история архитектуры готики
методическая разработка на тему
Для учебной темы «История архитектуры готики» приведены цель изучения темы и ее место в образовательной программе, общие методические рекомендации учащимся по ее освоению, тематический план , содержание , перечень практических занятий и тем для самостоятельной проработки. Справочный аппарат учебного пособия содержит словарь основных понятий и терминов, список рекомендуемой литературы и мультимедийных средств. Для учащихся, обучающихся по предмету «История изобразительного искусства» по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».Для учебной темы «История архитектуры готики» приведены цель изучения темы и ее место в образовательной программе, общие методические рекомендации учащимся по ее освоению, тематический план , содержание , перечень практических занятий и тем для самостоятельной проработки. Справочный аппарат учебного пособия содержит словарь основных понятий и терминов, список рекомендуемой литературы и мультимедийных средств. Для учащихся, обучающихся по предмету «История изобразительного искусства» по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_arkhitektury_gotiki.docx | 928.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
З.М. Юдина
История архитектуры готики
Методические рекомендации для учащихся ДШИ и ДШИ.
с. Александровка 2014
Для учебной темы «История архитектуры готики» приведены цель изучения темы и ее место в образовательном проекте, общие методические рекомендации учащимся по ее освоению, тематический план , содержание , перечень практических занятий и тем для самостоятельной проработки. Справочный аппарат учебного пособия содержит словарь основных понятий и терминов, список рекомендуемой литературы и мультимедийных средств. Для учащихся, обучающихся по предмету «История изобразительного искусства» по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Составитель:
Юдина З. М. преподаватель МБУ ДОД «Детская школа искусств» с.Александровка Оренбургской области. I аттестационная квалификационная категория по должности «преподаватель рисунка, живописи, композиции, истории искусств».
С о д е р ж а н и е
1. Цель изучения дисциплины и ее место в образовательном проекте 04
2. Общие методические указания студентам 04
3. Содержание темы 06
4. Текст вводной лекции 12
5. Перечень практических занятий 14
6. Перечень тем и их разделов, выносимых на самостоятельную
проработку 14
Рекомендуемая литература 17
Рекомендации по использованию информационных технологий 18
Словарь основных понятий и терминов
1.Цель изучения темы и ее место в образовательном проекте.
Целью изучения является ознакомление учащихся с
мировым архитектурным наследием, которое является важной составляющей
культурного потенциала любой страны, любого региона и города. При этом
архитектура рассматривается как неотъемлемая часть художественной
культуры, определяющая художественную стилистику эпохи, ее эстетическое
содержание.
Учащийся должен освоить важнейшие понятия готической архитектуры, основные ее
Термины.
2. Общие методические указания учащимся.
1. Знакомство с мировой архитектурой совершенно необходимо для учащихся, получающих образование по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
2. Архитектура является определяющим компонентом, стержнем любого
художественного стиля, поэтому комплекс дисциплин, связанных с
изучением культурного наследия мира, без этой темы попросту не будет
завершен.
3. Старайтесь как можно больше читать и рассматривать альбомы,
посвященные истории архитектуры. Это позволит вам быстрее научиться
распознавать стилистические архитектурные особенности по общему
облику архитектурного объекта и видеть важные детали, без которых
архитектурный объект не может быть воспринят и понят.
4. Формальное изучение дисциплины ничего не дает. Самое главное и самое
трудное – это научиться языку архитектуры и умению распознавать
временную и стилевую принадлежность натурного архитектурного
памятника, а не только по фотографиям с хрестоматийных примеров.
5. Впрочем, на экзамене вам придется продемонстрировать владение
основными архитектурными терминами и знанием основных стилевых
особенностей архитектуры через их выявление на предложенной
преподавателем фотографии с не виденного вами ранее, быть может,
архитектурного объекта.
6. В качестве домашней работы вам придется самостоятельно
проанализировать один из архитектурных объектов, выбранных вами из
предложенного преподавателем списка.
7. Будет замечательно, если изучение темы воспитает в вас привычку
рассматривать конкретные здания в своем и чужих городах, находить в
них знакомые архитектурные детали, анализировать архитектонику
здания, выявлять примерное время его создания и его стилевую
принадлежность
3. Содержание темы.
