Рабочая программа по дисциплине "История развития строительства и архитектуры"
рабочая программа на тему
Данная программа разработана для дисциплины "История развития строительства и архитектуры", включённой в учебный план как дисциплина по выбору за счёт часов вариативной части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_distsipline_istoriya_razvitiya_stroitelstva_i_arhitektury.doc | 423 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История развития строительства и архитектуры»
для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
(углублённой подготовки)
2014 г.
Одобрено цикловой комиссией Соответствует государственным
требованиям к минимуму содержания
Председатель цикловой комиссии и уровню подготовки выпускника для
специальных и общепрофессио- специальности 08.02.01
нальных дисциплин специаль- Зам. директора по учебно-методической
ности 08.02.01 работе
Чепурина М.М. Ольхова Н.Н.
29.08.2014г.
Разработчик программы
преподаватель высшей категории ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»
Чепурина М.М.
Рецензенты-
преподаватель высшей категории ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»
Чернова Г.Г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и предназначена для освоения соответствующих общих компетенций.
- СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| 2 |
| 3 |
| 3 |
| 24 |
| 25 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История развития строительства и архитектуры»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Программа учебной дисциплины предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с ФГОС по специальности СПО в системе подготовки специалистов в области архитектуры и строительства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
иметь представление:
- о значении знаний, связанных с историей развития архитектуры и строительства для профессиональной деятельности;
- о роли строительства и архитектуры в жизни общества и их взаимном обогащающем влиянии;
- о влиянии общественного развития на формирование тенденций в строительстве и архитектуре;
- о тенденциях дальнейшего развития строительства и архитектуры;
знать:
- основные этапы развития архитектуры и строительства;
- характерные черты наиболее известных архитектурных стилей;
- памятники русской и мировой архитектуры, известных русских архитекторов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 187 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 127 часов самостоятельной работы обучающегося - 60 часов.
- 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 11. | Иметь представление о роли строительства и архитектуры в жизни общества и о тенденциях их развития, знать основные этапы развития архитектуры и строительства, памятники русской и мировой архитектуры. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Объем учебной нагрузки и виды учебной работы для очной формы обучения
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 187 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 127 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: - работа с учебной литературой; - учебный (исследовательский) проект | 52 8 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачёт, экзамен |
- 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины для очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Основные задачи дисциплины, её взаимосвязь с другими специальными дисциплинами и роль в подготовке специалистов – строителей. Этапы развития архитектурного проектирования и строительства. | 1 | 1 | |
Раздел 1.Зарождение строительной дея- тельности человека | 4 | |||
Тема 1.1. Формирова- ние первичных текто- нических понятий и эстетических отноше- ний в период XIV-II тысячелетий до н. э. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Начало строительной деятельности древнего человека. Освоение природных материалов – дерева, камня, глины. Эволюция жилых построек (появление полузаглубленных, длинных, круглых, овальных домов, жилых помещений на сваях). Появление мегалитических сооружений – менгиров, дольменов, кромлехов – связанных с религиозным сознанием. Взаимосвязь облика культовых погребальных построек с жилищем. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Раздел 2. Архитекту- ра и строительные приёмы древневос -точных государств |
| 18 | ||
Тема 2.1.Архитекту- ра и строительные приёмы Древнего Египта (XXVIII-I в.в. до н.э.) | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Общая характеристика древнего Египта как рабовладельческой деспотии. Природно-климатические условия районов Верхнего и Нижнего Египта. Строительные материалы и строительная техника, строительные конструкции. Зарождение стиля египетской архитектуры (основные черты жилища, оборонных, культовых построек). Архитектура Древнего царства (XXVIII-XXV в. в. до н. э.). Влияние заупокойного культа на формирование монументальных построек. Строительный материал, приемы возведения сооружений. Комплекс в Саккара и Гизе. Формирование египетского ордера, типы колонн. Храмовые комплексы и пещерные гробницы. Кирпичные пирамиды, обелиски, крепости, гидротехнические сооружения. Архитектура Нового царства (XVI-XI в. в.до н. э.). Храмовые комплексы (наземные и пещерные). Наземный храм – основной вид монументальных построек. Храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Классический тип египетского храма. Архитектура Позднего царства (XI-IVв в. до н. э.) и период Эллинизма (IV-Iв.в. до н.э.) Ослабление Египта, вторжение ливийцев, греческая колонизация, расширение связей со странами Средиземноморья. Храмовое строительство. Новые декоративные элементы в архитектурных формах. Греко-римское влияние. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 3 | |||
