Открытый урок по литературе в 3 классе(Л.В.Занков)
план-конспект урока по теме

Лютая Оксана Ивановна

Конспект открытого урока по литературе в 3 классе на тему:Н.Матвеева "Солнечный зайчик",И.Грабарь"Мартовский снег".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе:

Н.Матвеева «Солнечный зайчик», И.Грабарь «Мартовский снег»

(Система Л.В.Занкова)

Подготовила учитель I квалификационной категории

Лютая Оксана Ивановна

2014

План-конспект открытого урока по литературному чтению

в 3 классе (Система Л.В.Занкова)

Тема:Н.Матвеева «Солнечный зайчик»,И.Грабарь «Мартовский снег»

Цель:Формировать представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.

Планируемые результаты :

Предметные: Обучающиеся получат возможность научиться правильно анализироваить поэтические тексты,находить литературные приемы с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.

Личностные:проявляют знание основных моральных норм поведения,участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию,строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:Владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.

Познавательные:Анализировать средства образно-выразительной лексики,уметь находить их в литературном тексте.

1.Мотивация к учебной деятельности.Слайд 1

      Смолкли шаги в коридоре.

Урок нам пора начать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

На улице зимний денек.Ярко светит солнышко.Улыбается нам.А мы улыбнемся солнышку.У нас хорошее настроение и мы готовы работать.

2.Постановка учебной задачи.

-Кто меня внимательно слушал?С каким литературным жанром мы будем работать сегодня на уроке?(Поэзия)

-Какие литературные произведения изучает поэзия?(Стихотворения)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особым взглядом на мир поэта Новеллы Матвеевой, а так же художника Игоря Грабаря.

3.Проверка домашнего задания.Слайд2

Стихи в вашем исполнении будут сейчас звучать.

Домашнее задание мы будем проверять.

(Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш» тремя учениками)

-Давайте оценим , чье исполнение вам понравилось больше всего.Я называю имя, а вы аплодируете.

-Итак получается, что исполнение......вам понравилось больше всего.Аргументируйте.(Эмоционально,правильно соблюдает логические ударения, паузы, знает текст)

4.Изучение нового материала.

  • -Сейчас вы прослушали стихотворение С.Я.Маршака.А следующее стихотворение Новелла Матвеева посвятила памяти С.Маршака.Дело в том, что Самуил Яковлевич был учителем Новеллы Матвеевой и принял большое участие  в судьбе поэтессы.

  • Слайд 3

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны .У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили.Свои стихи она перкладывала на музыку..(муз фон с ее исполнением) Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучали  на любительских магнитофонах (Поет)

Каждый автор – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы.Вот и Новелла Матвеева хочет видеть в вас думающих людей. Только такие читатели смогут понять смысл любого нового произведения, открыть для себя мир, полный чудес.

  • Слайд 4
  • Чтение стихотворения учителем.

  • Первичное восприятие прочитанного

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало оно у вас?

-Какое настроение?

 

А вы знаете,(Слайд5)

Корней Иванович Чуковский  (Кто это такой?Какие его произведения вы знаете?)когда ему прочитали "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул .

-От чьего имени ведется повествование?(От зайчика)

-

  • Самостоятельная работа(частично-поисковый метод)

-Прочитайте самостоятельно призведение и отметьте слова, которые вам непонятны.

  • Словарная работа

Слайд 6

 с толкованием значения слов.

  • Создание устной картины

-Представьте, что вы художник-иллюстратор.У вас есть возможность сделать иллюстрацию к стихотворению.Сейчас  будете читать стихотворение по строфам и отмечать те строчки, к которой вы сделаете иллюстрации.

  • Что у вас получилось?

(заслушивается несколько учеников)

-Давайте прочитаем последнюю строфу.

(Чтение учеником)

-Давайте поразмышляем.Какие невзгоды могут посетить малышей?

-Какое настроение у вас, когда болеете?Или вас наказали?(Скучно, грустно)

А теперь представьте, что в оконной раме появляется солнечный зайчик?Что он с собой принесет?(хорошее настроение)

-Даавйте посмотрим, как зайчик может поднять настроение.

5.Физминутка «солнечный зайчик»

Слайд 7

6.Проблема!:Давайте переччитаем стихотворение и подумаем,

в чем же видит поэтесса предназначение солнечного зайчика?(Приносит людям радость)

_А почему же тогда Новелла посвятила это стихотворение Самуилу Маршаку?Предположите.Давайте вспомним его произведения.

Слайд 8

(картинки-иллюстрации к призведениям Маршака)

Подводим детей к выводу: Все стихи Маршака веселые, жизнерадостные,заразительные, такие, как этот солнечный лучик.

