ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Пудов Сергей Михайлович

развитие творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: преподаватель Пудов С.М.

г. Рославль

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

(Бернард Шоу).

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования(Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На данный момент все более актуальной становится значимость таких процессов как, воспитание, развитие и социализация личности. Введение ФГОС коренным образом изменяет учебную и внеучебную жизнь студента. Это использование новых форм организации обучения, новых педагогических технологий и методик, открытой информационной среды. ФГОС ориентирует преподавателей на развитие личностных характеристик выпускника. Данная программа дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности в той или иной группе и призвана реализовать на ряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности.

Разработаны специальные комплексные программы для обучения одаренных детей, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями. Но и в обычных условиях обучения преподаватель может создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества преподавателя и студента.

Преподаватель, стремящийся к развитию креативности обучающихся, должен прежде всего обеспечивать условия благоприятные для творчества обучающихся в группе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.

Судя по результатам многих психологических исследований, наиболее успешны в этом преподаватели, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший — на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания (приятия) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность и стремление проверять новые идеи и не пугают их с капризами и "оригинальничанием".

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Данная программа призвана развить следующие способности: творческие - стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях.Срок реализации программы – 3 года.

Реализуемая цель: реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.

Цель программы – создание системы деятельности преподавателя по развитию творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Развитие творческой активности обучающихся.
  2. Формирование самостоятельности и сотрудничества.
  3. Развитие устойчивого интереса к изучению спец предметов.
  4. Повышение рейтинга и самооценки среди сверстников.
  5. Создание портфолио обучающихся.
  6. Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях.
  7. Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
  8. Создать условия для развития креативности.
  9. Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся.
  10.  Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

Методические принципы:

  1. Создание условий для развития результативности творческой активности обучающихся.
  2. Практическое применение знаний в ситуациях, приближенных к жизненным.
  3. Соответствие учебного материала возрасту и наклонностям обучающихся.

Педагогические методики:

методикаДж.Брунера, методика В.И.Андреева, метод тестовых батарей П.Торренса, методика развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности по Г.С. Альтшуллеру.

Методы и способы выявления результативности творческой активности обучающихся: тестирование, наблюдение, беседы, консультации специалистов, диагностика, анализ.

Показатели результативности:

самостоятельность творческого поиска, участие в олимпиадных и творческих конкурсах, создание мини-проектов, познавательная активность, способность принимать творческие управленческие решения, способность к саморазвитию, познавательная активность.

Методы работы:

1. Исследовательский

2. Частично-поисковый

3. Проблемный

4. Метод проекта

Формы работы:

1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания.

2. Консультирование по возникшей проблеме.

3. Предметные кружки.

4. Дискуссия.

5. Игры.

Диагностический инструментарий:

  1. Уровень владения Интернет-ресурсами
  2. Умение систематизации и классификации полученной информации
  3. Умение работать с Портфолио
  4. Участие в разноуровневых олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

Диагностические этапы:

  1. Педагогическая диагностика
  2. Психологическая диагностика
  3. Специальная углубленная диагностика
  4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Диагностики:

  1. Методика по изучению социолизированности личности учащихся (М.И.Рожков)
  2. Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)
  3. Анкета «Познавательная направленность»
  4. Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин)
  5. Адаптированный вариант проективной методики «Решение ситуаций» (Рене Жиль)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит:

- увеличить долю победителей, призеров, дипломантов, лауреатов городских, областных,всероссийских мероприятий профессиональной направленности в общем количествеучастников мероприятий;

- увеличить долю обновленного материально-технического обеспечения в целях

организации работы соспособными обучающимися в общем количествемодернизированного оборудования;

- увеличить фонд научно-методического обеспечения работы со способными обучающимися(библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий,методических разработок по проблемам работы со способными обучающимися);

- обеспечить открытую и доступную систему информирования о результатах

деятельности способных обучающихся колледжа;

- обеспечить системность деятельности преподавателя по работесо способными обучающимися.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения, менять диагностирование, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по развитию результативности творческой активности обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности

№п.п.