Тема 2.2. Архитекту- ра и строительные приёмы Двуречья и Древнего Ирана (XXVI -VII вв. до н. э.) | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. 3. | Архитектура периода древнейших монархий (шумеро-аккадский период). Постройки сырцового и обожженного кирпича. Архитектура господства Ассирии, Вавилона. Зиккурат, его форма, способы возведения, символика цветового решения облицовки. Применение распорных строительных конструкций - сводов, куполов на тромпах. Сопоставление дворцово-храмовой архитектуры Двуречья и Египта. Традиционные приемы строительства древних персов (строительство дворцов на каменных платформах). Преемственность композиционных приемов в дворцовой архитектуре, самобытная трактовка архитектуры Египта и Месопотамии (скальные гробницы, дворцы на искусственных платформах, оборонительные сооружения). Создание типа многоколонного парадного зала - ападаны. Комплекс Персеполя. Архитектура Парфянского царства, композиции дворцовых комплексов в Фирузабаде и Ктесифоне. Развитие кирпичных, сводчатых и купольных конструкций. Новый элемент в дворцовом зодчестве - айван. Общая характеристика оборонительных сооружений, городского строительства. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 2 | |||
Тема 2.3.Архитекту -ра Древней Индии (XXIII в. до н.э.-V в. н.э.), Древнего Китая (XI в. до н.э.-III в.н. э.), Центральной и Южной Америки (VIIIв.до н.э.–XVв. н.э.) | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Строительные приемы, сложившиеся в эпоху ранних цивилизаций. Тип народного жилища, его особенности в северных и южных районах. Влияние религии брахманизма, буддизма, индуизма на формирование древнеиндийского храма. Архитектура брахманистских храмов. Тенденция к канонизации строительных приемов, типов построек. Строительная культура, сложившаяся в эпохи династий «Чжоу», «Хань»: традиционные типы деревянных конструкций, оборонительные сооружения (строительство Великой китайской стены). Основные типы зданий. Влияние философско-религиозных учений на формирование китайской архитектуры. Пагода, взаимосвязь ее формы с индийскими культовыми постройками. Монументальные сооружения и религиозно-административные центры народов Майя: ступенчатые пирамиды, храмы и дворцы городов Тикадь, Ушмаль, Паленке. Строительные материалы и конструкции (щебень, известковый раствор, камень, дерево; плоские перемычки, ложные своды). Сооружения общественного и хозяйственного назначения (стадионы, резервуары). Архитектурные памятники государства инков на западном побережье Южной Америки: монументальные, культовые и оборонительные сооружения городов Куско и Мачу-Пикчу. | 1 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Раздел 3.Архитектура и строительные приё- мы античного мира | 24 | |||
Тема 3.1.Архитекту- ра и искусство Древ- ней Греции XII в. до н. э.- I в. н. э. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. 2. 3. | Архитектура Гомеровского и Архаического периода (VIII-V в. в. до н. э.). Формирование греческих городов – полисов с их гражданскими и культовыми центрами – агорой и акрополем. Стоечно-балочная система в греческих постройках и ее эстетическое осмысление. Формирование классических ордеров. Типы греческих храмов. Архитектура Классического периода (V-IV в. в. до н. э.).Развитие теоретической базы строительства и архитектуры. Афинский Акрополь, его основные сооружения, создатели. Влияние на архитектуру эстетических взглядов крупнейших философов (Аристотеля, Сократа, Платона). Приемы возведения зданий, модулирование размеров элементов, изготовление предварительных масштабных чертежей. Общественные здания и сооружения. Архитектура периода эллинизма (конец IV в. до н. э.-Iв. н. э.). Ослабление роли Афин в экономике, политике, культуре Греции. Коринфский ордер «Гипподамова» планировка городов-колоний. Развитие перестиля. Взаимообогащение архитектурных приемов греческой классики и местной восточной школы в постройках эллинистических колоний. Значение греческой архитектуры для развития зодчества последующих эпох. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 3 | |||
