Использование арт-терапии в работе со студентами. Мастер-класс для педагогов
методическая разработка по теме

Масенкина Наталья Александровна

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

Арт-терапия – это направление в психологии и психотерапии, которое применяет различные виды искусства для терапии, лечения и коррекции. Это исцеление посредством любого художественного творчества.

Не существует человека, который бы не мог выразить себя в движении, звуке, голосе, рисунке, символе. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье…

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

Занятия по арт-терапии показаны всем участникам образовательного процесса, как педагогам, так и студентам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс для педагогов СПО 504.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Дата проведения: 24.03.2014 г.  

Время проведения: 1450

Педагог-психолог:                                                    Н.А. Масенкина

г.Октябрьский

2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цели задачи
  2. Ход мероприятия
  1. Организационные вопросы
  2. Теоретическая часть. Понятие «арт – терапии», области применения.
  3. Арт-терапия в повседневной жизни
  4. Понятие «мандала»
  5. Практическая часть. Понятие коллажа. Области применения техники коллажирования. Задачи, решаемые коллажированием
  6. Техника выполнения коллажа. Составление коллажей педагогами
  1. Рефлексия.  Подведение итогов.
  2. Литература
  3. Приложение

4

5

5

9

12

14

17

18

19

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

Арт-терапия – это направление в психологии и психотерапии, которое применяет различные виды искусства для терапии, лечения и коррекции. Это исцеление посредством любого художественного творчества.

Не существует человека, который бы не мог выразить себя в движении, звуке, голосе, рисунке, символе. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье…

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

Занятия по арт-терапии показаны всем участникам образовательного процесса, как педагогам, так и студентам.

Цель: обобщение и распространение методики  арт-терапии, арт-технологии коллажирования.

Задачи:

  • Дать понятие «арт-терапия»,  «арт-технологии коллажа», его особенностей.
  • Определить области применения коллажа в психологии, педагогике.
  • Обучить педагогов навыкам составления коллажа.
  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  • Развивать чувство внутреннего контроля.
  • Развивать художественные способности и повышать самооценку участников.
  • Создать благоприятный психологический  климата в группе.

Оборудование, оснащение:

  • Проектор, ноутбук
  • Презентация «Арт-терапия в работе со студентами»
  • Магнитофон, музыкальные записи
  • Фломастеры, карандаши, восковые мелки
  • Ватман, клей, ножницы
  • Журналы
  • Мандалы
  • Видеоролики «1000 шариков», «Воробей»
  • Психологические карты
  • Игрушки-мотиваторы

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Орг.момент.

Приветствие участников.

Знакомство с темой и целями мастер-класса. (слайд)

Теоретическая часть

Актуализация знаний по теме «арт-терапия».

В начале семинара психолог спрашивает у участников знают ли они, что такое арт-терапия, арт-технология, коллаж. Затем он приступает к теоретической части семинара.

Арттерапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир, где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое клиенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Применительно к подросткам групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной. Она дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность. Это имеет особое значение при работе с подростками, у которых наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройтсва. Кроме того, в отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет их потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства.

Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их адаптации  и психологического самоопределения. При работе с подростками служит преодолению чувства социальной изоляции и стигматизированности.

Таким образом, современные арт-терапевты используют в работе с клиентами множество методов, среди которых рисование карандашами, красками, мелками и т.д., лепку из теста, глины, пластилина и т.п., оригами, песочную игру и многие другие методы. В каждом методе существует большое количество техник, которые терапевт подбирает в зависимости от особенностей клиента. Существуют две формы арт-терапевтических занятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с клиентом так же решает психолог.

Не существует человека, который бы не мог выразить себя в движении, звуке, голосе, рисунке, символе. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье… Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.

ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.


2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.


5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.


6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.


7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АРТТЕРАПИИ

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
  • регулятивная (снятие нервно - психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).


ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ

1. Простой карандаш (или ручка) и бумага

Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".

2. Ластик , резинка

Многие авторы предлагают ластик вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру на автопортрете правое плечо нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз - именно оно периодически болит.

3. Цветные карандаши и фломастеры

Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональную близость. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки.

4. Акварель и гуашь

Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка.

5. Пластилин

Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними.

6. Пастель или восковые мелки

Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ 

ИЛИ С АРТ-ТЕРАПИЕЙ ПО ЖИЗНИ!

1. Маникюр

Да, да! Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! А на цвете, форме и рисунке на ногтях отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное. И оно периодически меняется, как и маникюр!

Арт-терапия маникюрАрт-терапия маникюрАрт-терапия маникюрАрт-терапия маникюр

2. Hand-made

Мыловарение, изготовление украшений, скрапбукинг, создание открыток, бисероплетение и т.д. - всё это различные способы выразить себя, своё отношение, мысли и чувства через творчество, т.е. арт-терапия! Если вы делаете какую-то вещь в подарок, то в ней отразится не только ваша индивидулаьность, но и представление о человеке, которому она предназначается: что ему нравится, что он ценит и чему будет рад.

Арт-терапия мыловарениеАрт-терапия скрапбукингАрт-терапия бисероплетение

3. Макияж

Макияж - это творчество по созданию своего внешнего образа. Женщина может сделать себя агрессивной, а может - наивной, строгой или взбалмошной, молодой или старой. Ниже приведены фотографии моей любимой модели Ginta Lapina с разным макияжем. Видите, как сильно влияет макияж на наше восприятие? На одних фотографиях она кажется злой, на других нежной, то юной, то взрослой, иногда даже нездоровой. Раскрашивайте себя по-разному, экспериментируйте и получайте удовольствие!

