Статья. Выполнение новых требований ФГОС в уроке математики6.
методическая разработка по теме
Как разработать урок математики6, отвечающий новым требованиям ФГОС на примере урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я.Виленкина ? При составлении урока учтен компетентностный подход в обучении.Применены здоровьесберегающие технологии, игровые,частично-поисковые, применениеИКТ технологий, применение ОЭР. Урок заканчивается предложением участия ребят в проектной деятельности. Приведён анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypolnenie_novykh_trebovaniy_fgos_v_uroke_matematika6.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №543
Московский район
Санкт-Петербург
Учитель математики Яковлева Ирина Леонидовна
Тема урока: Нахождение дроби от числа
Класс: 6
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению правила нахождения дроби от числа и овладению умением применять изученное правило при решении задач.
Технология урока: Компетентностный подход в образовании, здоровьесберегающая, игровая. Применение ИКТ, ЭОР
Виды универсальных ученических действий:
-слушание
-индивидуальная работа
-исследовательская работа
-выдвижение гипотезы
-говорение
-мыслительный анализ
-самопроверка
-взаимопроверка
Задачи урока:
Образовательные:
-Изучить правило нахождения дроби на число как частный случай умножения дроби на число.
- Повторить материал 5 класса нахождение десятичной дроби от числа и процента от числа.
- Овладеть знаниями и умениями нахождения дроби от числа, применения к решению задач, решению заданий КИМ ОГЭ.
- Овладеть знаниями и умениями для применения в практической деятельности, в изучении смежных дисциплин.
Развивающие:
-Формировать умения применять полученные знания в новой ситуации.
-Развивать логическое мышление и вычислительные навыки.
-Осваивать приёмы использования новых информационных технологий на уроке
Воспитательные:
-Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.
-Воспитывать активность, внимательность, самостоятельность.
Воспитывать умение поддерживать работоспособность для успешного учения.
-Развивать речь и математическую в частности, память , интерес к математике, умение логически рассуждать.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, CD- плеер,
Сканер- копир.
Хронометраж урока
№ | Этап урока | Форма организации | Время |
1 | Организационный момент | Фронтальная работа | 3мин |
2 | Актуализация опорных и теоретических знаний и практических навыков | Фронтальная работа Использование презентации, как средства демонстрации наглядности . | 5мин |
3 | Изучение нового материала | Постановка проблемы. Решение самостоятельно, в парах, группах, дифференцированная помощь учителя, фронтальное обсуждение итогов работы | 10мин |
4 | Физкультминутка | Фронтальная работа с использованием музыкального сопровождения CD-плеер. | 1мин |
5 | Закрепление изученного материала | Устная фронтальная индивидуальная, парная, групповая работы. Письменная работа в тетрадях с показом образца выполнения домашней работы. | 12мин |
6 | Границы применения нового. Самостоятельная работа. | Проверка в парах, группах, фронтальное обсуждение. | 10мин |
7 | Домашнее задание. | Комментарии детей, учителя. | 3мин |
8 | Подведение итогов урока | Фронтально | 1мин |
Ход урока:
1.Организационный момент. (3мин).
Учитель.
Повысить работоспособность поможет точечный массаж биологических активных точек лица и головы.
- Точка на лбу между бровями (третий глаз).
- Парные точки на краях крыльев носа (помогают восстановить обоняние).
- Точка посередине края подбородка (помогает вспомнить).
- Парные точки в височных ямках (включить разум).
- Три точки на затылке (подключить ум).
- Парные точки в области уха (включить слуховую память). Ребята вместе с учителем проделывают эти упражнения. Учитель продолжает: "Сегодня на уроке мы изучаем новую тему. Давайте попробуем определить тему и цели урока. Но сначала, как дела с домашним заданием?". Ответить на вопросы ребят. При проверке повторили правила умножения обыкновенных дробей на натуральное число, на обыкновенную дробь, смешанные числа.
2.Актуализация знаний. Устно тренажер 29 Жохова и Погодина.
Учитель: Я задумал действие над обыкновенными дробями. Отгадайте какое?
Дети: сложение.
Учитель: хорошо, но не со всем. Чтобы его выполнить надо в числитель занести произведение. Отгадайте, какое действие я задумал?
