проблемы внедрения модульной технологии
статья по теме

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕСС

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В. 

 

В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.

Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.

Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.  

Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.

Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.

 С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает  творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке  качества эффективности модульного обучения.

Целенаправленная деятельность по освоению технологии  модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам  творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.  

С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок  к процессу  разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности?  Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.

Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.

Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:

1.        Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.

2.        Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.

3.        Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы

4.        Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.

Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной  технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.

Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.

Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:

1.          Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.

2.          Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.

3.          Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.

4.          Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_tekhnologiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕСС

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.

Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.

Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.  

Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.

Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.

 С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает  творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке  качества эффективности модульного обучения.

Целенаправленная деятельность по освоению технологии  модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам  творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.  

С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок  к процессу  разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности?  Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.

Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.

Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:

  1. Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.
  2. Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.
  3. Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы
  4. Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.

Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной  технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.

Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.

Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:

  1. Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.
  2. Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.
  3. Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.
  4. Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульные технологии обучения

Модульный блок включает всебя :1.Краткий конспект по теме.2.Опросный лист по теории.3.Справочный материал.4.Решение задач по теме:а)простых, предназначенных для первоначального знакомства с темой .б)з...

Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".

Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника".  ...

Разработка урока по модульной технологии на тему: "Показательная функция, ее свойства и график"

Разработка урока по модульной технологии содержит конспект первого урока по теме: "Показательная функция"...

Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"

презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....

Применение модульной технологии на уроках химии

Модульное обучениеПреимущество модульного обучения перед традиционным обучением·        гарантированностью достижения результатов обучения;·...

Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад

Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...

Презентация "Проблемы внедрения инноваций"

Презентация "Проблемы внедрения инноваций"...