Готическая архитектура. Причины зарождения нового стиля.
Происхождение термина. Переходные формы. Церковь аббатства Сен-Дени близ Парижа. Собор Парижской Богоматери.
Архитектурные особенности готического собора: готическая травея; каркасная система столбов, нервюр, гуртов, аркбутанов, контрфорсов; окна- витражи; вырожденная башня-шпиль над средокрестием; крестовый, звездчатый, сетчатый своды; особенности готического декора (щипец, вимперг, крестоцвет, фиал, крабб, горгуйль);
скульптурный декор готики.
Готический интерьер. Периодизация готики. «Пламенеющая готика».
Национальные варианты готики в Германии, Англии, Италии, Испании, странах Северной Европы. Знаменитые образцы готической архитектуры.
4.Текст вводной лекции
Зачем нам изучать архитектуру готики, историю изобразительного искусства? Архитектура – древнейший вид человеческой деятельности. В ней органично сочетаются материальная и духовная культура. Архитектура подобна тугому узлу, связывающему историю, географию, религию, социологию, политологию, экономику, психологию, искусство, технику. Действительно, облик архитектурного сооружения определяется климатическими условиями, наличием строительных материалов, культурными и эстетическими традициями, психологическими особенностями народа, его религиозными воззрениями, политическим устройством страны, строительным опытом, уровнем технического и экономического развития, социальным статусом заказчика, его личными вкусами и пристрастиями, в конце концов. Кроме того, с архитектурным памятником связаны судьбы многих людей, в том числе и их создателей, исторические события, факты культурной жизни. С древнейших времен основными объектами архитектуры были жилища, дворцы, усыпальницы, храмы, сооружения хозяйственного назначения, общественные постройки. Архитектурой, или зодчеством, называют искусство проектирования и строительства различных зданий, сооружений, комплексов, пространственной среды, необходимых для жизни и различных видов деятельности людей. При этом архитектура творится не только по законам необходимости и пользы, но и по законам красоты. Она имеет три основные аспекта: функцию, конструкцию, эстетику. Архитектура является видом пластического искусства, т. е. художественная выразительность в архитектуре основана на организации объемных форм, на переходах от одного объема к другому по законам композиции.
3. Архитектура как основа художественного стиля Архитектура всегда служила основой художественного стиля, интегрируя и ведя за собой скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Художественные образы архитектуры в значительной мере формируют эстетические взгляды общества. Эстетические свойства архитектуры во многом определяются конструктивными решениями. Развитие конструкций вызывает рождение новых архитектурных стилей. Поэтому история архитектуры – стержень истории культуры, вообще, и художественной культуры, в частности.
Архитектура – это то, что встречает нас сразу. Однако восприятие архитектурного памятника совсем не просто. Чтобы оценить 13 достоинства строения, нужно знать язык архитектуры, ее историю, ее традиции. Иначе взгляд будет просто скользить по поверхности, ни на чем не задерживаясь. Чем больше знаний, тем детальнее и интереснее осмотр объекта, тем больше впечатлений, ассоциаций от его восприятия.
Считается, что переход к готическому стилю начался после того, как аббат Сугерий возвоел в 1144 году апсиду в королевской церкви аббатства Сен-Дени. По всей площади окна церкви были расположены вертикальные ряды витражных ронделей и медальонов. При этом в каждом медальоне был изображен какой-то один важный эпизод из истории, выполненный в ярком, можно сказать, бодром стиле, которого так недоставало более статичным персонажам романского стиля. Внятная архитектоника композиций придавала сценам особый объем и монументальность. Цветовая палитра была сложна, а наложение фигур создавало примитивное, однако ощутимое впечатление глубины пространства. Налицо новое визуальное и психологическое осмысление сюжетов. В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.Фактически Сугерий изобрел ориентированный на историю оконный медальон, и это оказало большое влияние на сюжетность и повествовательный характер витражного искусства следующей половины века. В сюжетах витражей стали описываться священные темы и современные события, как их логические продолжения. Это ознаменовало собой решительный поворот в способе изображения религиозных образов на цветном стекле. Теперь окна становятся в каком-то смысле эквивалентом рукописей, описывающих жития христианских святых.
