Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия
Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_istoriya_izo_19_vek.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»
Преподаватель Бурак Т.Н.
ИСКУССТВО РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Архитектура Санкт-Петербурга.
XIX век золотой для многих видов искусства, он оставил значительный след в русской и мировой художественной культуре. Победа России в Отечественной войне 1812 г., кризис феодально-крепостнической системы и отрицание самодержавия и крепостничества в наиболее прогрессивных общественных кругах, воздействие передовых идеалов — все это в большой мере определило характер русского искусства XIX столетия.
Периоды истории русского изобразительного искусства XIX в.- это первая и вторая половины XIX в. Это разделение условно.
В русской культуре первой половины XIX в. большое значение приобрел романтизм, в России часто выступал в тесной связи с идеями просвещения. Одним из характерных признаков русского романтизма по-прежнему остается тесная связь с классицизмом. А с другой стороны, классицизм, воспринятый только как сумма художественных канонов, безусловно, тормозил развитие романтизма.
В начале XIX в. господствующим стилем в русской архитектуре и скульптуре стал ампир. Это поздняя стадия классицизма, именуемая обычно зрелым, или высоким, классицизмом. Классицизм сохраняет свои позиции в этих видах искусства вплоть до начала 1840-х годов. Именно высокий классицизм придает единство искусству первой половины XIX в.
В этот период бурно развивалось градостроительство. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и поэтому укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Творчество А. Н. Воронихина, А.Д.Захарова, Ж. Тома де Томона, О. И. Бове, К. И. Росси, их достижения в области синтеза скульптурного и живописного декора, убранства интерьеров — огромный вклад русского искусства первой трети XIX в. в мировую культуру.
Академия художеств несомненно остается в начале XIX в. главным художественным центром России. Возрастает популярность академических выставок. Постепенно интерес к изобразительному искусству охватывает все более широкие общественные слои.
Первая треть XIX в. — высшая фаза в почти вековом развитии архитектуры классицизма.
Необходимость учитывать большие пространственные перспективы привела к укрупнению архитектурных форм и членений, сокращению элементов, членящих объем. Таким образом подчеркиваются монументальные качества архитектуры. Наиболее полно эти черты выразились в проектах и сооружениях Ж. Тома де Томона, А. Д. Захарова и чуть позднее В. П. Стасова.
Пространственный размах предопределяет характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доминанте.
Следует обратить внимание на то, что крупнейшие сооружения ампирной эпохи в столицах — это перестройки или перепланировки существовавших прежде комплексов. Таковы в Петербурге Адмиралтейство А. Д. Захарова, Горный институт А. Н. Воронихина, здание Главного штаба К. И. Росси. Архитектурная задача сводилась к оформлению уже имеющихся зданий классическими фасадами. 1830—1850-е годы в русской архитектуре были временем разложения классицистической системы и оформления новых принципов эклектики. Гигантомания — один из признаков упадка стиля.
Андрей Никифорович Воронихин (1759— 1814). Значительнейшим произведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800 — 1811). В этом сооружении отразилось новое понимание архитектуры с точки зрения оформления города в целом и создания обширных городских ансамблей.
Архитектор Жан Тома де Томон (1760—1813) первым ярко продемонстрировал в зодчестве принципы ампира. Он родился в Швейцарии, а в России обрел вторую родину. Проектировал петербургскую Биржу (1805— 1810).
Андрей Дмитриевич Захаров (1761 — 1811) Проект Адмиралтейства (1806 — 1823) которое заняло центральное положение в ряду сооружений материковой части города. Подчеркнутая горизонтальная ритмика фасадов Адмиралтейства обостряет восприятие вертикали башни, образующей центр композиции главного фасада. Цельность общего впечатления достигнута благодаря принципу трехчастности, которому подчиняется компоновка главного фасада и с которым соотносятся все композиционные узлы сооружения как по горизонтали, так и по вертикали.
Карл Иванович Росси (1777— 1849). Проектировал великокняжеский Михайловский дворец (1819—1825), в настоящее время здание Государственного Русского музея. По проекту Росси построено здание Главного штаба (1818— 1829). Колоссальная дуга здания с прямыми, параллельными Зимнему дворцу крыльями окаймляет Дворцовую площадь, придавая ей правильные очертания. Росси также создал ансамбль зданий Александрийского театра.
Французский архитектор Огюст Рикард (Август Августович) Монферран (1786—1858) был автором проекта Исаакиевского собора в Петербурге(1818 — 1858), построенного в честь Петра I. По замыслу архитектора сначала решено было установить монолитные колонны портиков и только после этого возводить стены. Центральный купол этого собора внутри представляет собой большепролетную чугунную конструкцию, снаружи он позолочен. Монферрану было доверено сооружение Триумфальной колонны на Дворцовой площади в честь победы в войне 1812 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.
Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв....
А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Перевод первой главы на английский язык Чудновской Р.Б. Санкт-Петербург, 2016г.
Стихотворный перевод на английский язык первой главы поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин" выполнен преподавателем английского языка СПб ГБОУ СПОТ "Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое учил...
Разработка урока "Власть и реформы в России первой половины XIX века. Николай I Павлович".
Разработка урока, посвященного личности Николая I Павловича и реформам в России второй половины ХIХ века....
Тема: « Культура и искусство первой половины XX века»
на прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития кул...
Санкт-Петербург в начале 19 века. Памятные места города.
В презентации рассказывается о памятных местах Санкт-Петербурга, связанных с войной 1812 года, вопросы для работы по карте....
Экономисемкое и социальное развитие России первой половины ХIХ века.
Краткий конспект занятия....