Арт-терапия макияжАрт-терапия макияжАрт-терапия макияжАрт-терапия макияж

Арт-терапия макияжАрт-терапия макияжАрт-терапия макияжАрт-терапия макияж

4. Музыка

Слушаете ли вы чужую музыку или сочиняете сами - будьте уверены, она проникает в самое сердце и влияет на ваше настроение, состояние и самоощущение. Не бывает вредной или полезной музыки - каждый человек слушает ту музыку, которая ему сейчас нужна. 

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности 

  • "Мазурка" Шопен,
  • "Вальсы" Штрауса,
  • "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы 

  • "Кантата № 2" Баха,
  • "Лунная соната" Бетховена.

Для общего успокоения 

  • "Симфония №6" Бетховена, часть 2,
  • "Колыбельная" Брамса,
  • "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми 

  • "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением

  • "Дон Жуан" Моцарт,
  • "Венгерская рапсодия №1" Листа,
  • "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения 

  • "Шестая симфония",
  • Чайковского, 3 часть,
  • "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей 

  • "Итальянский концерт" Баха,
  • "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания 

  • "Времена года" Чайковского,
  • "Лунный свет" Дебюсси,
  • "Симфония № 5" Мендельсона.

Танец

В танце можно выплеснуть всю накопившуюся энергию, можно проявить сексуальность, можно от души повеселиться - вот оно, терапевтическое воздействие! Существует целое напрвление танцевальной терапии. Не зря сейчас так популярен танцевальный фитнес: хастл, фламенко, стрип-дэнс и даже танец на пилоне.

Ведение записей, дневника, блога

Выплеснуть свои переживания, описать взволновавшие события, поделиться важным, выразить свои мысли и идеи на бумаге или экране - и почувствовать облегчение!

МАНДАЛЫ ДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ

Заглянуть внутрь себя и своих чувств, разобраться в них самостоятельно, уметь сосредотачиваться и не упускать важные детали – детям так многому нужно научиться. Ультрасовременное течение по раскрашиванию всевозможных мандал вместе с детьми – это уже не просто дань символам буддийской мифологии, а инструмент развития мышления ребенка, обучение способности самостоятельно ставить цели и достигать их.

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям. Важно понимать, что разрисовывание мандал  – урок, который научит способности быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.

Как правильно раскрашивать мандалы?

На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

Современные мамы собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда ребенок посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.

Благодаря занятиям арт-терапией, вы научитесь «выпускать пар» – давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Вам легче будет осознавать свои собственные мысли и чувства, легче понимать причину и следствие своих поступков и учиться принимать решения осмысленно.
Поверьте в себя и свои силы. Выплесните в своем танце или стихотворении все чувства, которые вас обуревают, облегчите свою душу. Вашей душе станет намного лучше.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.

Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе

Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале работы в арттерапевтическом режиме);
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями, мечтами, отношением к себе и т.д.);
  • развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
  • проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажом является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
  • в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок;
  • коллаж является дополнительным диагностическим средством.

Далее педагоги под руководством психолога приступают к практической части семинара.

Возможные темы для коллажей. (Разумова Е.Ю.)

Темы для групповой работы:

  • «Арттерапия» – это...
  • Свобода – это...
  • Одиночество.
  • Любовь.
  • Мужчина глазами женщин. / Женщина глазами мужчин.
  • Настоящий мужчина... / Настоящая женщина...
  • Лидер – это...
  • Моя группа...
  • Мир, в котором я живу.
  • Моя страна.
  • Женщина – в помогающей профессии.

Тему группового коллажа можно дать в соответствии с направленностью группы.

Темы для взрослых:

  • Такой я / реклама себе.
  • Таким меня видят другие люди.
  • Таким(ой) я хочу быть.
  • Моя карьера (мои цели в жизни).
  • Такой я в группе.
  • Я глазами своих детей.
  • Я – отец. / Я – мать.
  • Я – профессионал... (психолог, врач, учитель...)
  • Такой меня видят мои мужчины (мой муж).
  • Мои родители – я родитель: сходства и различия...
  • Моя счастливая старость.
  • Мои цели.... Мои мечты.... Что меня приближает к ним и отдаляет от них....
  • Моя ответственность в собственной жизни (за что я отвечаю в своей жизни).

Для работы с педколлективом была выбрана тема – «Радость жизни». Педагогам предлагалось проанализировать собственные достижения и неудачи в работе, в общении с детьми, с родителями, коллегами и составить коллаж.

Время на составление коллажа занимает от 20 минут до 40 мин в групповом режиме. Время, выделенное на составление коллажей, зависит от темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы, составляющих коллаж. Лучше всего не ограничивать участников во времени. Однако спустя 1,5 часа работы возникает, как правило, пресыщение этой деятельностью и приятная усталость в случае, если работа подходит к завершению.

При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стену и начинается обсуждение в следующем порядке:

Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы). Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.

Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.

Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.

Рефлексия.

Предлагаю прокатиться на карусели размышлений  (приложение).

Подведение  итогов.

Литература

  1. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  4. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей для работы со студентами

даны методические рекомендации по регистрации личной страницы ВКонтакте, настройки её приватности и способах общения и передачи информации студентам и коллегам...

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов

Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Использование «Метода проектов» в работе со студентами

При изучении профессионального модуля 04 Методическое обеспечение образовательного процесса, студенты знакомятся с темой «Проектная деятельность в начальной школе». Студентам необходимо знать сущность...

Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»

. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана...

Методическая разработка мастер класса для педагогов на тему: "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках в начальной школе для обучающихся с ОВЗ"

Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?...

Мастер-класс по песочной терапии "Волшебный песок"

Песочная терапия - является уникальным способом общения с миром и самим собой, возможностью исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и подноса с песком.Строя с...