7.Работа над образно-выразительными средствами

Слайд9

-Что помогает сделать это стихотворение радостным, веселым? (художественно-изобразительные средства)Какие вам знакомы? Сейчас вы поработаете в группах

1 группа поищет и запишет эпитеты

2 группа метафоры.Но для начала вспоним, что обозначают эти слова.

-Ребята, поэты при написании лирических стихотворнеий используют еще один прием, который помогает услышать действия, происходяшие в стихотворении.Что это за прием?(звукопсиь)

В этом стихотворении он есть?(в 1 строфе много шипяших, которые передают шелест, шуршание зайчика , 2 строфа-много твердых звонких согласных-ускоряется ритм)

 Благодаря художественному слову автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. И вот уже солнышко потянуло к нам свои лучи.

  • Поймайте лучик! (Дети ловят луч своими зеркальцами.)
  • Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели прониклись любовью к солнечному зайчику.

8.А сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею.

Слайд 10

Перед нами мартовский день, мы видим сельский пейзаж.

На картине запечатлен момент, когда молодая девушка идет с коромыслом и двумя ведрами за водой.

-Во что она одета?(На ней теплый платок, темная телогрейка и длинная юбка,)

-Почему она одета тепло?( за окном март. Первый месяц весны.Еще холодно), девушка одета тепло и удобно.

-Какие признаки подходящей весны видны на картине?(Снег лежит долго, не пу

-С помощью каких красок автор наполнил картину светом?(Преобладают синие и белые оттенки, изображающие снег. От яркого солнца дерево, которое не видно зрителю бросило большую тень на снег. )

-Есть ли сходство у изученного нами стихотворения и этой картины?(Радостное настроение)

(Оба автора совершают чудо, Матвеева использует литературное слово,Грабарь-кисть)

9.Творческая работа в группах

Слайд11

- А сейчас я предлагаю вам совершить чудо .Дело в том, что у вас в учебнике помещено не все стихотворение.Здесь оно в сокращении.

Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик!я раздам вам тексты, а вы придумайте свои 2-3 строчки продолжения и запишите их.

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине.
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю...

 10.Рефлексия урока

Слайд 12

Наш урок подошёл к концу, воспользуйтесь памятками, оцените свою работу на уроке.

Памятка для учащихся

Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Самоанализ урока.

Исходя из композиционной структуры урока, форм и методов работы, содержания, мой урок является уроком комбинированного типа, в ходе которого были реализованы поставленные цели:

Формировать представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.

Планируемые результаты :

Предметные: Обучающиеся получат возможность научиться правильно анализироваить поэтические тексты,находить литературные приемы с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений.

Личностные:проявляют знание основных моральных норм поведения,участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию,строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:Владеть основами смыслового анализа текста, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности.

Познавательные:Анализировать средства образно-выразительной лексики,уметь находить их в литературном тексте.

Наши ученики – очень счастливые люди, потому что они еще многого не знают, а потому ждут открытий, невероятных свершений. Они искренне верят в то, что в жизни есть необычайные явления и предметы. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что чудеса, которые встречаются в текстах, в принципе совсем не чудеса. Но хорошо помним, что маленький ученик искренен, открыт миру, чувствителен к красоте образа, природы человеческих отношений. И если сейчас не разбудить его воображение, то, как показывает опыт, сделать это в подростковом возрасте практически невозможно. Поэтому урокам литературного чтения я уделяю особое внимание. На мой взгляд, они в системе развивающего обучения помогают ребенку реализовать скрытые возможности, способствовать росту творческого потенциала, формированию творческого, вдумчивого чтения.

Для того чтобы ребенок сознавал важность красивого, правильного чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены  разные виды деятельности.(работа по вариантам, в группах, исследование).А так же велась работа над произведениями  разных жанров(Живопись, поэзия)в. Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир искусства.

Урок литературного чтения выстраивается как диалог, который является наиболее эффективным методом формой изучения произведения. У детей в ходе диалога возникало открытие, рождались разные мнения. Диалог помог установлению коммуникативных отношений между его участниками, в какой-то степени сыграл роль в развитии индивидуальных творческих способностей. В ходе творческой работы у детей появились даже рифмованные строки, а в их понятии это стихи.

Проводя подобную работу со своими учениками, уже с первого класса ввожу элементы дискуссии, учу приемам общения, для принятия различных точек зрения, разъяснения своего мнения.

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому материалу на протяжении всего урока использовался наглядный метод.

В системе развивающего обучения эффективными считаются исследовательский и поисковый методы. Применяя их при анализе произведения с целью создания образа, формировала представление детей о главном герое произведения – солнечном луче, таком ласковом, похожим и разным, в зависимости от того, кто каким его увидел.

Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый последующий подготовлен предыдущим.

Рефлексия урока помогла детям оценить себя, своих товарищей, объективно выделить лидера, выразить свое отношение к уроку.

Поэтому считаю, что урок своей цели достиг. Удалось реализовать намеченное .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).

Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова)....

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...