Воспитание учащихся на уроках трудового обучения
учебно-методическое пособие на тему

Воспитание учащихся  на уроках трудового обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Трудовое воспитание - одно из важнейших средств развития личности.

2. Теория трудового воспитания Сухомлинского.

3.Политехнический принцип в трудовом обучении.

4.Умственное развитие личности в труд е .

5.Проблемное обучение на уроках технологии (основные девять типов проблемных ситуаций).

6.Уровни проблемного обучения  (несамостоятельная активность, полусамостоятельность,

самостоятельность, творческая активность).

        

7.Эстетическое, эмоциональное, нравственное воспитание в труде.

          Понятие трудового воспитания  выдвигалась такими передовыми мыслителями и педагогами, как Т. Кампанелла Т. Мор, Я. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Герцен, К. Ушинский и др. В 18 веке педагоги стали понимать, что трудовое воспитание необходимо не только для приобретения жизненно важных умений и навыков, но и для развития личности в целом. В это время педагоги были под влиянием /1712-1778/  Ж.Ж. Руссо. Он в своей книге «Эмиль или воспитание» уделял большое внимание трудовому воспитанию: «Всякий праздный человек есть вор». Он утверждал, что именно через труд приобретаются здравые понятия и развитие умственных способностей человека. Большой вклад в развитие проблемы трудового воспитания вносят передовые деятели России: Ломоносов, Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. В 1888 году в России были открыты классы ручного труда в Петербургском учительском институте. С 1878 по 1909 г. в России было подготовлено около 2 тысяч учителей труда. К 1910 г. он изучался уже в 895 учебных заведениях. Первым организатором и пропагандистом этого дела был преподаватель Петербургского учительского института. К. Ю. Циркуль. Им написаны пособия по труду. Разработана система трудовых заданий для учащихся с постепенным усложнением приемов их выполнения, используемых инструментов и материалов. По инициативе Н. В. Касаткина и К. Ю. Циркуль создается «Российское общество ручного педагогического труда» и начинает издаваться журнал «Трудовое воспитание». Но, не смотря на то, что передовые педагоги понимали, что трудовое воспитание - фактор развития личности, в целом в практике до революции трудовое обучение было оторвано от обучения наукам. Труд имел хозяйственное значение и носил преимущественно ремесленный характер.

          С годами изменился взгляд на обучение и воспитание труду. Встал вопрос о политехническом образовании. Это глубокое знание основ наук, тесная связь с принципами процессов производства и, наконец, формирование практических навыков и умений. Это явилось одним из ведущих принципов новой системы народного образования.

           Труд является условием и результатом возникновения человеческого общества и развития самого человека. Трудовая деятельность лежит в основе всех сторон общественной жизни, т. к. именно в процессе труда создаются материальные условия существования человека, формирование его личностных качеств. Труд - необходимое условие гармонического развития личности.

           Большой вклад в теорию трудового воспитания  внес Сухомлинский. Например, он определил необходимые условия осуществления трудового воспитания:

1. Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического.

2.Раскрытие, выявление и развитие индивидуальности в труде.

3.Высокая нравственность труда, его общественно-полезная направленность.

4.Раннее включение в производственный труд.

5.Многообразие видов труда.

6.Постоянность, непрерывность труда.

7.Черты производительного труда взрослых в детском труде.

8.Творческий характер труда, сочетание усилий разума и рук.

9.Преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков.

10.Всеобщий характер производительного труда.

11.Посильность трудовой деятельности.

12.Единство  многогранной духовной жизни.

       Исследования ученых показывают, что механизация, автоматизация трудовых процессов приводят к коренным изменениям технология производства и функций работников. С внедрением в производство машин-автоматов расширяется классическое понятие о машине. К трем ее известным частям – двигателю, передаточному механизму и рабочему органу - добавляется четвертая часть - управляющее устройство. С появлением в машине специальных управляющих устройств из трудового процесса постепенно вытесняются некоторые физические функции работника. Они заменяются сенсорными и интеллектуальными функциями; поэтому в подготовке подрастающего поколения к производительному труду первостепенное значение приобретают общеобразовательные знания по математике, физике, биологии и химии; общетехнические знания по машиноведению, основам черчения, технологии материалов; общепроизводственные знания по механизации и автоматизации; знания об инструментах, приспособлениях, оборудовании, технологии производства. Наряду со знаниями важную роль начинают занимать политехнические умения, как наблюдение и контроль  за оборудованием, определение неисправностей машины и умение устранять их, чтение чертежей и схем, составление эскизов и технологических карт, рационализация трудового процесса, грамотное обслуживание машин, ремонтные работы.    