Тема 3.2. Архитекту- ра и искусство Древнего Рима VIII в. до н. э. –V в. н.э. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. 2. 3. | Архитектура Этрусков (VIII-IV в. в. до н. э.). Тип атриумного жилого дома, храмы, погребальные сооружения. Техника возведения арок и сводов. Тосканский ордер. Архитектура периода Республики (IV-I в. в. до н. э.). Влияние этрусских строительных традиций на формирование римской архитектуры. Достижения в области строительства инженерных сооружений. Тип городского дома. Городские архитектурные ансамбли (форумы). Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» и его значение в развитии архитектурной теории в последующие века. Архитектура Римской империи (I-IV в. в. н. э. ). Появление римских городов-колоний. Храмы и общественные сооружения. Виды сооружений: амфитеатр, пантеон, термы. Достижение римского зодчества в развитии арочных, сводчатых, купольных конструкций, в развитии бетонной техники с применением кирпича. Городские ансамбли Рима, императорские форумы, развитие типа триумфальной арки. Колизей. Термы Каракаллы. Инсула – тип многоэтажного городского доходного дома. Развитие нового типа культового здания – христианской базилики. Отход от классических римских традиций в постройках позднего Рима. Значение римской архитектуры для развития архитектуры последующих эпох. Архитектура Римской империи периода распада. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, уч. и спец. литературы. | 3 | |||
Экскурсия в ГМИИ им. Пушкина. Античная культура. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Подготовка учебного (исследовательского) проекта на тему «Античная архитектура и искусство» | 4 |
Контрольный урок | 2 | |||||
Раздел 4. Архитекту- ра и строительство средневековой Европы | 15 | |||||
Тема 4.1.Архитекту ра и строительство Византии V-XV вв., Балканских и Придунайских стран VII-XVв. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1. 2. 3. 4. | Ранневизантийская архитектура (V-VIII в.в.). Центрические храмы, купольные базилики. Строительные приёмы. Разработка новых разновидностей распорного покрытия - парусного свода, купола на парусах. Особенности кирпичной кладки. Собор св. Софии в Константинополе, композиционные и конструктивные достижения зодчих Исидора и Анфимия. Средневизантийская архитектура (VII-XIII в. в.). Разработка и распространение крестово-купольной системы в покрытии купольных базилик. Расцвет константинопольской школы зодчества Развитие пятиглавия в архитектуре соборов (соборы в Венеции, Киеве, Новгороде). Поздневизантийская архитектура (XIII-XVв. в.). Общий упадок архитектуры, строительство небольших частных церквей. Влияние достижений Византийской архитектуры на архитектуру Возрождения в Италии. Образование самостоятельных государств на Балканском полуострове, установление христианства в Болгарии. Небольшие крестово-купольные однонефные храмы в провинции. Строительство укрепленных монастырей. | |||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1.5 | |||||
Тема 4. 2.Архитекту- ра и строительство Дороманского и Ро -манского периодов в Европе V-XII вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2.
3. 4. | Общая характеристика Дороманского периода в Европе. Базилика – ведущий тип здания. Отсутствие общей теоретической базы и стилистического единства в архитектуре. Условия формирования романской архитектуры (X-XII в. в.). Монастыри – центры строительной деятельности. Монументальные культовые постройки, освоение эстетических воззрений греко-римской античности. Влияние византийской архитектуры, ведущие типы зданий, сложившиеся в странах Европы. Особенности местных архитектурных школ. Переход строительства к цеховым профессиональным объединениям, повышение качества строительства. Совершенствование конструкции свода, переход к каркасу (система нервюр), снижение массы стен и опор. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||||
Тема 4. 3. Архитекту- ра и строительство стран Западной Европы XII-XV вв. (Готический период) | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1. 2. | Предпосылки становления, развития и распространения готической архитек -туры в Европе. Творческие методы строителей эпохи готики, преемствен- ность в развитии архитектурных замыслов. Синтез искусств в произведениях готической архитектуры. Ведущие монументальные постройки. Ансамбли религиозного и общественного городских центров. Формирование каркасной системы. Композиционное решение готического собора, пластика фасада. Развитие французской готики: ранняя готика (Собор Парижской Богомате -ри), расцвет готики, «пламенеющая готика». Готическая архитектура Германии, своеобразие южно-немецкой готики, «кирпичная» готика северных земель. Самобытность английской готики. Особенности итальянской готики (ансамбли площадей во Флоренции, Вене- ции, Сиене). Готическая архитектура стран Восточной и Северной Европы. | |||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1.5 | |||||
Раздел 5. Средневе -ковая архитектура стран Азии |
| 6 | ||||
