План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).
методическая разработка на тему
Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план открытого урока на тему" Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н. Рубцова) | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока
по дисциплине «Литература»
Тема: «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).
Цели:
- дидактическая: раскрыть личность и творчество поэта Н. Рубцова, выявить основные мотивы и взаимосвязь лирических произведений поэта с музыкой;
- развивающая: развивать у студентов память, внимание, логику мышления, интеллект, правильную речь и выразительное чтение лирических произведений;
- воспитательная: прививать интерес к родной литературе, воспитывать чувство гордости за талантливых русских поэтов.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Формы проведения: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа.
Оборудование: портрет Н. Рубцова, сборник стихотворений поэта, выставка книг и журналов с публикациями о Н. Рубцове, телевизор, DVD, диск.
Эпиграф:
«Жизнь настоящего поэта, его путь и судьба – это тоже произведение, страницы которого таят не меньше нравственного, духовного содержания, нежели стихи». Николай Коняев.
Поэтические цитаты-метафоры, крылатые выражения из стихов Н. Рубцова:
- «До конца, до тихого креста
Пусть душа останется чиста!»
- «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
- «Отчизна и воля –
Останься, мое божество!»
Ход урока.
- Организационный момент.
Подготовка к уроку. Запись темы в журнал. Отметить отсутствующих.
- Сообщение темы урока, постановка цели и задачи. Мотивация.
Слово преподавателя: «Тема нашего урока – «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. Рубцова). Работать сегодня нам, надеюсь, будет интересно. Одну часть работы вы уже проделали дома: выучили стихотворения этого поэта, а на уроке мы выявим основной мотив лирики Н. Рубцова и связь его лирических произведений с таким видом искусства, как музыка.
- Изложение нового материала.
План
- Детство и юность Н. Рубцова.
- Мотив любви.
- Народность и человечность лирики поэта.
- Чувство родной природы и ее единство с поэтом.
- Образ России.
- Стихи-песни Н. Рубцова.
- Завещание поэта.
Преподаватель: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года на Северной Двине, неподалеку от Архангельска. Беломорье – суровый край, богатый сказками, преданиями, легендами. Край, давший Михаила Васильевича Ломоносова – российского ученого, давший также и прекрасного поэта Николая Рубцова.
Война разрушила все. Отец – с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и умерла мать. С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского района. Стихотворения «Аленький цветочек» и «Детство» рассказывают как раз о тяжелом детстве поэта.
«Аленький цветок»
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. –
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог…
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
«Детство»
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.
Откуда только –
Как из-под земли! –
Взялись в жилье
И сумерки и сырость…
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли
Куда-то повезли.
Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик: «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь … Потом
Вот говорят,
Что скуден был паек,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, -
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонек.
Детдом на берегу.
До слез теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово «сирота».
Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день.
Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъем
Объявлен был до срока,
И все кричали:
- «Гитлеру капут!»
Еще прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след…
(Стихи наизусть читают студенты)
Преподаватель: В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить свою детскую мечту – стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. А какой это год – 50-ый! В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в чужом городе – что он только тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу – одному Богу известно! В мореходку его не приняли – нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему было всего 14. События тех дней много позже отольются в щемящее стихотворение «Фиалки»:
Я в фуфаечке грязной
Шел по насыпи мола,
Вдруг тоскливо и страстно
Стала звать радиола:
- Купите фиалки!
Вот фиалки лесные!
Купите фиалки!
Они словно живые!
Так зачем мою душу
Так волна волновала,
Посылая на сушу
Брызги сильного шквала?
Кроме моря и неба,
Кроме мокрого мола,
Надо хлеба, мне хлеба!
Замолчи, радиола…
Сел я в белый автобус,
В белый, теплый, хороший, -
Там вертелась, как глобус,
Голова контролерши.
(Стихотворение читает наизусть студент)
Преподаватель: А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию. По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он начал печатать свои первый стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую гармошку или гитару.
Он был молод, в расцвете сил, он любил девушку, которая, как он надеялся, его ждала.
«Повесть о первой любви»
Я тоже служил на флоте!
Я тоже памятью полон
О той бесподобной работе –
На гребнях чудовищных волн.
Тобою – ах, море, море! –
Я взвинчен до самых жил,
Но, видно, себе на горе
Так долго тебе служил…
Любимая чуть не убилась, -
Ой, мама родная земля! –
Рыдая, о грудь мою билась,
Как море о грудь корабля.