             На уроках трудового обучения учитель расширяет политехнический кругозор учащихся о предметах труда. Учащиеся используют для работы материалы, которые уже частично подверглись обработке, например древесина, металл, полуфабрикаты и др. Изучение свойств материалов и способов их обработки не только расширяет политехнический кругозор учащихся, но и делает их труд более осознанным, рациональным, плодотворным.

Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда / ножницами по металлу, лобзиком, отверткой, гаечным ключом, плоскогубцами и др./, приемами работы с ними. Изучение приемов работы ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда. Учитель обращает внимание на то, что в основе ручных и машинных орудий труда заложены одни и те же принципы. Так полотно лобзика в принципе не отличается от полотна пилорамы, ручной нож - от ножа обрезного переплетного станка, ручные ножницы - от машинных ножниц. Рассматривая ручные орудия труда в политехническом плане, и знакомя детей с современной техникой, учитель акцентирует внимание детей на том, что в основе самых сложных машин заложены принципы ручного труда - необходимое условие успешной работы на машине.

На конкретных примерах учитель показывает детям, что производство любого промышленного изделия включает в себя несколько этапов. Сначала конструктор разрабатывает чертежи будущего изделия, технолог планирует последовательность его изготовления; далее техническая документация поступает в цехи промышленного предприятия, где рабочие, ознакомившись с чертежами, подготавливают для работы необходимые материалы, инструменты, станки и осуществляют различные виды технологической обработки. В результате этой коллективной деятельности получается заданный продукт труда - законченное изделие. Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все: и предмет труда, и орудия труда, и деятельность человека в труде - соединяется в продукте труда, в законченном изделии. Знания, приобретенные учащимися, являются фундаментом для формирования обобщенных политехнических умений и служат базой для продолжения политехнического образования.

           Современный человек должен обладать развитым мышлением. Мышление современного человека проявляется в овладении технологическими понятиями и выражается в технических суждениях, которые часто выходят за пределы известного и имеют вероятностный характер. Наиболее ярко такое мышление проявляется при рационализаторской деятельности и изобретательности. Учебный труд в средних и старших классах является эффективным средством развития мышления, особенно при обработке разных материалов и конструировании. Тай, в процессе конструирования учащиеся устанавливают, какие материалы и инструменты необходимо подготовить для работы, как организовать рабочее место, в какой последовательности следует выполнять практическое задание. Далее при реализации конструкторских замыслов внимание учащихся в основном переключается на самоконтроль: учащиеся наблюдают за своими действиями и получаемыми результатами, анализируют ход работы, сопоставляют результаты работы с намеченными планами, корректируют свои действия в соответствии с заданной программой, оценивают свою работу. Таким образом, конструирование активно развивает у учащихся творческое мышление, способствует развитию рационализаторских способностей.

Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль за своим трудом. Все это активно развивает мышление. Вместе с мышлением в труде развивается и язык учащегося. В процессе труда учащиеся усваивают различные технические понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают графической грамотой. Практическое изготовление вещи ставит ученика перед необходимостью глубокого изучения предмета труда, орудий и продукта труда. Знания, полученные учащимися в результате активного воздействия на вещи, более прочно сохраняются в памяти, чем знания, полученные из книг и рассказа учителя. Прочность знаний, полученных в труде, обуславливается тем, что здесь, как правило, функционируют различные анализаторы учащегося. Его кинестезические ощущения фиксируют рабочие движения мышц, сопротивление материалов при сгибании, резании; осязательные ощущения сигнализируют о твердости, гладкости, температуре материалов; слуховое ощущение улавливает звук при резании ножовкой по металлу; зрительные ощущения запечатлевают длину, толщину, форму, цвет изделий, материалов, инструментов; обонятельные ощущения улавливают запах красителей и лаков.

Учителю всегда следует помнить о том, что труд далеко не при всех условиях активно развивает умственные способности учащихся. Работа, проводимая по инструкции, в которой подробнейшим образом регламентирован весь трудовой процесс, слабо развивает умственные способности учащихся. Поэтому важнейшей задачей учителя является разработка заданий, включающих в себя наряду с инструкцией разнообразные творческие задачи. Для этой цели широко использовать наблюдения, опыты, лабораторные работы, проектирование изделий с графическим выражением их, планирование работы, использование технологических карт с пропущенными данными, постановку проблемных задач, работу по программированным пособиям, выполнение творческих заданий.