Тема 5. 1. Архитек- тура Арабского Ха- лифата, Ирана, Тур- ции VII-XVIII вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Формирование архитектуры в результате завоеваний арабами обширных территорий на юге Европы (Пиренейский полуостров), в Северной Африке, в Передней и Средней Азии. Распространение ислама, строительство главных мусульманских культовых сооружений. Возникновение и развитие местных, региональных архитектурных школ, их общность и различия. Культовые и дворцовые постройки Кордовского халифата. Появление в европейской архитектуре мавританской стилистики, стрельчатых арок, многоколонных композиций. Особенности архитектуры Ирана. Появление новых типов гражданских зданий (торговых, общественных, коммунальных). Строительные материалы, конструкции, приемы возведения зданий. Оборонительные сооружения. Ансамбль городской площади. Особенности архитектуры Турции. Архитектура жилых построек, культовых сооружений, общественных зданий. Крупнейшие купольные мечети, элементы византийского, греческого и египетского зодчества. | 1 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 0.5 | |||||
Тема 5. 2. Архитектура Индии, стран Юго-Восточной Азии (V-XVIII вв.), Китая и Японии (III-XIX вв.) | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. | Влияние религиозно-философских систем на формирование типа культовых зданий и сооружений. Архитектура северных и южных районов, ее отличительные особенности. Особенности мусульманской архитектуры: мавзолей Тадж-Махал в Агре, композиция ансамбля. Культовое зодчество южных областей Индии, влияние индуизма. Храмовые комплексы. Основные постройки буддизма. Скальные и монолитные храмы. Башенные надстройки. Арочно-сводчатые, купольные конструктивные системы в архитектуре Индии, распространившиеся под влиянием ислама. Связь каменного зодчества с древнеиндийской деревянной архитектурой, его изобразительно-скульптурный характер. Связь индийской архитектуры с наследием византийского и арабского зодчества. | 1 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 0.5 | |||||
Раздел 6.Архитекту- ра и строительство эпохи Возрождения | 13 | |||||
Тема 6. 1.Архитек -тура и строительство Возрождения в Италии XV-XVI вв. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1.
2. 3. | Возникновение нового мировоззрения – гуманизма. Связь архитектуры с развивающейся наукой. Поиск новой композиции на основе античного опыта. Раннее Возрождение. Ф.Брунеллески – основоположник архитектуры Возрождения. Технические достижения в сооружении купола собора Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции. Формирование нового типа многоэтажного городского дома-палаццо. Открытие трактата Витрувия, развитие архитектурной теории. Использование ордеров, разработка большого ордера. Творчество Леонардо да Винчи. Высокое Возрождение. Рим – центр архитектурной деятельности. Проект собора св. Петра. Развитие композиции городских дворцов. Творчество Рафаэля. Архитектура Позднего Возраждения. Кризис идей гуманизма. Зарожде- ние барокко в архитектуре. Творчество Микеланджело Буонарроти. Работы А.Палладио, зарождение классицизма в архитектуре. | 3 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 2 | |||||
Экскурсия в ГМИИ им. Пушкина. Культура Ренессанса. | 2 | |||||
Самостоятельная работа. Подготовка учебного (исследовательского) проекта на тему «Архитектура и искусство Возрождения» | 2 | |||||
Тема 6.2. Архитектура и строительство Возрождения в странах Западной Европы XV- XVII вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. 4. | Влияние итальянского возрождения на архитектуру Франции. Перестройка средневековых замков во дворцы. Архитектура городского жилого дома, общественных зданий. Новые архитектурные формы и композиционные схемы Возрождения в архитектуре замков Англии. Сочетание элементов готики и Возрождения в английском зодчестве. Особенность архитектуры Возрождения в Германии, сочетание готических и ренессансных форм, многообразие местных вариантов архитектурных решений. Рост культуры строительства. Развитие архитектуры Возрождения в Испании, слияние романско-готической и мавританской стилистики. Новые направления в испанской архитектуре. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||||
Раздел 7.Архитектура и строительство ба -рокко и классицизма | 15 | |||||
Тема 7. 1.Архитек -тура и строительные приёмы Италии XVII-XVIII вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. | Становление стиля барокко. Творческий метод Микеланджело и архитекторов его школы. Ведущие типы зданий: церкви, виллы, городские дворцы, соборы. Римское барокко. Ансамбль площади собора св. Петра. Особенности построек Позднего барокко. Развитие классицизма. Теоретические труды Винкельмана, обобщающие опыт античной архитектуры и развивающие принципы классицизма. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||||
Тема 7. 2. Архитектура и строительство Италии (XVII-XVIII вв.), Франции (XVII-начала XIX вв.) | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. | Усиление абсолютизма. Тенденции к созданию крупномасштабных градостроительных ансамблей. Архитектура Лувра в Париже. Архитектура дворцово-парковых ансамблей Версаля. Реконструкция Парижа. Постройка Дома инвалидов, Лувра, Тюильри. Купол церкви дома инвалидов. Стилистическое течение «рококо». Новый подъём классицизма. Поиски новой архитектурной выразительности в период революции. Формирование стиля «ампир». Парадная архитектура наполеоновских времен. Постепенный упадок архитектуры классицизма, распространение эклектизма. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||||