В печали своей бесконечной,
Как будто вослед кораблю,
Шептала: «Я жду все вечно»,
Шептала: «Я вас люблю».
Люблю вас! Какие звуки!
Но звуки ни то ни се,
И где-то в конце разлуки
Забыла она про все.
Однажды с какой-то дороги
Отправила пару слов:
«Мой милый! Ведь так у многих
Проходит теперь любовь…»
И все же в холодные ночи
Печальней видений других –
Глаза ее, близкие очень,
И море, отнявшие их…
(Стихотворение наизусть читает студент)
Преподаватель: Жизнь снова испытывает поэта на излом. Как это часто случается, любимая не дождалась. Очень долго не мог залечить эту рану Николай. И любовная лирика окрашивается горечью и грустью. Мотив любви звучит в стихотворениях «Вредная», «Осенняя песня», «Мы с тобой не играли в любовь», «Букет» и другие, которые положены на музыку и известны, как песни.
Звучит песня «Букет» (муз. А. Барыкина)
Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу:
- С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! –
Она возьмет.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже…
Ну и пусть.
Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю…
Преподаватель: После службы в армии – работа на Кировском заводе, затем, в 26 лет учеба в Москве в литературном институте имени Горького. Когда Николай поступал в литературный институт, заявление он написал в стихах. И снова скитание по общежитиям, несправедливость со стороны чиновников от литературы, придирки и перевод на заочное отделение. Но друзья-поэты, с которыми Николай учился 2 года, уже тогда заметили необыкновенный талант и даже говорили окружающим, что в литературу пришел новый Есенин. Да, он очень любил Есенина, многому у него учился. Но знал и любил также Пушкина, Блока, Тютчева. А любимыми у него оставались Есенин и Тютчев.
Зрелые стихотворения Рубцова отмечены подлинной народностью и человечностью. Когда поэт говорит о народе, он не умиляется со стороны другим человеком, но дает ему войти в стихотворение с его собственной правдой, в нем как бы говорят сами история, народ, природа. Их естественные голоса звучат в голосе поэта.
«Русский огонек»
Погружены
В томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели.
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне,
как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для вас и теплая одежда… -
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
- Скажи, родимый, будет ли война? –
И я сказал:
- Наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог.. . ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… -
И вдруг опять: - Не будет, говоришь?
- Нет, - говорю, - наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог…-
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья.
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью!
Спасибо скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…
( Стихотворение может прочитать выразительно или преподаватель, или студент)
Преподаватель: Вглядываясь в судьбу народа, Рубцов мог несколькими мазками очертить явление социального ряда. Стихотворение «Русский огонек», всего несколько строк – но за ними – миллионы простых людей, живущих, по ироническому признанию поэта, без претензий и льгот.
На реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ночь в ней светит хоть одинокая звезда и загорается приветливый огонек в оконце.
Мало кому из современных поэтов удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на живность всякую, ибо он сам часть природы. Природа у Рубцова – хранительница истории, народа.
Можно прочитать поэтические экспромты Рубцова:
Забыл приказы ректора,
На все поставил крест.
Глаза, как два прожектора,
Обшаривают лес.
После озера, леса и луга,
Столько будет рассказов для друга!
Столько будет солений, варений,
Столько будет стихотворений!
А жил он действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха, легок на подъем и неутомим. И питался, как птица. Бывало в гостях стол ломится от яств, а он склюет зернышко – другое – и в сторону. И берет в руки гармонь или гитару. Кстати, о птицах он писал с большим пониманием. Вот потрясающее стихотворение «Ласточка»:
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
(Стихотворение наизусть читает студент)
Николай Рубцов признавался, что жизнь его идет полосами: то светлая, то опять черная. Он был непростым человеком, и жизнь его не была простой. Детдом, тяжелая работа на заводе, морская военная служба и крушение первой любви, которая навсегда останется самым печальным его воспоминанием… Но свойство оставаться добрым, несмотря ни на какие жизненные неурядицы и несчастья, умение не озлобляться из-за них – очень важно и дорого для поэта Николая Рубцова. Если мы прочитаем стихотворение о воробье, который живет зимой очень горько и голодно, но который «не становится вредным от того, что так трудно ему», - и нам будет понятней характер самого поэта.
