Статья "Развитие орфографической зоркости"
статья по теме

В данной статье рассматривается понятие орфографической зоркости, приводятся примеры способов её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Тема: «Развитие орфографической зоркости».
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 262 Цветкова Галина Анатольевна

Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки (собственные или чужие).

Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, так как школьник не видит орфограмм в процессе письма.  

Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза выделения звуков и букв, морфем при чтении, письме, списывании, если оно осложнено соответствующим заданием.

Для развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на её выработку (мотивированность действий). Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.

При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешность выполнения первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы. Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учеником.

С первых шагов изучения русского языка я обращаю внимание на «опасные» места при написании слов. С учениками мы выясняем, почему эти места «опасны» и как не попасть в ловушку на этом месте. Очень помогает держать заинтересованность в данной работе игра – установка «Кто больше найдёт «опасных» мест» или «Не попади в ловушку», или «Пройди без потерь». Можно придумать много разных названий, можно привлечь сказочных героев, сделать оформление игры. Главное, что побеждает тот, кто увидит больше орфограмм и объяснит правила написания, кто сможет не пропустить ни одной орфограммы, кто внимательно выслушает товарища, заметит, что он упустил что-то из вида, и будет готов ему помочь. Подставить плечо. Вывести из ловушки.

Важно, чтобы дети точно знали, как оценивается (при появлении отметок) эта работа. Выдвинуть критерии оценки, например, при пропуске двух «опасных» мест ставим четыре, при нахождении трёх пропущенных другим учеником орфограмм можно получить «5» и т.д.

Я стараюсь, чтобы на уроке было комментированное письмо (монологическая речь), чтобы в самостоятельных работах дети выделяли, подчёркивали правила, где это возможно, пометками объясняли, почему пишется именно так. Часто задаю вопрос, кто сколько орфограмм нашёл.

Ступени формирования умений по орфографии:

I

Жизненная (учебная) ситуация порождает необходимость проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящего действия, ученик ставит цель, осмысливает задачу.

II

Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило.

III

Составление алгоритма выполнения действия по правилу.

IV

Выполнение действия по правилу.

V

Повторное многократное действие по плану в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным «свёртыванием» алгоритма.

VI

Появление элементов автоматизма в результате многократного выполнения однотипных действий (упражнений).

VII

Автоматизм безошибочного письма.

Важны все этапы работы:

  • Нахождение «опасного» места
  • Выведение правила проверки. На этом этапе я использую следующие приёмы:
  • Постановка проблемного вопроса
  • Выведение правила детьми самостоятельно
  • Работа с текстом правила в учебнике
  • Иллюстрирование данного правила схемой
  • Многократные упражнения

Самое сложное – это последний этап. Сложность заключается в том, чтобы соединить многократность повторения и поддержание интереса детей. Этому, с моей точки зрения, помогают следующие приёмы:

  • Мотивированность детей, установка на значимость того, что они делают. Как важно, здорово, круто писать без ошибок всегда и везде.
  • Разнообразие видов упражнений.
  • Комментированное письмо (на доске запись ведёт ученик и объясняет орфограммы, нахождение орфограмм уже в написанном предложении, нахождение орфограмм на слух).
  • Работа «красного карандаша». Исправление ошибок.
  • Различные виды диктантов.
  • Зрительный диктант. Алгоритм проведения:
  • Даётся установка на зрительное запоминание первого предложения.
  • Ученики закрывают глаза и представляют предложение зрительно.
  • Предложение записывается по памяти в тетрадь.
  • То же с другими предложениями.
  • Проверка.

  • Слуховой диктант. Алгоритм проведения:
  •  Даётся установка на запоминание первого предложения с одного раза.
  • Ученики повторяют предложение про себя.
  • Запись в тетрадь.
  • То же самое со вторым предложением.
  • Проверка.

У слуховых диктантов может быть предварительная подготовка.

Вариант 1. Полная подготовка. Весь текст расположен на доске, и дети ищут и объясняют орфограммы.

Вариант 2. Выборочная подготовка. Выписываются отдельные слова из диктанта. Работа идёт такая же.

