Доклад на ШМО по теме: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
учебно-методический материал
Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат №2»
142402, Московская область, г. Ногинск, ул. Чапаева, д. 3
Тел./факс: 8(49651) 5-32-63, 8(49651) 5-17-23, 8(49651) 5-76-64
Эл. почта: mskougoshi@yandex.ru
Доклад на школьное методическое объединение начальных классов
по теме:
«Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
Провела:
учитель начальных классов
Черняева К.М.
Дата проведения:29.10.2019г.
2019-2020 учебный год____
г Ногинск 2020 г.
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него.
Как показали исследования многих учёных, из множества факторов влияния успеваемости школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема становления навыка чтения, обучению восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.
Почему некоторые школьники не понимают смысла текста, читают медленно, с трудом понимают и запоминают условие арифметических задач, грамматические правила и задания при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно-познавательной статье, учебном тесте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальные, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т. д.
Психологи рассматривают чтение как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление и воспроизведение читаемого.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Пути совершенствования навыков чтения.
Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Оптимальная скорость чтения выпускников начального звена должна быть не менее 120 слов в минуту.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
упражнения на антиципацию отдельных слов;
упражнения на преодоление регрессий;
упражнения на развитие угла зрения.
Для этого предлагаются упражнения следующего вида:
а) разминка (артикуляционная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития чёткости произношения:
самолёты взлетают у-у-у
машины едут ж-ж-ж
лошадки поскакали цок-цок-цок
ползёт змея ш-ш-ш
муха бьётся в стекло з-з-з
в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умеренно:
арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча –аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь –червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок.
С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился ; сельское хозяйство –хозяйственный – сельскохозяйственный.
Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЗЖЦС
КМВСР/ПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
Чтение наложенных друг на друга слов:
р | с | п |
М а ш и н а | В е с е н н и й | а |
б | е | К о р к а |
о | ж | т |
т | н | а |
а | ы |
|
| й |
|
Для расширения угла зрения рекомендуются упражнения с числовыми таблицами Шульте и Лезера. Этими упражнениями вырабатываются навыки использования периферического поля зрения, а также концентрируется внимание школьника, формируется опережающий логический поиск, системность восприятия.
21 | 5 | 20 | 2 | 8 |
13 | 23 | 9 | 14 | 12 |
24 | 10 | 1 | 19 | 17 |
16 | 7 | 18 | 25 | 6 |
3 | 15 | 4 | 11 | 22 |
Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов предлагается упражнение «Угадай». Дети должны прочитать предложение, добавляя отсутствующие окончания.
Мы с папой сегод… (-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).
Далее предлагается детям дополнить предложение недостающим словом.
Он сам во всём виновен.
Дверь была закрыта.
Над рекой стелется туман.
Я уже прочитал эту книгу.
Фильм не очень интересный.
Можно предложить антиципацию частей поговорок.
Сделал дело …
Тише едешь …
Дал слово …
Лучше поздно …
Семь раз отмерь …
Мал золотник …
Для упражнений в антиципации можно предложить связный текст, в котором пропущены слова.
Перед восходом солнца в лесу над деревьями дует … . В прохладной … отражаются звезды и тонкий месяц. Под пение … поднимается над землёй … . Над рекой расходится лёгкий … .
По И. Соколову-Микитову.
Слабо читающему ученику помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну, две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Родителям, дети которых читают неохотно можно рекомендовать просмотр диафильмов с чтением текста под картинкой. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
Приобретение технических навыков и умений младшими школьниками.
Для овладения навыка чтения необходим развитый артикуляционный аппарат. Поэтому, каждый урок чтения можно начинать с упражнений по развитию артикуляционного аппарата и чёткого произношения. Включать в этот вид работы чистоговорки, скороговорки.
Дать детям образец, обращаю внимание на то, как работают мои губы при произношении звуков. Разминку начинаю с чтения слогов.
| А | О | У | Ы | И | Е |
Б |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
|
Учащиеся образуют и читают слоги по горизонтали и вертикали:
БА-БО-БУ-БЫ-БИ-БЕ
БА-ВА-ТА-СА-МА
ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВИ-ВЕ
БО-ВО-ТО-СО-МО
ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ-ТЕ
Затем задание усложняется, используются слоги со стечением согласных:
| А | О | У | Ы | И | Е |
БР |
|
|
|
|
|
|
ВЛ |
|
|
|
|
|
|
ТН |
|
|
|
|
|
|
СК |
|
|
|
|
|
|
Слоги произносятся хором, группами, по одному.
Подвижность речевого аппарата развивают чистоговорки:
Са-са-са – прилетела к нам оса
Су-су-су – мы увидели осу
Сы-сы-сы – не боимся мы оса
Ас-ас-ас – не ужалит она нас.
Для выработки правильного произношения использую скороговорки.
Проворонила ворона воронёнка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Под горой гогочут гуси, на горе костёр горит.
Мама мыла Милу мылом.
Скороговорку произносим хором тихо, медленно, чётко. Постепенно увеличиваем скорость и силу звука. Затем дети произносят самостоятельно.
Чтобы привлечь внимание к слову, использую анаграммы, рекомендуемые В.Б. Эдигеем. Предлагаю детям игру «Буквы перепутались».
ГИРТ | НЁКЛ | ПИГАСО |
ЕЛВ | БУД | ФИЛУТ |
СОЛН | ЁЗЕРАБ | ШИЧКЕ |
ФИЛТУ | ШАНИАМ | МИАЗ |
|
|
|
После расшифровки предложить найти «лишнее» слово.
Для концентрации внимания использую чтение слогов и слов с доски «цепочкой». Заранее настраиваю детей на то, что нужно следить за чтением товарищей, быть внимательным, не пропустить свою очередь, чтобы «цепочка» не прервалась.
Эффективны упражнения в чтении строчек слов, где одно слово отличается от других:
берег-берег-берег-берет-берег;
бочка-бочка-бочка-бочка-точка;
потр-порт-порт-порт-торт;
зайка-зайка-зайка-майка-зайка.
Упражнение «Где больше слов?» помогает концентрировать внимание детей, воспитывает внимание к слову.
Перед чтением текста провожу подготовительную работу: чтение трудных слов написанных на доске.
у-лы-ба-ет-ся
сме-ёт-ся
за-блу-дил-ся
ти-хо-хонь-ко
ин-те-рес-ны-е
тра-вуш-ка
спот-кнул-ся
при-бреж-ный
за-инь-ка
Эффективны упражнения «Раздели слова и прочитай».
Детисидятзапартами.
Ученикчитаеткнигу.
Птицыулетаютвтёплыекрая.
Можно играть в конструкторы (сбор слов из слогов)
ВО ВА
СО СЫ
У СА
РО ВОК
О ДА
К любимым детьми упражнениям относится « Найди ошибку». Читая текст, допускаю ошибки: пропуски слов, искажения слов, неправильное окончание. Дети внимательно следят, находят и исправляют ошибки.
Использовать из системы И.Т.Федоренко следующие упражнения:
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели, в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все ученики читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети видят свои достижения.
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используя описанные приёмы, можно добиться оптимального чтения у своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...
Доклад "Формирование интереса к чтению у младших школьников"
Доклад можно использовать при аттестации, на РМО библиотекарей....
Выступление к ВКР на тему "Формирование действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками"
Высткпление в ВКР...
Статья "Уголок читателя, дневник читателя, семейное чтение как средства повышения интереса к чтению у младших школьников"
Статья о способах повышения интереса к чтению у младших школьников....