«Обозначение орфограмм в письменных работах с целью развития орфографической зоркости на уроках русского языка»
учебно-методический материал

Данная работа создана на основе материалов различных авторов по русскому языку, представленных в конце работы,

для учителей начальных классов,  является дополнением к любому «УМК».Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где, при едином произношении,  возможен выбор написания.

Приѐмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

1.Комментированное письмо.

  1. Письмо с проговариванием.

3.Письмо с пропуском орфограмм.

  1. Какографические упражнения.

5.Письмо по памяти.

  1. Работа с группой предложений по системе Федоренко.

7.Списывание.

  1. Скоростное письмо.

9.Диктанты.

  1. Орфографические минутки.

11.Словарная работа

  1. Орфографические игры

В своей работе я использую работу над орфограммами при помощи цветных карандашей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx43.57 КБ
Файл zritelnye_diktanty_p.pptx1.19 МБ
Файл tetr_s_orfogrammami_1.pptx673.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Обозначение орфограмм в письменных работах с целью развития орфографической зоркости на уроках русского языка»

Составитель Чебакова Г.Ю.

на основе материалов различных авторов по русскому языку, представленных в конце работы,

для учителей начальных классов, преподающих русский язык в начальной школе, является дополнением к любому «УМК»

  1. Вступление

Содержание

  1. Условия для развития орфографической зоркости
  2. Приёмы, развивающие орфографическую зоркость
  3. Список использованной литературы

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где, при едином произношении,  возможен выбор написания.

Часто можно услышать от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно  с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять.

      Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

  1. безударные гласные (земля, окно);
  2. парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка);
  3. гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща);
  4. непроизносимые согласные (грустный);
  5. правописание ь и ъ (ручьи, подъезд);
  6. имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);
  7. сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик);
  8. приставки и предлоги (подбежал к дому);
  9. ь после шипящих (дочь, грач);
  10. падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);
  11. родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле);
  12. личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем);
  13. правописание – не с глаголами (не читал);
  14. правописание глагольных суффиксов пр. времени (поняла, видели) и другие.

Дети должны запомнить:

До того, как написать слово:

  1. Ставим слово под ударение.
  2. Мысленно разбираем его по составу.
  3. Определяем «ошибкоопасные» места.
  4. Вспоминаем правило.
  5. Подбираем, если есть проверочное слово. Только после этого можно записать слово.

Приѐмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

  1. Комментированное письмо.

  2. Письмо с проговариванием.
  3. Письмо с пропуском орфограмм.

  4. Какографические упражнения.
  5. Письмо по памяти.

  6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
  7. Списывание.

  8. Скоростное письмо.
  9. Диктанты.

  10. Орфографические минутки.
  11. Словарная работа

  12. Орфографические игры

В своей работе я использую работу над орфограммами при помощи цветных карандашей

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Кому-то это может показаться слишком сложным, но дети справляются с такими заданиями. В первом классе мы играем , раскрашиваем. Дети поначалу путают, поэтому мы сначала выделяют только орф одного вида, я отслеживаю, понимают ли это дети. Я напоминаю им все время, как мы выделяем. Или для проверки запоминания прошу показать цветные карандаши, которыми мы выделяемту или иную орф.

Дети выделяют орфограммы и далее. Каждой орф соотв определенный цвет. Например…. Таким образом, при проверке тетрадей я могу отслеживать, узнает ли ребенок определенные орф. В одной работе я прошу выделить только безуд гласные, в другой…. К середине второго класса, когда дети привыкают к выделению орф, я даю задания смешаные задания на выделение всех орф.

Орф много, но в нач школе мы, конечно, работаем над основными орф.  Некоторые орф дети придумали сами: всегда мягкие-твердые согл, йотированные гласные.

Задания, формирующие орфографическую зоркость, зрительную память.

  1. Комментированное письмо.

Комментированное письмо-это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений на основе проговаривания по слогам. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

  1. Письмо с проговариванием.