Вариант 3. На доске записан текст. Ученики читают. Сами находят орфограммы. Потом текст записывается.

Очень часто на уроках использую такие виды слуховых диктантов, как объяснительный, предупредительный, диктант «проверь себя», где ученик, если не знает, как пишется слово, пропускает место, а после проверки или после вопроса, который задаёт классу, вставляет пропущенную букву.

Очень любят дети диктанты, которые мы называем «безошибочными». Я читаю предложение орфоэпически, а дети проговаривают хором его орфографически, а потом записывают.

Точно также этот вид диктантов может проходить и без записи в виде устной игры. Учитель читает орфоэпически. Дети проговаривают орфографически. Учитель говорит, сколько ошибок он насчитал при проговаривании, какую оценку получил весь класс. Любят дети сравнивать, что мы получили вчера, а что сегодня за эту работу. Конечно, слова, где все сделали ошибку или появились разногласия в написании, рассматриваются и объясняются.

Почти во всех видах письменных работ прошу детей подчёркивать (выделять) ту или иную орфограмму или все, какие они найдут.

Но в русском языке много слов, написание которых не поддаётся проверке. И тогда на помощь должна прийти память. Для запоминания непроверяемых слов можно использовать следующие приёмы:

  • Написание буквы по аналогии с внешним видом предмета.

пуг         вица

  • Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Гори        зонт

Пир   ог

Пом   и   дор

  • Составление ребусов.

40 А   (сорока)

о + ность    (окрестность)

  • Заучивание обобщённым способом. Психологи называют этот приём «вешалкой»: знаю написание одного слова, «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же буквой.

Например: однажды, погода, мороз, одежда, коньки, быстро.

  • Этимологический экскурс.

Например: ботинок от слова боты. В переводе с французского «ботт» - сапог.

Появление ошибок легче предупредить, чем потом над ними работать. Многие авторы книг предлагают списки для запоминания наиболее употребительных слов с непроверяемыми буквами. Такие списки, например, есть в работах В.В.Лайло и П.С.Тоцкого.

         

Очень много видов творческих работ, позволяющих работать в том числе над орфографической зоркостью. Например: выборочные диктанты, составление предложений, расположение предложений с целью получения текста, распространение предложений, сочинения-миниатюры. Много в различных пособиях материалов для проведения орфографических минуток, орфографических разминок.

Мне очень нравится, когда на этапе обобщения знания можно объединить в схему. Такие схемы рисуем вместе с детьми. Показать логику, структуру орфограммы и даже её математическую красоту. Например, такие:

Проверка безударных падежных окончаний существительных «е-и».

Слышится ли в окончании существительного «е»-«и»?

                                ДА            

                                                                                                                                   НЕТ

                                                                                     

 Ударное или безударное окончание?

                                                                     

УДАРНОЕ                                                        БЕЗУДАРНОЕ                        

                                                                   ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ И ПАДЕЖ              

                                                   1 и 2 СКЛОНЕНИЕ П.П.                          1СКЛОНЕНИЕ Р.П.

                                                    1СКЛОНЕНИЕ Д.П.                                 3СКЛОНЕНИЕ                                                                                                                

        

                                               ПИШИ «Е»                                                         ПИШИ «И»

Использованная литература:

1. М.Р.Львов «Правописание в начальных классах», - М., 1990г.

2. В.А.Шукейло «Русский язык в начальных класах», - СПб, 1998г.

3. В.П.Канакина «Радость познания в слове», - М., 1996г.

4. В.В.Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности», - М.,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Письменная речь является важным помощником при овладении  аудированием, говорением и чтением. Письменная речь помогает при  введении новой лексики, обучении грамматике и фонетики, так как не...

Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...

ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Интеллектуальная акция по русскому языку «Орфографический флешмоб»

Свободное грамотное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень вл...

«Обозначение орфограмм в письменных работах с целью развития орфографической зоркости на уроках русского языка»

Данная работа создана на основе материалов различных авторов по русскому языку, представленных в конце работы,для учителей начальных классов,  является дополнением к любому «УМК».Орфо...