В крытой галерее Сен-Дени свет и цвет смешиваются совершенно нетривиальным образом. Революционные новшества в конструкции здания позволили включить еще больше окон и витражей. Остроконечная аркада и ребристые своды (они выполняли функцию ребер жесткости) сделали ненужными стены между опорными колоннами, потому что теперь большую часть тяжести здания брали на себя как раз эти ребра. Теперь все освободившееся пространство было отдано под окна. У аббата Сугерия получилось слить воедино освещение и природный свет. Как он сам позднее говорил, внутреннее убранство аббатства переносило его в «положение где-то между славой небес и земным позором».
Эксперименты Сугерия в Сен-Дени оказались настолько удачными, что новшества были немедленно подхвачены другими. В течение одного поколения эта ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог стиля, который позднее был назван готикой.
Во Франции и Англии до конца века развивались различные альтернативы романскому стилю. Так около 1145-1150 гг. в Шартрском соборе были застеклены три больших окна западного фасада. Их относят к позднероманскому стилю. Они дошли до наших дней в хорошем состоянии и поразительным образом напоминают Сен-Дени. Вполне возможно, что они были изготовлены на одной и той же мануфактуре. Почти наверняка их создатели продолжали работу над и нефом и апсидой собора, сгоревшего в 1194 году. К тому времени «стиль Сен-Дени» уже был широко распространен среди мастеров-стеклоделов не только Франции, но и Англии, где в середине XII века началось строительство знаменитого Йоркского собора.
Первыми проявить себя в условиях чистой готики смогли строители соборов Нотр-Дам в Париже и Кентерберийского собора. В 1174 году старый собор Кентербери сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам капелла Святой Троицы, в которую перенесли мощи убитого в соборе архиепископа Томаса Бекета. Новые хоры часовни, апсиды и усыпальницы, отстроенные в величественной манере ранней готики, получили большие окна, заполненные историческими сюжетами. Для склепа Томаса Бекета художники, судя по всему, англичане или французы, создали первые в средневековом искусстве повествовательные описания современных событий.Большая часть великих готических соборов была заложена и завершена в первой половине XIII века. Дожившие в большинстве своем до наших дней, они утвердились в общественном сознании как оптимальная форма божьего храма. Новая архитектурная концепция готических построек (дополнительные ребра жесткости) кардинально отличает их от массивных и приземленных зданий романского периода. К концу XII века соборы приобрели вид конструкций, основанных не на толстых стенах, а на чередовании вертикальных шпилей, остроконечных арок и ребристых сводов.
Верхние этажи этих церквей при помощи выходящих за пределы здания специальных арок (аркбутаны) опирались на изящные контрфорсы. Теперь пространство между шпилями можно было не перегружать опорами. Это место было свободно для больших и широких окон. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило, ни много ни мало, переворот в архитектуре Северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий. Тщательная дозировка света в готических соборах способствовала средневековому синтезу духовного и мирского. Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.
Наиболее ранним архитектурным памятником полностью развитой готики является собор в Шартре. На его примере можно полностью оценить неограниченную силу и великолепие готических витражей в сопровождении окружающей их архитектуры. Соборы Шартра и в меньшей степени Буржский собор сохранили большую часть остекленения начала XIII века. По мере того, как в Шартре воплощались передовые идеи готической архитектуры, впервые сложилась всеобъемлющая концепция внутреннего убранства собора. Каждая его часть – фасад, неф, трансепты и хоры – обогатилась пылающими образами пейзажей. К тому времени готическая архитектура еще не пришла к раскрытию стен до точки их явной дезинтеграции, в результате чего окна Шартрского собора как будто разрывают сумрак внутренних помещений.
