Открытый урок по литературе в 3 классе(Л.В.Занков)
план-конспект урока по теме
Конспект открытого урока по литературе в 3 классе на тему:Н.Матвеева "Солнечный зайчик",И.Грабарь"Мартовский снег".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературе 3 класс Матвеева "Солнечный зайчик" | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе:
Н.Матвеева «Солнечный зайчик», И.Грабарь «Мартовский снег»
(Система Л.В.Занкова)
Подготовила учитель I квалификационной категории
Лютая Оксана Ивановна
2014
План-конспект открытого урока по литературному чтению
в 3 классе (Система Л.В.Занкова)
Тема:Н.Матвеева «Солнечный зайчик»,И.Грабарь «Мартовский снег»
Цель:Формировать представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.
Планируемые результаты :
Предметные: Обучающиеся получат возможность научиться правильно анализироваить поэтические тексты,находить литературные приемы с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.
Личностные:проявляют знание основных моральных норм поведения,участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.
Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию,строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные:Владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.
Познавательные:Анализировать средства образно-выразительной лексики,уметь находить их в литературном тексте.
1.Мотивация к учебной деятельности.Слайд 1
Смолкли шаги в коридоре.
Урок нам пора начать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
На улице зимний денек.Ярко светит солнышко.Улыбается нам.А мы улыбнемся солнышку.У нас хорошее настроение и мы готовы работать.
2.Постановка учебной задачи.
-Кто меня внимательно слушал?С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке?(Поэзия)
-Какие литературные произведения изучает поэзия?(Стихотворения)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особым взглядом на мир поэта Новеллы Матвеевой, а так же художника Игоря Грабаря.
3.Проверка домашнего задания.Слайд2
Стихи в вашем исполнении будут сейчас звучать.
Домашнее задание мы будем проверять.
(Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш» тремя учениками)
-Давайте оценим , чье исполнение вам понравилось больше всего.Я называю имя, а вы аплодируете.
-Итак получается, что исполнение......вам понравилось больше всего.Аргументируйте.(Эмоционально,правильно соблюдает логические ударения, паузы, знает текст)
4.Изучение нового материала.
- -Сейчас вы прослушали стихотворение С.Я.Маршака.А следующее стихотворение Новелла Матвеева посвятила памяти С.Маршака.Дело в том, что Самуил Яковлевич был учителем Новеллы Матвеевой и принял большое участие в судьбе поэтессы.
- Слайд 3
Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны .У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили.Свои стихи она перкладывала на музыку..(муз фон с ее исполнением) Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучали на любительских магнитофонах (Поет)
Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы.Вот и Новелла Матвеева хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес.
- Слайд 4
- Чтение стихотворения учителем.
- Первичное восприятие прочитанного
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало оно у вас?
-Какое настроение?
А вы знаете,(Слайд5)
Корней Иванович Чуковский (Кто это такой?Какие его произведения вы знаете?)когда ему прочитали "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул .
-От чьего имени ведется повествование?(От зайчика)
-
- Самостоятельная работа(частично-поисковый метод)
-Прочитайте самостоятельно призведение и отметьте слова, которые вам непонятны.
- Словарная работа
Слайд 6
с толкованием значения слов.
- Создание устной картины
-Представьте, что вы художник-иллюстратор.У вас есть возможность сделать иллюстрацию к стихотворению.Сейчас будете читать стихотворение по строфам и отмечать те строчки, к которой вы сделаете иллюстрации.
- Что у вас получилось?
(заслушивается несколько учеников)
-Давайте прочитаем последнюю строфу.
(Чтение учеником)
-Давайте поразмышляем.Какие невзгоды могут посетить малышей?
-Какое настроение у вас, когда болеете?Или вас наказали?(Скучно, грустно)
А теперь представьте, что в оконной раме появляется солнечный зайчик?Что он с собой принесет?(хорошее настроение)
-Даавйте посмотрим, как зайчик может поднять настроение.
5.Физминутка «солнечный зайчик»
Слайд 7
6.Проблема!:Давайте переччитаем стихотворение и подумаем,
в чем же видит поэтесса предназначение солнечного зайчика?(Приносит людям радость)
_А почему же тогда Новелла посвятила это стихотворение Самуилу Маршаку?Предположите.Давайте вспомним его произведения.
Слайд 8
(картинки-иллюстрации к призведениям Маршака)
Подводим детей к выводу: Все стихи Маршака веселые, жизнерадостные,заразительные, такие, как этот солнечный лучик.
7.Работа над образно-выразительными средствами
Слайд9
-Что помогает сделать это стихотворение радостным, веселым? (художественно-изобразительные средства)Какие вам знакомы? Сейчас вы поработаете в группах
1 группа поищет и запишет эпитеты
2 группа метафоры.Но для начала вспоним, что обозначают эти слова.