Тема 7. 3. Архитектура и строительные приёмы Англии, Голландии, Бельгии, XVII-начало XIX вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. | Расцвет архитектуры. Сохранение элементов готики, ее «сосуществование» с архитектурой Возрождения, классицизмом. Творчество И.Джонса. Творчество К.Рена, собор св. Павла в Лондоне. Палладианство. Работы У.Чемберса, восточные мотивы в архитектуре построек. Образование государств Бельгии и Голландии. Классицизм в Голлан -дии, слияние в архитектуре палладианства и местных традиций готики. Особенности развития архитектуры барокко в Бельгии. Последующее развитие связей с французской культурой, становление классицизма (королевский дворец в Антверпене, городские жилые дома). | 1 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 0.5 | |||||
Тема 7. 4. Архитектура и строительные приёмы Германии, Австрии XVII-начало XIX вв | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Исторические предпосылки распространения стиля барокко в Германии, религиозные особенности. Дворцовые комплексы в Дрездене, Вюрцбурге. Расцвет барокко. Зальные композиции церквей. Утверждение классицизма в монументальной официальной архитектуре. Зарождение эклектизма в германской архитектуре. Стиль барокко - господствующий в архитектуре Австрии. Дворцово-парковые ансамбли Вены. Проект дворца Шенбруин, дворец Верхний Бельведер. | 1 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 0.5 | |||||
Тема 7. 5. Архитек- тура и строительные приёмы Испании, Португалии, стран Латинской Америки (XVII- н. XIX вв.) | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Развитие архитектуры барокко в Испании .Особенности региональных вариантов барокко. Проявление тенденций классицизма в ансамбле королевского дворца в Мадриде. Музей Прадо в Мадриде. Расцвет португальского барокко. Принципы классицизма в планировке восстанавливаемого Лиссабона: жилая застройка; садово-парковая архитектура. Своеобразие архитектуры барокко в странах Латинской Америки («креольское» барокко). Архитектурное решение жилого дома, церквей. Архитектура барокко в Бразилии. Слияние в латиноамериканской архитектуре мотивов зодчества Испании, Португалии с готическими и мавританскими элементами. | 1 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||||
Раздел 8.Поиски но- вых направлений в строительстве и ар- хитектуре в сер.XIX – нач. XX вв. | 6 | |||||
Тема 8. 1. Архитектура и строительство стран Западной Европы и США середины XIX- начала XX вв. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1. 2. 3. | Предпосылки возникновения эклектизма. Стилизаторство, применение различных стилей в общественных зданиях, использование новых строительных конструкций. Металлический каркас в промышленном здании. Разделение профессии традиционного архитектора на профессии инженера и архитектора. Попытка создания нового стиля эпохи: модерн, югендстиль, сецессион. Испанский модернизм. А.Гауди, использование железобетона и форм органического мира. Функционализм как соответствие функционально-техническому процессу. Тектоника новых форм, большепролетных арок, ферм, рам, сводов, безбалочных перекрытий. Новые строительные технологии. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка круглому столу. | 2 | |||||
Круглый стол | 2 | |||||
Раздел 9. История и строительные приё -мы Русской архитек- туры | 45 | |||||
Тема 9. 1. Архитектура и строи- тельные приёмы Ки- евской Руси X-XII вв. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. 2. 3. | Период централизованного государства. Принятие христианства и связанное с ним монументальное каменное строительство. Формирование крестово-купольного храма. Первые каменные храмы и дома. Переработка византийских образцов. Приёмы каменного строительства на Руси. Особенности строительной техники, основные строительные материалы (плинфа, цемяночный раствор), конструкции (арки, своды, купола). Соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, общность и различия в архитектуре. Влияние зодчества Киевской Руси на дальнейшее развитие русской архитектуры. | 3 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы | 1 | |||||
Тема 9. 2. Русская архитектура и строи- тельные приёмы XII -XVвв. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Распад Киевской Руси. Формирование местных школ. Архитектура Киева, Чернигова, Смоленска. Распространение 6-ти и 4- столпных храмов. Владимиро-Суздальское княжество. Основание городов Москвы, Переславля - Залесского, Дмитрова и др. Архитектура Успенского собора во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире. Синтез архитектурных форм и скульптурного декора. Особенности монументальной архитектуры Новгорода и Пскова. Становление классического типа новгородской церкви. Особенности псковского зодчества, бесстолпные храмы, ступенчатые своды, псковские звонницы. Особенности деревянного зодчества. Усиление Московского княжества. Раннее московское зодчество. Московский Кремль и этапы его строительства. Московские соборы. Развитие каменного строительства. Строительные приёмы. | 3 | ||||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 3 |
