Методическая разработка занятия по теме "Подготовка к концертному выступлению".
методическая разработка по теме

Сорокина Екатерина Алексеевна

Учебно-практическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методическая разработка занятия по теме «Подготовка к концертному выступлению» (Шестиструнная гитара).

Педагог дополнительного образования  Сорокина Екатерина Алексеевна

Форма занятия: Учебно-практическое занятие.

Ожидаемый результат: Достижение полной готовности к выступлению.

Вступление:

Сцена - это такой же необходимый элемент воспитания юного музыканта, как и домашние занятия, занятия с педагогом.  Уже во время обучения необходимо воспитанникам представлять возможность самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определённого опыта,  накоплению знаний и умений.

В домашних занятиях  и на занятиях с педагогом прорабатывают текст произведения, отрабатывают технические приёмы, выразительные элементы, технически трудные места, которые затем собирают воедино.

На занятиях (под руководством педагога) произведения приобретают целостный вид,  обкатываются, выстраивается их форма, временные и темповые связи. Репертуар занятий должен быть  разнообразен. В занятиях должны присутствовать концертный репертуар, этюды, гаммы или любой другой разнохарактерный музыкальный материал.

На концерте, в условиях сценического стресса, исполнение «обжигается» как глина в печи, и становится пригодным для многоразового использования.

Существует понятие «эстрадное волнение». Одной  из причин такого волнения является недоученные произведения. Поэтому важно выработать уверенность перед выступлением. Правильные занятия - ключ к успешному выступлению и уверенности на сцене, только правильными занятиями можно правильно фиксировать внимание. Внимание должно быть заострено на том, что играется, мысли не должны гулять по залу, переходя от слушателей к виду за окном. Если в процессе занятий эта привязка внимания наработана, она и  на сцене придёт.

Наверное, трудно отыскать мальчика или девочку, которым бы не хотелось выступать на сцене — петь, танцевать, играть на различных инструментах. Таких детей, искренне тянущихся к музыке, миллионы во всех концах мира. И  наступает тот день, ради которого и старается воспитанник,  играя всякие гаммы, непонятные упражнения, повторяя много раз отдельные пассажи и произведения целиком. Предконцертная рутина  вырабатывается у каждого своя, но есть несколько общих рекомендаций:

- не заниматься много накануне;

- в последний день перед концертом лучше погулять и набраться сил и желания играть (этот совет редко выполняется, но на самом деле, самое лучшее – выйти на сцену свежим).

- Очень важно похвалить ребёнка перед выступлением на сцене. За что угодно. Просто так. Ни за что. Разбор полетов надо планировать позже, да и воспитанник, он же не глухой. Сам слышит, что наиграл. Но отдельным самовлюбленным красавцам и красавицам, семи лет от роду, которые и так привыкли к постоянному восхищению собственной персоной, можно иногда и всыпать для соблюдения мирового равновесия и чтобы не зазнавались, а занимались.

Хочется поднять тему «ошибок». Иногда кажется, что эти ошибки – единственное беспокойство заинтересованных родственников, мам и пап. Установки с «не» («Смотри, не ошибайся!) работают в обратном направлении. Их стоит бояться, потому что наш неразумный мозг интерпретирует призыв «не ошибайся» как указание на то, что ошибки вполне возможны и их стоит бояться, так как они нежелательны. Таким образом, вероятность сбойной игры увеличивается.

Напутствуя ребёнка на сцену, важно говорить ему, чтобы он сыграл красиво, выразительно. Желание сыграть красиво потянет за собой качество игры, выразительность и отвлечет внимание от негативных установок.

Существует поверье, что безупречная генеральная репетиция – враг хорошему концерту, так как безупречно сыграв на последней репетиции (особенно в день концерта), юный музыкант может внутренне успокоиться и поставить себе зачет. Поэтому на концерте у него не получится собраться, и он может выдать не лучший вариант.  Если генеральная репетиция идет без сучка и задоринки, надо остановить юного музыканта и придумать ему маленькое, несущественное замечание, (дав при этом понять, что в целом все хорошо) – только для того, чтобы он не расслаблялся.                                                                                                                                                             Концерт – это праздничный итог и начало финального этапа освоения произведений (если речь идет о профессиональном образовании).

Концертное выступление для маленького артиста – настоящий марафон. Поэтому примерно за неделю до концерта нужно проигрывать программу подряд каждый день, тренируя выносливость, потом вычищая проблемные места медленно или в рабочем среднем темпе.

Необходимо помнить, что существует разница между игрой в комнате и игрой в большом зале. К залу надо привыкнуть, в нем очень полезно иногда и просто позаниматься, если есть такая редкая возможность. То, что в комнате кажется выразительным и ярким, в зале пропадает. Репетиция в зале незаменима для того, чтобы понять, где усилить, где подчеркнуть.

Не стоит ожидать совершенства от первого исполнения. Желание сыграть «потрясающе» - довольно вредно. Оно закрепощает, не дает свободно творить, так как несет в себе оценочность и выводит из образа.

И в заключение хочется добавить, что почву, на которой растет талант, нужно обязательно удобрять похвалами.

План-конспект занятия

Данное занятие в разделе работа над репертуаром входит в образовательную программу «Шестиструнная гитара».

Для проведения данного занятия необходимо заранее подготовить с обучающимися два разнохарактерных произведения.

Тема занятия: Подготовка к концертному выступлению.

Цель занятия: Освоение исполнительской компетентности

Задачи:

Обучающие:

-Изучение теоритических знаний и подготовка концертного репертуара

-Обучение правилам поведения на сцене

-Освоение навыков поведения в условиях концертного зала

Развивающие:

-Развитие уровня мастерства на сцене

-Развитие слухового представления

Воспитательные:

-Воспитание ответственного отношения к подготовке к концертному выступлению.

Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.

Материально-техническое оснащение: музыкальный инструмент (гитара), подставка для ноги.

Музыкальный материал: В. Козлов «Испанский танец»; Ф. Карулли вальс; гамма До мажор.

Ожидаемые результаты занятия: обучающийся умеет применять полученные знания в практической деятельности.

Ход занятия:

1.Организационный этап

2.Подготовительный этап

3.Основной этап

4.Итоговый этап

5.Заключительный этап

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...