Дети: Умножение дробей. Учитель: " Отгадали". Возьмите карточку №1. Читаем: может ли произведение двух дробей быть натуральным числом? Что вы выбираете: да или нет. Если вы правильно ответите, то узнаете первую букву того без чего человек не может жить, совершив сопоставление с данной табличкой.
да | нет |
с | н |
Вы исследователи.
=…… °20=….. Дети: Да, может.
Учитель: Молодцы. Чтобы узнать вторую букву, надо ответить на вопрос: что больше
4/5умноженное на Х или число Х? Ваши предположения? Выдвигаем гипотезы. Доказываем свою точку зрения.
4/5 от 20 и 20.Сопоставьте свой результат с данными в таблице и вы узнаете вторую букву того, без чего …
4/5 умноженное на 20 | 20 |
16 н | 20 о |
Мы узнали вторую букву слова . Это- О . Теперь соединим и получим слог "со". Кто догадался, без чего не может долго бодрствовать человек, это сон.
Сон-это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма, дарит силы и бодрость. Сон должен продолжаться не меньше 10 часов. .
3.Изучение нового материала.
Откроем выданные тетради. Поставим дату на полях. Запишем: Классная работа. А ниже строкой - тему урока: Нахождение дроби от числа. Какую цель перед собой поставим? Какая связь между тем, что знаем и что надо узнать? Определение последовательных промежуточных целей. Составление плана действий. Прогнозирование. Коррекция. Оценка. Способность к волевому усилию переделать. Рассмотрим задачу: В 6-а 20 учеников. В эстафете приняли участие 4/5 всех учеников. Сколько учеников участвовало в эстафете? Ваши предложения по решению.
20:5*4=16. Сравним с ранее полученным результатом. Сделаем выводы. Умножение дроби на число это то, что и нахождение дроби от числа. Вывели правило. Откроем учебник, страница 79, и прочитаем и выучим его.
4.Физминутка.
Учитель: Отгадайте как называются несколько несложных упражнений, которые обеспечивают физическую и умственную работоспособность в течение всего дня?
Дети: Зарядка.
Выходит к доске ученик , который объясняет и показывает , делает вместе со всеми упражнения:
- Для спины и плечевого пояса:
- Поднять плечи максимально вверх, подержать и опустить.5 раз.
- Для мышц шеи:
-Свободное вращение головой сначала в одну сторону, а затем, в другую.
3. Максимально широко улыбнулись , задержали улыбку, расслабились.
5.Закрепление изученного материала.
Учитель: Чему равны полторы от одной треть от 100?
Слайды по лицензионному ЭОР уроки Игоря Жаборовского. Устно.К уроку №14.
Письменно в тетрадях №484(а), 485(а), 486(а,в,д,и), №490.Работают в парах, группах, с учителем. Решим задание из материалов ОГЭ 2014 год. Как проверить, самопроверить, взаимопроверить?
В городе 40000 жителей, причем 13% - это студенты. Сколько примерно тысяч человек составляет эта категория жителей?
13/100*40000=5200. 5000жителей. Ответ: 5000.Как совершить самопроверку, взаимопроверку?
5200:40000=0,13=13%, что и соответствует условию задачи. Значит, задача решена верно.
6.Самостоятельная работа.
Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Для зарядки мозгов выполним упражнение. Вытяните вперед правую руку , сжатую в кулаке с поднятым большим пальцем вверх. Медленно опишите в воздухе восьмерку. Повторите то же самое с левой рукой. Затем, сцепив обе руки над головой, выполните обеими руками. Каждый учащийся берёт полоску с заданием на закрепление нахождения дроби о числа.
А | Б | В | Г | Д |
5/18от 90 | 0,6 от 5/6 | 1/2от0,3 | 5/9от90 | 7/15от15/28 |
1/4от4/5 | 4/9от9/11 | 9/11от99 | 0,25от4/9 | 6/11от 0,66 |
0,2от1/2 | 3/17от51 | 5/8от0,4 | 1/16от3,2 | 0,05 от 40/41 |
11/15от15 | 1/6от1,2 | 0,7от6/7 | 2/11от44 | 2/7от0,28 |
5/6от30 | 7/16от32 | 13/15от 30 | 6/7от0,7 | 13/16от 3,2 |
Проверяем, если успеваем, если нет, то учитель собирает тетради и анализ работы проводит на следующем уроке.