Разнообразие конструктивных вариантов окон в Шартре послужило примером для крупных соборов и церквей, создававшихся впоследствии по схеме «креста» или «латинского креста». Нижние окна боковых приделов в Шартре отличает удивительное разнообразие тем от «Жизни богородицы» до «Легенды Карла Великого», отражающих интересы жертвователей на их создание.Среди главных украшений Шартрского, да и многих других соборов особое место занимают «окна-розетки». В Шартре их три: одно на самом верху западного фасада и по одному на каждом трансепте (поперечном нефе). Эти работы необыкновенно сложны как в техническом, так и в символическом отношении. Основная сюжетная фигура на них – как правило, Дева Мария или Христос на небесах – всегда окружена концентрическими рядами символов. Окно-розетка всецело может считаться наиболее привлекательным и утонченным достижением духовной выразительности в Средневековье. Частично символические, частично реальные, эти работы называли «глазами небес» одновременно за фигуральное предоставление ими света и за толкование роли Христа и Девы Марии как единственных источников истины и спасения. По форме окно-розетка похоже на мандалу, священный символ Вселенной. В пропорциях окна очевидны точные математические расчеты, которые косвенно усиливают гармоничность и чистоту небесного начала. В свете этих качеств окно-розетку можно рассматривать как указатель пути к святой мудрости и к спасению. Рождение готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.
Готический стиль в дизайне интерьера. Стиль готики, постепенно теряя ярко выраженную национальную (французскую, немецкую, английскую) специфику и приобретая единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.
Вместе с XIII веком готический стиль набрал силы, и еще несколько крупных соборов, таких как Буржский или собор в Сансе, получили полный комплект витражей. В то же время заявила о себе новая сила, определившая стилистических фокус в искусстве и архитектуре на оставшуюся часть века и начало следующего. В отличие от соборов, постройкой которых занимались странствующие бригады мастеров, парижский королевский двор свел вместе и объединил усилия величайших художественных талантов Франции. Исторические интерьеры готики. Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.
Мебель в готическом интерьере. Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Основные материалы в дизайне интерьера готического стиля. В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.
Витражи. Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое «лицо» стиля готики.
Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
Цветовая гамма. «Готические розы», красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.
Во времена Людовика IX (1220-1270) изысканность и великолепие отделки, до этого присущее малым металлическим формам и иллюстрациям манускриптов, были объединены в достаточно широких рамках наружных изваяний соборов. От этого творческого союза, всячески поощряемого монархом, родилась уникальная эстетика рафинированной изысканности. Та самая, которая впоследствии получила название «дворцового стиля».
В начале XIII века впервые выделяется характерный для Франции подход к искусству как к насущной необходимости. В рамках вышеупомянутого французского «дворцового стиля» витражи получили утонченную красоту отделки и особую мягкую цветовую гармонию. Радикальные изменения в архитектурном контексте окон были вызваны стремлением зодчих достичь предельной пропорции застекленной поверхности помещений.
В 1230 году был заложен Амьенский собор, у которого уменьшили толщину контрфорсов на хорах. Это позволило максимально расширить и увеличить высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, окаймляющие верхний ряд окон, отличаются замысловатостью орнамента. В соборах этого периода в ансамблях нефов захватывает дух от того, как подчеркнуто отражена линейная система гармонических пропорций и вертикального акцентирования. Проникая сквозь разноцветные стекла, заключенные в каменный ажур, свет приобретает свойства некой всепроникающей субстанции .Именно в этот период появился термин «лучистый» для обозначения возбуждающего воздействия света и цвета на монументальном. Еще в Шартрском соборе в витражах использовались плотные насыщенные красные и синие цвета. Теперь же они были заменены лучистыми окнами более легких и не таких контрастных тонов. Безусловно, основную лепту в осуществление этих перемен внесли создатели витражей, которые кардинальным образом переменили выразительный потенциал материала для его использования в новых типах оконных проемов. Позже была разработана новая форма остекления – гризайль. Гризайль состоял из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов и использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.Лучистый живописный стиль» является, безусловно, выражением культуры королевского двора Парижа. Однако эти утонченные витражи французской готики положили начало стилю, который как и сама новая кафедральная архитектура мог легко быть оторван от национальных корней. Готика быстро проникла через границы Франции в Германию, в государства Центральной Европы и Северную Испанию.