-Ребята, поэты при написании лирических стихотворнеий используют еще один прием, который помогает услышать действия, происходяшие в стихотворении.Что это за прием?(звукопсиь)
В этом стихотворении он есть?(в 1 строфе много шипяших, которые передают шелест, шуршание зайчика , 2 строфа-много твердых звонких согласных-ускоряется ритм)
Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. И вот уже солнышко потянуло к нам свои лучи.
- Поймайте лучик! (Дети ловят луч своими зеркальцами.)
- Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели прониклись любовью к солнечному зайчику.
8.А сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею.
Слайд 10
Перед нами мартовский день, мы видим сельский пейзаж.
На картине запечатлен момент, когда молодая девушка идет с коромыслом и двумя ведрами за водой.
-Во что она одета?(На ней теплый платок, темная телогрейка и длинная юбка,)
-Почему она одета тепло?( за окном март. Первый месяц весны.Еще холодно), девушка одета тепло и удобно.
-Какие признаки подходящей весны видны на картине?(Снег лежит долго, не пу
-С помощью каких красок автор наполнил картину светом?(Преобладают синие и белые оттенки, изображающие снег. От яркого солнца дерево, которое не видно зрителю бросило большую тень на снег. )
-Есть ли сходство у изученного нами стихотворения и этой картины?(Радостное настроение)
(Оба автора совершают чудо, Матвеева использует литературное слово,Грабарь-кисть)
9.Творческая работа в группах
Слайд11
- А сейчас я предлагаю вам совершить чудо .Дело в том, что у вас в учебнике помещено не все стихотворение.Здесь оно в сокращении.
Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик!я раздам вам тексты, а вы придумайте свои 2-3 строчки продолжения и запишите их.
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине.
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю...
10.Рефлексия урока
Слайд 12
Наш урок подошёл к концу, воспользуйтесь памятками, оцените свою работу на уроке.
Памятка для учащихся
Я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить одноклассников?
- Что приобрёл?
- Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Самоанализ урока.
Исходя из композиционной структуры урока, форм и методов работы, содержания, мой урок является уроком комбинированного типа, в ходе которого были реализованы поставленные цели:
Формировать представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.
Планируемые результаты :
Предметные: Обучающиеся получат возможность научиться правильно анализироваить поэтические тексты,находить литературные приемы с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.
Личностные:проявляют знание основных моральных норм поведения,участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.
Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию,строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные:Владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.
Познавательные:Анализировать средства образно-выразительной лексики,уметь находить их в литературном тексте.
Наши ученики – очень счастливые люди, потому что они еще многого не знают, а потому ждут открытий, невероятных свершений. Они искренне верят в то, что в жизни есть необычайные явления и предметы. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что чудеса, которые встречаются в текстах, в принципе совсем не чудеса. Но хорошо помним, что маленький ученик искренен, открыт миру, чувствителен к красоте образа, природы человеческих отношений. И если сейчас не разбудить его воображение, то, как показывает опыт, сделать это в подростковом возрасте практически невозможно. Поэтому урокам литературного чтения я уделяю особое внимание. На мой взгляд, они в системе развивающего обучения помогают ребенку реализовать скрытые возможности, способствовать росту творческого потенциала, формированию творческого, вдумчивого чтения.
Для того чтобы ребенок сознавал важность красивого, правильного чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены разные виды деятельности.(работа по вариантам, в группах, исследование).А так же велась работа над произведениями разных жанров(Живопись, поэзия)в. Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир искусства.
Урок литературного чтения выстраивается как диалог, который является наиболее эффективным методом формой изучения произведения. У детей в ходе диалога возникало открытие, рождались разные мнения. Диалог помог установлению коммуникативных отношений между его участниками, в какой-то степени сыграл роль в развитии индивидуальных творческих способностей. В ходе творческой работы у детей появились даже рифмованные строки, а в их понятии это стихи.
Проводя подобную работу со своими учениками, уже с первого класса ввожу элементы дискуссии, учу приемам общения, для принятия различных точек зрения, разъяснения своего мнения.
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому материалу на протяжении всего урока использовался наглядный метод.
В системе развивающего обучения эффективными считаются исследовательский и поисковый методы. Применяя их при анализе произведения с целью создания образа, формировала представление детей о главном герое произведения – солнечном луче, таком ласковом, похожим и разным, в зависимости от того, кто каким его увидел.
Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый последующий подготовлен предыдущим.
Рефлексия урока помогла детям оценить себя, своих товарищей, объективно выделить лидера, выразить свое отношение к уроку.
Поэтому считаю, что урок своей цели достиг. Удалось реализовать намеченное .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")
Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...
Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова
Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).
Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова)....
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...