Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".
статья по теме
Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника". Стратегия: Создание условий развития творческого мышления и направленной познавательной деятельности студентов на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника". Теоретический аспект. Для эффективной реализации идей дифференцированного обучения необходима качественное выявление общеучебных способностей стулентов, а также выявление уровня компетенции студентов в различных сферах деятельности, которая позволяла бы преподавателю своевременно и достоверно выявлять дидактическое состояние каждого студента. Вопросы организации компетентностного подхода в вопросе обучения на сегодня являются очень актуальными. Одним из направлений деятельности учителя может быть направление формирования у студентов навыков самостоятельной работы, в частности творческого поиска. Это направление является современным и выдерживается рамками федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения . Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволяет поэтапно (модульно) организовать познавательный процесс учащихся. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Данная технология предполагает, что студент должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Преподаватель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. Педагогическая идея. Блочно-модульную технологию целесообразно вводить в рамках одного урока или серии уроков по изучению целого раздела предмета. Ограничений временных в использовании не существует: рациональность определяется учителем. Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: • учебная цель (целевая программа); • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); • методическое руководство; • контрольная работа. Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей: 1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на: 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек. 2 модуль – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют; на таких уроках обычно выделяются группы ребят, которые способны самостоятельно составлять логические опорные конспекты (ЛОК), задания «для друга», т. е. работать творчески. 3 модуль – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы; предлагается работа с компьютерами или индивидуальные карточки- задания, тесты разного уровня и т.д. 4 модуль – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы. Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью блочно – модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: • повысить мотивацию изучения предмета; • повысить качество знаний; • повысить уровень образовательного процесса в целом. Данное обучение также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы на любом месте, при получении дальнейшего образования, т. е. является компетентностным. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде. Блочно – модульная технология обучения «обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)». Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым студентом индивидуально. Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно – модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет: • организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; • индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений; • организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи; • организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой. Изучение каждого модуля является логическим продолжением предыдущего. Это позволяет наиболее полно узнать уровень подготовленности и учесть индивидуальные особенности обучаемых. Студент сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. И, наконец, самое главное – повышается интерес к учебному процессу, что положительно сказывается на уровне знаний и навыков студентов. Методология уроков Построение уроков с помощью блочно-модульной технологии может быть различным, но выдерживается всегда в рамках действующей теории. Мной была опробованы и внедрены следующая схема построения уроков в рамках блочно-модульного обучения: Блок — серия уроков в рамках одного раздела. 1 модуль (теоретический) — выдача теоретического материала учащимся в рамках 1-2 уроков (по сути - это выдача теории в виде лекций). 2 модуль (практический) — решение задач, разбор ситуаций и т. п. Модуль обязательно включает в себя элементы самостоятельной работы. Реализуется в серии из 1-3 уроков. 3 модуль (творческий) — решение поставленных задач на основе творческих подходов. Сочетаются различные формы творческой деятельности: индивидуальная, групповая, смешанная. Реализуется в серии из 1-2 уроков. 4 модуль (оценочный) - оценка знаний на основе различных форм контроля, включая домашний контроль Данная схема хорошо себя зарекомендовала в старшем звене, так как дисциплинирует учащихся на сознательном уровне. Блочное внедрение данных модулей будет успешным только если отработать схему работы в рамках одного урока. Реализация блочно-модульной технологии на занятиях по электротехнике и электронике, может быть следующей: План-задание урока «Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление» (Блочно-модульное обучение) Комплект опорных модуле и оценочный лист на парте каждого учащегося. 1. Модуль (Проверочный) Лист с тестом по пройденному материалу: Электрический ток. Характеристики электрического поля (напряжение, сила тока, электрическое сопротивление). Учащиеся по два человека на парте выполняют тест и проверяют друг друга правильность выполнения по ключу с обратной стороны листа. (модуль может быть реализован с применением ИКТ - технологий) Время на тест - 5-7 минут вместе с проверкой. Формы работы: индивидуальный, работа в паре Выставляем оценку в оценочный лист по схеме. 