Во второй половине XIII века в Европе появились новые конструктивные подходы, которые еще больше изменили «дворцовый стиль» готического витража. Крупные по масштабу композиции стали разделять на два и больше окон, чаще стали применять гризайль. Характерной чертой витражей этого века становится большая светопроницаемость и декоративность, некая текучесть поверхностного дизайна.Высота верхнего ряда окон была подчеркнута вертикальными внутренними перегородками из камня (так называемые средники). Это нововведение существенно повлияло на способ размещения фигур на витражах. Теперь наряду с традиционным созданием исторических медальонов с повествовательными включениями, мастера витражных дел все чаще стали обращаться к свободному использованию площади окон для пространственных композиций. Можно сказать, что отмена ограничений в размерах привела к свободе выбора сюжетов. Особенно популярными стали драматические «балдахинные фигуры». В набор классических сюжетов из жизни пророков, королей и святых были включены истории монархов из современной европейской истории. Если раньше эти фигуры скромно размещались в незатейливом архитектурном обрамлении, то теперь они были выполнены во весь рост теперь и были увенчаны огромной высоты замысловатыми балдахинами из цветного стекла. Нередко в одно окно помещали две и более вертикально расположенных фигур.
В начале XIV века дворцовый стиль в Париже стал склоняться к более облегченному течению. Вдохновленные античными образцами художники стали придавать фигурам изогнутые S–образные позы, видоизменяя таким образом структуру тела и делая ее более грациозной. Изменения затронули всю Европу, и, несмотря на существование множества местных традиций, искусство этого периода стало поистине интернациональным по стилю.
4. Задачи курса
Ознакомиться с важнейшими памятниками архитектуры готики, прослеживая при этом основные тенденции и закономерности развития, взаимовлияния культур.
Познакомиться со специфическим языком архитектуры.
Научиться распознавать важнейшие стилевые особенности архитектуры готики.
5. Перечень практических занятий
№№ пп | Наименование лабораторной работы, практического занятия (семинара) | Количество часов |
1. | Витражи как разновидность монументальной живописи. | 1 |
2. | Готический собор - центр городской жизни. | 1 |
3. | Скульптурная программа собора («каменная Библия»). | 0,5 |
4. | Сплетение фантастических и реальных мотивов в орнаментике | 0,5 |
7. Перечень тем, выносимых на самостоятельную проработку.
№№ пп | Наименование тем , выносимых на самостоятельную проработку | Количество часов |
1. | зарисовка элементов декора собора Парижской Богоматери | 1 |
2. | Анализ конструктивных принципов архитектуры готики. | 0,5 |
3. | Кирпичная готика Германии. | 0,5 |
4. | Реалистичность жанровой и портретной скульптуры собора в Наумбурге | 1 |
Рекомендуемая литература
Перечень основной литературы
1. И.А. Бертенев, В.Н. Батажкова. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
2. К.А. Ляхова и др. Популярная история архитектуры. М., 2001.
3. Н.И. Баторевич, Т.Д. Кожицева. Архитектурный словарь. М., 1999.
4.Ф.И. Каган, Г.К. Белугина. Художественные стили, направления, течения второго тысячелетия: Учебное пособие. Иваново, 2003.
Перечень дополнительной литературы
1. Всеобщая история архитектуры. Учебник в 2-х т. М., 1958-1963.
2. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. М., 1958-1972.
3. Г. Грубе, А. Кучмар. Путеводитель по архитектурным формам. М., 1990.
4. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
Рекомендации по использованию информационных технологий
Изучение настоящей дисциплины требует постоянного обращения к примерам из истории мировой архитектуры. Поэтому использование информации с мультимедийных дисков и видеокассет, а также из сети Интернет, является необходимым элементом учебного процесса. Именно, предполагается использование следующих источников визуализированной информации. 1. Мультимедийные обучающие диски ¬ «Шедевры архитектуры». ¬ «Сокровища мира». ¬ «Искусство готики».
2. Видеофильмы ¬ «Великие города мира»
3. Материалы из Интернета
4. Статьи в периодических изданиях, посвященных архитектуре и дизайну.
Словарь основных понятий и терминов
Ансамбль — несколько зданий и сооружений, образующих вместе единую архитектурную композицию.
Ант (лат.) — сильно выступающий торец продольных стен греческого дома или храма. В Древней Греции ант имел капитель и базу иной формы, чем колонны.
Апсида — полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутый полусводом. Впервые появилась в древнеримских постройках — базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ.
