Мастер-класс по песочной терапии "Волшебный песок"
методическая разработка
Песочная терапия - является уникальным способом общения с миром и самим собой, возможностью исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и подноса с песком.
Строя свой «песочный мир», человек получает возможность выразить символическим языком свою духовную сущность. Понимание это языка может стать интересным опытом не только для психотерапевта, но и для каждого, кто стремится найти себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_pesochnoy_terapii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
"ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК"
Цель мастер-класса: познакомить студентов с методом арт-терапии – песочной терапией, раскрыть ее актуальность, показать возможности применения песочной терапии в работе с детьми и взрослыми.
Материалы: Водонепроницаемый деревянный ящик (дно и борта синего цвета), песок, вода, набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля), компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация «Песочная терапия»
Ход занятия:
Вступительное слово преподавателя:
Песочная Терапия – Загадочное и малознакомое направление психотерапии. Отсюда много мифов и вопросов: «Правда, что по песочной картине можно получить профиль личности?»; «А что, поиграет в песочнице – и драться перестанет?» и т. п.
Через контакт с песком и миниатюрами клиент облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.
Часто клиент не может найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Он не понимает причины происходящего с ним, не видит решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, посредством которого клиент может сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе. А благодаря пониманию меняется поведение.
Как написал в своем эссе «Превосходящая функция» К. Г. Юнг (I960): «...Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».
Так что же такое песочная терапия? В песочной терапии психолог предоставляет клиенту поднос с песком, воду и множество объектов и материалов, чтобы тот мог создавать сюжеты в ограниченном пространстве. Рут Амманн (1994) сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента. Песочная терапия обеспечивает доступ клиента к своему самому сокровенному «ядру» чувств.
Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие другие были сторонниками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей.
Песок – удивительный материал. Во-первых, песок – сыпучий материал, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время, его слабая структурированность и контролируемость побуждает к созданию нетипичных спонтанных символов. Его нетривиальное использование способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожиданные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности заключаются недостатки песка: образ может разрушиться вопреки желанию автора.
Во-вторых, разнообразие способов манипуляций песком (можно насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т.д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять создаваемый образ.
В-третьих, работа с песком не требует специальных умений и, следовательно, отсутствует навык научения, что содействует снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии. Как известно, чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными материалами это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме.
В процессе работы с песком актуализируются ранние детские воспоминания. У большинства людей с детством связаны самые радостные эмоции и чувства, в то же время оно является областью неосознанного, не проанализированного, порой даже запретного. Возвращение к детству дает возможность объяснить многие причины нашего поведения, поступков, позволяет более глубинным пластам бессознательного перемещаться на уровень сознания, открывает новый взгляд на настоящее и будущее.
Песочную терапию лучше начинать с детьми 3,5-4 лет.
Для работы необходим деревянный ящик прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Стены и дно песочницы выкрашены в голубой (синий) цвет.
Наряду с классической формой подноса полезно иметь в кабинете круглые, квадратные и другие лотки с песком. Обычно клиентам предлагается самим выбрать форму подноса для той или иной специфической процедуры. Бессознательное клиента само сделает правильный выбор. Прямоугольные и квадратные формы отражают противоположности и конфликты более ясно, чем круглые подносы. Круглый поднос может быть предложен клиенту, чтобы способствовать снижению его беспокойства и волнения. Если клиент часто выбирает круглый поднос, можно предложить ему поработать в прямоугольном или квадратном лотке, чтобы способствовать усилению темы, связанной с его проблемами. Наличие углов и не центрированное пространство прямоугольника спровоцирует обострение конфликтных тем для их дальнейшего проживания и разрешения.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.; животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.); дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.); продукты питания, домашняя утварь, орудия труда; деревья, кусты, цветы и др. растения; природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы; небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.; транспортные средства: наземный, водный, воздушный; аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.
В коллекции должно быть достаточно объектов, вызывающих отвращение и, напротив, привлекательных. Это обеспечит клиенту возможность выразить, а затем интегрировать полярности и внутренние конфликты.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть: большие и крошечные; бесцветные и ярких цветов; прозрачные и непрозрачные; натурально грубые и сделанные из разнообразных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
Размер, цвет, структура и материал каждого объекта имеют определенное значение и предоставят возможность клиенту, в зависимости от его желания, выразить то, что в тот момент происходит в его бессознательной сфере. Часто размер объекта соотносится с уровнем доминирования.