Экскурсия по архитектурным памятникам Москвы. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Подготовка учебного (исследовательского) проекта на тему «Русское зодчество XII –XV в.в.» | 2 | |||
Тема 9. 3.Архитек- тура и строительные приёмы Русского государства XV- начала XVII вв. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Укрепление Москвы. Строительство оборонительных сооружений (крепостей, монастырей) на границах государства. Реконструкция построек Кремля. Китай-город, Белый город, Земляной город. Строительство Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов, Грановитая палата и другие постройки Кремля. Мотивы итальянского Возрождения в архитектуре Москвы. Монастыри-крепости. Деревянное зодчество: конструкции и детали деревянной архитектуры. Типы жилых и культовых построек. Шатровые храмы, срубные избы северных районов. Дворец в Коломенском. Роль деревянного зодчества в развитии русской архитектуры. Бесстолпные, шатровые каменные храмы. Церковь Вознесения в Коломенском, церковь в с. Дьяково. Роль этих построек в создании храма Покрова «на рву» (храм Василия Блаженного). Декоративное убранство фасадов. Борьба с польско-литовской интервенцией, сокращение объема строитель- ства. Восстановительные работы. Строительство соборов, шатровых церквей. Церковь в Медведкове, новые конструктивные решения, особенности декора. Расширение строительной деятельности, увеличение производства кирпича, извести, керамических изразцов, металла. Развитие городского жилого дома. Строительство Теремного дворца в Кремле. Особенности стиля «нарышкинского барокко» в Москве. Введение пятиглавия как обязательного завершения русских храмов. Ярусные колокольни и часовни. Трапезные и жилые кельи монастырей. Национальное своеобразие архитектурных ансамблей. Градостроительные работы в Москве. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к зачёту. | 2 | |||
Зачётный урок | 2 | |||
Тема 9. 4. Архитек - тура и строительство Российской империи XVII - п.т.XIX вв. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. | Рационализм в архитектуре петровских времен. Основание новых городов – промышленных и торговых центров. Работы по реконструкции и упорядо -чению застройки Москвы и других городов. Строительство заводов, фабрик, административных и общественных зданий. Основание Петербурга. Этапы его застройки и планировочного развития. Особенности архитектуры «петровского барокко». Принципы типизации в строительстве и архитектуре. Архитектура барокко в России. Работы Ф. Растрелли. Московская школа барокко. Развитие гражданского зодчества, эволюция усадебного и дворцового строительства. Формирование классицизма. Строительство городских усадеб, загородных дворцов, гражданских зданий. Строительство в окрестностях Санкт-Петербурга. Архитектура Москвы. Творчество В.Баженова, М.Казакова, И.Старова. Роль крепостных зодчих в архитектуре подмосковных усадеб (Останкино, Кусково, Архангельское). Расцвет классицизма. Архитектура классицизма начала XIX века. Война 1812 года. Идеи патриотизма и демократизма в русском обществе. Творчество А.Захарова, А.Воронихина, Тома де Томона; К.Росси, В.Стасова. Новые типы гражданских и культовых построек, городские ансамбли Санкт-Петербурга и других городов России. Рядовая застройка городов, строительство и реконструкция городских центров. Восстановление Москвы. Работы О. Бове, Д. Жилярди, А.Григорьева. Жилые и общественные здания. Творческое использование русскими архитекторами приемов стиля «ам -пир». Достижения русской архитектуры периода классицизма. Предпосылки поиска новых стилистических направлений и распад классицизма. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 2 | |||
Экскурсия «Подмосковные усадьбы ХIХ века» | 2 | |||
Самостоятельная работа. Подготовка учебного (исследовательского) проекта на тему «Барокко и классицизм в архитектуре Российской империи». | 2 | |||
Тема 9. 5. Архитек- тура строительство в России 1830-х – 1910-х годов XIX - XXвв. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. 2. 3. 4. | «Русско-византийский» стиль как официально утвержденное направление в архитектуре. Творчество К.Тона. Повышение требований к инженерным зданиям, открытие Института гражданских инженеров. Эклектика в архитектуре. Поиск русского национального стиля в архитектуре, основные направления «русского стиля». Стиль «модерн» как русский вариант международного нового направления в архитектуре. Основные черты модерна. Творческие методы ведущих архитекторов. Положительные и отрицательные стороны модерна, причины упадка. Распространение ретроспективизма в русской архитектуре. «Неорусский стиль». Творческие приемы А.Щусева. Основные дореволюционные постройки в стиле неоклассицизма. Оценка достижений в архитектуре этого периода, ее влияние на дальнейшее развитие отечественного зодчества. | 3 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 3 | |||
Раздел 10.Архитекту- ра и строительство советского периода | 19 | |||