В основе этого письма - проговаривание по слогам. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «За - пишу з с гласной а » и т.д.

  1. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) я даю учащимся право пропускать орфограммы, которые вызывают у них сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Я в ходе работы помогаю разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает ему внимательно относиться к слову, учит сомневаться, чего обычно не хватает ученикам.

4. Какографические упражнения в 4 классе

  1. Письмо по памяти.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму. Из опыта работы видно, что многие слова дети стали писать интуитивно.

«Письмо по памяти» способствует умению не только видеть орфограммы, но и объяснять их написание, помогает детям самим составлять стихотворные строчки по аналогии.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

  1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  3. Упражнение в запоминании.
  4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  5. Запись.

6. Проверка.

  1. Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко

Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.

Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Перед началом работы по методике И.Т. Федоренко для получения желаемых результатов необходимо ознакомиться с правилами и строго им следовать!

Правила написания зрительных диктантов

  • При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
  • С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно. Т.е. использовать один набор в течении нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.
  • Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 20-30 слов в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
  • Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
  • Предложения читаются обязательно молча.
  • Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
  • По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. В своей работе я использую презентацию.

  1. Списывание.

Этот вид работы имеет немаловажное значение для формирования у учащихся орфографических навыков. Обучение целенаправленному списыванию способствует развитию орфографической зоркости, умения видеть как предложение в целом, так и его отдельные части. Сначала дети читают текст (зрительно его воспринимают) анализируют слова на изучаемое правило (происходит осмысливание текста), затем текст списывается, после чего происходит самопроверка - написанного. Учить детей списывать текст правильно, т. е. не по отдельным словам или буквам, а предложениями. Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

  1. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Объяснение орфограмм (коллективно).
  4. Считают количество предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
  9. Проверка написанного.

  1. Диктанты.

Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный тем, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Если в диктанте встречаются слова на ещѐ не изученные правила, то эти слова следует произносить чѐтко или выписать на доске.

После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 – 7 минут урока.

Такова методика проведения контрольного диктанта.

Остальные виды диктантов представляют с собой методический прием обучения правописанию. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.

  1. Орфографические        минутки.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Развить орфическую зоркость и достичь орфографической грамотности учащихся можно ежедневным упорным трудом. И в этом помогают орфографические минутки, которые включаются в каждый урок русского языка.

Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи орфографических минуток не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Орфографические минутки занимают до 10 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Орфографическая минутка становится ещѐ и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от одного этапа урока к другому. Орфографическая минутка проводится в начале урока во время или после каллиграфической минутки, или в конце урока на этапе закрепления изученного материала. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение

всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.

  1. Орфографические        игры

Большую роль играют различного вида занимательные упражнения, которые использую на разных этапах урока.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Список литературы:

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998

Семенова Е.Е. ―Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.

Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997

Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости / Начальная школа, №3, 2004. с. 35.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая А.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Жуйков        С.Р.        Психологические        основы        повышения        эффективности        обучения

младших школьников русскому языку. М., 1979.

Иванова В.Р. Принципы русской орфографии. Л., 1977.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., «Просвещение», 1990.

Разумовская Н.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.

        .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко Автор презентации Коломенская В. Г. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 г.Владикавказ РСО-А июнь, 2012

Слайд 2

Вариант 1 Вариант 2 выход Вариант 3

Слайд 3

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 1

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 Та е т сне г . Идёт до ждь . Неб о хмур ое . Коля заб о лел. Запели птицы. Поле о пустел о . Набор №1 назад 1

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 Тр е щ а т м о розы. Я ищ у з е мл я нику. В л е су р о сла ель. Наступила ос е нь. Дни стали к о роч е . В л е су мног о б е рё з . Набор №2 назад 1

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 Прил е тели пти чк и. Ярк о свет и т со л нц е . Ма й я выт е рла доску. Вес е л о б е гут руч ьи . П о дул ре з кий вет е р. Зоя прилежн о учи тся . Набор №3 назад 1

