный курс : “ Мы за здоровый образ жизни ” “ Решение химических задач ” . Индивидуальные консультации
Количество обучающихся , занимающихся проектной деятельностью
Высокий мотивационный уровень учащихся к проектно-исследовательской деятельности:
Биология
Химия
Результаты диагностики развития личности приведены на диаграмме
ВЫВОДЫ: - эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в ППУ – это не просто один из методов обучения – это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. - в результате сознательно осуществляемого проектирования и жизненного стратегирования приводит к стабильным позитивным личностным изменениям. Она позволяет всегда добиться целей, экономить усилия, избегать лишних ошибок, побеждать в конкурентной борьбе, творчески расти, полностью реализовать свой личностный потенциал.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающие обучения, проблемное обучение и др.- Москва. 2008. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании- Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6(12). 2007. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности- Москва. Издательство «Аркти». 2007. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика- Москва «Глобус», 2007. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. №10. 1999. www.hr-journal.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection/edu/ru Информационный образовательный портал. http://www.openclass.ru Список источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся
1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методики диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара...
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа
Статья о социальном проекте "Ладушки", реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто...
Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся
Педагогический проект ТЕМА: "Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся" Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных техн...
Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работы Динамика показателей личностного роста обучающихся
Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работыДинамика показателей личностного роста обучающихся...