А | Б | В | Г | Д |
25 | 0,5 | 0,15 | 50 | 1/4 |
1/5 | 4/11 | 81 | 1/9 | 0,36 |
0,1 | 9 | 1 | 0,2 | 2/41 |
11 | 0,2 | 0,6 | 8 | 0,08 |
25 | 14 | 26 | 0,6 | 2,6 |
((
7.Запись домашнего задания.
Читаем в голос п 14. Задачи умеем рассказывать Правило наизусть. Выполняем письменно №523,486(б,г,е,к)513(а,б,в)522(1)Проведите опрос , при изучении каких тем надо знать нахождение дроби о числа. Ответы записать. Приобщение к проектной деятельности. Эссе. Отчет. Презентация. Доклад.
8.Подведене итогов урока.
-Чему научились на уроке?
-Нахождению дроби от числа. А есть какие-нибудь другие способы нахождения дроби от числа?
Да. Например, чтобы найти 1/2 от числа, то достаточно это число разделить на 2.
-Что является важным условием хорошей учебы?
-Быть здоровыми.
Хочется нашу работу закончить стихам С.Я.Маршака:
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие…
Откроем зачетку: поставим себе оценки на каждом этапе урока.
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление знаний
Самостоятельная работа
Литература.
1.Математика . 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Швацбурд] Издательство "Мнемозина", М:2010
2.Е.Ю.Лукичева. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения( математика).
Учебно-методическое пособие СПб 2013
3.А.П.Ершова В.В.Голобородько Устные проверочные и зачетные работы по математике для 5-6 классов .-М.: Иликса, 2006.
4.Е.В.Смыкалова Сборник задач по математике для учащихся 6 класса.СПб:СМИО Пресс.2003.
5.В.И.Жохов, В.Н.Погодин Математический тренажёр, 6 класс: пособие для учителей
и учащихся ,-3-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2007.
ЭОР.
1.Видеоуроки по математике по учебнику Н.Я.Виленкина. Игорь Жаборовский 2011
www.urokimatematiki.ru
Самоанализ урока
Место данного урока в системе знаний. В 6 классе на изучение программного материала по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей " отводится 37 часов. На тему "Нахождение дроби от числа " отводится 4 часа. Данный урок является первым в изучаемой теме. На уроке рассматриваются такие ключевые слова как "умножение дроби на дробь", "умножение дроби на натуральное число", "нахождение дроби от процентов", "умножение дроби на десятичную дробь", "нахождение дроби от десятичной дроби", которые далее рассматриваются при решении задач по программе, заданий по кружковой работе, при подготовке к олимпиадам, при подготовке к ОГЭ.
Большинство учащихся легко усваивают правило нахождения дроби от числа, но не все учащиеся применяют данные знания в измененной ситуации, в частности, при решении различных типов задач на обыкновенные дроби, десятичные дроби, проценты. Смеси, сплавы, растворы, денежные операции. Тема становится сложной для учащихся. Она требует умения логически мыслить, рассуждать, сравнивать.
Полученные навыки формируют общие умения решать задачи на действия с обыкновенными, десятичными дробями, которые будут далее рассматриваться в курсах 7-9 классов. Задачи на нахождения дроби от числа присутствуют в КИМ ОГЭ .
Вид урок: урок изучения и первичного закрепления знаний по нахождению дроби от числа.
Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению правила нахождения дроби от числа. Овладению умения применять изученные правила при решении задач.
Технологии урока - это технологии компетентностного подхода в обучении. Здоровьесберегающая, игровая, применение ЭОР.
Задачи урока.
Образовательные:- изучить правило нахождения дроби от числа как правило умножения дроби на число. Овладеть знаниями, умениями нахождения дроби от числа для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин. Тренировать все виды универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Обратить внимание, что
5-а- 6-а - умение обобщать и перерабатывать полученную информацию тренировка в самооценке.
5-б-6-б - отыскание других способов решений, самооценка.
5-в-6-в - обобщать и перерабатывать полученную информацию
Разнообразные способы решения
Принимать, понимать учебную задачу
Осуществлять самоконтроль
Определять факты в явном виде
Умение убеждать собеседника
Аргументировать точку зрения
Проводить самооценку.
При выполнении домашнего задания ребятам предлагается определить границы применение нового материала. Ребята участвуют в проектной деятельности.