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 Дят е л д о лбит дер е во. Я х о ч у п о с а дить цв е ты. Ин е й запуш и л дерев ь я. Без в о ды цв е ты з а вянут. Прол е тел о жарк о е лет о . Возл е дома п о с а дили ель. Набор №4 назад 1

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 Солнышк о светит и гре е т. Ил ь я р е шал задач у у д о ски. Заг о релась в небе зорька. На дерев ь ях св е ркал ин е й. Г оро д Киев ст о ит на Днепре. В л е су с о б и рают з е мл я нику. Набор №5 назад 1

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 Зимой р е ка покрылась л ь дом. Мальчик под а рил маме цв е ты. Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. К о лхозники р а ботают на лугу. На о г о род забрались ц ы плята. Мы ж и ли возл е б е рёзов о й рощи. Набор №6 назад 1

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 Небо покрыл о сь серыми туч а ми. Дети п о с а дили во дв о ре акац и ю. Бабушка купила внуку букварь. Землю с о грел о тёплое солнышко. Моя с е стра работает на фабр и ке. Ласков о грело весе нн ее со л нце. Набор №7 назад 1

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 Идёт до ж дик. Я люблю наш г оро д. Весел о зв е нят руч ь и. У Андрея чистая т е традь. П о м о гай св о ему т о варищ у . На камнях грею тся ящ е рицы. Набор №8 назад 1

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 Воды м о рей с о лёные на вкус. Наша страна бор ется за мир. Х оро ша рощ а в зимн е м н а ряде. Н а ч а лась б о льшая перемена. Дети х о дили в лес за грибами. Кр а сивы ул и цы наше го г оро да. Набор №9 назад 1

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 М о сква – ст о лица нашей Род и ны. Школьники пол и вают саж е нцы. Д е путаты с ъ ехались на с ъ езд. Над о быть чес т ным и правдивым. Звёзды с и яют на башнях Кр е мля. Лет о м наша сем ь я ж и ла на Волге. Набор №10 назад 1

Слайд 14

1 2 3 4 5 6 Весел о к оло си тся густая рож ь . П о ля зап оро ш и ло белым снег о м. Мы читали инт е ресный ра сс каз. Реб я та мног о и упорн о работают. Новые д о ма р а стут оч е нь быстр о . Из маш и ны выш е л наш пр е зидент. Набор №11 назад 1

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 Мальчики с о б и рали сухие суч ь я. В поле п о сп е вают рож ь и пш е ница. Лет о м р е бята отдыхали в д е ревне. Дети всех стран х о тят ж и ть в мире. Свеж и й в е т е рок п о веял прохладой. Св е ркнула молния, и загр е мел гром. Набор №12 назад 1

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 Давн о ск о сили и убрали п о ля и луга. Белка вз о бралась на верхнюю ветку. Со л нце св е тило ярк о , и дети купались. Весь н а род г о рди тся г е роями косм о са. Дедушка Фили пп п а сёт к о лх о зное стадо. Люблю я в поле встр е ч а ть в о сход со л нца. Набор №13 назад 1

Слайд 17

1 2 3 4 5 6 Подн я лась за р е кой б о льшая серая туч а . Зазв е нели в л е су звонкие птич ь и песни. Разве д чики отправились в о пасный путь. В в е рхов ь ях р е ки водится ре д кая ф о рель. Дружная сем ь я и землю пр е вратит в з о л о то. Мим о прол е тела в е сёлая стайка стрижей. Набор №14 назад 1

Слайд 18

1 2 3 4 5 6 Зацв е тёт, заз е л е неет наш в е сёлый о г о род. Меж р е деющих в е рхушек пок а залась син е ва. М е дведи, лисы и к а баны ж и вут в горных л е сах. Б е гут по о врагам х оло дные весе нн ие руч ь и. На смел ого с о бака ла е т, а труслив ого куса е т . В оро б ь и и с оро ки у тром прил е тают к к о рмушк е . Набор №15 назад 1