«Воробей»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Преподаватель: Когда-то Сергей Есенин советовал молодым стихотворцам, чтоб они искал родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было ее искать. Он много объехал земель и многое видел, но не было для него родней и ближе северной и скудной на урожаи, но щедрой на душевное тепло земли, Вологодчины. Не зря он говорил о своей «Звезде полей»:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Николай Рубцов с первых же строк заговорил о своем чувстве к России, к Родине. Выросший сиротой, он знал одну-единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие стихи, песни, лучшие минуты вдохновения и подъема. Осознание общности пути и судьбы с Родиной сделало его гениальным.
Береза у него – символ Руси, конь – символ свободы, счастья и удачи.
Он говорил, обращаясь к России: «Люблю твои избушки и цветы…» - но с грустью заключает: «Не купить мне избу над оврагом…» Деревня у поэта, как и дом, - символ самого лучшего в жизни. Он гордится, что «вырос в хорошей деревне», знает, «что в деревне виднее природа и люди», называет ее «светлой» и молит о том, чтоб ее вид «вокзальный дым не заволок».
Храм олицетворяет в его символике святость Руси, поэтому жаль «разрушенных белых церквей», он называет храм «удивительным, белокаменным», но этот храм, как деревня, как Россия, разорен и погружен в сон.
Родина для Рубцова – это идеал святости, т.е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, дом, звезда и горница. (Звучит песня «В горнице» (муз. Морозова)
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Преподаватель:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть.
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
А связь эта – это любовь к Родине! Неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к ее зеленым лугам и золотистым осенним лесам, ее медленным водам и терпким ягодам, томливым полдням и прохладным вечерам – всему, без чего не мыслил он ни своей жизни, ни своего творчества.
Николай Рубцов так заговорил о своем чувстве к Родине, что еще задолго до выхода в свет его поэтических сборников о нем знали, спорили, декламировали стихи, пели рубцовские песни.
«Березы»
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегаю слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
(Стихотворение наизусть читает студент)
(Звучит романс «В минуты музыки» (муз. И. Егикова)
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно пора понять настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких –
Попробуй их останови! –
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем…
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
Преподаватель: Николай Рубцов чуткий, «тихий» и музыкальный поэт. Его стихи-песни до их публикации шли, ехали, летели по России не через «телерадио», а через память, через душу людей. Не было в его стихах-песнях ни наглой бравады, ни обвинительства, ни хулиганской прыти, а была русская печаль, русская доля, русская тоска по свету в пути.
Созвучны этому романсу стихотворение «Музыка» Евгения Михайловича Винокурова и одноименное стихотворение Анны Ахматовой.
«Музыка»
Стихия музыки – могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем.
Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.
(Е. М. Винокуров)
«Музыка»
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
(А. Ахматова)
Мы выбрали эти стихотворения, посвященные такому виду искусства, как музыка, именно для того, чтобы более ярко и выразительнее представить связь Николая Рубцова и его лирики с музыкой.
Как и в стихотворении Евгения Винокурова «Стихия музыки – могучая стихия», и «мы ее в крови своей несем», так и у Николая Рубцова его стихи-песни рождались у него и вещали нам о Родине, свободе, любви, детстве, матери и других святых понятиях.
Как у Анны Ахматовой в стихотворении «Музыка» говорится, что «в ней что-то чудотворное горит», и «она одна со мною говорит», так и у Николая Рубцова стихи и музыка живут в единстве, и поэтому его стихи такие музыкальные, и понятны они нам, и они помогают нам верить в свою звезду – звезду веры, надежды и любви.
Более 130 песен написано на стихи Николая Рубцова. Среди них «Букет», «В горнице», «Тихая моя родина», «Журавли», «Зорька алая», «Замерзают мои георгины», «Звезда полей», «Вредная», «Пора любви» и другие.
Преподаватель: Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет. Его называли Есениным 60-х лет. Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию недооценивали, считали есенинскими перепевами («Что вы меня в подпасках-то у Есенина держите?»).
Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани, был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову – уже в 1985 году, через 14 лет (в Тотьме Вологодчина). Неужели мы умнеем? А тем временем выросла посмертная слава поэта. Его песни поют, о нем сняты фильмы, появилось много воспоминаний о нем.
Николай Рубцов живет в своих стихах и светит нам своим тихим, но все ярче разгорающимся «русским огоньком». Его стихи не дают нам отчаяться.
