методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"
методическая разработка по теме
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Они могут быть проведены на уроке, их можно предложить в качестве домашнего задания.
Игры разнообразны по содержанию, целям поведения и организации. Все игры можно проводить как индивидуальные, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБСУВУОТ СПУ «Уральское подворье»
Методическая разработка по географии
«Дидактические игры на уроках географии»
Разработала преподаватель I категории:
Абдалова Ильсияр Ханифовна
2014 год
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Элементы занимательности и неожиданности способствуют формированию более прочных знаний.
Учитывая психологические особенности воспитанников СПУ «Уральское подворье» и их возможности меня всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Они могут быть проведены на уроке, их можно предложить в качестве домашнего задания.
Игры разнообразны по содержанию, целям поведения и организации. Все игры можно проводить как индивидуальные, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Игры способствуют:
- становлению творческой личности ученика;
- формированию умений выделять проблемы;
- развитию познавательного интереса к предмету;
- оказывают эмоциональное воздействие на учащихся;
- стимулируют к поиску решений.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферу учащегося. Игра является ещё и хорошим стимулом для развития коммуникативных навыков, что немаловажно для успешной адаптации в современном обществе.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся развивает память, наблюдательность, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, снимает утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным для ученика.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных школьников. Исследование психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный школьник способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра- это почти всегда соревнование.
Коллективная форма работы - одно из преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек) т.е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.
Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:
1.Подготовительный (от одного до нескольких дней)
2.Основной (непосредственное проведение игры)
3.Заключительный (итог, который учащиеся проводят в конце деловой игры)
Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижении игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том как интереснее их провести. Спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные рассчитанные не на один урок развивающие методические приёмы.
Ниже привожу различные методические приёмы, игровой формы которые можно использовать при опросе, закреплении изученного материала. Все эти приёмы используются при планировании урока географии в шестом классе.
«Репортаж»
Учащимся подробно объясняется ,что такое репортаж, чем он отличается от сообщения. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, после работы над источниками весь материал оформляется в репортаж. Репортажи оцениваются и выставляются на обсуждение в классном коллективе. Данный методический приём положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительной литературой.
«Золотое слово»
Учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником. Например «Движение воды-волны, которые образуются «возникновение ветра» Ключевое словосочетание в утверждении – «возникновение ветра» Даже если ученик неправильно выделил ключевое слово, он тоже заслуживает поощрения (за умение неправильно мыслить)
«Кепка лидера»
Методический приём представляет собой развивающую игру. Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка, шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик отвечает, пытается отвечать, будет отмечен и оценен. Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце урока подсчитывается количество жетонов. Победитель получает приз- кепку лидера, которую надевает на голову.
«Геолото»
Для организации игры необходимо крутящийся барабан и открывающиеся бочонки с вопросами по темам или по разделам. Кроме вопросов, в бочонках находятся жетоны «Приз» и «Зоро». Ученики по просьбе учителя начинают вынимать вопросы из барабана и за небольшой промежуток времени (20 секунд) дают ответы на вопросы. Преимущество этой игры в том, что ученик знает, что сам решает свою «учесть», т.е. вытягивает сложный или простой вопрос. В случае выпадения бочонка «Приз» ученик освобождается от ответа на вопрос и получает сладкий приз. Если ученику выпал бочонок «Зеро» учитель имеет право задать ученику на своё усмотрение.
«Похлопаем-помашем»
Данный методический приём – это экспресс-диагностика знаний учащихся; выполняет контролирующую функцию. По выбору учителя поднимается ученик, который отвечает на поставленный вопрос по теме. После чего всему классу дается установка: «Как только Максим ответит, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. При правильном ответе – похлопать Максиму правой рукой, высоко поднятой вверх». После проведения этого методического приёма учителю сразу становится ясным общий уровень подготовки класса по определённой теме.
Заключение
1.Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную.
2. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В тоже время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора, облегчает межличностное общение.
3. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.
Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....
Методическая разработка к уроку географии 5 класса по теме «Природа Земли»
Данная методическая разработка может использоваться на уроках географии в 5 классе по теме "Природа Земли". Разработка содержит тесты ....
Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»
ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...
Методическая разработка урока географии «Многообразие стран на политической карте мира»
Урок предназначен для студентов первого курса по профессии "Автомеханик"...
Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"
Методическая разработка урока географии 10 класс технологическая карта "Мировая транспортная система"...
Разработка концепции современного урока с применением ценностно-ориентированного подхода на уроках географии и истории в рамках казахстанского образования
Введение: Ценностно-ориентированный подход в образовании способствует формированию у обучающихся системы ценностей, основанной на национальной идентичности, культурном наследии и традициях казахстанск...