Слайд 19

1 2 3 4 5 6 В т а йге водя тся хи щн ые ж и вотные: волки, лисы. Скво з ь в о лнистые туманы проб и рается луна. Школьники г о товя тся к нов о му учебн о му году. Ра нн ей в е сной мног о работы в к о лхозн о м саду. На б е р е гу моря ра с кинулся пи о нерский лаг е рь. Небо покрыл о сь ч ё рными ту чк ами, и пош ё л дождь. Набор №16 назад 1

Слайд 20

1 2 3 4 5 6 Л а вины и камн е пады о пасны для п о к о рителей гор. Пр о билась из-под з е мли в о да, и р о дился р о днич о к. От г оро да в т а йгу стр о ители прол о жили д оро гу. Цв е ты были н е знакомые, п о хож и е на к оло кольчики. Пр о хладная в о да х оро шо о св е ж и ла уставш и х р е бят. Вдоль тр о пинок разр о слись л и ловые к оло кольчики. Набор №17 назад 1

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 Над горными в е рш и нами с и яла о динокая звёзд очк а. Каждый день тысяч и людей в ъ е з жают в новые кв а ртиры. Школ ь ники выр а щивают л и моны, мандарины и ап е льсины. По л е сной заросш е й тр о пе о ст о р о жн о идёт п о граничник. Мальчик п о д о ш ё л к о кну и увид е л выс о ко в небе жур а влей. Со л нце скрылось, и на землю тих о о пустилась летняя ноч ь . Набор №18 назад 1

Слайд 22

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 2

Слайд 23

1 2 3 4 5 6 Утр о мудр о . Бу д ь зд оро в. Делай д о бро. Б е да ум р о дит. День - трудень . С дел о м не шути. Набор №1 назад 2

Слайд 24

1 2 3 4 5 6 Был о да сплыл о . Бед е н, да чест е н. Ош и бка не обман. Умный уступа е т. Свой хле б сытнее. Первый блин ком о м. Набор №2 назад 2

Слайд 25

1 2 3 4 5 6 Век ж и ви, век учись. Один в пол е не во и н. С е крет не для дв о их. Без труда нет д о бра. Время д оро же з оло та. Шути, да о глядывайся. Набор №3 назад 2

Слайд 26

1 2 3 4 5 6 Без ума г оло ва - к о тёл. Вольн ого б ь ют больн о . Кто л е нив, тот и с о нлив. Людей сбл и жает улы б ка. В злоб е т е ряе тся разум. Н е п о седа портит б е седу. Набор №4 назад 2

Слайд 27

1 2 3 4 5 6 Без т е рпен ь я нет умен ь я. Без старш и х не прож и вёш ь . Бумага терпит, п е ро пиш е т. Д о бро помни, а зло забывай. Спрос не грех, о тка з не б е да. Г о в о ри меньш е – умнее буд е ш ь . Набор №5 назад 2

Слайд 28

1 2 3 4 5 6 Г о в о рит бело, а делает ч е рно. Мать плач е т, что р е ка л ь ё тся . За добр ого ч е л о века сто рук. В г о стях х оро шо, а дома лу чше . Бр а нись, а рукам воли не д а вай. П о меньш е слов, п о больш е дела. Набор №6 назад 2

Слайд 29

1 2 3 4 5 6 Ум без д о га д ки и гр о ша не ст о ит. Глаза стр а ша тся , а руки делают. Других не суди – на себя п о гл я ди. Посл е драки кул а ками не машут. Чес т ный ч е л о век добр о помнит. С миру по нитке – г о л о му рубашка. Набор №7 назад 2

Слайд 30

1 2 3 4 5 6 Ср о бел - пропал. Каша – рад о сть наша. Сс ора – о руж и е глупца. А птека не прибавит века. Без б е ды друга не узна ешь . Т о му т я ж е ло, кто помнит зло. Набор №8 назад 2

