приемы обучения навыкам чтения
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Приемы обучения навыкам чтения
Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. Большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Дети, которые имеют навык чтения от 100 до 170 слов в минуту, продолжают и в старших классах хорошо учиться. Возникает вопрос: как научить ребенка осознанно и правильно читать с таким темпом?
В 1 класс приходят дети с различным уровнем школьной готовности. Поэтому с первых дней необходимо иметь полное представление о степени подготовленности детей по чтению (в этом помогает тестирование детей до школы). Появляются несколько групп учащихся: «не умеет читать», «знает буквы», «читает по слогам», «читает целыми словами». Сейчас чаще в школу приходят читающие дети, поэтому остаются последние две группы.
Главной задачей на первом этапе было бы приобщить детей к чтению, для этого в урок включаются всевозможные упражнения. Хорошо читающие дети получают карточку с отрывком из сказки. После прочтения отрывка вслух, он обыгрывается коллективно: «Кто вспомнит, а что было до этого?», «А после?», «Как бы вы закончили сказку?». Это побуждает детей вспомнить уже забытое, пофантазировать. дети ждут возможности прочитать вслух.
На уроках дети часто читают скороговорки, чистоговорки, которые ребята сами находят в книгах. Нравится ребятам хоровое чтение с элементами соревновательности: «Какой ряд прочитает лучше?» (это подтягивает детей, выравнивает темп чтения, дает возможность осуществить контроль за домашним чтением). Важно пробудит желание читать со всеми в одном темпе.
Широко использовала материал из книги В.Волиниой занимательное азбуковедение», где очень много стихотворений, кроссвордов, ребусов (небольшое отступление привлекает ослабленное внимание детей). Проводила игры «Собери слова» (из определенного набора слогов), «Преобрази слова» (дам, дым, дом; лом, ком, сом…)
«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают и прочитывают это слово с исправлением. Этот вид чтения привлекает детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что придает им уверенность в своих силах.
«Чтение за диктором». Диктором может быть как учитель, так и хорошо читающий ученик.
Работая над скоростью чтения, нельзя забывать совет русского методиста Д.И.Тихомирова: «Научить маленьких читателей мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при работе над выразительностью чтения. Именно голосом ребенок выражает свое отношение к описанному в книге. «Расскажи этот эпизод так, чтобы другие почувствовали и могли сказать, кто из действующих лиц больше всего тебе понравился, а кого ты осуждаешь.» «Как лучше прочитать отрывок, какое чувство надо передать?» (Сначала: «Кто сумеет сделать?», позже: «Кто из ребят наиболее верно это сделал?».) Дети не пассивные слушатели, а думающие «судьи»: самим надо одновременно остаться на высоте – высказать свое мнение.
Советую детям и родителям заучивать и рассказывать стихотворения перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания, а не мучительное запоминание следующей строки.
Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение с доски трудных слов с последующим объяснением значения этих слов.
Любимый у учащихся вид чтения– ролевое чтение.
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. План пересказа предлагают сами ребята. Сначала им трудно пересказывать. Постепенно дети учатся точнее и короче выражать свои мысли.
Начиная с 1 класса мы ведем тетради по чтению, в которых выполняем творческие задания, записываем дополнительно прочитанные книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа для контроля навыков чтения
а) Контрольная работа предназначена для обучающихся 1 курса профессионального училища, что соответствует 10 классу общеобразовательной школы;б) уровень обучающихся соответствуе...
Формирование навыков чтения и воспроизведение прочитаного текста среди учащихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида
методы и формы работы школьного библиотекаря...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке
Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся рациональных приемов работы с учебн...
Реферат: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"
Данный материал предназначен в помощь педагогу....
План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"
План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...
Доклад на ШМО по теме: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания...
Методы и приемы обучения смысловому чтению
Одной из задач начальной школы является овладение младшими школьниками грамотностью чтения. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на...