Конспект урока по математике по теме: "Четные и нечетные функции".
план-конспект урока на тему
Конспект урока по математике по теме "Чётные и нечетные функции" ( 1 урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetnye_i_nechetnye_1_urok.docx | 307.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Четные и нечетные функции
Тип урока: комбинированный.
Технологии:
1) Здоровьесберегающая образовательная технология
2) Технология уровневой дифференциации
Цели урока: формирования у обучающихся представлений о четной и нечетной функции, закрепить эти понятия в ходе выполнения упражнений, способствовать развитию понятия о свойстве графиков четных и нечетных функций, навыков построения графиков функций; развитие алгоритмической культуры учащихся; воспитание добросовестного отношения у учащихся к учебному труду.
Оборудование: разноуровневые карточки-задания.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
1) что мы называем числовой функцией?
(Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число y, зависящее от х.)
2) что такое область определения функции?
( Все допустимые значения х)
3) что такое область значения функции?
( Все допустимые значения у)
4) Найдите область определения функции:
а) у=1/ х (D(f):x≠0)
б) у = (D(f) = (−∞;−2) υ (2;∞))
5) найдите область значения функции:
а) у = cos х (E(f): [-1;1])
6) начертите график функции у = соs х и у = sin x
(два человека у доски)
2. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами графики функций косинуса и синуса. Что у них общего и что их отличает?
( Общее у них область определения и область значения функций, отличает их симметрия относительно 0)
Рассмотрим у = соs х
Если у=0, =+2Пn, nєΖ
=+2Пn, nєΖ
То есть значение функции в т. = и т.= равно.
Другими словами f(-x)=f(x), такую функцию называют чётная.
Запишем определение:
Функция f называется четной, если для любого х из её области определения f(-x)=f(x).
Теперь рассмотрим у = sin x
Мы видим, что f(-x)=-f(x), такую функцию называют нечетной.
Запишем определение:
Функция f называется нечетной, если для любого х из её области определения f(-x)=-f(x).
Из тригонометрических функций только косинус является четной функцией, а синус, тангенс и котангенс являются нечетными.
Как вы видите:
-График четной функции симметричен относительно оси ординат (оси ОУ).
-График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
Примеры:
1. Рассмотрим функцию f(x)=, выясним четная она или нечетная?
1)D(f):(−∞;∞),область определения симметрична относительно нуля.
2) f(-x)==, f(-x)= f(x), f- четная.
2. Рассмотрим функцию f(x)=, выясним четная она или нечетная?
1)D(f):(−∞;∞),область определения симметрична относительно нуля.
2) f(-x)==, f(-x)= -f(x), f-нечетная.
3. Следующая функция f(x)=+
1)D(f):(−∞;∞),область определения симметрична относительно нуля.
2) f(-x)==, f(-x)≠ -f(x), f(-x)≠ f(x),f-ни четная ни нечетная, т.е. функция общего вида.
3. Физминутка.
Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Отдохнули, теперь продолжаем.
4. Решение задач на закрепление темы.
1. № 57(а, б) вместе у доски разбираем.
2. №59(а, б) вместе у доски разбираем.
3.Прежде чем делать следующий номер, давайте вспомним как расположен график четной функции? А нечетной?
(график четной функции симметричен относительно оси ОУ)
(график нечетной функции симметричен относительно начала координат)
№ 61
5. Самостоятельная работа: разноуровневые карточки-задания.
Слабые учащиеся при выполнении задания № 1 получают карточку инструкцию.
Сильные учащиеся, выполнившие задания карточки, получают дополнительную карточку.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
7. Домашнее задание: № 58, № 60.
Используемая литература
1. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 –11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. – 384с.: ил
Электронные образовательные ресурсы
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://festival.1september.ru
Приложение.
КАРТОЧКА-ИНСТРУКЦИЯ К РЕШЕНИЮ ПРИМЕРОВ НА ПРОВЕРКУ ЧЕТНОСТИ И НЕЧЕТНОСТИ ФУНКЦИИ
Рассмотрим числовую функцию f(x)=3x2-5x4.
Для того чтобы выяснить четная или нечетная функция необходимо:
- найти область определения функции D(f) (значения для x) и показать, что эта область симметрична относительно 0.
- найти f(-x) и если:
f(-x)= f(x), то функция четная, а если f(-x)=-f(x), то функция нечетная.
РЕШЕНИЕ.
Так как в функцию f(x) в качества x можно подставить любое число, то D(f)=R и данное множество симметрично относительно 0.
Найдем f(-x), т.е. вместо x подставляем -x: f(-x)=3(-x)2-5(-x)4=3x2-5x4= f(x).
Таким образом, функция f(x)=3x2-5x4 является четной.
карточка №1.
Докажите, что функция f(x)=4х3+7х является нечетной.
Приведите пример четной функции.
карточка №2.
Докажите, что функция f(x)=16х6 - 3х4 является четной.
Приведите пример нечетной функции.
карточка №3.
- назовите номер графика четной функции;
- назовите номер графика нечетной функции;
- назовите номер графика функции, которая не является четной и не является нечетной;
Карточка №4.
Задание № 1: Проверьте, является ли четной или нечетной функция, заданная формулой:
1) g(х) = (Sinх)2 + 5х6
2) f(х) = 2х3 + 8x
3) k(х) = 5х2 + 3х + 5
Задание № 2: Дан фрагмент графика функции g(х), которая определена на [-10; 10]. Достройте график, если функция g(х):
- четная;
- нечетная.
Задание № 3. Периодическая функция y=f(x) с периодом, равным 3, определена на множестве всех действительных чисел. Известно, что f(2)=5, f(0)=-2. Найдите значение выражения 3f(8)-5f(-3).
Карточка №5.
Задание 1. Выяснить является ли функция четной или нечетной.
1) f(x)=x3+2Sinx+ctgx 2) f(x)=-3x2+2Cosx+3xSinx
Задание 2. Найдите значение функции y(x)=(3f(x)-f(-x))/(2g(x)-g(-x)) в точке x0, если известно, что функцияy=f(x) - четная, функция y=g(x) - нечетная, f(x0)=-3, g(x0)=2.
Задание 3. Функция y=f(x) определена на всей числовой прямой и является четной периодической функцией с периодом, равным 8. На отрезке [0;4] функция y=f(x) задана равенством f(x)=-x2+4x-1. Определите количество нулей функции y=f(x)на отрезке [-6;4].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математики в 7 классе, презентация.
Тема урока: «Закрепление знаний учащихся о наречии» Тип урока:урок закрепления знаний. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. ЦЕЛИ УРОКА:1. Образовательные:обо...
Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
урок изучения нового материала по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 кл...
Конспект урока по математике в 6 классе.Тема :" Противоположные числа"
Урок закрепления знаний и способов деятельности.На уроке применяется накопительская система оценок....
Конспект урока по математике по теме: "Четные и нечетные функции".
1 урока по теме : "Чётные и нечётные функции". Занятия ведутся по учебнику: "Алгебра и начала анализа 10-11 кл." Колмогоров А.Н....
Планы-конспекты уроков по математике.
Представлены планы-конспекты уроков по "Элементам матричного анализа" для студентов второго курса....
Конспект урока по математике в 3 классе "Диаметр окружности. Построение диаметра окружности".
Урок по математике в 3 классе. На предыдущем уроке учащиеся уже познакомилмсь с понятиями "окружность", "радиус окружности". На этом уроке им предстоит узнать о диаметре окружности и о том...
Конспект урока по математике на тему: "Показательная функция"
Конспект урока по математике...