2. Модуль (Обучающий) Модуль-схема сопровождения практического подтверждения закона Ома. Демонстрация закона Ома (электрическая цепь, мультимедийная презентация). Сообщение учителем исторических сведений. Вольтамперная характеристика участка цепи. Зависимость сопротивления от геометрии проводника. Удельное сопротивление. Обобщающие выводы — формулировка закона Ома для участка цепи. Самостоятельная работа: По графику вольтамперной характеристики определить сопротивление данного участка цепи Время на выполнения модуля — 10-15 минут Формы работы: индивидуальная, групповая Выставляем оценку в оценочный лист по схеме 1. Модуль (Творческий) Работа в группах по 4-6 человек над творческим заданием. Пример возможных задания: 1 группа: Изобразить живую электрическую схему на примере предложенной: амперметр, вольтметр, реостат, ключ, батарейка (заготовлены таблички на каждого учащегося с известным значением тока и напряжения). 2 группа: Вторая группа проверяет правильность и рассчитывает ток в цепи по известным на табличках напряжению и сопротивлению и записывают его маркером на табличке учащегося. 3 группа: Составить четверостишие из предложенных слов: амперметр, вольтметр, реостат, ключ, батарейка (при проведении урока в компьютерном классе можно использовать задания в области ИКТ-технологий, например, исследование интерактивной электрической цепи с помощью виртуального физического эксперимента) Время выполнения — 10-15 минут Формы работы: групповая Выставляем оценку в оценочный лист по схеме. 4. Модуль (Итоговый) Подводим итог работы: выставляем итоговую оценку в оценочный лист. Время на выполнения модуля — 5-7 минуты ( Формы работы: индивидуальная, групповая) 1. Модуль (Домашний) Домашняя контрольная работа Формы работы: индивидуальная, групповая Пример обучающего модуля: (приложение №1: модули. rar) Результаты применения блочно-модульного обучения Элементы блочно-модульного обучения в своей практике применяю давно. В основном это касалось их применения на уроках информатики. В последние два года стал применять и в преподавании электротехники и электроники. Внедрение данной технологии в принципе не может быть «гладким» и дать скоротечных результатов тоже. Изучение любого предмета в школе должно начинаться и заканчиваться в рамках одной технологии. Не все дети могут посильно воспринимать темп, который навязывает данная технология, но активизировать их познавательную деятельность вполне возможно. В рамках внедрения данной технологии учитель должен понимать, что у учащихся периоды подъёма умственной активности могут сменяться падением. И только умелое манипулирование объёмом и временем выполнения модулей может исправить эту ситуацию. Нужно вырабатывать привычку у студентовк такой форме проведения уроков. Многие скажут, что формы организации уроков нужно чередовать, но я считаю, что нужно приучать детей именно к постоянству формы организации занятий, тем более, что это не мешает разнообразить сам образовательный процесс. Заключение. Целесообразность применения блочно-модульной технологии обусловлена рядом факторов: • «Уплотнение» программы. Объём информации остался без изменения, а число часов уменьшилось; • Существование большого числа плохо отрецензированных и дорогих учебных пособий по предмету. Преимущества блочно-модульной системы: позволяет формировать прочные и систематизированные знания, осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; проводить широкие межпредметные связи, особенно с математикой, физикой, химией, значительно снижает нагрузку на студентов; даёт ученику свободу в рамках времени, отведённого на изучение блока; учащийся может сам планировать свою домашнюю работу по предмету с учётом других нагрузок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блочно-модульная технология по дисциплине "Электротехника и электроника" | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.
Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Учебный | Содержание учебного модуля |
УЭ 0 | Постановка целей урока |
УЭ 1 | Входной контроль. Повторение изученного |
УЭ 2 | Изучение теоретического материала по новой теме |
УЭ 3 | Закрепление материала |
УЭ 4 | Самопроверка |
УЭ 5 | Осмысление (рефлексия) |
УЭ 6 | Экспертный контроль |
Домашнее задание |
Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.
Рассмотрим, как можно использовать данную технологию.
Возьмем, к примеру, урок физики в 8 классе по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива». Урок стоит в конце темы «Тепловые явления», материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, т. к. у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач.
Применим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии к данному уроку.
- Постановка целей урока.
- Повторение изученного по теме (входной контроль).
Первые 5-7 минут можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или провести устный опрос. - Изучение теоретического материала по новой теме.
Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося. - Закрепление материала.
Ответы на вопросы и решение задач. - Самопроверка.
Решение задач. - Осмысление.
Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. - Экспертный контроль.
Ответы на вопросы учителя, небольшая по объему проверочная работа.
Например:
1В | Входной контроль | 2В | Входной контроль |
1 | Что называют количеством теплоты? Как обозначают? В чем измеряют? | 1 | Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью? В чем ее измеряют? |
2 | Что обозначает запись : | 2 | Что обозначает запись : |
3 | Решите задачу: Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы нагреть 1 кг свинца на 5o C? | 3 | Решите задачу: Какое количество теплоты выделится при охлаждении 2 кг воды от 100o C до 80o C? |
Приложение:
Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла?
