проблемы внедрения модульной технологии
статья по теме
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.
Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.
Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.
Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.
Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.
С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке качества эффективности модульного обучения.
Целенаправленная деятельность по освоению технологии модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.
С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок к процессу разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности? Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.
Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.
Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:
1. Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.
2. Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.
3. Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы
4. Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.
Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.
Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.
Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:
1. Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.
2. Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.
3. Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.
4. Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.
Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.
Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.
Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.
Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.
С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке качества эффективности модульного обучения.
Целенаправленная деятельность по освоению технологии модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.
С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок к процессу разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности? Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.
Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.
Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:
- Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.
- Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.
- Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы
- Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.
Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.
Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.
Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:
- Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.
- Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.
- Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.
- Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульные технологии обучения
Модульный блок включает всебя :1.Краткий конспект по теме.2.Опросный лист по теории.3.Справочный материал.4.Решение задач по теме:а)простых, предназначенных для первоначального знакомства с темой .б)з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-157930-1386491997.jpg)
Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".
Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника". ...
Разработка урока по модульной технологии на тему: "Показательная функция, ее свойства и график"
Разработка урока по модульной технологии содержит конспект первого урока по теме: "Показательная функция"...
Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"
презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-439967-1398098699.jpg)
Применение модульной технологии на уроках химии
Модульное обучениеПреимущество модульного обучения перед традиционным обучением· гарантированностью достижения результатов обучения;·...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-37895-1569899082.jpg)
Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад
Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...
Презентация "Проблемы внедрения инноваций"
Презентация "Проблемы внедрения инноваций"...