 В последние годы действенным средством развития познавательной активности учащихся стало проблемное обучение. Оно нашло применение в практике изучения ряда учебных предметов в школе. К сожалению, этого нельзя сказать о трудовом обучении, поскольку его содержание и процесс имеют по сравнению с другими учебными предметами существенные особенности, которые затрудняют использование опыта проблемного обучения, накопленного в других дисциплинах. Отсутствуют и методические рекомендации по применению проблемного обучения на уроках труда. Все это приводит к тому, что проблемный подход на уроках труда почти не используется.

Проблемное обучение строится на основе противоречий, заложенных в содержании учебного материала и в самом обучении. Следовательно, если в трудовом обучении есть противоречия, являющиеся «движущей силой» обучения и требующие для разрешения / устранения/ их сочетания умственной и практической деятельности, то оно /проблемное обучение/ возможно и на уроках труда. Анализ содержания учебного материала и процесса обучения показал, что на уроках труда можно использовать, по меньшей мере, девять типов противоречий, способных при соответствующих условиях создавать соответственно девять типов проблемных ситуаций.

Рассмотрим их более подробно.

  1. Проблемные ситуации, возникающие при несоответствии между системой знаний, имеющейся у школьника, и новыми знаниями. В трудовом обучении такие ситуации наиболее часто возникают при несоответствии между уже усвоенными знаниями и «новыми фактами или между научными знаниями и донаучными», житейскими, практическими. Например, учащиеся 5 класса из опыта знают, что перемещение моторной лодки по воде, полет самолета в воздухе обеспечиваются вращением винта. В их понимании это чуть ли не единственное условие движения лодки, самолета. Чтобы пополнить знания учащихся, учитель перед изготовлением модели с резиновым двигателем должен продемонстрировать ее работу с винтом, угол атаки которого равен нулю. Винт вращается, а лодка не перемещается. Учащиеся оказываются в затруднении: кажущиеся достаточным условием движения лодки выполнено, а она не перемещается. Возникает проблемная ситуация указанного типа.
  2. Проблемные ситуации, обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия из теоретически возможных в конкретной ситуации. Часто такие проблемные ситуации возникают при выборе режима резания, составлении технологических процессов, поиске причин неисправностей оборудования и т. д. Например, при работе на токарном станке по металлу учащийся заметил, что на обработанной поверхности идет дробление металла. Ему известны возможные причины этого недостатка. Но какая из них или совокупность, каких причин проявляется в данном случае, ученик не может сразу определить. Такое затруднение, как правило, вызывает проблемную ситуацию.
  3. Проблемные ситуации, возникающие при необходимости использования имеющихся знаний и способов действия в принципиально новых условиях. К примеру, после того как учащиеся уяснили, что основу любого режущего инструмента составляет клин, учитель предлагает им сравнить резцы подрезной и фасонный. Сравнивая их, учащиеся задают себе вопрос: почему режущая кромка фасонного резца в отличии от подрезного имеет полукруглую форму? Поиск ответа на него связан с наличием проблемной ситуации указанного типа.
  4. Проблемные ситуации, вызванные несоответствием между теоретически возможным путем решения учебной проблемы и практической неосуществимости или нецелесообразностью

 избранного способа. Проблемная ситуация данного типа может возникнуть, например, при поиске ответа на какие-либо производственные вопросы. Обычно это вопросы типа «почему?» / почему сверло берут меньшего диаметра, чем диаметр нарезаемой резьбы и т.д./.

  1. Проблемные ситуации, обусловленные несоответствием между конкретным объектом /техническим устройством/ и его изображением. В технических рисунках, чертежах, кинематических и радиотехнических схемах, широко используемых в трудовом обучении, существенные элементы предметов, деталей, механизмов изображаются при помощи символов или проекций, а несущественные опускаются. Изображение технического устройства, полученное таким образом, не соответствует его натуральному виду. Это несоответствие часто является источником проблемных ситуаций.
  2. Проблемные ситуации как результат проявления объективно заложенного в схемах и чертежах

противоречий между «статическим» характером самих изображений и необходимостью прочитать в них «динамические» процессы.