Тема 10.1 Советская архитектура и стро- ительство 20-х – нач. 30-х гг. XX в. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Поиск новых путей архитектуры. Теоретические искания конструк -тивистов и рационалистов. Архитекторы-конструктивисты: М. Гинсбург, И. Леонидов, Г. Орлов, братья Веснины. Новые типы зданий. Эстетические принципы конструктивизма. Поиски новой архитектурной формы. Научный подход к архитектуре. Творчество И.Ладовского, К.Мельникова. Клуб им. Русакова в Москве. Павильон СССР на Международной выставке в Париже. Новаторские разработки в градостроительстве, новые объемно-планировочные решения жилых и общественных зданий. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Тема 10. 2. Архитек-тура и искусство СССР 40-х -50-х гг. XX в. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. 3. 4. | Совершенствование строительства и архитектурного проектирования. План реконструкции Москвы 1935 года. Строительство в других городах СССР, национальный характер архитектуры союзных республик. Канал Москва-Волга; метрополитен в Москве; проект Дворца Советов. Изменение эстетических основ советской архитектуры, ориентация на использование классического наследия. «Украшательский» метод в архитектуре. Масштабные градостроительные работы в Москве и других городах СССР. Реконструкция старых кварталов, новые городские ансамбли. Строительства учебных, зрелищных, лечебных зданий; типовые проекты. Сельское строительство. Реставрационные работы. Комплекс всесоюзной сельскохозяйственной выставки, павильоны СССР на международных выставках. Скульптура В.Мухиной. Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Послевоенный период: восстановление народного хозяйства. Архитектура ансамблей Киева, Минска. Восстановительные работы в исторических центрах. Строи -тельство высотных зданий. Новое здание МГУ. Новый генеральный план развития Москвы 1951 года. Улучшение качества строительства, индустриализация и стандартизация в строительстве. Строительство Волго- Донского канала, ГЭС. Крупномасштабное промышленное строительство. | 3
| ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 2 | |||
Тема 10. 3. Архитек- тура и строительство СССР 60-х гг. XX в. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Решение крупнейших градостроительных задач, комплексность жилой застройки, строительство крупных общественных зданий и комплексов. Дворец Съездов в Кремле. Гостиница «Россия». Улица Новый Арбат в Москве. Мемориальный комплекс в Ульяновске. Строительства автогигантов. Дальнейшее совершенствование системы типового проектирования. Влияние прогрессивных конструкций на развитие архитектуры. Задачи, поставленные перед советской архитектурой XXII съездом КПСС в 1961 году. IV Всесоюзный съезд архитекторов 1965 года. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Тема 10. 4. Архитек- тура и искусство СССР 70-х гг. XX в. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Масштабные работы по сохранению и реставрации памятников архитектуры. Район Зарядье в Москве, Астраханский кремль, г.Суздаль, г. Владимир, замок Тракай в Литве, башня собора св. Петра в Риге и др. Создание музея деревянного зодчества на о. Кижи. Генеральный план развития Москвы 1971 года. Разработка научных методов реставрации. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Тема 10. 5.Архитек- тура и искусство СССР 80-х г.г. XXв. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Строительство архитектурных комплексов и ансамблей в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и других городах. Строительство Олимпийских объектов (Московская олимпиада 1980 года). | 2 | ||
Самостоятельная работа (альбом или презентация). Формирование иллюстративного материала по пройденному разделу | 2 | |||
Раздел 11.Архитек -тура и искусство Российской Федера- ции 1991-нач. XXI в. | 3 | |||
Тема 11. Проблемы российской архитек- туры периода пере -стройки и её разви -тие в постперестро -ечный период. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Проблема строительства и архитектуры в новых экономических условиях. Развитие строительства индивидуального жилища. Увеличение числа домов, построенных по индивидуальным проектам. Реставрационные работы в Москве и Санкт-Петербурге, восстановление храма Христа Спасителя. Освоение городского подземного пространства для размещения объектов общественного назначения (торговые, спортивные комплексы и др.). Использование новых строительных материалов и конструкций. Проблемы строительной экологии. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Раздел 12. Архитек- тура и строительство стран Европы и Северной Америки XX вв.- начала XXI в. | 7 | |||