Арка (ит. - лат.) - 1) перекрытие пролета из отдельных элементов (камней), дающее боковой распор; 2) при современных конструкциях любое криволинейное перекрытие пролета.
различаются: 1) по конструкции (ложная, клинчатая); 2) по форме (полуциркульная, двух центровая, многоцентровая коробковая и др.); 3) по назначению (несущая, разгрузочная, подпружная и т. п.).
Арки подразделяются по конструкциям: - арка ложная - выложенная путем горизонтального напуска камней и не дающая бокового распора; - клинчатая - выложенная из камней клинчатой формы или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами, создающая распор. Арки подразделяются по формами: - полуциркульная - описанная по полуокружности; - перспективная (концентрическая) - уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов; - подковообразная - имеющая очертание, напоминающее подкову; - лучковая - перекрывающая пролет по дуге, которая меньше полуокружности; - двух центровая - состоящая из двух дуг одного и того же радиуса; - арка стрельчатая - состоящая из двух дуг, пересекающихся под углом (феодальные страны Ближнего Востока, готическая архитектура), в Средней Азии встречается арка стрельчатая четырех центровая; - многолопастная - состоящая из нескольких меньших арочек; - килевидная - в виде поперечного разреза опрокинутого килевого судна; - коробовая - в виде дуги, описанной из трех, пяти, семи центров; - подвесная - состоящая из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины.
Арки подразделяются по назначению следующим образом: - арка подпружная - укрепляющая или поддерживающая свод в различных типах сводчатых конструкций; разновидностями подпружных арок являются, например: 1) арки, укрепляющие цилиндрический свод, в виде утолщений свода, расположенных под его внутренней поверхностью; 2) арки под опорным кольцом купола, передающие вес купола, барабана и парусов на опорные столбы; 3) продольные и поперечные арки, выполняющие аналогичную роль в крестовом своде (расположенные по сторонам прямоугольника его плана); - разгрузочная - заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей зданий на опоры, или, наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента;20 - мемориальная или триумфальная - временное или постоянное сооружение в честь события или лица. Отдельно стоящие ворота с одним, двумя или тремы арочными пролетами; иногда с двумя взаимно перпендикулярными проездами.
Аркада — ряд одинаковых по размеру арок, опирающихся на столбы.
Аркатура — ряд декоративных (ложных) арок на внутренних или внешних стенах здания. Аркбутан — характерная для готической архитектуры наружная каменная полуарка, которая передает распор свода главного нефа контрфорсам.
Архивольт — обрамление проема арки, способствующее выделению ее дуги из плоскости стены.
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Гурт — профилированная горизонтальная тяга на фасаде здания; в готике — арка, выложенная из тесаных клинчатых камней, которая служит для укрепления ребер крестового свода.
Клуатр — характерная для романской и готической архитектуры крытая галерея-обход, проходящая по периметру прямоугольного двора крупной церкви или монастыря.
Колоннада — ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих архитравное перекрытие.
Контрфорс — вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Травея - в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.
Клуатр - закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прорамма 3 поколения ФГОС СПО по дисциплине Архитектура КС
Представляю Рабочую программу учебной дисциплины Архитектура КС, разработанную на основе государственного образовательного стандарта (ФГОС) 3 поколения по специальности среднего профессионального обра...
презентация проекта по теме "Готика" 4 класс
Презентация проекта "Готика" 4 класс...
Рабочая программа по дисциплине "История развития строительства и архитектуры"
Данная программа разработана для дисциплины "История развития строительства и архитектуры", включённой в учебный план как дисциплина по выбору за счёт часов вариативной части....
Методическая разработка открытого урока "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)"
Методическая разработкаоткрытого урока по дисциплине "История развития строительства и архитектуры" для специальности 08.02.01 "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)", проводившегося в ...
Методические указания по написанию реферата (внеаудиторная самостоятельная работа) ОП.04 История архитектуры и искусств Раздел 2 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Представленные методические указания по написанию реферата для студентов специальности 270101 Архитектура по дисциплине История архитектуры и искусств разработана в рамках учебной программы для помощи...
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»
Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...
Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"
Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"...