  1. Проблемные ситуации, отражающие несоответствие между мысленным образом действия и собственно практическим действием. Прежде чем выполнить новое практическое действие, учащийся должен создать в своем сознании его образ. Источниками создания такого

образа являются объяснение и показ действия учителем, описание способа действия в инструкциях, карточках-заданиях, учебниках и т. д. Практическое выполнение нового действия учеником в большинстве случаев / это обусловлено влиянием различных факторов/ не совпадает с его описанием. Несоответствие такого типа вызывает проблемные ситуации в ходе практической работы. Например, после объяснения и показа операций по разметке на плоскости учащиеся не могут сразу правильно выполнить ее.

  1. Проблемные ситуации, вызванные преодолением «психологического барьера» прошлого опыта. Общеизвестно положительное и отрицательное влияние прошлого опыта на процесс усвоения новых знаний и способов действия. Происходит борьба между тенденцией к сохранению приобретенных знаний и умений и необходимостью их усовершенствовать,

обновить. При определенных условиях это противоречие становится источником проблемных ситуаций. При конструировании, моделировании, составлении технологических процессов учащимся трудно отойти от известных конструкций, моделей, типовых процессов. Пытаясь найти новое, нестандартное решение, они попадают в затруднение проблемного характера.

  9.Проблемные ситуации как результат проявления противоречий суждений. При конструировании и  составлении технологических процессов часто по одному и тому же поводу высказываются альтернативные суждения типа: «возможно - невозможно», «рационально - нерационально»,      «положительно - отрицательно». Задания на доказательство приемлемости того или иного       суждения носит проблемный характер.                

       Каждый из типов проблемных ситуаций, свойственных трудовому обучению, можно создать посредством проблемных вопросов, задач или практических заданий. Поскольку содержание трудовой подготовки направлено на обучение школьников в основном трем видам деятельности: конструкторской, технологической и организационно-эксплуатационной, то для того чтобы трудовое обучение имело творческий характер, проблемные задания, решаемые на уроках, должны включать учебные проблемы соответственно трех типов: конструкторские, технологические и организационные.

    Существуют различные  способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к объяснению несоответствий между изучаемыми предметами,  явлениями;  использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; ситуаций выбора фактов, противоречащих убеждениям, личному опыту,  а также заданий, в которых необходимо по схематическому изображению представить динамику процессов; решение диагностических и прогностических задач и т. д.

   Практика трудового обучения показала, что эпизодическое использование основных типов проблемных ситуаций малоэффективно. Подлинная активизация познавательной деятельности учащихся возможна лишь при использовании проблемного подхода в определенной, дидактически обоснованной системе. В условиях трудового обучения такая система должна удовлетворять следующим требованиям: в заданиях необходимо отразить содержание и логику учебного материал, связать их с практической работой учащихся и расположить последовательно по принципу возрастания трудности.

            В новых программах по трудовому обучению указано, какие знаний и умения учащиеся  должны приобрести в ходе изучения каждой учебной темы. Необходимо установить соотношение между репродуктивной и творческой деятельностью учащихся. Во-первых, не всякий учебный материал нужно изучать с использованием проблемных заданий / это относится прежде всего к материалам информационного характера, а также к сведениям, касающимся предметов, явлений и процессов, по которым учащиеся не имеют опорных знаний, и т. п./. Во-вторых, соотношение между репродуктивной и творческой деятельностью учащихся находится в прямой зависимости от подготовленности их к творческой работе. Практика показывает, что включение , школьника в творческую деятельность по решению учебных проблем нужно производить постепенно, выделив четыре уровня проблемного обучения: выделив четыре уровня проблемного

обучения: несамостоятельную активность, полусамостоятельность, самостоятельность и творче – ство.

Первый уровень - несамостоятельная активность - проблемное изложение. Учитель вводит учащихся в проблему, формирует ее, создает проблемные ситуации, обеспечивает фактическим материалом для работы, указывает методы решения учебных проблем, разъясняет логические приемы перехода от неизвестного к известному и делает выводы. В процессе решения проблем он с помощью «наводящих» вопросов вовлекает учащихся в диалог. Находясь в состоянии проблемной ситуации, школьники следят за ходом мыслительной деятельности учителя, активнее усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности.

Второй уровень - полусамостоятельная активность. Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учащимися формирует учебную проблему и при их участии решает ее. По ходу анализа условий проблемного задания и при решении учебной проблемы школьники под руководством педагога должны выявить сущность процессов и явлений, содержащихся в задании, найти недостающие данные, выдвинуть предположение, обосновать и доказать свои гипотезы.