Тема 12. 1.Архитек- тура и строительство стран Европы XXвв.- начала XXI в. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. 2. 3. | Проблемы восстановления разрушенных городов Европы после Первой мировой войны. Индустриализация строительства; роль железобетонного каркаса в формировании архитектуры. Эстетическое осмысление железобетона. Проекты В.Гропиуса, Л.Мисс Ван дер Роэ. Новаторские разработки Ле Корбюзье в развитии новой архитектуры XX века. Развитие принципа функционализма. Афинская хартия, общие принципы развития архитектуры XX века. Установление фашизма в Италии и Германии: тенденции к монументальности, гигантомании, возврат к классическим образцам прошлого в архитектуре 30-х годов в этих странах. Восстановление разрушений после Второй мировой войны. Сборные конструкций в жилых зданиях массового строительства. Функционализм в архитектуре зданий и градостроительстве. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 2 | |||
Тема 12. 2.Архитек- тура и строительство Северной Америки и США XX вв.- начала XXI в. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Отход от рационализма «Чикагской школы» в первые десятилетия XX века. Функционализм. «Органическая архитектура». Повышение эмоциональной выразительности построек. Эмиграция в США ведущих архитекторов Европы в годы фашизма. Утверждение функционализма и рационализма. Тектоника стального каркаса в работах Мисс Ван дер Роэ. Поиск универсальной геометрической формы. Строительство высотных зданий, чрезмерная плотность городской застройки. Проблемы экологии. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | |||
Раздел 13.Проблемы архитектуры второй половины XX века- начала XXI века | 5 | |||
Тема 13. 1. Влияние научно-технических достижений на раз-витие архитектуры. Проблемы экологии. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. 3. | «Международный» стиль Л.Мис ван дер Роэ, его художественно-пластическая ограниченность. Выявление конструктивной системы в структуре зданий. Направление «хай-тек», поиски образности «иной архитектуры». Направление «метаболизм» в японской архитектуре (работы К.Танге). Множественность архитектурных направлений в 70-х – 80-х годов. Постмодернизм, «зеркальная» архитектура. Вопросы экологии в градостроительстве. Урбанизированные территории, их взаимодействие с ландшафтом. Сохранение эстетической ценности урбанизированной среды. Органичное слияние города и природы, идеи архитектора Паоло Солери. Основные положения российской программы «Экополис». | 2 | ||
Самостоятельная работа. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к зачёту. | 1 | |||
Зачётный урок | 2 | |||
Всего по теме | 187 | |||
в т.ч. самостоятельная работа | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: наличие учебного кабинета «Истории архитектуры»;
Оборудование учебного кабинета: стандартное оборудование учебной аудитории.
4.2.Технические средства обучения: визуальные и компьютерные средства.
4.3. Информационное обеспечение обучения
Литература:
основная:
1. Бирюкова Н.В. История архитектуры. М.: ИНФРА-М, 2009г.
дополнительная:
2. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. (Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т. 1.) Под общ. ред. В.М. Предтеченского). – М.: Стройиздат, 1988г.
3. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. – М.: Стройиздат, 1983г.
4. Ильин М.А. Архитектурные памятники Подмосковья. – М.: Издательство "Аврора", 1980г.
5. Бернштейн Д.К. и др. Архитектура Запада. – М.: Стройиздат, 1983г.
6. Борисовский Г.Б. Архитектура, устремленная в будущее. – М.:Издательство "Знание", 1987г.
7.Материалы периодических изданий.
наглядные пособия и оборудование:
- - фото-, видеоматериалы;
- - стенды «История архитектуры»;
- - интерактивная доска.
- 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, контрольных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: различать разные архитектурные стили; различать стилистические направления в современной архитектуре; учитывать достижения строительной техники; знать: принципы отношения к историческому архитектурному наследию; этапы развития архитектуры, строительства, материалов и конструкций; основные памятники отечественной и мировой архитектуры и искусства; этапы развития архитектурных форм с учетом достижений строительной техники | Контрольные вопросы с учетом самостоятельной работы, альбомы или презентации. Участие в круглом столе. Представление, обсуждение и оценка учебных (исследовательских проектов). Результаты контрольных работ, представлений и просмотров (по разработанным критериям). Дифференцированный зачёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность "Архитектура"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВОВЕДЕНИЕ (ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ) специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Рабочая программа по дисциплине "Сейсмостойкое строительство"
Вся территория Краснодарского края является сейсмоопасной площадкой, поэтому все будущие строители данного региона обязаны знать и владеть навыками проектирования объектов строительства с учем требова...
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление)....
Рабочая программа кружка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев ...
Рабочая программа кружка по развитию речи "Страна звуков" для воспитанников средней группы
В возрасте 4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их....
Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...