статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"
статья
Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.
Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-2019.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Аниконов Александр Сергеевич
преподаватель физики
статья
''О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования ''
Действующий в настоящее время ФГОС по физике предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учеников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов важнейших технических устройств, для решения физических задач.
ФГОС по физике делает акцент на разнообразных видах деятельности учащихся, которые перечислены ниже.
- Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач.
- Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Таким образом, действующий ФГОС по физике характеризуется приоритетом развивающего обучения и разносторонних видов деятельности самих учащихся. В процессе этой деятельности именно на уроках физики происходит многогранное формирование и развитие творческой личности обучающегося.
Раcсмотрим теперь особенности современного учебного процесса на уроках физики в системе СПО:
- большинство учащихся имеют слабую общеобразовательную подготовку; они собраны из разных школ с разным уровнем подготовленности;
- учебный план очень насыщен, он включает, помимо общеобразовательных дисциплин, общетехнические и специальные, а также профессиональное обучение; в результате учащиеся сильно загружены и не имеют времени для самостоятельной домашней работы;
- психологи отмечают отсутствие каких-либо ярко выраженных общих и специальных способностей учеников;
- у большинства учащихся занижен интерес к среднему полному образованию, они ориентируются только на получение профессии;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса и ограниченный набор гибких педагогических технологий, активизирующих учебно-познавательный процесс и создающих мотивацию к учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, мы имеем противоречие между современными требованиями ФГОС по физике и реальной ситуацией в системе СПО. Разрешение этого противоречия мы видим как в существенном укреплении материального обеспечения учебного процесса, так и в оптимальном сочетании современных педагогических технологий (ИКТ-технологии, IT-технологии, групповые технологии и др.) именно с учетом упомянутых особенностей системы СПО. Ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит творческой деятельности преподавателя по организации деятельности учащихся с использованием различных источников информации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО
Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт преподавания литературы в профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди...
Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...