Я уплыву
На пароходе,
Потом поеду
На подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по волоку с мешком –
И буду жить в своем народе!
И, наконец, хотелось бы раскрыть тему нашего урока стихотворением «До конца»:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца
До смертного креста!
- Закрепление изученного материала.
При закреплении изученного материала рекомендуется задать студентам следующие вопросы:
- С творчеством каких русских поэтов ассоциируется творчество Н. Рубцова? (Ф. И. Тютчев и С. Есенин)
- Какой мотив лирики Н. Рубцова ассоциируется с одним из мотивов лирики Ф. Тютчева? (Мотив любви. Любовь недолговечная, несчастная, трагичная)
- В чем сходство поэзии Н. Рубцова и С. Есенина? (Их объединяет любовь к родине, к России)
- Назовите основной мотив лирики Н. Рубцова.
- Назовите основные свойства характера Н. Рубцова? Приведите пример. (Доверчивость, доброта, умение не озлобляться – стихотворение «Воробей»)
- Что помогало Н. Рубцову создавать такие чистые, светлые стихи-песни? (Его музыкальность и любовь к Родине)
- В чем ценность поэзии Н. Рубцова? (Она учит нас доброте, человечности, вере в лучшее и любви к Родине)
- Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
- Рефлексия. Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно …
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне хотелось бы поблагодарить…
2) Преподаватель, подводя итоги урока, отмечает, что задачи и цели урока выполнены:
- познакомились с личностью и со своеобразием лирики Н. Рубцова;
- выявили основной мотив лирики поэта;
- отметили музыкальность стихов Н. Рубцова;
- сравнили мотивы лирики Н. Рубцова с мотивами лирики Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина;
- оценили значение поэзии Н. Рубцова для русской литературы.
6. Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Рубцова.
Аннотация
В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования занятия по дисциплине «Литература», показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение различных форм обучения.
Методическая разработка рекомендуется в помощь преподавателям литературы средних специальных учебных заведений на 1 курсе.
Введение
Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания предмета.
Данная методическая разработка открытого урока литературы предполагает использование преподавателем технологии деятельно-компетентного подхода. В ходе урока студенты совершенствуют информационную и коммуникативную компетентности, а также компетенции в умении самоорганизации и самообразования по предмету литературы. Продолжают совершенствовать навыки работы с лирическими произведениями. Подобная организация урока позволяет студентам проявить интеллектуальные и творческие способности. Изучаемые лирические произведения способствуют воспитанию патриотизма, национальной гордости и самосознания.
Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока. В ходе урока формируются навыки анализа лирического произведения, развиваются исследовательские умения и навыки студентов. Использование музыкальных записей способствует лучшему восприятию материала.
В данной методической разработке представлено применение элементов самостоятельной работы на различных этапах урока.
Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельно-компетентного подхода от обычного урока – это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха или неуспеха на уроке. Работа студентов оценивается преподавателем только положительно.
Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления. Необычная тема урока вызывает интерес к поэту и его творчеству.
Вопросы, поставленные при закреплении изученного материала, заставляют думать и размышлять, сопоставлять и работать с информацией в поисках нужного ответа. Данный урок позволяет затронуть каждого студента.
Заключение
Данная методическая разработка поможет интересно и в достаточной мере организовать изучение темы «Николай Михайлович Рубцов, его жизнь и творчество».
В разработке предлагается новый материал для достижения целей урока.
Считаю, что цели урока достигнуты. Студенты хорошо подготовились к выполнению домашнего задания: выучили наизусть стихотворения Н. Рубцова и выразительно прочитали их на уроке. Показали активность и самостоятельность, отвечая на вопросы, поставленные преподавателем при закреплении нового материала.
Литература
- Литература: уч-к для ссузов /В.К. Сигов, М. И. Громова и др. – М.: Дрофа, 2005.
- Коняев Н. Поэт России Николай Рубцов. Роман-газета, 1993, № 19-20.
- Сорокин В. Гонимая душа. Журнал «Смена», 1990, № 8.
- Николай Рубцов. Подорожники. М.: Молодая гвардия, 1985.
- Панина Н. Горит его звезда. Литература в школе, 1991, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")
Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
План открытого урока по литературе на тему "Героини Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"
Методическая разработка урока на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (тех...
Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»
laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...