ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка
развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: преподаватель Пудов С.М.
г. Рославль
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
(Бернард Шоу).
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования(Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На данный момент все более актуальной становится значимость таких процессов как, воспитание, развитие и социализация личности. Введение ФГОС коренным образом изменяет учебную и внеучебную жизнь студента. Это использование новых форм организации обучения, новых педагогических технологий и методик, открытой информационной среды. ФГОС ориентирует преподавателей на развитие личностных характеристик выпускника. Данная программа дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности в той или иной группе и призвана реализовать на ряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности.
Разработаны специальные комплексные программы для обучения одаренных детей, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями. Но и в обычных условиях обучения преподаватель может создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества преподавателя и студента.
Преподаватель, стремящийся к развитию креативности обучающихся, должен прежде всего обеспечивать условия благоприятные для творчества обучающихся в группе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.
Судя по результатам многих психологических исследований, наиболее успешны в этом преподаватели, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший — на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания (приятия) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность и стремление проверять новые идеи и не пугают их с капризами и "оригинальничанием".
В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.
Данная программа призвана развить следующие способности: творческие - стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях.Срок реализации программы – 3 года.
Реализуемая цель: реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.
Цель программы – создание системы деятельности преподавателя по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Развитие творческой активности обучающихся.
- Формирование самостоятельности и сотрудничества.
- Развитие устойчивого интереса к изучению спец предметов.
- Повышение рейтинга и самооценки среди сверстников.
- Создание портфолио обучающихся.
- Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях.
- Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся.
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
Методические принципы:
- Создание условий для развития результативности творческой активности обучающихся.
- Практическое применение знаний в ситуациях, приближенных к жизненным.
- Соответствие учебного материала возрасту и наклонностям обучающихся.
Педагогические методики:
методикаДж.Брунера, методика В.И.Андреева, метод тестовых батарей П.Торренса, методика развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности по Г.С. Альтшуллеру.
Методы и способы выявления результативности творческой активности обучающихся: тестирование, наблюдение, беседы, консультации специалистов, диагностика, анализ.
Показатели результативности:
самостоятельность творческого поиска, участие в олимпиадных и творческих конкурсах, создание мини-проектов, познавательная активность, способность принимать творческие управленческие решения, способность к саморазвитию, познавательная активность.
Методы работы:
1. Исследовательский
2. Частично-поисковый
3. Проблемный
4. Метод проекта
Формы работы:
1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания.
2. Консультирование по возникшей проблеме.
3. Предметные кружки.
4. Дискуссия.
5. Игры.
Диагностический инструментарий:
- Уровень владения Интернет-ресурсами
- Умение систематизации и классификации полученной информации
- Умение работать с Портфолио
- Участие в разноуровневых олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.
Диагностические этапы:
- Педагогическая диагностика
- Психологическая диагностика
- Специальная углубленная диагностика
- Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Диагностики:
- Методика по изучению социолизированности личности учащихся (М.И.Рожков)
- Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)
- Анкета «Познавательная направленность»
- Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин)
- Адаптированный вариант проективной методики «Решение ситуаций» (Рене Жиль)
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит:
- увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных,всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количествеучастников мероприятий;
- увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях
организации работы соспособными обучающимися в общем количествемодернизированного оборудования;
- увеличить фонд научно-методического обеспечения работы со способными обучающимися(библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий,методических разработок по проблемам работы со способными обучающимися);
- обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах
деятельности способных обучающихся колледжа;
- обеспечить системность деятельности преподавателя по работесо способными обучающимися.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения, менять диагностирование, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по развитию результативности творческой активности обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности
№п.п. | Направления работы | Месяц | Ответственные | |
Раздел 1 Организация учебной деятельности по развитию творческих способностей обучающихся | ||||
1.1 | Участие в олимпиадах разного уровня | ежегодно | Преподаватель | |
1.2 | Смотр знаний по электротехнике | ежегодно | Преподаватель | |
1.3 | Конкурсы и викторины во время предметной недели | декабрь, ежегодно | Председатель ПЦК и члены комиссии | |
1.4 | Защита творческих, исследовательских, информационных проектов | ежегодно | Преподаватель | |
1.5 | Студенческая научно-практическая конференция | ежегодно | Преподаватель | |
1.6 | Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся | постоянно | Преподаватель | |
1.7 | Конкурс кроссвордов по электротехнике | ежегодно | Преподаватель | |
1.8 | Решение задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. | постоянно | Преподаватель | |
1.9 | Использование Интернет-технологий в учебном процессе | постоянно | Преподаватель | |
1.10 | Занятия предметного кружка «Домашний электрик» | ежегодно | Преподаватель, руководитель кружка | |
1.11 | Создание мини-проектов: электронные презентации об истории развития электротехники, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений электротехники в народное хозяйство и т.п.. | ежегодно | Преподаватель | |
1.12 | Проведение нестандартных (интерактивных) уроков | ежегодно | Преподаватель | |
1.13 | Участие студентов в Интернет-проектах | ежегодно | Преподаватель и информатики | |
1.14 | Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др. | постоянно | Преподаватель | |
1.15 | Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом) | ежегодно | Преподаватель | |
1.16 | Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, защите ВКР) | ежегодно | Преподаватель | |
Раздел 2 Психолого-педагогические условия работы по развитию творческих способностей обучающихся | ||||
2.1. | Повышение профессионального уровня педагога: а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; е) конкурсы профессионального мастерства; ж) взаимопосещение уроков; | постоянно | Администрация, преподаватель | |
2.2. | Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических Советов: а) «Особенности творческих проявлений у обучающихся»; б) «Познавательные процессы личности способных студентов» и др. | постоянно | Администрация, преподаватели | |
Раздел 3Материально-технические и учебно-материальные условия работы по развитию творческих способностей обучающихся | ||||
3.1. | Создание банка методических наработок «Творческие способности обучающихся» | постоянно | Зам. директора, преподаватель | |
3.2. | Подборка методической литературы «В помощь преподавателю для работы по развитию творческих способностей у обучающихся» | постоянно | Библиотекарь, преподаватель | |
3.3. | Формирование медиатеки | постоянно | Библиотекарь | |
3.4. | Формирование банка учебно-разви-вающих компьютерных программ | постоянно | Администрация |
Критерии эффективности программы:
• развивает интерес к предмету;
• развивает самостоятельность обучающихся;
• дает возможность самореализоваться;
• способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
• развивает креативное мышление;
• формирует практические навыки;
• развивает навыки исследовательской деятельности.
Библиографический список
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
- Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии – 2006-№4
- Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
- Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
- Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.
- Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.
- Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.
- Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71-74.
- Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.
- Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 29-33.
- Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.
- Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва : Академия, 2010. - 206 с.
- Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.
- Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2011. - 419 с.
- Мазейкин Е.М., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования: уч. пособие - Тула: Изд-во Тульск. гос. пед ун-та, 2012. - 180 с.
- Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
- Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва : Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.
- Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : № 273-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.
- Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -424 с.
- Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся:учеб.-метод. пособие / Полтавец Г. А. [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. Москва, 2013.
- Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.
Интернет- ресурсы:
1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/
2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках математики
сообщение об опыте работы...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету, развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...
Презентация "Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения".
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личн...
ПРОЕКТ:Социализация обучающихся с ОВЗ и развитие творческих способностей через вовлечение их в кружковую деятельность
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и странмирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоро...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...
Развитие творческих способностей на уроках живописи.
Развитие творческих способностей на уроках живописи....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный материал предназначен для работников школы по организации внеурочной деятельности для развития творческого потенциала у детей...