Слайд 31

1 2 3 4 5 6 Посл е дела и гулять х оро шо. Как ты к з е мле, так и она к т е бе. Без хл е ба куска в е зде т о ска. Ч а стые гости – в доме п о ряд о к. Добр о му слову – добрый о твет. Больш е слушай – меньш е г о в о ри. Набор №9 назад 2

Слайд 32

1 2 3 4 5 6 Доброе слово – эт о доброе дело. Л ег ко то г о учить, кто слушает. Бр а нись, а рукам воли не давай. С п о клону г оло ва не о твали тся . Силу прим е нить ле г ч е , чем разум. Б е рут зави д ки на ч у ж и е п о ж и тки. Набор №10 назад 2

Слайд 33

1 2 3 4 5 6 Сл о ва что сне г , а д е ла что сажа. Азбука – к мудр о сти ступенька. Бархатный весь, а жальц е есть. Слова как мё д , а д е ла как п о лынь. Болен – л е чись, а зд оро в - б е р е гись. Св о е го не бр о сай, ч у жо го не б е ри. Набор №11 назад 2

Слайд 34

1 2 3 4 5 6 О ш и бся, что уш и бся – вп е рёд наука. Будет и на нашей ул и це праз д ник. Со л нце как пе чк а – всех согр е вает. На всяк о е х о тен ь е есть т е рпен ь е. Кто быстр о помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красив о п о ступает. Набор №12 назад 2

Слайд 35

1 2 3 4 5 6 Без дела ж и ть – тольк о небо к о птить. Дитя плач е т, а у мат е ри сер д це б о лит. Бабушк е один тольк о дедушка не внук. Не сиди сл о жа руки, так и не буд е т скуки. Не п е няй на с о седа, когда спиш ь до о беда. Правду как ни спряч ь , она наружу вы й дет. Набор №13 назад 2

Слайд 36

1 2 3 4 5 6 Не б е да о ш и би т ь ся , б е да не исправи т ь ся . Умный себя в и нит, а вот глупый - т о вари ща . Не для то г о г оло ва, чтобы шап очк у н о сить. Г о в о рить не думая – что стр е лять не целясь. Б о лтуна в и дать по сл о ву, а рыбака по улову. Скуч е н день до веч е ра, коли делать нече г о. Набор №14 назад 2

Слайд 37

1 2 3 4 5 6 Не затем руки даны, чтобы даром б о лта ться . Ч е л о век должен быть д о волен св о им трудом. Если хоч е ш ь иметь друзей, будь друг о м сам. Не хвали себя сам, пусть тебя н а род п о хвалит. См о три дер е во по пл о дам, а ч е л о века по д е лам. Со л нце, как р о дная матушка, ник о гда не о бидит. Набор №15 назад 2

Слайд 38

1 2 3 4 5 6 От лих ого ч е л о века – хоть полу отреж ь , да уйди. На смел ого с о бака лает, а труслив ого кусает. Бит ого , пролит ого да прожит ого не в оро тиш ь . Каша – матушка наша, хл е бец ржаной – о тец р о дной. Буд е ш ь учи ться добр о му, пл о хое на ум не пойдёт. К о гда хочеш ь себе д о бра, то н и кому не делай зла. Набор №16 назад 2

Слайд 39

1 2 3 4 5 6 Кто за своё д е рё тся , тому и сила дв о йная даё тся . Молния – з оло тая орлица, наземь п о жаром сади тся . Гостя по о дёжке встр е ч а ют, а по разуму пров о жают. Не г о нись за двумя зайцами – ни одно г о не поймаеш ь . С о нлив ого не добуд е ш ь ся , а ленив ого не дошлёш ь ся . Б е седа – д оро гу ск оро тает, а песня и работу сокр а тит. Набор №17 назад 2

Слайд 40

1 2 3 4 5 6 За правое дело своей г оло вы не жалей и ч у жой не д оро ж и . Ск оро сказка сказывае тся , да не ск оро дело делае тся . Заразительны не тольк о дурные примеры, но и х оро ш и е. Сл о вами что лист ь ями стел е т, а делами что иглами кол е т. Б е да за б е ду ц е пля ется , как в ц е почке к о льцо за к о льцо. Конь вырве тся – догониш ь , а слова сказа нн ог о не в оро тиш ь . Набор №18 назад 2

