Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад
методическая разработка на тему
Модульная технология обучения
(МТО)
в условиях реализации ФГОС.
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.1.moduln_tekhnol_118i.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО
Московский областной железнодорожный индустриальный техникум
Имени В.И.Бондаренко
Модульная технология обучения
(МТО)
в условиях реализации ФГОС.
Доклад
преподавателя истории Смирновой Т.А.
ГБОУ СПО МО МОЖИТ
Региональная научно-практическая конференция
« Психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательного процесса в системе НПО и СПО
в условиях реализации ФГОС»
ГБОУ НПО ПУ 118 МО 23.04. 2014г.
г.Орехово-Зуево.
Модульная технология обучения (МТО)
Доклад на региональной НПК преподавателя истории
ГБОУ СПО МО МОЖИТ
Смирновой Т.А.
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться
сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать,
организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность метода состоит в
том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог
работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в
себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по
достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от
информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей
учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это
целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и
технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него
входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по
достижению дидактических целей.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания
учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную
характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной)
и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой —
формирование теоретических знаний, функции второй — формирование
профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так
и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным
модулем могут служить лабораторное практикумы и лабораторные работы,
спецпрактикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и
дипломные работы.
Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную программу, которая
состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей,
обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю
нужно выделить основные научные идеи курса. Например, в курсе школьной
биологии выделяются следующие идеи: организм - биологическая система;
экологические системы; система и эволюция органического мира. Затем
необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в
определенные блоки.
Затем формируются модули. В модули входят крупные блоки учебного содержания,
на основе которых выделяются учебные элементы.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является
представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик
эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с
учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал,
ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет
структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.
УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в котором дается
резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вместе с учителем
осуществляет управление учением. УЭ последний - выходной контроль.
Модуль может иметь следующую форму:
№ стр. | № М | № УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания |
^ Первая форма:
|
|
|
. Вся работа осуществляется на основе технологических карт, в которых даны предписания общих и частных учебных целей и соответствующих действий, указана последовательность их осуществления: 1) первичный контроль исходного уровня знаний; 2) последовательность «шагов» учеников (a, b, c, d) по изучению нового материала, овладение конкретными знаниями и умениями; 3) задания итогового контроля полученных знаний.
В учебном элементе (УЭ-О) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
По ходу урока, я наблюдаю и направляю деятельность учащихся, управляю процессом обучения. Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. При составлении плана модульного урока придерживаюсь следующего алгоритма:
1.Формулирую тему урока.
2. Определяю и формулирую цели урока и конечных результатов обучения.
3. Разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определяю цели каждого из них.
4. Подбираю необходимый фактический материал.
5. Определяю способы учебной деятельности учащихся.
6. Выбираю формы и методы преподавания и контроля.
7. Составляю модуль данного урока, распечатываю по количеству учащихся.
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
- УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;
- УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Кроме этого, при составлении модульного урока использую различные типы учебных элементов:
1. текстовый УЭ – чтение, выделение главного, конспект, карточки и т.д.;
2. картографический УЭ – карты, атлас;
3. иллюстративный УЭ – описание, характеристики
4. табличный УЭ – составление таблиц, сравнение, определение;
5. словесный УЭ – получение информации
6. аудио-видео УЭ – видеосюжеты фильмы;
7. натурный УЭ - экскурсии, походы
8. смешанный УЭ – несколько информационных технологий.
При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся,
чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести
соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце
каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль,
взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль
имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения
непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он
должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала,
необходимо проводить его доработку.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно
сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах
лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в
модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации
учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре,
в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем
самым усиливать ее качество и эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге с переосмы...
Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»
Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...
Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).
Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...
«Применение современных технологий обучения в условиях реализации ФГОС СПО»
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настрое...
Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения....
Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».
Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»....
Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"
Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"...