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Карта учащегося
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Примечания |
УЭ 0 | Постановка целей Сегодня на уроке вы самостоятельно узнаете откуда же берется энергия при горении различных видов топлива, а также познакомитесь с формулой для подсчета этой энергии. Вы уже познакомились с понятием внутренняя энергия, узнали способы изменения внутренней энергии, знаете виды теплопередачи, а также знакомы с физическими величинами: количество теплоты (Q), и удельная теплоемкость (c), умеете решать задачи на расчет количества теплоты, выделяемого телом при охлаждении и количества теплоты, необходимого для его нагрева. Поэтому материал, с которым вы познакомитесь сегодня, покажется вам легким. Внимательно читайте инструкцию и строго следуйте ей!!! Успехов! Ваша цель на уроке: – узнать, откуда берется энергия при сгорании топлива; |
|
УЭ 1 | Для начала проверим, как ты усвоил материал прошлых уроков. Ответь на листке на вопросы, предложенные в карточках с пометкой «входной контроль». | Если сложно, то обратись к учебнику § 7-9 |
УЭ 2 | Самостоятельное изучение нового материала. Внимательно прочитайте содержание § 10 на стр. 25-27 учебника. Ответьте на вопросы в конце параграфа. Запишите в тетрадь тему урока, определение удельной теплоты сгорания топлива. Запишите как обозначается эта физическая величина и в чем измеряется. Запишите формулу для вычисления количества теплоты, выделяемого топливом при полном сгорании. Внимательно прочитайте свои записи, убедитесь в понимании написанного. |
|
УЭ 3 | Закрепление изученного. Внимательно прочитайте текст, приведенный ниже. Из содержания параграфа вы узнали, почему происходит выделение энергии при сгорании топлива. Происходит соединение атомов в молекулы. Атомы углерода соединяются с атомами кислорода, при этом образуется молекула нового вещества – оксида углерода. Но всегда ли процесс горения сопровождается выделением тепла? В сущности, гореть могут любые вещества. Все определяется начальными условиями. Если нефть, бензин, уголь – углеводородосодержащие вещества – горят с выделением тепла, то, скажем, кусок железа тоже можно сжечь при высокой начальной температуре и с большим количеством кислорода. Во всех случаях горение это - окислительно-восстановительный процесс. Но в одних случаях он идет с выделением тепла, а в других – с поглощением энергии. Энергия при горении вещества выделяется тогда, когда суммарная кинетическая энергия молекул после горения выше, чем у молекул до начала процесса горения. Именно в этом случае вещество называют топливом. Каждое топливо выделяет свое количество теплоты при сгорании, поэтому вводится специальная физическая величина – удельная теплота сгорания топлива q , которая у каждого вещества своя (см. таблицу 2 на стр. 26 учебника). Зная удельную теплоту сгорания топлива, можно легко рассчитать количество теплоты, которое выделится при сгорании этого топлива массы m. Чем больше масса сгораемого топлива, тем больше выделяемое количество теплоты. Q=q·m Ответьте на вопросы к параграфу на стр. 27 учебника. |
|
УЭ 4 | Самопроверка. Внимательно рассмотрите решение задач. Задача 1. Определите количество теплоты, выделившееся при сгорании 200 г бензина. Задача 2. При сгорании спирта выделилось 1,35 · 10Дж тепла. Чему равна масса сгоревшего спирта? Самостоятельно решите задачу №1 из упражнения 5 на стр. 27 учебника и задачу, приведенную ниже. Задача: Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж тепла? Сравните свое решение с готовым решением (см. приложение). Все ясно? Если что-то не понятно, обратись к учителю или консультанту. |
|
УЭ 5 | Осмысление Вернитесь к УЭ 0 и проверьте, достигли ли вы поставленных целей? Если да, то смело переходите к следующему УЭ, если нет, то вернитесь к УЭ 2. |
|
УЭ 6 | Экспертный контроль Ответьте на вопросы и решите задачи. 1. В каком случае выделится больше тепла: при сгорании 1 кг бензина или 1 кг нефти? Почему? 2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 1 кг торфа? 3. Задача: Какое количество теплоты выделится при сгорании 300 г керосина? 4. Задача: Сколько спирта нужно сжечь, чтобы получить 8,1 · 107Дж энергии? Если успел сделать все задания, то можешь подумать над дополнительными задачами: 1. На сколько градусов нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагревание? 2. На спиртовке нагревали 175 г воды от 15oС до 75oС. При этом сгорело 6 г спирта. Сколько энергии было потрачено впустую? |
Сделайте это на отдельном листке и сдайте его учителю.
Дополнитель-ные задачи можно не решать. |
| Домашнее задание: § 10, упражнение 5 (задачи 2 и 3), № 1052 (сборник задач) |
|
Существует также Модульно-блочная технология, которая отличается от модульной лишь тем, что здесь модули объединяются в блоки (циклы уроков), что дает возможность подойти к обучению еще более дифференцированно и сэкономить массу времени.
Рассмотренные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями все чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно-ориентированным.
Использованная литература:
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А. Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.Академия, 2005.
2. Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века – Тула, 1997.
3. Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям – М.МИПКРО, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»
Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная нить»Анализ не...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»
Вводная часть1Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная ...
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению. Перв...
Блочно-модульная технология преподавания математики в колледже.
Ведущей идеей технологии является отказ от авторитарного характера обучения в пользу поисково-творческого. Каждый обучающийся учится на своем уровне сложности, что обеспечивает личностно – диффе...
Применение современных компьютерных технологий на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО
Доклад содержит материал о том, каким образом можно использовать современные компьютерные технологии на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО, на примере дисциплины МДК.01.06 "...
Методическое пособие по дисциплинеЭлектротехника и электроника Р 2
Методическое пособие предназначено для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, в которых предусмотрено изучение курса «Электротехника и электроника»....
Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе»
Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе» (XII Всероссийской научно-практической конференции «...