Направления работы

Месяц

Ответственные

Раздел 1    Организация учебной деятельности по развитию творческих способностей обучающихся

1.1

Участие в олимпиадах разного уровня

ежегодно

Преподаватель

1.2

Смотр знаний по электротехнике

ежегодно

Преподаватель

1.3

Конкурсы и викторины во время предметной недели

декабрь, ежегодно

Председатель ПЦК и члены комиссии

1.4

Защита творческих, исследовательских, информационных проектов

ежегодно

Преподаватель

1.5

Студенческая научно-практическая конференция

ежегодно

Преподаватель

1.6

Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся

постоянно

Преподаватель

1.7

Конкурс кроссвордов по электротехнике

ежегодно

Преподаватель

1.8

Решение задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них.

постоянно

Преподаватель

1.9

Использование Интернет-технологий в учебном процессе

постоянно

Преподаватель

1.10

Занятия предметного кружка «Домашний электрик»

ежегодно

Преподаватель, руководитель кружка

1.11

Создание мини-проектов: электронные презентации об истории развития электротехники, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений электротехники в народное хозяйство и т.п..

ежегодно

Преподаватель

1.12

Проведение нестандартных (интерактивных) уроков

ежегодно

Преподаватель

1.13

Участие студентов в Интернет-проектах

ежегодно

Преподаватель и информатики

1.14

Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др.

постоянно

Преподаватель

1.15

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

ежегодно

Преподаватель

1.16

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, защите ВКР)

ежегодно

Преподаватель

Раздел 2    Психолого-педагогические условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

2.1.

Повышение профессионального уровня педагога:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

е) конкурсы профессионального мастерства;

ж) взаимопосещение уроков;

постоянно

Администрация,

преподаватель

2.2.

Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических Советов:

а) «Особенности творческих проявлений у обучающихся»;

б) «Познавательные процессы личности способных студентов» и др.

постоянно

Администрация, преподаватели

Раздел  3Материально-технические и учебно-материальные условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

3.1.

Создание банка методических наработок «Творческие способности обучающихся»

постоянно

Зам. директора,

преподаватель

3.2.

Подборка методической литературы «В помощь преподавателю для работы по развитию творческих способностей у обучающихся»

постоянно

Библиотекарь, преподаватель

3.3.

Формирование медиатеки

постоянно

Библиотекарь

3.4.

Формирование банка учебно-разви-вающих компьютерных программ

постоянно

Администрация

Критерии эффективности программы:

•        развивает интерес к предмету;

•        развивает самостоятельность обучающихся;

•        дает возможность самореализоваться;

•        способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;

•        развивает креативное мышление;

•        формирует практические навыки;

•        развивает навыки исследовательской деятельности.

Библиографический список

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  2. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
  4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии – 2006-№4
  5. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
  6. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
  7. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научно-техническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.
  8. Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.
  9. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.
  10. Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71-74.
  11. Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.
  12. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 29-33.
  13. Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.
  14. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
  15. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва : Академия, 2010. - 206 с.
  16. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.
  17. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.
  18. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2011. - 419 с.
  19. Мазейкин Е.М., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования: уч. пособие - Тула: Изд-во Тульск. гос. пед ун-та, 2012. - 180 с.
  20. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.
  21. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
  22. Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва : Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.
  23. Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : № 273-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.
  24. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.
  25. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
  26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -424 с.
  28. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся:учеб.-метод. пособие / Полтавец Г. А. [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. Москва, 2013.
  29. Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.

Интернет- ресурсы:

1.        Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/

2.        "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения".

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личн...

ПРОЕКТ:Социализация обучающихся с ОВЗ и развитие творческих способностей через вовлечение их в кружковую деятельность

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и странмирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоро...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...

Развитие творческих способностей на уроках живописи.

Развитие творческих способностей на уроках живописи....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный материал предназначен для работников школы по организации внеурочной деятельности для развития творческого потенциала у детей...