Песочница делится на зоны (со стороны клиента):
женская зона | мужская зона |
прошлое | настоящее | будущее |
мысли |
чувства |
действия |
Многими специалистами выделяется схема процесса песочной терапии. Важно оговорить, что она применима только к статичным мирам, когда клиенты создают одну завершенную картину. Барбара Лабовитц и Анна Гудвин (2000) предложили свой вариант стадий процесса песочной терапии:
Стадия 1. Создание мира.
Стадия 2. Переживание и реконструкция.
Стадия 3. Терапия.
Стадия 4. Документация.
Стадия 5. Переход.
Стадия 6. Демонтаж мира.
Основной этап (работа с песком):
- Настрой
Упражнение «Пожелание». Участники садятся вокруг песочницы и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное» вещество – песок, высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы) или самому себе.
Цель упражнения: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, общности.
- Знакомство
Упражнение «Песочный дождик». Есть 3 песочных дождика: маленький, средний и самый высокий. Ваша задача – сделать все 3 вида дождика и выяснить для себя, какой дождь лично для Вас наиболее приятен, комфортен.
Это упражнение помогает нам ближе познакомиться с песком, почувствовать его свойства, его тепло.
3. Работа с детьми
Упражнение «Секрет». Песок позволяет развивать тактильную чувствительность. Незаменима работа с песком в развитии речи и мелкой моторики ребенка. Задача участников – найти в песке на ощупь различные предметы и описать их.
Упражнение «Готовимся к письму». На занятиях в старшей и подготовительной группе детского сада детям часто предлагают следующие упражнения, позволяющие научить ребенка ориентироваться на листе бумаги, тем самым подготавливая его к школьному обучению: отложите в правом верхнем углу листа 5 больших красных треугольников, а в нижнем левом углу – 4 маленьких синих квадрата… Насколько увлекательнее можно провести это упражнение на песке. Задача участников – отложить на песке необходимое количество предметов в соответствии с указаниями ведущего.
Упражнение «Следы на песке». Песок помогает детям овладеть навыком написания букв, узнавания геометрических фигур. Участники по очереди закрывают глаза. Ведущий «оставляет след» на песке разнообразными предметами. Задача участников – по «следу» отгадать предмет.
Упражнение «История». То, что человеку трудно выразить словами, намного легче «проиграть» на песке. Ведущий просит одного из участников выбрать те предметы из ящичков, которые привлекли его внимание (количество предметов не ограничено), и расположить их на песке – создать композицию. Участнику предлагается дать название своей картине. Задача ведущего – задавать вопросы, чтобы понять, что символизируют выбранные предметы, их расположение на песке.
5. Заключительный этап
В арт-терапии есть термин «обнуление» – человек сбрасывает весь ненужный балласт. Происходит перезагрузка мозга. И освобождается место для позитива и творчества!
Присутствующие вновь обращаются к «волшебному» веществу, с которым работали на этапе настроя. Руководитель предлагает каждому взять частичку этого вещества, «заряженного» общей энергетикой группы и проговорить вслух, что бы он хотел взять в будущее.
Пожелание может носить комплементарный характер, являясь внутренним ресурсом личности, или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.
Заключительное слово преподавателя. Рефлексия.
– Какие эмоции вы испытывали при работе с песком?
– Оправдалось ли ваше ожидание от мастер-класса?
– Хотели бы вы продолжить обучение работы с песком?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "В мире профессий. Операционная логистика" для школьников 8-11 класс
Мастер-класс разработан для ознакомления школьников с миром новых, современных профессий а так же подготовки школьников к сознательному выбору профессии, создание условий для успешной профориентации п...
Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»
Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...
Мастер-класс деловой программы VII Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia по компетенции 41 «Медицинский и социальный уход» Тема: ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарат
комплекс упражненений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» КВАЛИФИКАЦИЯ: «КАМЕНЩИК»
Мастер-класс по теме "Кладка арочной перемычки", профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик). ...
Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр
Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...
Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича
Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича по теме "Диагностика двигателя"...
08.08.2024г. День открытых дверей в МТК. Мастер-класс провел мастер производственного обучения Михаил Викторович Кутаков
08.08.2024г. в отделении «Автозаводская» Московского технологического колледжа снова встречали учащихся и их родителей. В рамках Дня открытых дверей я провел мастер-класс, на котором ...