Третий уровень - самостоятельная активность. Учитель создает проблемную ситуацию, помогает учащимся сформулировать учебную проблему. Школьники самостоятельно находят , метод eё решения, раскрывают причинно - следственные связи процессов и явлений, рассматриваемых в задании, вместе с учителем формулируют выводы.

Четвертый уровень - творческая активность. Учитель, излагая учебный материал или содержание трудового задания, создает условия для возникновения проблемных ситуаций. При этом школьники самостоятельно формулируют учебную проблему. Наводящие вопросы учителя помогают им обнаружить противоречия в фактах и доказательствах и прийти к тем выводам и обобщениям, которые соответствуют логике учебного материала.

    Формулирование проблемных заданий - один из важных этапов подготовки учебного материала  к изучению. Учитель должен стремиться к тому, чтобы формулировка была доступной для учащихся: она должна отражать противоречивость фактов и явлений, конфликтность ситуаций /при соблюдении  этого условия школьники сразу ставятся перед необходимостью решить проблему/.

    Возникновению учебных проблем в трудовом обучении нередко способствует столкновение ученика с трудностью практического характера. В таких случаях учитель не формулирует проблемное задание, в заранее предусматривает условия возникновения затруднения. Например, чтобы усвоить способ действия по подгонке угловых соединений, можно дать задание на изготовление рамки. Выполнив соединение в каждом углу, ученики приступают к сборке рамки. Вот здесь-то и проявляются неточности, допущенные при разметке. Если учитель преднамеренно не сообщил способы устранения неизбежного в таких случаях дефекта, то учащиеся, как правило, попадают в затруднение. Попытка устранить образовавшиеся зазоры, не используя подгонку, не приводит к желаемому результату. Возникает потребность в новом способе действия.

    Создание системы проблемных заданий и определение места каждого из них в системе уроков по данной теме производится после того, как подобраны и сформированы необходимые задания. При этом следует предусмотреть, чтобы проблемные вопросы, задачи, практические задания, входящие в систему, располагались в порядке возрастающей трудности; они должны включать конструкторские, технологически и организационные вопросы изучаемой темы. Используя их, можно создавать проблемные ситуации различных типов, вызывая потребности в противопоставлении, сравнении, анализе, синтезе, обобщении и формулировании выводов. Другими словами, система проблемных заданий должна представлять собой определенную программу, выполнение которой способствовало бы активному усвоению новых знаний и способов действий учащимися, обеспечивало планомерный переход от одного уровня к другому, более высокому и более творческому. Все эти действия вместе с физическим развитием активно развивает умственные способности учащихся. Дидактическая ценность такой деятельности учащихся состоит в том, что здесь воспитываются ценные нравственные качества и осуществляются при этом межпредметные связи.

    Эстетическое воспитание в труде осуществляется самыми разнообразными средствами. Учителю следует помнить, что эстетические чувства и вкусы воспитывает все: и рабочее помещение, и материал, и инструменты, и поделки. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов учащихся играют образцовые изделия, технические рисунки, чертежи, технологические карты. Эти наглядные пособия должны быть выполнены с учетом всех требований ГОСТа и технической эстетики.

     Основную роль в эстетическом воспитании учащихся играет подбор изделий, которые предстоит изготавливать. Поэтому при планировании уроков и внеклассных занятий по труду учителю всегда следует помнить о том, что изготовляемые учащимися изделия должны удовлетворить основным требованиям современной технической эстетики.

     Важнейшей для учителя является задача воспитать у учащихся отношение к труду, когда труд для человека становится первой жизненной необходимостью, источником радости и наслаждения. Опыт передовых учителей позволяет определить условия, при которых труд становится для учащихся источником радости, приносит им счастье и моральное удовлетворение.

     Учащиеся любят все делать сами. Самостоятельность в труде их искренне радует и воодушевляет. Поэтому учителю следует строить обучение так, чтобы всегда был простор для самостоятельного творчества. Развитию самостоятельности и творчества способствуют наблюдения, опыты, расчеты, составление технических рисунков и чертежей, решение проблемных задач и др. Самостоятельность и творчество воспитывают элементы рационализаторской деятельности - качества столь необходимого в современном производстве.

     Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся возрастают при коллективной организации работы. Создавая изделие коллективно, учащиеся на практике убеждаются в том, что эти изделия можно использовать только при добросовестной хорошей работе каждого ученика. С целью повышения ответственности к труду наряду с индивидуальным баллом при выполнении коллективных работ можно практиковать выставление коллективного балла, которым в зависимости от организации работы можно оценивать результат труда всего класса. Например, учащиеся 8-х классов изготавливают мини сеялку. Каждый ученик делает одну деталь. После изготовления деталей учитель выставляет каждому ученику оценку. После сборки сеялки учитель выставляет уже оценку всему классу. И если некоторые детали изготовлены плохо и не точно, то целому классу выставляется более низкий балл. Коллективный балл не только повышает качество работы и ответственность за порученное дело, но и улучшает дисциплину на уроке. Заинтересованность в получении общественно полезного изделия высокого качества способствует хорошему поведению, добросовестному отношению к труду. Коллективный балл приближает трудовые отношения учащихся к трудовым отношениям рабочих на современном производстве. Поскольку за плохую работу отдельного ученика отвечает весь коллектив, то такая организация занятий повышает у учащихся ответственность за свой труд, воспитывает у них такие нравственные качества, как чувство долга, воля, прилежание, дисциплинированность, творческая инициатива, товарищеская взаимопомощь, организаторские способности и другие черты личности.

        Первостепенное значение в нравственном воспитании учащихся имеет профориентационная работа, которую следует начинать с 5 класса. Цель профориентационной работы в средних классах состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к физическому труду, уважение к званию рабочего, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение, другими словами, выработать у учащихся соответствующую социальную позицию. Речь идет не о том, чтобы дать средним школьникам определенную сумму знаний о тех или иных профессиях главное - формировать у них установку на труд, на созидательную деятельность как одну из высших ценностей человеческой жизни.      Практическая подготовка учащихся к труду предполагает формирование обобщенных политехнических умений. Важнейшее значение при формировании политехнических умений имеет продукт труда. В учебном труде продукт труда / изделие/ важен не столько как результат, сколько как педагогическое средство, определяющее содержание учебной деятельности. Именно в продукте труда сосредоточенны все элементы трудовой деятельности учащиеся. Продукт труда сначала возникает в голове учащегося идеально в виде замысла. Для того, чтобы воплотить замысел в реальное изделие, ребенку необходимо в элементарной форме выполнить все основные функции, которые в производственных условиях осуществляют конструкторы, технологи, рабочие. J/t если учителю удается добиться того, чтобы все учащиеся на уроках выполняли основные функции, свойственные производительному труду, то он тем самым реализует принцип политехнизма в обучении и эффективно готовит учащихся к практическому участию в производстве. Такая подготовка должна включать в себя выполнение следующих функций:

  1. ясное представление конечного результата труда /психическое функции/
  2. проектирование продукта труда /конструкторские функции/
  3. планирование трудового процесса / психические функции/
  4. оснащение рабочего места / организационные функции/
  5. проведение разметочных, обработочных, измерительных, монтажных и отделочных операция /технологические функции/
  6. проведение самоконтроля в труде/психические функции/.

     Поскольку эти функции свойственны большинству производств, то выполнение их на уроках формирует у школьников политехнические умения, являющиеся общими и обладающие способностью переноса в новые производственные условия. Человек, обладающий политехническими умениями, легко приспосабливается к непрерывно изменяющимся производственным условиям.  

    Для реализации поставленных перед школой задач в области предмета Технология и воспитания требуется подготовить высококвалифицированные кадры учителей. При подготовке необходимо четко определить объем необходимых знаний и умений, т.е. разработать профессиограмму по методике предмета Технология на уровне современных требований научно- технического процесса.

           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе

Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....

«Проектная деятельность на уроках трудового обучения»

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения".

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личн...

Презентация: Виды работы с текстом на уроках трудового обучения.

В презентации перечислены виды работы с текстом применяемые на уроках трудового обучения для детей с ОВЗ....

Эстетическое воспитание на уроках Производственного обучения профессии «Повар, кондитер»

В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает воспитание эстетическое, сфера которого все больше и больше расширяется и которое одновременно с углубление...

Нравственное воспитание на уроках трудового обучения

Тема "Нравственное воспитание старшеклассников  в  труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень  важно  развивать  у  молодых людей духовную потребност...

Доклад: " Коррекционная работа на уроках трудового обучения детей с ОВЗ"

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников я...