Доклад: " Коррекционная работа на уроках трудового обучения детей с ОВЗ"
методическая разработка

С.В. Журавлёва

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:

- формирование нравственно-культурных ценностей;

- развитие коммуникативной компетенции;

- активизация эмоционально-мыслительных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа на уроках

трудового обучения детей с ОВЗ.

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:

- формирование нравственно-культурных ценностей;

- развитие коммуникативной компетенции;

- активизация эмоционально-мыслительных процессов.

Ведущую роль в познавательной деятельности школьника играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления.

При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, т. К. она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.

На своих уроках использую разнообразные коррекционные упр., задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:

-двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);

-оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).

-дыхательные, глазодвигательные, коммуникативные упр., а также упр. для развития мелкой моторики.

Коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.

Вся работа в коррекционном учреждении направлена на достижение следующих целей:

#1054;бучение и воспитание детей с недостатками умственного развития с целью коррекции отклонения в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.

#1056;ациональная организация трудовой деятельности, изготовление объектов труда с учетом эстетических и экологических требований.

#1042;сеобемлющая психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация учеников, осуществляемая на принципе дифференцированного подхода к детям.

#1055;олучение основ технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности.

#1042;оспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Целеустремленности, ответственности за результаты своего труда.

#1050;оррекция недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения предметом.

#1056;азвитие познавательного интереса, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся.

#1054;беспечение гарантий прав каждого ребенка, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Занятия по трудовому обучению направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по изготовлению простейших изделий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. В условиях коррекционной школы повышенную значимость имеют игровые методы обучения и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Широко применяется метод презентаций, как способ эффективно и своевременно преподать учебную информацию.
А также метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по швейному делу является комбинированный урок. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Учащиеся коррекционного учреждения 8 вида с самого начала нуждаются
в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном и социальном окружении. Поэтому коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области «Верх - Ирменская

школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

Тема: «Коррекционная работа на уроках трудового обучения».

Учитель: Журавлева С.В.

2024г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание учащихся на уроках трудового обучения

Воспитание учащихся  на уроках трудового обучения...

«Проектная деятельность на уроках трудового обучения»

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения".

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личн...

Презентация: Виды работы с текстом на уроках трудового обучения.

В презентации перечислены виды работы с текстом применяемые на уроках трудового обучения для детей с ОВЗ....

Нравственное воспитание на уроках трудового обучения

Тема "Нравственное воспитание старшеклассников  в  труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень  важно  развивать  у  молодых людей духовную потребност...

«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...