При работе в парах и группах формировались коммуникативные навыки учащихся, умение слушать и слышать на только учителя, но и своих товарищей, умение отстаивать своё мнение. Их словарный запас обогатился новыми понятиями.
В ходе урока реализованы развивающие задачи. Логическое мышление развивалось при проведении устного счета, при работе в парах, группах, при изучении нового материала, когда работали самостоятельно и при помощи учителя, когда работали самостоятельно и по образцу, работали самостоятельно и под контролем учителя. Самостоятельность мышления поддерживалась различными видами работ: работа индивидуальная, в парах, в группах, работа с учебником.
Форма обучения: беседа с учителем, индивидуальная , в парах, в группе, фронтальная.
Методы и приемы обучения: проблемно- поисковый, метод проектов, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЭОР, карточки с заданиями для работы в парах и группах
Учащиеся усвоили материал , были внимательны, вежливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично, взаимоотношения учителя и учащихся доверительные, дружеские.
На уроке использовались методы и приёмы, способствующие сохранению здоровья учащихся. В ходе урока проведена физкультминутка. Организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
Использование ЭОР позволило организовать зрительское восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На заключительном этапе урока была проведена рефлексия, способствующая успешности каждого ребенка.
Материал для урока отобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, что вместе с поощрением за хороший результат при выполнении заданий, способствовали формированию положительного отношения и мотивации к учебе. Таким образом, поставленные цели и задачи способствуют реализации принципа развивающего обучения.
Методы организации учебно - познавательной деятельности:
-словесный (беседа, рассуждение, выступление учащихся по результатам групповой работы, самоанализ, сравнение полученного результата с образцом).
-проблемный (проблемные вопросы на этапе подготовки к изучению нового материала в вопросно-ответной форме.)
-иллюстративный (обобщение, повторение материала, устный счет, сравнение с образцом, с опорой на слайды.).
-частично-поисковый (установление связей при выполнении заданий).
- стимулирование и мотивацию интереса к учению (самореализация учащихся).
Целесообразность использования ИКТ и ЭОР на уроке:
- Повышает эффективность обобщения и систематизации материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала
- Увеличение активности и интереса учащихся в процессе обучения
- Воспроизводить связи математики с другими областями знаний
- Меняет характер взаимодействия учителя и ученика. Формирует новый стиль общения - сотрудничество.
Мотивация обучения.
- На этапе актуализации опорных знаний задавались вопросы, которые способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся , привлекают внимание учащихся
- При подготовке к изучению нового материала эффективны проблемные вопросы, формирующие познавательную потребность, требующие поиска ответов
- На этапе закрепления и систематизации знаний были использованы различные виды работ: фронтальная с тренажером, работа в парах по взаимопроверке, работа в группах по самоконтролю, что способствовало прочному усвоению и закреплению знаний.
- На завершающем этапе урока - рефлексия, объективное оценивание самого себя, что способствовало активности в подведении итогов и нацеливало детей на дальнейшую работу по теме.
Оценка деятельности учащихся.
Оценка деятельности учащихся осуществлялась словесными методами, поощрениями поддержкой со стороны учителя, других учащихся, самооценкой, позитивным эмоциональным настроем. Выставление оценки выставлялось на заключительном этапе. Самые активные и знающие материал учащиеся, успешно работавшие на всех этапах урока, получили высокие оценки.
Целесообразность и эффективность домашнего задания.
Домашнее задание является продолжением урока. В ходе его выполнения учащиеся закрепят знания по нахождению дроби от числа. Отработают умения и навыки, полученные на уроке. В ходе выполнения дополнительного задания развиваются коммутативные навыки (ребятам предложено проведение опроса и оформление в работу.). Ребята сами получат знание о том, что как используется математика в других науках и получат знания о таком понятии как межпредметные связи. Задача из сборника подготовки детей к предметным олимпиадам выведет ребят на более высокий уровень владения универсальными ученическими действиями. Инструктаж, необходимый для успешного выполнения домашнего задания, способствует тому, что все ребята работу сделают. А как они будут готовы к следующей встрече, так и будут хорошо работать на следующем уроке.
27.06.2014. Яковлева И .Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "
Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...
Доклад на тему "Специфика преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения".
Обучение математике в учреждениях системы СПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). ...
статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"
Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения....
Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в СПО
Статья посвящена вопросу : " Как помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициат...
Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения
Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...