Слайд 41

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 3

Слайд 42

1 2 3 4 5 6 Вот и утр о . Небо син ее . Горы выс о ки. В г о рах сне г . Кавка з в е лик. К а збек высок. Набор №1 назад 3

Слайд 43

1 2 3 4 5 6 На ре чк е туман. Д е рев ь я шумели. Щ е бе чу т пти чк и. На п о лянах цв е ты. В г о рах жи вёт эх о . В тр а ве шуршат е жи . Набор №2 назад 3

Слайд 44

1 2 3 4 5 6 Звонк о п о ют птицы. Туристы идут в горы. Над о зёрами камы ши . Дима п о ймал к а рася. Всю ноч ь л ь ёт до ждь . Весел о зв е нят руч ь и. Набор №3 назад 3

Слайд 45

1 2 3 4 5 6 Х оро шо в л е су в е сной. В ущел ь я пришла ос е н ь . На тр а ве бл е стит р о са. Над цв е тами мн ого пчёл. Ча бан п а сёт о тару о вец. На ул и цах г о рели ф о нари. Набор №4 назад 3

Слайд 46

1 2 3 4 5 6 Над п о ляной гудят шмели. В тр а ве тр е щ а т кузнечики. От цв е тов сла д кий ар о мат. Над р е кою п о висла радуга. В оро б ь и скл е вали сем ечк и. В л е сах жи вут о лени и зубры. Набор №5 назад 3

Слайд 47

1 2 3 4 5 6 Р е бята с делали скв о ре чн ик. Сойка з а пасает ж ё луди на зиму. В дубовых ро ща х жи вут к а баны. Ма ши на под ъ ехала к под ъ езду. На п а утинках др о жат р о синки. У Ната ши лы жи , у Кири лл а санки. Набор №6 назад 3

Слайд 48

1 2 3 4 5 6 Под дерев ь ями р а стут ланды ши . От цв е тов идёт сла д кий ар о мат. Ду ши стые розы ра с цв е ли в с а ду. В ь юнок заплёл кусты ши повника. Прыгает по к а мням горная ре чк а. В верхов ь ях р е ки водится ф о рель. Набор №7 назад 3

Слайд 49

1 2 3 4 5 6 У Оли к о ньки. К о тята р е звя тся . На ст о ле п и роги и ча й. Туристы развели к о стёр. Под окнами зв е нит к а пель. С кры ши св и сают с о сульки. Набор №8 назад 3

Слайд 50

1 2 3 4 5 6 В б е рлоге спит медведица. На камнях гре ю тся ящ е рицы. П е стреют цв е ты на лужайках. Белый сне г укрыл п о ля и луга. Ча совщик чинит наши ча сики. Р е бята любят играть в футбол. Набор №9 назад 3

Слайд 51

1 2 3 4 5 6 Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. Дед Фили пп Куз ь мич - пасе чн ик. На пас е ке оди нн адцать ул ь ев. Ду ши ст ое сен о убрали в ст о га. Д оро га п е тляла по краю о брыва. Молния ударила в сухое дерево. Набор №10 назад 3

Слайд 52

1 2 3 4 5 6 Ро сс ия и О сетия – навеки вмест е . Через перевал л е тят стаи птиц. В гн е зде в оро б ь я п и щ а т пт е нцы. О сина др о ж и т на х оло дном в е тру. На пруду плавают ч ё рные леб е ди. Прыгает по камням горная ре чк а. Набор №11 назад 3

Слайд 53

1 2 3 4 5 6 Зацв е ла ду ши стая белая ака ция . На б е р е гу руч ь я р а стут р о машки. О сетия г о рди тся св о ими г е роями. Филин и с о ва – н о чн ые хи щн ые птицы. Изучайте эк оло гию р о дн ого края. На б оло те р а стут клюква и м оро шка. Набор №12 назад 3

Слайд 54

1 2 3 4 5 6 У с оро ки гн е здо, а у аиста - гн е здище . Содер жи в поря д ке книги и тетра д ки. Горный воздух п о лезен для зд оро в ь я. О сетия г о рди тся своим зап о ведником. Кеклики – это неб о л ь ш и е горные кур очк и. В з а п о ведных л е сах мног о зв е рей и птиц. Набор №13 назад 3

Слайд 55

1 2 3 4 5 6 Серны и туры о б и тают на горных склонах. Л е тят в д а лёкие тёплые кр а я птич ь и стаи. По утрам над р е кой слышна трел ь с оло в ь я. Красивы в е сной и лет о м ал ь пи й ские луга. На г оро дской пло ща ди жи вут сизые голуби. Альпинисты вз б и раю тся вв ерх по скалам. Набор №14 назад 3

Слайд 56

1 2 3 4 5 6 Б оро вик р а стёт в е ловом пр о хладном л е су. Ры жи е белки в парке б е рут корм из рук д е тей. Ник о гда не раз жи гай к о стры под д е рев ь ями. О рёл б оро дач зан е сён в К расную книгу О сетии. Самый крупный звер ь в зап о ведном л е су - зубр. Над горными вер ши нами п а рят о громные о рлы. Набор №15 назад 3

Слайд 57

1 2 3 4 5 6 Ал ь пинисты разбили лаг е рь у поднож ь я г о ры. В пут е ш е ствие по р е ке туристы взяли комп а с. Поб е жали по горным кру ча м г о в о рливые руч ь и. Р е ка Тер е к н е сёт свои воды в К аспийское море. Т я ж ё лые гр о з о вые тучи скрыли горные в е р ши ны. Св е ркают на со л нце в е ковые л е дяные шапки гор. Набор №16 назад 3

Слайд 58

1 2 3 4 5 6 Клёст- е л о вик выводит св о их пт е нцов в ф е врале. Лавины и камн е пады о пасны для п о к о рит е лей гор. Зимой горный пере вал засыпан глубоким снегом. На б е р е гу лесн ого руч е йка они заметили о ляпку. В жи в о писных ущел ь ях построили удобные турбазы. Скво зь горный хр е бет стр о ители прол о жи ли д оро гу. Набор №17 назад 3

Слайд 59

1 2 3 4 5 6 Утре нн яя зорька выкрасила вер ши ны в роз о вый цвет. В г о рах К авказа проходит г о сударстве нн ая гр а ница. По горным тр о пинкам о ст оро жн о шагают погр а ни чн ики. В о дяной в оро бей о ляпка жи вёт на б е р е гах горной ре чк и. Св е ркает в солн е чн ых лу ча х л е дяная верхушка К азбека. Вдоль ск а листых склонов п е тляет уз е н ь кая тр о пин очк а . Набор №18 назад 3

Слайд 60

Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование зрительных диктантов…» - тексты 2-го варианта). Наборы предложений 3-го варианта – авторские, подобраны с учётом регионального компонента. выход Используемая литература Иллюстративные источники http:// forum.materinstvo.ru - спасибо за отрисовки учительницы и детишек http:// smajliki.ru/ - часы Вы скачали презентацию на сайте pedsovet.su


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обозначение орфограмм в письменных работах с целью развития орфографической зоркости

Слайд 2

1) безударные гласные (земля, окно); 2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка); 3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща); 4) непроизносимые согласные (грустный); 5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд); 6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие); 7) сочетания чк , чн , нщ (почка, ночной, барабанщик); 8) приставки и предлоги (подбежал к дому); 9) ь после шипящих (дочь, грач); 10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни); 11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле); 12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем); 13) правописание – не с глаголами (не читал); 14) правописание глагольных суффиксов пр. вр . (поняла, видели) и другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие орфографической зоркости"

В данной статье рассматривается понятие орфографической зоркости, приводятся примеры способов её развития....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...